Мобильная версия

Версия для слабовидящих

23 сентября 2017, суббота2:29

8 августа 2017 года

Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 8 августа 2017 года

Зобнин С.В.: Сегодня у нас на повестке дня вопрос о защите прав детей в нашей области. Данный вопрос является одним из самых актуальных и значимых в социальной сфере, потому что защита детей, а дети это самый ценный капитал общества и самая незащищённая его часть - это одна из самых важных сегодня тем нашей жизни. В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства в конце мая Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным был подписан указ, согласно которому в период с 2018 по 2027 годы, этот срок, этот период в России станет годом, десятилетием точнее, детства. Поэтому, все вопросы, касающиеся поддержки детей, останутся приоритетными в региональной политике. Сегодня хотелось бы посмотреть и обсудить, как на практике реализуются основные направления соблюдения прав ребёнка в нашей области, какие проблемы существуют. Слово для доклада я хочу предоставить Татьяне Петровне Океанской – Уполномоченной по правам ребенка в Ивановской области. Пожалуйста, Татьяна Петровна.

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые члены Правительства, участники заседания!

Сегодня обсуждается вопрос благополучия более 180 тысяч детского населения Ивановской области. Детей воспитывающихся в многодетных семьях, детей-сирот, детей-инвалидов, детей, находящихся в социально-опасном положении и просто дошкольников и обучающихся.

В ежегодном докладе Уполномоченного за 2016 год представлен подробный, детальный анализ ситуации защиты прав и законных интересов детей на территории Ивановской области. Позвольте сегодня остановиться на только некоторых проблемах, с которыми обращаются граждане в службу Уполномоченного. Ежегодно к Уполномоченному поступает более 1600 обращений. Основная категория заявителей – родители. Основная масса обращений поступает из Иванова.

Мы стараемся стать доступнее для граждан области, поэтому у нас работает интернет-приёмная на сайте, служба представлена в социальных сетях. Мы используем практику выездных приемов, проводим ежеквартальные совместные приемы с руководителями федеральных ведомств, а так же в течение трех лет организуем телефонные горячие линии «Летний отдых» и «Безопасная дорога в школу. Родительский контроль».

Тематика обращений к Уполномоченному разнообразна. Традиционно преобладают вопросы, связанные с улучшением жилищных условий, взысканием алиментов, конфликтами между участниками образовательного процесса, обеспечением лекарствами и установлением инвалидности, предоставлением мер социальной поддержки семей.

Обеспечение лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями по-прежнему является острой проблемой. Ежегодно очередь пополняется большим количеством человек, чем обеспечивается жильём. Чтобы частично снять напряжение, некоторые муниципалитеты – активнее всего Иваново и Фурманов - предоставляют лицам из числа детей-сирот временное жилье. В целом же количество временного жилья, предоставляемого органами местного самоуправления, к сожалению, ежегодно сокращается. Поэтому настоятельно призываю глав муниципалитетов сформировать маневренный фонд и прошу Правительство поддержать нас в этом вопросе. Очередь не будет увеличиваться, если сохранять жильё, закрепленное за детьми-сиротами.

В 2016 году за счет средств муниципалитетов отремонтировано всего 4 единицы жилья, сохраняемого за детьми-сиротами: 2 в Иванове, по одной единице - в Шуйском и Приволжском районах. В ряде районов сложилась довольно критическая ситуация – это Палехский, Заволжский, Приволжский и Юрьевецкий районы.

Ситуация с состоянием организаций для детей-сирот не вызывает беспокойства. По итогам ежегодного мониторинга детских учреждений установлено, что 70% организаций полностью соответствуют новым требованиям постановления Правительства, то есть в них созданы условия, приближенные к семейным.

По итогам мониторинга Департаментом социальной защиты населения была создана дорожная карта, в соответствии с которой будет проходить дальнейшее развитие учреждений.

80 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в замещающих семьях. В современных условиях любые меры социальной поддержки замещающих семей важны.

Порядок предоставления льготного питания устанавливается органами местного самоуправления. Проанализировав ситуацию с обеспечением обучающихся общеобразовательных организаций льготным питанием, мы установили, что большинство муниципалитетов включили детей-сирот в число льготных категорий.

Обращаюсь к главам Гаврилово-Посадского, Заволжского, Родниковского, Пестяковского, Южского, Юрьевецкого, Комсомольского, Савинского, Палехского, Тейковского районов с просьбой включить в категорию льготников хотя бы тех детей-сирот, которые учатся в начальной школе, так как считаю, что необходимо обеспечить единый подход к этой категории на всей территории Ивановской области.

В рамках того же мониторинга мы установили, что органами местного самоуправления, кроме городского округа Иваново, не соблюдается ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которой обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны получать бесплатное питание.

В связи с этим прошу Департамент образования изучить ситуацию более детально и призываю муниципалитеты к исполнению федерального законодательства.

Благополучие ребенка зависит от социального здоровья семьи, которое включает в себя материальный достаток, бытовой уклад жизни, нравственные установки и ценности, а так же методы воспитания. Но не все семьи можно назвать социально здоровыми. Что для ребёнка важнее: остаться в кровной семье с любимыми, но далеко не благополучными родителями или воспитываться в безопасных условиях социально-реабилитационного центра, детского дома? Какова должна быть степень вмешательства государства в семью? Споры об этом не утихают. Поэтому с 2017 года при Уполномоченном была создана рабочая группа для всестороннего анализа практики изъятия несовершеннолетних из семьи, в состав которой вошли не только работники трех профильных департаментов и УМВД, но и представители депутатского корпуса, общественности, СМИ. На заседаниях рассматривались самые нетрадиционные случаи, касающиеся этой темы.

Нельзя назвать социально здоровыми и те семьи, где используют насильственные методы воспитания. Количество преступлений, сопряженных с насилием, совершенных в отношении несовершеннолетних, в том числе родителями и совместно проживающими лицами, хотя и имеет тенденцию к снижению, но все-таки достаточно высоко. В первом полугодии 2017 года 10 преступлений в отношении детей совершено родителями и 5 совершено совместно проживающими родственниками.

По данным УМВД России по Ивановской области, фактов нанесения телесных повреждений детям, проживающим в замещающих семьях, со стороны законных представителей не зарегистрировано, однако один ребенок, воспитывающийся в замещающей семье, стал жертвой преступления со стороны совместно проживающего брата опекуна.

Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации поддержали законодательную инициативу о закреплении в Семейном кодексе требований к совместно проживающим с кандидатом в опекуны (попечители) лицам о предоставлении справок об отсутствии судимости и заболеваний, при наличии которых нельзя усыновить ребенка или принять под опеку.

В настоящий момент мы работаем над подготовкой предложений о внесении изменений в семейное законодательство, которые будут направлены в адрес Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Еще одна ситуация, при которой страдают дети - распад семьи и следующие за этим споры между родителями о месте жительства ребенка или порядке общения с ним. С 2017 года в регионе появился дополнительный механизм разрешения семейных конфликтов. В семи районах Ивановской области работают 12 кабинетов медиации, где можно пройти бесплатно процедуру медиации, что стало возможным благодаря проекту «Миру быть!», который реализуется при поддержке областных союзов. За 4 месяца работы медиаторами было проведено 98 медиаций и подписано 72 примирительных соглашения.

Многодетные родители обращаются в службу Уполномоченного по самым разным вопросам: улучшение жилищных условий, организация летнего отдыха, обеспечение бесплатным питанием в школе, учебными пособиями и формой.

Мы - Уполномоченные в регионах - считаем, что Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" морально устарел и активно выступаем за принятие федерального закона. Но пока этого не произошло, необходимо сохранять уже существующие меры поддержки и по возможности вводить новые.

Так Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Анна Юрьевна Кузнецова 25 июля поддержала законопроект о внесении многодетных семей в категорию получателей льгот по налогу на имущество физических лиц.

В особой заботе государства и общества в целом нуждаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Не так давно изменились подходы к установлению инвалидности у детей, что привело к увеличению числа отказов в установлении инвалидности. И как следствие дети лишились бесплатного лекарственного обеспечения, пенсий, а с ними социальной поддержки.

Благодаря вмешательству региональных уполномоченных проблема постепенно решается: введен отдельный порядок для определения инвалидности лиц в возрасте до 18 лет, смягчивший жесткие критерии установления инвалидности для детей(Приказ Минтруда России от 05.07.2016 № 346н).

У нас в регионе мы со службой медико-социальной экспертизы по Ивановской области подписали между нашими службами Соглашении, которое позволяет решать самые сложные ситуации установления инвалидности для детей.

У семей, воспитывающих детей-инвалидов, существует целый комплекс острых проблем: обеспечение лекарствами, средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением, формирование доступной среды, оказание психологической, юридической помощи. Решение некоторых вопросов берут на себя благотворительные фонды, социально ориентированные некоммерческие организации, волонтеры, общественные объединения родителей с которыми мы тесно сотрудничаем. Сегодня заместитель руководителя программы «Дети Ивановской области» поделится опытом реализации некоторых проектов фонда.

Традиционно много обращений к Уполномоченному связано с защитой прав детей на образование.

Все более стабилизируется ситуация с предоставлением мест в детских садах, за исключением, пожалуй, активно развивающегося городского округа Кохма.

Охват детей дошкольным образованием с учетом вариативных форм в 2016 году составил 86,5% (в 2015 году - 86%), что значительно выше среднероссийского (66,2%).

Больше, чем обычно в 2016 году поступило обращений по вопросам питания, санитарно-гигенических норм и условий, а так же методов воспитания в дошкольных организациях. Половина жалоб, а их 19, были признаны обоснованными и по результатам проверок несколько руководителей учреждений были привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. Учитывая количество обращений с октября 2016 года, мы открываем горячую телефонную линию по приёмам обращений на качество услуг по присмотру и уходу за детьми в детских садах. Телефон горячей линии 28-13-28.

В связи с многочисленными жалобами, поступающими в аппарат Уполномоченного при президенте по правам ребёнка на качество завтраков и обедов, во всех образовательных организациях в предстоящем учебном году в регионах Уполномоченными по правам ребёнка совместно с активистами общероссийского народного фронта, будет проведен мониторинг качества питания в образовательных организациях.

Значительно меньше в приемную Уполномоченного поступает обращений по вопросам зачисления в 1 класс. В ряде школ г. Иваново руководители идут навстречу людям и находят возможность открыть дополнительные классы для детей, проживающих на закрепленном микроучастке. Однако увеличилось количество обращений родителей детей, закончивших 9 класс, которые по результатам рейтингого отбора в 10 класс были лишены права продолжать обучение в своей школе, так как отсутствовали классы реализующие программу базового уровня, а в созданных профильных классах не было свободных мест. Хочу обозначить свою позицию, которую разделяет большинство Уполномоченных по правам ребенка в регионах, создание «рейтинговой системы», т.е. проведение индивидуального отбора в общеобразовательных организациях, в которых созданы только классы профильного обучения, нарушает права детей на доступное образование и противоречит Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».

Поясню. В соответствии со ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Прекращение образовательных отношений допускается либо в связи с завершением обучения, либо в связи с отчислением, которое может быть произведении по инициативе обучающегося или законных представителей; в случае применения отчисления как меры дисциплинарного взыскания, а так же по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, например, в случае ликвидации образовательной организации.

Перечень оснований для прекращения образовательных отношений в соответствии со ст. 61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является исчерпывающим и не содержит основания прекращения отношений в виде получения основного общего образования (окончание 9-го класса). Поэтому, рекомендуем Департаменту образования проанализировать итоги набора в 10 класс в этом году с учетом нашей позиции.

К числу острых проблем в сфере образования относятся конфликты между участниками образовательного процесса. Ключевая роль в профилактике школьных конфликтов принадлежит школьным психологам. К сожалению, их количество сократилось, например, в 2016-2017 учебном году только в 52 (22%) муниципальных общеобразовательных организациях Ивановской области есть штатные психологи. Это обстоятельство подтолкнуло нас к развитию школьной медиации. И в настоящее время в 16 районах действуют 29 пилотных площадок. Вместе с тем, школьная медиация – это инструмент разрешения конфликтов и не может быть альтернативы психологической службе.

Роль школьных психологов особенно возросла сейчас, когда мы столкнулись с ростом мобильной и Интернет-зависимости, интернет-группами, побуждающими детей к аутоагрессии.

Разрабатываемая областной комиссией по делам несовершеннолетних и защите прав «дорожная карта» по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних предполагает, что школьный психолог станет ключевым звеном этой модели. Поэтому, рекомендуем руководителя образовательных организаций активнее использовать ресурс Института развития образования Ивановской области, где организована профессиональная переподготовка педагогов по специальности «педагог-психолог».

Ежедневно мы получаем информацию о происшествиях, в результате которых дети получают травмы, иногда не совместимые с жизнью.

По данным Департамента здравоохранения Ивановской области, в 2016 году выросло количество детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, от отравлений, укусов животных, падений с высоты, снизилось количество детей, получивших ожоги, пострадавших в драках, на детских площадках.

Техническое состояние детских и спортивных площадок находится на особом контроле Уполномоченного. Органам местного самоуправления была дана рекомендация провести инвентаризацию и паспортизацию детских площадок.

Хочу отметить, что проведенный в 2016 году в формате самообследования мониторинг показал, что в большинстве районов Ивановской области прошла инвентаризация игровых площадок, по мере необходимости они оперативно ремонтируются или приобретается новое игровое оборудование. Положительная динамика отмечена в Вичуге, Тейкове, Шуе, Шуйском, Пестяковском, Тейковском, Фурмановском, Верхнеландеховском муниципальных районах, где по итогам инвентаризации 2016 года техническое состояние детских игровых площадок соответствовало правилам безопасности. Главам муниципалитетов нужно взять под контроль все объекты, которые могут представлять опасность для детей (стройки, люки, котлованы, разрушенные здания, закрыть доступ на чердаки и крыши, объекты отопительной системы, на которых ведутся ремонтные работы, трансформаторные будки, водоемы, в том числе искусственные).

Уважаемые участники заседания! Вы понимаете, что обозначить в формате данного доклада все имеющиеся проблемы невозможно. Сегодня мои коллеги продолжат рассказывать о некоторых из них.

В заключение хочу напомнить, что 29 мая Президент РФ подписал Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства. Уже идет разработка первой части программы до 2020 года, нацеленной на обеспечение здоровья, образования и успешное развитие каждого ребенка. Благодарю за внимание!

Зобнин С.В.: Спасибо, Татьяна Петровна. Хотелось бы уточнить один момент, каким образом в службе уполномоченного проводят работу по правовому просвещению населения региона?

Океанская Т.П.: Работа приёмной – это главное направление, но правовое просвещение это тоже неотъемлемая часть нашей работы. В приоритете у нас контакты с родителями, детьми, встречи с ними. Ежегодно мы создаём различные брошюры правового характера. Они все собраны на нашем сайте. Еженедельно по понедельникам во второй половине дня на нашем сайте выходит рубрика «Новое законодательство», где мы для всех желающих посмотреть, отследить законодательную базу вновь появившуюся, публикуем аннотации к законодательству федерального, регионального и даже муниципального уровня. И 20 ноября для нас главный день – это день правового просвещения детей. Поэтому, все службы, которые находятся в регионе в этот день очень плотно работают с населением, родителями и детьми по правовому просвещению.

Зобнин С.В.: Спасибо. Татьяна Петровна в своём докладе затронула проблему с обеспечением бесплатного питания для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья. Коллеги, понятно, что у нас сегодня в бюджете средств недостаточно, но данным вопросом надо заниматься. Поэтому, прошу, озвученной Татьяной Петровной всех глав муниципальных образований к этому вопросу вернуться. Тем более, есть федеральный закон, согласно которому обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны получать бесплатное питание. Прошу глав всех образований ещё раз взять на контроль, проработать и доложить о ситуации. Проблема с обеспечение жилья детей-сирот, к сожалению, тоже имеет место и не только в нашем регионе. Решить эту проблему конечно сразу не удастся и некий выход из этой ситуации это обеспечение детей-сирот временным жильем. У меня вопрос к Рощину Сергею Юрьевичу. В прошлом году на заседании правительства поднимался вопрос, чтобы в городском округе Шуя в отличие от остальных 26 муниципальных образований, не предоставляется временного жилья детям-сиротам. Как удалось эту ситуацию исправить? И что сделано по прошествии полутора лет?

Рощин С.Ю.: (плохая запись)

Зобнин С.В.: Это всё что было сделано за полтора года? Немного, Сергей Юрьевич. Это фикция какая-то. Отдельно доложите мне по этому вопросу. Мы не можем оставлять детей-сирот наедине с такими проблемами, коллеги. Прошу всех глав без исключения взять на личный контроль эти вопросы и обеспечить временным жильём всех детей-сирот. Нужно будет для этого создавать какой-то фонд, либо использовать маневренный фонд, это уже на усмотрение каждого. Но в эту проблему надо включиться, и чем быстрее, тем лучше. Так же Татьяна Петровна затронула в докладе ещё одну немаловажную тему, что касается зачисления школьников в 10 класс. Введенная в настоящее время система рейтингов нарушает конституционное право детей на общедоступное образование. Прошу, Ольга Генриховна, Вас этой проблемой всерьёз заняться и доложить о результатах. Что у нас происходит, как у нас происходит по этому вопросу. А то мы сегодня привыкли, сделали всё, выставили, детей развернули, и дети пошли на улицу. Слово для доклада Рожковой Татьяне Валерьевне начальнику Департамента социальной защиты населения Ивановской области. Пожалуйста, Татьяна Валерьевна.

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые члены Правительства и участники заседания!

Права ребенка в российском законодательстве определены предельно четко. Они представляют собой систему координат, которые в целом задают вектор благополучного развития. Но среди них есть одно основополагающее – это право ребенка жить и воспитываться в семье, и, насколько это возможно, в родной семье, которая должна обеспечивать своим детям содержание, воспитание и заботу.

В целях сохранения семейной целостности, укрепления ее ресурсов, необходимых для надлежащего воспитания детей, органами и учреждениями социальной защиты населения осуществляется социальная поддержка семей с детьми.

Социальная поддержка семей с детьми представляет собой комплекс мероприятий по оказанию материальной, социально-бытовой, психолого-педагогической, правовой помощи, основанный на принципах адресности и максимально учитывающий особенности и нужды семьи и ребенка. Кратко остановлюсь на основных мероприятиях.

В числе 78 мер социальной поддержки, предоставляемых гражданам области в виде выплат, компенсаций и субсидий, 21 выплата напрямую связана с материнством и детством. Общий объем средств, направляемый на эту категорию получателей, составляет порядка 1,7 миллиарда рублей. В 2016 году выплаты предоставлялись на 54,6 тысяч детей, что составляет третью часть детского населения региона.

В качестве эффективного механизма оказания государственной социальной помощи также привлекается ресурс адресной социальной помощи в натуральном выражении и на условиях социального контракта, которые предоставляются порядка 4,5 тысячам семей с детьми ежегодно. В 2017 году на адресную социальную помощь направлены средства областного бюджета в сумме 5,4 миллиона рублей.

В числе мероприятий, направленных на социально-экономическую поддержку семей с детьми, отдельно отмечу организацию детского отдыха и оздоровления. Общий объем финансирования детской оздоровительной кампании в 2017 году составил 234,6 миллиона рублей, из них – 207,0 миллионов рублей (88%) – средства областного бюджета. Данные средства направляются на приобретение путевок в санаторно-оздоровительные и загородные лагеря, а также на организацию двухразового питания детей в лагерях дневного пребывания. Из общего числа приобретенных путевок (а это более 12,5 тысяч) 65% предоставляются бесплатно детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, воспитывающимся в многодетных семьях, сиротам и оставшимся без попечения родителей.

Существующая государственная система мер социальной поддержки охватывает все категории семей, нуждающихся в особой заботе государства. Однако практика работы показывает, что государственные пособия и льготы – это не лекарства. Для лечения социальных недугов семьи необходимы эффективные технологии социальной работы.

Среди них ключевой для нас является технология социального сопровождения семьи. Преимущества применения социального сопровождения заключаются в межведомственном подходе к решению проблемы, возможности выстраивать работу и добиваться позитивных результатов как на этапе ранней профилактики, так и в случаях хронических социальных недугов семьи, таких как: алкогольная зависимость, девиации поведения, педагогическая некомпетентность родителей. С учетом конкретной проблематики выстраивается план мероприятий по работе с семьей. Результаты его выполнения контролируют муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. По состоянию на 01.08.2017 осуществляется социальное сопровождение 1362 семей, воспитывающих свыше 2,5 тысяч детей. Коэффициент эффективности, который определяется в ходе оценки уровня стабилизации ситуации в семье, составляет 74%.

В регионе сформирована сеть организаций и структурных подразделений, осуществляющих социальное обслуживание детей и их родителей. В ее составе: 12 отделений профилактической работы с семьей и детьми, 5 стационарных отделений реабилитации, Центр психолого-педагогической помощи семье и детям. Среди наиболее востребованных социальных услуг – услуги в сфере психолого-педагогического сопровождения. Квалифицированную помощь в этой сфере оказывают более 30 педагогов-психологов. В 2016 году получателями социальных услуг в организациях социального обслуживания семьи и детей стали более 1,2 тысяч несовершеннолетних, что на 30% выше, чем в 2015 году. Дальнейшее увеличение охвата мы прогнозируем и в текущем году, поскольку по результатам первого полугодия он уже составляет свыше 1 тысячи.

Организациями социального обслуживания реализуется свыше 25 социальных проектов, направленных на социально-педагогическую реабилитацию семей, профилактику противоправного поведения, жестокости и насилия в семье, развитие социальных компетенций детей-инвалидов. Участие в социальных проектах приняли свыше 1 тысячи 300 детей и 500 семей. Это направление, как одно из перспективных, мы будем развивать и в дальнейшем. В планах этого года – запуск проекта по социальному семейному туризму для семей, воспитывающих детей-инвалидов, развитие сети школ особенного ребенка, расширение формата работы проекта «Дети сельской глубинки».

Показателем результативности социального сопровождения семей с детьми является снижение масштабов социального сиротства. В последние годы положительные изменения на этом важном направлении нашей работы достигнуты по целому ряду показателей. Слайд 8. Так, за последние шесть лет число детей-сирот сократилось на треть. По состоянию на 01.08.2017 всего в области зарегистрировано 3160 детей, относящихся к категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» (2015 – 3337, 2014 – 3515, 2013 - 3832). Количество лишений родительских прав в сравнении с 2012 годом сократилось на 29% (с 295 в 2012 году до 210 в 2016 году). Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 47%. За I полугодие 2017 года выявлены 164 ребёнка, оставшихся без попечения родителей, что на 7% ниже аналогичного показателя за I полугодие 2016 г. (177 чел.).

В течение последних трех лет превышение показателя устройства детей-сирот на семейные формы воспитания над выявлением сохраняется на уровне не ниже 40%. В 2016 году на различные семейные формы воспитания передано 669 детей (в 2015 г. – 847), в I полугодии 2017 г. – 214. За последние семь лет количество приемных семей увеличилось более чем в шесть раз. По состоянию на 01.07.2017 образовано 448 приёмных семей, в которых воспитывается 643 ребёнка.

В целях развития семейных форм устройства детей-сирот обеспечивается работа 11 Центров подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей. Подготовка граждан, осуществляется по разработанной единой в регионе программе. С начала работы Центров подготовку прошли 2468 кандидатов в замещающие родители, порядка 90% из них взяли на воспитание детей.

Для удобства граждан обеспечена работа «горячих линий». Для граждан, проживающих в территориально удаленных муниципальных образованиях, организуются выездные консультации по правовым и психолого-педагогическим вопросам.

Услуги по комплексному психолого-педагогическому сопровождению оказываются 100% заявителей. Основными формами работы на этапе сопровождения замещающих семей являются: индивидуальные консультации, семинары-тренинги, проведение культурно-просветительских массовых мероприятий, организация работы клубов по интересам.

Работу Центров обеспечивают 37 высококвалифицированных специалистов. Проводимая комплексная работа по профилактике социального сиротства позволила существенно сократить численность детей-сирот, воспитывающихся в детских домах. За последние пять лет среднегодовое число воспитанников данных учреждений сократилось на 37%. Всего с 2008 года в регионе ликвидировано 6 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с сокращением контингента поэтапно осуществляется реформирование деятельности детских домов как многопрофильных центров, оказывающих комплекс услуг по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия, восстановлению и реабилитации кровных семей.

Анализ ситуаций по выявляемым фактам нарушения прав детей показывает, что в абсолютном большинстве случаев неблагополучие ребенка возникает тогда, когда в семье не работает функция ответственного родительства. Поэтому свою основную задачу на ближайшую перспективу мы видим в развитии системы социальных технологий и практик, направленных на формирование культуры родителя и укрепление семейных ценностей. Доклад окончен. Спасибо за внимание.

Зобнин С.В.: Спасибо, Татьяна Валерьевна. Пожалуйста, присаживайтесь. Слово для доклада предоставляется Головкину Роману Николаевичу заместителю начальника Управления ГИБДД УМВД России по Ивановской области. Пожалуйста, Роман Николаевич.

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые присутствующие!

Обеспечение безопасности детей на дорогах является приоритетным направлением деятельности государства в целом и Госавтоинспекции в частности.

Подразделениями ГИБДД, Департаментом образования Ивановской области, Уполномоченным по правам ребенка в Ивановской области и многими другими органам и учреждениями, выступающими в роли субъекта профилактики, принимается комплекс мер, направленных на профилактику дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних и снижение тяжести их последствий.

За первое полугодие 2017 года на территории Ивановской области зарегистрировано 81 ДТП с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, в результате которых 86 детей получили ранения. Таким образом, количество ДТП по сравнению с прошлым годом сократилось на 3,6%, погибших детей – на 100%, раненых – на 9,5%. В ДТП пострадали 42 ребёнка-пассажира (АППГ – 54; -22,2%), 36 несовершеннолетних пешеходов (АППГ – 32; +12,5%), а также пять детей-велосипедистов (АППГ – 7: -28,6%). С участием детей - водителей мототранспорта пострадало 3 ребенка (АППГ – 1: +200%).

Из 35 ДТП, произошедших с наездом на пешеходов, лишь у 4 несовершеннолетних в момент ДТП имелись световозвращающие элементы. Что еще раз свидетельствует о необходимости дальнейшей организации работы по распространению в школьной среде данных средств пассивной безопасности.

Исходя из вышеизложенного, следует, что ситуация с детским дорожным травматизмом достаточно стабильная. Отдельное внимание необходимо уделить вопросам перевозки автобусами школьников. По сведениям Госавтоинспекции, в регионе зарегистрировано 167 школьных автобусов. Перед началом учебного года автобусы должны быть технически исправны, у водителей автобусов должны быть разрешающие отметки категории Д, стаж вождения не менее 3-х лет и отсутствие нарушений правил дорожного движения за последний год. Остался всего лишь месяц до окончания летних школьных каникул. Поэтому, подразделения ГИБДД уже сейчас совместно с педагогическим составом проводят изучение и обновление паспортов дорожной безопасности образовательных организаций и Схем безопасных маршрутов передвижения детей, которые в дальнейшем будут использоваться в обучении и разъяснении детям и их родителям необходимости использования наиболее безопасных маршрутов дом-школа-дом.

Огромное значение имеет качество улично-дорожной сети. От того, как обустроены имеющиеся пешеходные переходы рядом со школами, оснащены ли они необходимой разметкой и дорожными знаками, исправными светофорными объектами, будет зависеть безопасность наших в сами детей. Госавтоинспекцией сейчас проводится комплекс мероприятий по проверке данных переходов, в первую очередь нерегулируемых. Ведется плотное взаимодействие с владельцами дорог по приведению переходов в нормативное состояние. К сожалению, нередко данные мероприятия выполняются лишь только после принятия нами мер надзорного и административного воздействия.

Уважаемые присутствующие, управление региональной Госавтоинспекции принимает все возможные меры по сокращению дорожных происшествий с участием несовершеннолетних. Однако наших сил крайне недостаточно. Хотел бы воспользоваться имеющейся возможностью и затронуть вопросы финансирования мероприятий по профилактике детского дорожного травматизма.

Мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения в Ивановской области реализуются в рамках подпрограммы «Повышение безопасности дорожного движения в Ивановской области», утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 457-п.

Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы в первоначальной редакции предусматривалось в рамках трёх государственных программ Ивановской области, таких как «Развитие транспортной системы», «Информационное общество» и «Развитие образования Ивановской области».

Однако, постановлением Правительства Ивановской области от 21 декабря 2015 г. № 578-п, мероприятия государственной программы «Развитие образования» были исключены и в настоящее время, предусмотренные ФЦП мероприятия по обеспечению безопасного участия детей в дорожном движении, фактически не реализуются.

Считаю, что недостаточное формирование мероприятий подпрограммы по повышению безопасности дорожного движения и их недофинансирование, не позволят существенным образом повлиять на ситуацию на дорогах региона.

Мы понимаем, что реализация различных региональных государственных программ происходит в условиях недостаточного ресурсного обеспечения. Вместе с тем, эффективность решения проблем, связанных с детской дорожно-транспортной аварийностью и дальнейшим ее снижением, напрямую связана с необходимостью системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в детской и молодежной среде, их обеспечением финансовыми ресурсами. С учетом изложенного обращаюсь к Вам с просьбой, в рамках имеющихся полномочий, в период формирования регионального бюджета не оставить без внимания мероприятия указанной мною ранее Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения. Благодарю за внимание! Доклад окончен.

Зобнин С.В.: Спасибо, Роман Николаевич. Присаживайтесь. По статистике наезд на пешеходов одна из самых распространённых видов дорожно-транспортных происшествий. Основная доля как раз вот этих наездов со смертельным исходом приходится на тёмное время суток, и поэтому, световозвращающих элементов достаточно остро стоит эта проблема, применения их. Особенно данный вопрос актуален по защите детей, которые в силу своих возрастных особенностей, иногда повышенной невнимательности могут просто выбежать на дорогу. Без привлечений родителей, конечно, мы с этим вопросом не справимся. Нужно нам общими усилиями добиваться этих положительных результатов. У меня вот вопрос, Ольга Генриховна, Департаментом образования неоднократно ставилась задача развернуть широкомасштабную разъяснительную работу по обеспечению школьников фликерами в целях профилактики детского травматизма. В настоящее время какая ведётся работа в этом направлении?

Антонова О.Г: Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые присутствующие! Безусловно, это одна из тем работы вообще педагогической общественности. Мы и родительское собрание на эту тему проводим, и 1 сентября прошлого года, как в новом учебном году проводим акцию вручения от старшеклассников первоклассникам фликеров, то есть мы со своей стороны и мониторим ситуацию. К сожалению, складывается ситуация такая, что фликер, условно говоря, родителями приобретен, но так как различные виды одежды используются, то на каждом из ребят такого фликера не оказывается. По этому одно из предложений, которое было высказано, в том числе родителями, мы его направляли в Минпромторг и Минобр науки – это о том, чтобы одежда школьная имела уже изначально при изготовлении такие световозвращающие элементы. Но мы с себя ответственности не снимаем, и по-прежнему, разъяснительную работу с детьми и родителями будем проводить.

Зобнин С.В.: Прошу Вас, Ольга Генриховна, совместно с управлением ГИБДД, продолжать эту активную работу по пропаганде использования несовершеннолетними светоотражающих элементов. Спасибо. Матвей Аркадьевич Мо???ов, как у нас обстоят дела с ремонтом автомобильных дорог по которым проходят школьные автобусы? Когда будут завершены работы по установке знаков и искусственных неровностей у всех учебных заведений? Доложите, пожалуйста.

М.А.: (Плохая запись)

Зобнин С.В.: Держите на контроле, не только около школ, но и у детских садов, у всех учебных и дошкольных учреждений. Прошу держать на контроле и совместно с главами муниципальных образований, глав тоже попрошу, включиться в эту работу, чтобы до начала учебного года у нас у всех образовательных учреждений эта работа была завершена. Спасибо. Слово для выступления предоставляется Пигуте Владимиру Борисовичу – первому заместителю главы администрации города Иванова. Пожалуйста, Владимир Борисович.

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые присутствующие!

Образовательно-развивающая среда должна обеспечивать полноценное и своевременное развитие детей, способствовать самостоятельности и творчеству, побуждать к развитию субъектной позиции ребенка. Главными задачами для нас являются создание современных, безопасных и комфортных условий пребывания детей, организация эффективного образовательного процесса в каждом из двухсот образовательных учреждений города Иванова.

Для более динамичного развития образовательной среды необходимо обеспечивать высокий уровень информатизации учебного и воспитательного процесса. С 2013 по 2015 годы в рамках федерального проекта модернизации образования в общеобразовательные учреждения города было приобретено большое количество компьютеров, интерактивных досок, другого современного оборудования. Что позволило к концу 2016 года улучшить показатель «Количество учащихся на один компьютер, используемый в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ» с 11 до 7,7 человек. При этом в условиях ежегодного роста количества обучающихся на 3% существует потребность в постоянном пополнении и обновлении парка компьютерной техники. Для решения данной проблемы требуется более 100 млн. рублей.

Информационные технологии затронули также другие учебно-воспитательные пространства: все учащиеся используют электронные дневники, появилась возможность ведения электронных журналов и расписания занятий. В настоящее время школьные библиотеки превращаются в настоящие медиацентры, создающие условия для эффективной и удобной работы с литературой всех участников учебного процесса.

Также информационные проекты реализуются в сфере организации школьного питания. На сегодняшний день 14 городских школ используют систему электронного кошелька, которая позволяет родителям обеспечить контроль за расходованием денег ребенком.

Для поддержания развития образовательной среды и реализации инновационных проектов с 2009 года Администрацией города Иванова оказывается грантовая поддержка в рамках конкурса «Образовательное учреждение будущего». Ежегодно на эти цели выделяется 1 млн. рублей, что позволило за девять лет поддержать 30 образовательных проектов. Так, на образовательной карте города появились Служба ранней помощи и лекотека для детей с ограниченными возможностями здоровья, площадка по безопасности дорожного движения, сенсорная площадка для детей с нарушениями зрения, кабинеты робототехники в школах и городская профориентационная площадка «Мастерград».

Заметно меняется облик и учреждений дополнительного образования. В 2017 году на базе музее камня «Литос – Клио» был открыт первый в городе планетарий. В центре «Новация» за последние несколько лет была оборудована современная фотолаборатория, кабинет робототехники, мастерская, оснащенная 3D принтерами и лазерным оборудованием, в центре «Перспектива» созданы прекрасные условия для социальной адаптации молодых инвалидов, в школе авиаторов Высота ребята получили возможность заниматься на авиатренажере.

Состояние психологического здоровья детей является одной из серьезнейших проблем детской психологии и педагогики. Для решения данных задач в городе Иванове взят ориентир на увеличение штата школьных психологов. В 2016-2017 учебном году создана и успешно работает Городская психолого-педагогическая служба, которая координирует деятельность всех психологов образовательных учреждений и оказывает действенную помощь школам, в которых психологи на сегодняшний день еще отсутствуют.

Немаловажным направлением для нас является создание условий в образовательных учреждениях для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. За последние три года на реализацию проекта «Доступная среда» было затрачено более 32 млн. рублей из бюджетов разных уровней. В настоящее время доля общеобразовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и синдромом Дауна, составляет 40,4%, в среднем по России данный показатель составляет 23,2%.

С учетом существующей потребности в инклюзивном образовании, считаем необходимым и в дальнейшем продолжить реализацию мероприятий федеральной программы, при этом без областного финансирования нам будет трудно.

Большое внимание в муниципалитете уделяется созданию спортивной инфраструктуры в школах и детских садах. За последние годы при поддержке депутатов были оборудованы современные спортивные площадки в лицеях № 6 и 33, школах № 56 и 62, построен многопрофильный стадион на территории школы № 66, ежегодно капитально ремонтируются спортивные залы, закупаются тренажеры. Ярким примером организации доступных площадок для подростков и молодежи стали уличные тренажерные комплексы.

Одной из важных задач, стоящих перед Администрацией города Иванова, является обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса. На сегодняшний день во всех без исключения образовательных учреждениях установлены системы видеонаблюдения, кнопки экстренного вызова, автоматическая пожарная сигнализация. Только на обеспечение пожарной безопасности в 2017 году из бюджета города выделено более 9 млн. рублей.

Во всех школах города установлены «электронные проходные» в турникетном варианте в рамках регионального проекта «Универсальная карта школьника». На это было выделено из средств целевой программы «Развитие образования» около 10 млн. руб. До конца года турникеты будут установлены и на 11 объектах учреждений дополнительного образования. Данная система позволяет повысить защищенность объектов образования, информировать родителей о месте пребывании ребенка. Кроме того, в дальнейшем система позволит вести учет посещаемости учащихся в кружках и секциях, даст возможность проанализировать реальную занятость детей, и эффективность использования бюджетных средств в сфере дополнительного образования.

В завершении хочу отметить, что создание условий безопасной и образовательно-развивающей среды для детей будет являться одним из приоритетных направлений деятельности Администрации города Иванова. Благодарю за внимание.

Зобнин С.В.: Спасибо, Владимир Борисович, присаживайтесь. Не теряет своей актуальности тема безопасности детских игровых комплексов, спортивных площадок, которые располагаются как во дворах жилых домов, так и на территориях общеобразовательных учреждений и организаций. Недавно в городе Иванове произошёл несчастный случай, когда мальчик поранил ногу, наткнулся на штырь. И вот в этом контексте у меня большая просьба. Я хочу обратиться и к главам муниципальных образований все кто в курсе этих вопросов, кто руководит этими вопросами безопасности, чтобы проверили все площадки во всех муниципалитетах. И это нужно делать регулярно и там где они активно отдыхают и занимаются спортом, и там где просто они гуляют на дворовых площадках. Я так понимаю там штыри-то забили как раз для того, чтобы машины не ставили. Такие вопросы надо в любом случае главам муниципалитетов решать, держать на своём контроле. Чтобы постоянно был контроль мест пребывания и прогулок детей. Кроме того вот я смотрю информацию по представленной информации по шестнадцатому году по инвентаризации детских игровых площадок. В данной работе вообще не принял участие Приволжский муниципальный район. Исполняющий обязанности главы Ирина Викторовна, как вы прокомментируете вот эту ситуацию?

И.В.: (Плохая запись)

Зобнин С.В.: Я вот поэтому и сказал. Нужно постоянно держать на контроле эти вопросы. Не только когда происходит какое-то происшествие, какой-то несчастный случай. Постоянно надо мониторить. Я ещё раз прошу глав держать на контроле этот вопрос. Слово для выступления предоставляется Кочеткову Андрею Геннадьевичу – руководителю отдела процессуального контроля следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области. Пожалуйста, Андрей Геннадьевич.

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые присутствующие!

За последние годы в Российской Федерации и странах СНГ возросло количество самоубийств несовершеннолетних, связанных с появлением в сети Интернет различных социальных групп, пропагандирующих суицид. Одним из основных ресурсов, используемых для призывов к совершению самоубийств, является социальная сеть «ВКонтакте».

Как правило, после некоторой психологической обработки подростка и выявления у него депрессивного настроения последнему предлагается вступить в группу, участники которой подталкивают его к совершению суицида, либо принять участие в игре по итогам которой он должен будет совершить самоубийство.

В результате психологического воздействия ребенок начинает испытывать чувство одиночества, своей ненужности, непонимания со стороны окружающих, у него пропадает желание жить, происходит идеализация смерти и суицида как способа решения всех проблем.

Следователями СК России при проведении процессуальных проверок по каждому сообщению об обнаружении трупа несовершеннолетнего принимаются меры к установлению признаков преступлений, связанных с умышленным или неосторожным причинением смерти, с доведением до самоубийства.

С целью проверки обстоятельств возможного самоубийства несовершеннолетнего под влиянием информации, размещенной в сети Интернет, производится изъятие компьютерных устройств и иных средств электронной связи (сотовых телефонов, планшетов и других устройств), находившихся в пользовании погибшего. Устанавливается наличие переписки в социальных сетях, истребуется информация об аккаунтах, посещаемых сайтах, в том числе информация о членстве в группах и социальных сетях, посвященных теме самоубийства, назначаются судебные экспертизы, в том числе лингвистические, посмертные психолого-психиатрические.

В 2016 году на территории области самоубийства совершили 4 подростка. В производстве следователей находилось 4 уголовных дела: 1- в следственном отделе по Октябрьскому району г.Иваново, 2 - в следственном отделе по г.Кинешма, 1 - в следственном отделе по г.Вичуга.

Расследование 1 уголовного дела в настоящее время продолжается. 3 уголовных дела прекращено в связи с отсутствием события преступления.

Причиной суицида явилась нахождение подростков в состоянии психической напряженности (стрессе), неразвитость психологической защиты, неудовлетворенность собственной жизнью, обусловленная, в том числе проблемами бытового характера. В одном случае причиной суицида явилось то, что родители объективно не могли удовлетворить потребности ребёнка в покупке дорогостоящего телефона.

Дети индивидуальны. Безусловно, первыми изменения в поведении ребенка замечают близкие люди. Как показывает практика, попав в зависимость кураторов групп смерти, ребенок начинает вести асоциальный образ жизни: отказывается от еды, сна, начинает курить, употреблять спиртные напитки, лекарственные препараты, которые рекомендует куратор. Отказывается от отношений с родными, сверстниками, от учебы. Этот момент нельзя упустить.

Для профилактики угроз, исходящих из сети Интернет, необходимо продолжить профилактическую работу с детьми, с родителями, педагогами на всех уровнях и всеми субъектами профилактики.

Образовательным учреждениям с целью расширения знаний родителей о способах пропаганды суицида в сети «Интернет» необходимо организовывать проведение родительских собраний, в том числе общешкольных; обеспечить укомплектование штата психологами, педагогами-психологами, на которых возложить выполнение профилактических мероприятий с обучающимися, направленных на выявление подростков группы суицидального риска; органам внутренних дел - организовать работу по выявлению лиц, склоняющих детей к суициду.

Со своей стороны следственное управление продолжит профилактическую работу в образовательных учреждениях, направленную на формирование у детей правовой грамотности, информационной безопасности при использовании сети «Интернет». При выявлении в сети Интернет информации, побуждающей несовершеннолетних к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к самоубийству, примет меры к блокировке сайтов (страниц), которые представляют опасность для несовершеннолетних.

Президентом Российской Федерации в июне подписано два Федеральных закона, которые, помогут защитить права несовершеннолетних от информации, размещаемой в сети «Интернет», причиняющей вред их здоровью и развитию.

Федеральным законом № 120 статья 110 Уголовного кодекса Российской Федерации «Доведение до самоубийства» дополнена рядом квалифицирующих признаков, в том числе совершение этого преступления в отношении несовершеннолетнего, в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях. Уголовный кодекс дополнен также рядом новых статей, предусматривающих ответственность за склонение к совершению самоубийства, за склонение или иное вовлечение несовершеннолетнего в совершение противоправных действий, представляющих опасность для его жизни.

Так же, внесены изменения в Федеральные законы «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Выявление лиц, склоняющих несовершеннолетних к суицидальным действиям, отнесено к направлениям деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Федеральные законы вступили в силу с 18.06.2017.

Таки образом, теперь имеются все правовые основы для проведения работы. Доклад закончен

Зобнин С.В.: Спасибо, Андрей Геннадьевич, присаживайтесь, пожалуйста. Проблема действительно информационной безопасности она в настоящее время особо актуальна. Ребёнок ещё не умеет фильтровать поступающую информацию и имеющий ещё очень хрупкую психику, он довольно быстро подвержен таким опасным влияниям. И тем более как раз вот люди, которые создают в социальных сетях так называемые «группы смерти», только родительского внимания здесь не достаточно. Здесь надо совместно работать, важно, чтобы с детьми работали психологи. Ольга Генриховна, прошу Вас совместно с руководителями образовательных организаций проработать вопрос наличия в каждой школе психологов. Для этого может нужно будет обучить учителей, классных руководителей, чтобы они обладали этими навыками, которые могли помочь детям. Возьмите пожалуйста на контроль этот вопрос и проработайте. Слово для выступления предоставляется Матвеевой Елене Владимировне – заместителю руководителя программы «Дети Ивановской области» регионального благотворительного фонда «Губернаторский фонд целевых программ». Пожалуйста, Елена Владимировна.

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые члены Правительства, участники заседания!

Создание условий для социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и молодых инвалидов, включение их в жизнь общества как равноценных и равноправных граждан - одна из задач Программа «Дети Ивановской области» губернаторского фонда целевых программ. В своей деятельности мы привлекаем большое количество жертвователей, благотворителей, неравнодушных людей. Тем самым мы пытаемся изменить отношение общества к особенным людям, делая его более доброжелательным.

С ноября 2014 года Программа «Дети Ивановской области» реализует 12 больших проектов на территории нашего региона, ориентированных на развитие творческих способностей детей, приобщение их к физкультуре и спорту, формированию трудовых навыков, организацию досуговой деятельности и летнего отдыха. И это касается именно детей с ограниченными возможностями здоровья и молодых инвалидов.

Позвольте представить несколько самых масштабных проектов.

Задача проекта «Отделение адаптивной физкультуры и спорта» –оздоровление детей и развитие паралимпийских видов спорта: плавания и игра бочча. В настоящий момент «Отделение» посещают более 100 детей с ограниченными возможностями здоровья, при чём с тяжелейшими заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с ментальными нарушениями. Программа финансирует подготовку и переподготовку работающих в отделении преподавателей, инструкторов, тренеров; мы производим ежемесячную выплату специалистам, работающим с особенными детьми.

В этом году лицензировали массажный кабинет, замкнули цикл реабилитации – это лечебная гимнастика, плавание, массаж, работа с психологами, творческая деятельность. Так же мы финансируем участие детей на межрегиональных и общероссийских соревнованиях. И у нас уже есть первые результаты. Ребята становились победителями СпецОлимпиады по плаванию и финалистами Первенства России по игре бочча.

С 2014 года нашей программой пожертвовано отделению адаптивной физкультуры более двух миллионов рублей.

Следующий проект - Клуб молодых людей с инвалидностью «Грани», который объединяет 60 семей, воспитывающих детей с заболеванием аутизм. Работа клуба нацелена на организацию системной работы по обучению молодых людей трудовым навыкам в области кулинарии, шитья, плетения ковриков, ухода за растениями – ребята ухаживают за цветами и растениями вокруг сенсорной дорожки в парке им. Степанова. Это тоже наш масштабный проект организация этой сенсорной дорожки. Параллельно ребята занимаются рисованием. Созданные участниками клуба работы были представлены на художественной выставке «Другие берега». Многие муниципалитеты знакомы с этой выставкой.

Наш новый проект, реализуемый в 2017 году - «Мастерские на Московской». На базе Социально-реабилитационного центра наша программа завершила ремонт помещений площадью почти 300 кв.м – это целый этаж здания. И там начал свою жизнь «Центр дневной занятости молодых людей с ограниченными возможностями здоровья». На сегодняшний день в нем занимается 80 человек. Основная задача Центра, открытого совместно с Департаментом социальной защиты населения, заключается в социальной, трудовой и бытовой реабилитации молодых инвалидов. На сегодняшний день помещения оборудованы и работают столярная, гончарная, швейная мастерские, студии флористики и ландшафтного дизайна, а также спортивный и актовый залы. Уже потрачено нами более трех миллионов рублей. Предстоит в августе потратить ещё 500 тысяч рублей. У нас остаётся ремонт входной группы в этом помещении.

До недавнего времени не имели возможность отдыхать в летних оздоровительных лагерях дети-инвалиды, имеющие потребность в создании особых условий: например, в широком смысле «безбарьерной» среды. Проект «Загородный лагерь» в местечке Ломы - хороший вариант инклюзии при наличии нашего особого, «профильного» отряда в составе обычной лагерной смены. Наши особенные дети с одним из родителей отдыхают, лечаться в этом лагере вместе со здоровыми детьми. Создание такой инклюзивной смены - одна из первых практик подобной работы не только на территории Ивановской области, но и в России. За 2 года реализации проекта отдохнул 91 особенный ребенок с родителями.

Мы давно поняли, что благополучие ребенка-инвалида во многом зависит от активной жизненной позиции родителей, их осведомленности в юридических, медицинских, психологических, педагогических вопросах. Поэтому в 2016-2017 учебном году на базе Ивановского государственного университета начала свою работу наш новый проект «Школа родителей». Он очень популярен среди родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. «Школа родителей» стала площадкой для проведения лекториев, тренингов, бесед, обмена опытом.

Вот несколько крупных проектов. На самом деле их очень много. Можно долго рассказывать о нашем опыте. Но реализовывая проекты, мы, конечно, сталкиваемся и с проблемами.

Например, Клуб молодых людей с инвалидностью «Грани», который посещают, в том числе совершеннолетние ребята. Самому старшему ребёнку-аутисту 26 лет. Территориально он расположен в учреждении дополнительного образования «Перспектива» на улице Большая Воробьевская, и муниципальное задание на наших ребят не распространяется. Сейчас из-за большого муниципального задания предельно сужено расписание занятий наших ребят. Возможный выход из создавшейся ситуации – подыскать нам другое помещение, не относящееся к системе образования, которое мы готовы отремонтировать за свой счёт для того, чтобы наши 60 ребят имели возможность полный день заниматься по своим программам.

Общественная организация «Грани», объединяющая 8 семей. Город выделил им помещение для реализации программы «Учебная квартира», но занятия в этой учебной квартире проводят сами родители, не имеющие специального образования. И конечно же, они остро нуждаются в специалистах: профессиональном психологе, дефектологе. Мы готовы трудоустроенным специалистам обеспечивать доплату за работу вот с такими особенными детьми.

Самая серьезная проблема проекта «Мастерские на Московской» связана с поиском заказчика и реализацией готовых изделий из глины, дерева, швейных изделий. Нам бы очень хотелось выплачивать молодым инвалидам хоть какие-то заработанные деньги, а для этого надо реализовать ту продукцию, которую они производят.

Мы считаем, что назрела необходимость в проведении нескольких рабочих встреч со специалистами органов исполнительной власти, чтобы можно было комплексно решить обозначенные мною проблемы.

За три года существования Программы нами совершено огромное количество больших и малых дел, реализовано масштабных и не очень масштабных проектов. Главная задача участников нашей Программы - изменить отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья, поддержать семьи, которые воспитывают особенных детей. Промежуточные итоги нашей деятельности подведены в «Навигаторе добрых дел», который выпустили в декабре 2016 года. Вот они здесь есть на столе, пожалуйста, кто хочет ознакомиться более подробно с нашей деятельностью, можете их взять.Спасибо за внимание!

Зобнин С.В.: Спасибо, Елена Владимировна. Спасибо за доклад. Ваш труд, неоценимый вклад в условиях развития детей, адаптации их и включении к жизни общества, несомненно, заслуживает уважения. Спасибо Вам большое за труд. Коллеги, кто ещё хочет выступить? Тогда будем завершать. Подводя итоги сегодняшнего заседания, хочу акцентировать внимание на ключевых моментах в сфере защиты прав ребёнка. Это в первую очередь создание безопасной среды для физического и психологического развития детей, информационной безопасности, вопрос доступного образования и повышения педагогической компетентности родителей. Важным направлением является организация досуга детей, подростков, молодежи, приобщение их к здоровому образу жизни и не только в учебное время, но и особенно во время каникул, когда у детей больше свободного времени. Особое внимание при этом следует акцентировать на необходимости проведения местными органами самоуправления регулярных проверок состояния игровых и спортивных площадок, в том числе, находящихся на территории учреждений. Главам муниципалитетов нужно взять под контроль все объекты, которые могут представлять опасность для детей: стройки, люки, котлованы, разрушенные здания, объекты отопительной системы, на которых ведутся работы, трансформаторные будки, детские площадки, спортивные объекты, водоёмы, в том числе и искусственные. Ещё одной немаловажной проблемой является проблема защиты детей на дорогах. У нас в регионе остается достаточно высокий уровень травматизма и смертности детей. В результате необходимо принимать самые жесткие меры, чтобы защитить детей на дороге. В виду большого количества дорожно-транспортных происшествий, происходящих на наших дорогах с участием школьников, считаю необходимым, в первые учебные дни усилить работу по профилактике воспитания безопасного поведения обучающихся на дорогах, а так же продолжить разъяснительную работу по обеспечению школьников фликерами. Следующий момент, на который хочу обратить особое внимание – обеспечение жильём детей-сирот. В данном вопросе некий выход это, как я уже говорил, предоставление временного жилья из маневренного фонда. К сожалению, не во всех муниципалитетах этот фонд сформирован, а там где он есть, сформирован, там невозможно жить в этих квартирах. Поэтому я хочу поручить главам муниципальных образований, чтобы провели инвентаризацию у себя на территориях. У каждого из Вас есть квартиры, в которых не живут. Заберите её в муниципальную собственность и передайте потом детям. Вот этой работой надо заниматься. Под лежачий камень вода не течёт. Спасибо всем за работу. Заседание с главами через 15 минут.

С помощью данной формы можно отправить информацию о выявленных неточностях или ошибках, обнаруженных на сайте.

Все предложения, касающиеся работы портала, необходимо отправлять через форму обратной связи.
Для того чтобы обратиться непосредственно в орган исполнительной власти для получения консультации его специалистов, нужно перейти на страницу подразделения, в интернет-приемную и воспользоваться формой отправки сообщения.

Текст, содержащий ошибку:

Правильный текст или комментарий: