Мобильная версия

Версия для слабовидящих

23 сентября 2017, суббота2:31

18 июля 2017 года

Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 18 июля 2017 года

Коньков П.А.: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня на рассмотрение вынесен вопрос - о ходе реализации на территории Ивановской области «Стратегии государственной культурной политики». Данный документ был утвержден Правительством России в феврале 2016 года, и определил приоритеты государства в культурной политике вплоть до 2030 года. Следует отметить, что в последние годы на федеральном уровне был принят целый ряд документов стратегического планирования в сфере культуры. Они стали стимулом для развития отрасли и началом большой работы на местах, в том числе и в нашем регионе. Такое внимание к культуре неслучайно и закономерно. Культура является одним из главных наших национальных приоритетов и влияет на качество жизни людей. Я предлагаю рассмотреть ситуацию в этой отрасли в настоящее время, задачи на ближайшую перспективу, а также утвердить план мероприятий по реализации Стратегии в регионе. Давайте начнем работать. Слово для доклада предоставляется Трофимовой Наталье Владимировне.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства и участники заседания!

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года является ключевым документом, итог которого – это формирование новой модели культурной политики.

Для достижения качественных результатов работы по реализации первого этапа Стратегии сегодня на обсуждение представлен проект регионального плана мероприятий на 2017-2018 годы. Он базируется на аналогичном общероссийском плане и объединяет ресурсы всех субъектов культурной политики. Мероприятия плана направлены на сглаживание региональных диспропорций, активизацию культурного потенциала территорий и расширение межрегионального взаимодействия.

Сглаживание региональных диспропорций связано, в первую очередь, с поэтапным повышением средней заработной платы работников культуры и доведением ее в 2018 году до уровня средней заработной платы по экономике в регионе. По итогам I полугодия мы видим положительную динамику. Рост заработной платы в муниципальных учреждениях культуры составил 18%. В среднем она достигла 15298 рублей, однако в ряде учреждений заработная плата остается низкой. Отмечу, что в этом году область предоставила муниципальным образованиям солидный материальный ресурс: 89 млн. рублей были перечислены из областного бюджета для достижения целевого показателя. Важно на местах уже сегодня проанализировать сложившуюся ситуацию и принять соответствующие меры.

Увеличению доступности населения к культурным благам во многом содействуют выездные концерты и программы областных театрально-концертных организаций. За год проходит до 400 таких мероприятий, которые посещают более 90 тыс. человек. Среди самых активных муниципалитетов, предоставляющих площадки, - городские округа Вичуга, Тейково, Шуя; Вичугский, Комсомольский, Лежневский, Родниковский, Фурмановский, Шуйский районы. Но обеспечить внестационарным культурным обслуживанием все отдаленные села и деревни только силами областных учреждений невозможно. По федеральным социальным нормативам каждый район должен иметь одну транспортную единицу для передвижного центра досуга. На данный момент в нашей области они функционируют лишь в 7 районах. Министерством культуры изучается потребность субъектов в специализированном автотранспорте и планируется с 2018 года выделение целевых средств из федерального бюджета при условии софинансирования из регионального и местных бюдетов. Сегодня о своей потребности уже заявили три района - это Южский, Тейковский и Шуйский. Считаем, что это важный проект по поддержке сельской культуры, в реализацию которого должны включиться все муниципальные образования.

Определенные достижения, но одновременно и проблемы можно констатировать в решение вопроса развития инфраструктуры малых городов и сел. Аналитический доклад Министерства культуры России и института социологии Российской академии наук в качестве положительного примера приводит опыт Ивановской области по выделению денежных средств на развитие учреждений культуры в рамках наказов избирателей. Мы глубоко признательны Правительству Ивановской области и депутатам областной Думы за то, что в 2017 году по наказам избирателей в муниципальные образования направлены более 17 млн. рублей, что больше уровня 2016 года на 23,4%. Важным проектом по поддержке сельской культуры в 2017 году стала реализация всероссийского партийного проекта «Местный Дом культуры». На участие в нем из федерального и регионального бюджетов выделены более 7,5 млн. рублей на нужды 10 районных Домов культуры. Отметим, что средства целевые и могут быть израсходованы лишь на совершенствование технической оснащенности, а не на строительство и реконструкцию учреждений. По-прежнему главным препятствием в этом вопросе является отсутствие проектной документации и положительного заключения на нее. Рекомендуем всем главам городов и районов спланировать работу по подготовке и экспертизе ПСД на объекты первоочередной важности. В текущем году был объявлен прием заявок на получение муниципальными Домами культуры средств резервного фонда Президента России. Но мы смогли заявить в нее только два учреждения - Южский и Гаврилово-Посадский Дома культуры, имевшие все необходимые документы. Вместе с тем сегодня, по официальной информации муниципалитетов, 29 учреждений культуры требуют капитального ремонта.

2016 год - Год российского кино - был ознаменован стартом большого проекта по модернизации кинозалов. В городах Вичуга и Тейково, Родниковском и Фурмановском районах центральные Дома культуры обрели современные кинозалы, благодаря участию этих муниципалитетов в конкурсе Фонда кино. Более 20 млн. рублей потрачено на реконструкцию киноплощадок. Федеральный центр планирует продолжить этот проект, который сегодня уже доказал свою востребованность.

Празднование юбилейных и памятных дат во многом способствует расширению межрегионального сотрудничества. Наибольшим потенциалом здесь обладают международные и всероссийские фестивали, обменные гастроли театров и межмузейные выставочные проекты.

2017 год является годом великого поэта-символиста Константина Бальмонта, чье 150-летие отмечалось в июне. В течение второго полугодия пройдет целый ряд мероприятий, среди которых и межрегиональный форум, получивший финансовую поддержку Минкультуры России.

Событиями 2017 года стали кинофестиваль «Зеркало», международный фестиваль русской классической драматургии «Горячее сердце» и всероссийский фестиваль «Лоскутная мозаика России». География их участников обширна: это порядка 1000 человек.

Взаимодействие музейных учреждений с известными частными коллекционерами, своими коллегами из других регионов, позволяет показать жителям области шедевры изобразительного искусства. Эту работу мы будем продолжать и усиливать.

В прошлом году в 10 субъектах нашей страны с успехом прошли показы спектаклей и программ государственных театров и филармонии. Их посетили 25 тыс. зрителей. За истекший период 2017 года игру ивановских артистов уже увидели 12 тыс. зрителей других регионов. Среди них: Москва, Владимир, Тула, Йошкар-Ола, Грозный и, конечно, города нашей области. Особенно обширной была гастрольная деятельность у Кинешемского драматического театра, который в этом году получил федеральную субсидию на оснащение учреждения в размере 5,5 млн. рублей. Важно отметить, что одним из ключевых условий регулярной гастрольной деятельности театров является обновление репертуара и создание новых спектаклей. За истекший сезон состоялось 9 премьер, что является отличным показателем.

Кроме того Департамент направил заявку в Министерство культуры на участие Ивановской области в 2018 году в проекте «Большие гастроли».

Сохранению культурного наследия способствует целый комплекс вопросов охраны памятников истории и культуры, и прежде всего исторических поселений. Их в области три: Кинешма, Плес и Шуя. Президентом Российской Федерации дано поручение о необходимости разработки комплекса мер по сохранению и развитию исторических поселений, установлению особого порядка регулирования градостроительной деятельности. Работа в этом направлении на территории региона осуществляется в плановом режиме.

В области сложилась устойчивая система поддержки народных художественных промыслов. В 2015-2016 годах активизировалась выставочно-ярмарочная деятельность предприятий, что связано с увеличением предложений по участию и его льготными условиями. Министерством промышленности и торговли ежегодно устанавливается реестр предприятий народных промыслов для получения средств федеральной поддержки в размере 1 млн. рублей. От Ивановской области в него включены шесть организаций. По их количеству наша область уступает лишь Московскому региону.

Исключительную роль в сохранении уникальной технологии миниатюрной живописи играют Палехское художественное училище и Холуйский филиал высшей школы народных искусств. В трех государственных профессиональных образовательных учреждениях по федеральным образовательным стандартам обучаются 804 человека. Примечательно, что в текущем году за 2 недели до окончания приемной кампании, на все специальности сложилась конкурсная ситуация, а более 40% выпускников этого года придут на работу в наши учреждения культуры, которые испытывают острую потребность в молодых и креативных специалистах.

Продолжается работа по повышению квалификации работников культуры. В 2016-2017 учебном году курсы повышения квалификации прошли 63 клубных и библиотечных работника. Это положительная динамика по сравнению с прошлым годом, когда данный вопрос поднимался на заседании Правительства, но все же недостаточная, потому что контрольная цифра должна составлять 400 человек ежегодно. Департаментом совместно с органами местного самоуправления будет продолжена планомерная работа по обеспечению профессионального роста специалистов.

Информатизация всех направлений отрасли культуры выступает главным ориентиром для обеспечения активного участия населения в реализации государственной культурной политики. Третий год область является участницей общероссийского проекта «Единое информационное пространство в сфере культуры». Благодаря ему информационные материалы наших учреждений веерно размещаются на центральных порталах «Культура РФ», «Яндекс. Афиша», новостной ленте Минкультуры. Министерством культуры ведется рейтинг активности регионов. По итогам 2016 года Ивановская область занимает в нем 28 строку. Городские и районные учреждения культуры открыли свои страницы в социальных сетях, работают над созданием и оптимизацией официальных сайтов, но необходимо увеличить темп. Из 26 библиотек действующего сайта не имеют 7, из 124 культурно-досуговых - 51, то есть каждое второе. Особенно слабо эта работа поставлена в сельской местности. Наличие собственно сайта не только определяет «лицо» учреждения, но и является главным фактором повышения доступа потребителей к услугам. Отсутствие выхода в Интернет и собственного электронного ресурса не позволяют библиотекам работать над созданием своих электронных каталогов и обеспечить доступ к порталу «Национальная электронная библиотека».

Повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики также имеет определенные достижения и перспективы в Ивановской области.

Общественный совет при Департаменте является площадкой для обсуждения и реализации президентских стратегических инициатив.

Начиная с 2015 года Департаментом культуры и туризма проводится централизованная работа по независимой системе оценки качества оказания услуг учреждениями культуры. В тесном сотрудничестве с гуманитарным факультетом Ивановского государственного химико-технологического университета проведена экспертиза 52% учреждений культуры региона, выработаны планы по улучшению их деятельности. В текущем году независимой оценкой качества нарастающим итогом будут охвачены 100% учреждений.

В отношении перспектив взаимодействия с институтами гражданского общества отмечу, что они касаются повышения доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию государственных и муниципальных услуг. Благодаря конкурсу среди некоммерческих организаций Ивановские отделения Союза писателей и Союза художников России осуществили на грантовые средства два крупных издательских проекта. Государственными учреждениями культуры совместно с НКО воплощен ряд заметных проектов: международный пленэр «Зеленый шум», творческий лагерь «Волжский художник», выставка «Молодые художники Холуя». Другими словами, рынок НКО развивается, открывая для нас новые возможности.

В завершение подчеркну, что выполнение запланированных мероприятий должно способствовать формированию нового взгляда на сферу культуры как на средство социального благополучия и единства региона и страны. Достижение этого результата будет отражать эффективность реализации Стратегии государственной культурной политики.

Доклад окончен. Благодарю за внимание.

Коньков П.А.: Кстати говоря, сегодня получил письмо Минэка о согласии включить на финансирование Южский народный Дом из резервного фонда Президента на сумму более 5 млн. рублей. Поэтому нам надо быстро организовываться по этому поводу. Это на самом деле хороший знак. Коллеги, прежде чем несколько вопросов задать Наталье Владимировне, я хотел обратить внимание глав на заработную плату работников культуры. Каждый раз задаю себе вопрос, почему у нас ряд муниципалитетов справляется с этой задачей, а ряд муниципалитетов нет?! Я не буду сегодня поднимать, но перечислю. Ильинский, Пучежский, Верхнеландеховский и Гаврилово-Посадский районы вызывают у нас в этом плане беспокойство. Вопрос не в том, не самоцель отчитаться по выполнению указов Президента. Мы прекрасно понимаем, что это делается прежде всего в интересах граждан, тем более в такой важной отрасли как культура. Я просил бы глав этих муниципалитетов проработать вопрос и мне его отдельно доложить. От Гаврилово-Посадский района жду этот доклад в ходе планируемой на вторник поездки в Гаврилово-Посадский район.

Наталья Владимировна, в докладе прозвучала тема доступности культуры. В связи с этим хочу затронуть проблему по созданию доступной среды для людей с ограниченными возможностями. На одном из заседаний Правительства мы поднимали вопрос о необходимости создания информационного навигатора о доступности подобных объектов культуры для наших граждан с ограниченными возможностями. Как обстоят дела?

Трофимова Н.В.: Павел Алексеевич, Ваше поручение выполнено. Культурный навигатор размещен на официальном сайте Департамента культуры и туризма. Он доступен как для скачивания, так и для получения необходимой информации. Важно то, что этот навигатор постоянно пополняется и актуализируется. Мы в этом году продолжили ряд мероприятий по обеспечению доступности. Сегодня все государственные учреждения имеют сайты для слабовидящих. В каждом учреждении установлены кнопки вызова. Продолжаем работу по приобретению пандусов. Государственный архив разработал проектно-сметную документацию на обустройство такого пандуса. Это для нас приоритет. Мы эту работу будем продолжать в дальнейшем.

Коньков П.А.: Хорошо. Вы упомянули про министерский проект «Большие гастроли». Будьте добры, чуть подробнее.

Трофимова Н.В.: Данный проект стартовал в Год культуры в 2014 году. Первоначально он затрагивал федеральные театры, но за эти годы проект расширил свои границы. Сегодня Министерство культуры предоставляет возможность всем регионам на своих площадках показать спектакли ведущих театров нашей страны. Мы этот вопрос проработали. Тем более, что условие проекта заключается в следующем, что регион берет на себя обязательство только по проживанию и питанию труппы, а все расходы, связанные с транспортом, гонораром, декорациями, Министерство культуры берет на себя. Важно, что мы сегодня проработали с театрами эти вопросы и направили заявку в Министерство культуры. С этого года проект предполагает частичное финансирование на межрегиональные гастрольные проекты. Наши театры уже в конце этого года планируют выезды в города нашей страны.

Коньков П.А.: Хорошо. Еще один вопрос, связанный с развитием наших исторических поселений. Коллеги, напомню, что у нас их три: Кинешма, Шуя и Плес. Конечно, задача на самом деле непростая. С одной стороны, надо сохранять исторические объекты в этих поселениях, с другой стороны, развиваться. Перед руководством муниципалитетов такая задача стоит. В Шуе отсутствовала необходимая для выполнения задачи научно-проектная документация. Сергей Юрьевич, как сейчас дела обстоят?

Рощин С.Ю.:

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства!

При формировании проекта бюджета на 2017 год городская администрация внесла и заложила в бюджете денежные средства на доработку историко-опорного культурного плана города Шуя (порядка 6,5 млн. рублей). Параллельно мы провели встречу с Министерством культуры. Мы разработали правила землепользования застройки, которые на сегодняшний момент находятся в Министерстве культуры на согласовании, и в сентябре мы должны уже их утвердить. Параллельно на сегодняшний день мы заключили контракт на доработку историко-опорного культурного плана. Срок выполнения по контракту стоит до конца 2017 года. К концу года, как мы и обещали, приведем в соответствие и определим предмет охраны и границы исторического поселения.

Коньков П.А.: Спасибо. Присаживайтесь. Департаменту проконтролировать эту ситуацию. Потому что это важное направление в нашей работе. Коллеги, есть еще вопросы? Алексей Юрьевич, пожалуйста.

Жбанов А.Ю.: Наталья Владимировна, скажите, пожалуйста, в каком состоянии в нашем регионе находятся библиотечное дело? Я имею в виду посещаемость библиотек и наполняемость печатными изданиями?

Трофимова Н.В.: В настоящее время показатель посещаемости остается на стабильном уровне. Что касается комплектования библиотечных фондов, то здесь мы видим, что сокращается количество средств, выделяемых в муниципальных образованиях. Я здесь хотела бы отметить положительные примеры. Например, в городе Иваново ежегодно увеличиваются средства на комплектование библиотечных фондов. Понимаем, что показатель посещаемости сдерживать при таком пополнении крайне сложно. В библиотеках проводится много мероприятий, в том числе и просветительского характера. Я затрону тему про Интернет, которая тоже является для нас одной из проблем. Сегодня 52% библиотечных учреждений уже имеют доступ к Интернету. Эту работу при поддержке Министерства культуры мы будем продолжать.

Коньков П.А.: Я прошу Вас мне отдельно доложить о посещаемости библиотек в муниципалитетах, соответственно, и значимость, в зависимости от посещаемости, просветительской деятельности. Коллеги, пожалуйста, еще вопросы. Спасибо. Присаживайтесь. Виноградова Ирина Александровна – заместитель председателя Комитета по государственному строительству и законности Ивановской областной Думы.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства!

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года своевременно ставит перед регионами вопросы качественной перестройки деятельности учреждений культурно-досугового типа, их оснащенности на современном уровне. В течение последних 25 лет большинство культурно-досуговых учреждений малых городов и сел не имело возможности самостоятельно решать вопросы укрепления материально-технической базы. Средства местных бюджетов, которые выделялись на самые неотложные меры (ремонт одежды сцены и музыкальных инструментов, разовые закупки комплектующих звуковой аппаратуры) не могли полностью исчерпать проблему. Поэтому «классическими» в последние годы стали статистические сведения о том, что каждому третьему клубному учреждению Ивановской области требуется замена кресел и одежды сцены, у каждого второго - острая потребность в музыкальном оборудовании и костюмах.

Федеральный проект «Местный Дом культуры», инициированный в конце 2016 года, является чрезвычайно актуальным и долгожданным для муниципальной культуры. Именно инициатива депутатов Государственной Думы от политической партии «Единая Россия» и федерального Министерства культуры призвана начать решать те «болевые точки», которые накапливались в работе культурно-досуговых учреждений многие годы. Благодаря действию проекта Ивановская область в феврале текущего года получила федеральную субсидию на обеспечение развития и укрепление материально-технической базы муниципальных Домов культуры, расположенных в городах с численностью населения до 50 тыс. человек и селах. Ее размер составил 6 млн. 881 тыс. рублей. Областное софинансирование в сумме 688 тыс. 190 рублей и 833 тыс. рублей местного бюджета позволили консолидированно направить в 2017 году на укрепление материально-технической базы муниципальных домов культуры 8 млн. 403 тыс. рублей. За последние 3 года это самые крупные программные вложения.

По результатам проведенного конкурсного отбора муниципальных образований средства федеральной субсидии были получены 10 муниципальными образованиями. В списке получателей -городские Дома культуры Гаврилово-Посада и Приволжска, Южский народный Дом, чьи беды с кровлей, внутренними интерьерами казались почти неразрешимыми.

С руководящим составом вышеназванных органов местного самоуправления в учреждениях культуры прошли выездные встречи депутата Государственной Думы, куратора проекта Валерия Викторовича Иванова, депутатов Ивановской областной Думы. Чрезвычайно важно, чтобы все районы полностью завершили все работы до 15 ноября текущего года. Отмечу, что данный срок является единым для всей страны. Его соблюдение выступает главным условием своевременного представления сводного отчета в Государственную Думу и Министерство культуры Российской Федерации и открывает возможность для участия в проекте в 2018 году.

На сегодняшний день соглашения о перечислении средств субсидии заключили все муниципальные образования, в завершающей стадии находится проведение конкурсных процедур и заключение контрактов с подрядными организациями. Буквально через считанные дни, в последней декаде июля, начнется завершающая и самая ответственная фаза проекта - непосредственное выполнение работ в соответствии с целевым назначением субсидии. Необходимо на местах установить жесткий контроль за деятельностью подрядных организаций, чтобы итоговый результат ни у кого не вызывал сомнений.

Также перед всеми участниками проекта «Местный Дом культуры» поставлена задача неукоснительного соблюдения достижения контрольных показателей работы учреждений культуры в части увеличения посещаемости культурно-массовых мероприятий и количества участников культурно-досуговых формирований. Модернизация учреждения культуры должна вести за собой модернизацию всей социально-культурной деятельности в нем.

Отдельно хочу остановиться на таком вопросе Стратегии государственной культурной политики, как сохранение объектов культурного наследия. 20 июня текущего года в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему «Перспективы и возможности использования механизма государственно-частного партнерства для целей сохранения и воссоздания объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Ситуация в сфере сохранения объектов культурного наследия характеризуется высокой степенью государственного участия и хроническим недостатком бюджетного финансирования.

Одним из эффективных механизмов привлечения частных инвестиций в отрасль, а также очень перспективным и привлекательным инструментом для целей воссоздания, использования и сохранения объектов культурного значения является государственно-частное партнерство (далее ГЧП). Механизм ГЧП предоставляет государству возможность оптимизации единовременных бюджетных затрат, разнесения их во времени с привязкой к достижению конкретного результата, а главное, позволяет разделить ответственность за конечный итог реализации проекта с частным партнером, делая его заинтересованным в достижении наиболее высоких показателей надежности, качества и эффективности. Неслучайно в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года активизация использования механизмов ГЧП для содействия развитию культурно-познавательного туризма и обеспечения комплексного подхода к сохранению историко-культурного наследия страны определена в качестве основного направления модернизации российской экономики. Нельзя не отметить, что в нашем регионе эти актуальные вопросы уже прорабатываются и проект программы «Сохраним вместе», направленный на восстановление усадебных комплексов, был рассмотрен на первом заседании Совета по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации при Губернаторе Ивановской области.

С учетом большого спектра задач и необходимости достижения мультипликативного эффекта полагаем необходимым расширить состав Совета за счет включения в него представителей Департамента экономического развития, Департамента культуры и туризма Ивановской области, известных искусствоведов и краеведов, представителей сферы образования, культуры и просвещения, активистов, действующих в этой сфере общественных организаций, бизнес-сообщества.

Благодарю за внимание.

Коньков П.А.: Мы не возражаем по расширению Совета. Надо только его не перегрузить, потому что он тогда может просто стать декоративным органом. Давайте предложение. Готов рассмотреть. Ирина Александровна, я правильно понял, что у нас программа по Домам культуры будет в 2018 году?

Виноградова И.А.: Да. Сейчас вопрос прорабатывается уже в Правительстве Российской Федерации, то есть собирается потребность с регионов и определяется сумма финансирования. Отмечу, что нам обязательно надо хорошо выполнить программу в 2017 году.

Коньков П.А.: Коллеги, тоже хотел подчеркнуть. Как мы себя зарекомендуем в этом году, так будем участвовать и в следующем. 10 муниципалитетов, которые участвуют, обратите внимание на эффективность расходования средств, достижение показателей. Все остальные муниципалитеты я просил бы доработать и включиться в программу. Я думаю, что деньги может и небольшие, но для Домов культуры в сельской местности не такие уж и маленькие. Можно много хороших вещей сделать. Спасибо. Присаживайтесь. Дмитрий Игоревич Ключарев – глава Фурмановского муниципального района.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства и участники заседания!

В свете реализации Стратегии государственной культурной политики перед органами власти, в частности, Фурмановского муниципального района, сегодня стоит задача сохранения накопленного ранее культурного ресурса и его приумножения. Наша задача - не только сохранять и развивать их, но и придавать им новое звучание.

В целях сохранения и создания условий для развития всех видов народного искусства и творчества у нас в районе функционирует единая и стабильная сеть учреждений культуры.

Успешность работы каждого учреждения культуры и всей сферы в целом напрямую зависит от эффективного ведения кадровой политики. Отмечу, что Фурмановский район по итогам 2016 года занимает в рейтинге муниципальных образований Ивановской области 2 место по уровню средней заработной платы работников культуры. Таким образом, созданы необходимые условия для реализации творческого потенциала специалистов.

Район сохраняет за собой статус главного координирующего центра отрасли культуры и при этом предоставляет большую самостоятельность в решении вопросов организации культурного досуга и отдыха сельским поселениям. На базе Дворца культуры работает передвижной центр досуга, который за год совершает более 80 выездов, охватывая своими тематическими концертными программами почти 30% от общей численности сельского населения. Работа культурно-досуговых комплексов на селе строится по тем же ключевым направлениям, что и в городских учреждениях.

Развивать свои творческие способности жители района могут в 174 клубных формированиях, в которых сегодня занимаются более 3000 человек. Культурный досуг организован по всем основным видам народного творчества. Причем восемь коллективов доказали свое высокое мастерство, заслужив звание «Народного» или «Образцового».

2016 год в России был Годом кино. Важным итогом года стало то, что район получил 5 млн. рублей на модернизацию кинозала Дворца культуры, одержав победу в конкурсном отборе, проводимом Фондом кино. Новый современный кинозал будет открыт 26 августа во время празднования Дня Фурмановского муниципального района.

Важнейшую роль в культурно-просветительском и патриотическом воспитании играют библиотеки и музеи. В районе проводится большая работа по их информатизации. Сегодня выход в сеть Интернет имеют 50% общедоступных библиотек, что выше среднеобластного показателя. В картинной галерее имени Трубникова установлен бесплатный электронный аудиогид, что позитивно сказывается на посещаемости учреждения.

Внедрение информационных технологий (в частности, создание и совершенствование сайтов учреждений, электронных каталогов) позволяет не только использовать новые формы работы, претворять в жизнь инновационные проекты, оперативно информировать население о культурных событиях, но и продвигать район на туристической карте региона.

Сегодня в районе развиваются сельский, событийный и познавательный туризм. Центральными мероприятиями в рамках событийного туризма являются открытый областной песенно-поэтический фестиваль памяти Михаила Дудина «Сей зерно!», межрегиональная гонка «Фурмановская лыжня» и, конечно, День Фурмановского муниципального района. День района сегодня не просто отмечается как день рождения малой родины, а стал масштабным событийным мероприятием, значимым для каждого фурмановца. Это своеобразный отчет о достижениях муниципалитета в разных сферах жизнедеятельности: экономической, социально-политической и, конечно, культурной. На различных площадках представлено все многообразие деятельности городских и сельских учреждений. Неслучайно участниками и зрителями праздников становятся тысячи человек - жители и гости города из соседних районов и областей. А участие таких звезд отечественной эстрады, как группа «Мираж» и Маргарита Суханкина, Александр Олешко, группа «Земляне» и других исполнителей, придает мероприятиям масштабность и зрелищность и способствует повышению культурного уровня населения.

В прошлом году мы отмечали 100-летие со дня рождения нашего великого земляка, поэта Михаила Дудина. На территории нашего муниципалитета было проведено 100 мероприятий, посвященных этой дате. В этом году они продолжаются. В городе уже ведутся работы по благоустройству сквера памяти Михаила Дудина, около здания центральной библиотеки будет установлен бюст поэта. В этом же году у нас появится и памятник основателю текстильной промышленности города Григорию Клементьевичу Горбунову. Все это, несомненно, позитивно скажется на воспитании земляков в духе патриотизма и на развитии туризма.

Уже сегодня нам есть, что предложить вниманию гостей города и района: организуются различные по тематике экскурсии для людей всех возрастов. Спросом пользуются туристические маршруты с посещением памятников русской православной церкви, по местам, связанным с жизнью и деятельностью известных земляков Дмитрия Трубникова, Михаила Дудина, Дмитрия Фурманова, а также в развлекательно-гостевой комплекс «Лесной уголок».

В популярных у фурмановцев местах отдыха (Летний сад, Сквер примирения) организована радиотрансляция поэтических и музыкальных произведений наших известных земляков.

В заключение хочу подчеркнуть, что социально-экономическое развитие района и развитие культурной сферы - это два неразделимых фактора благополучия территории и гарантия социальной стабильности. Реализация данной Стратегии открывает заинтересованным сторонам широкое поле деятельности, где места для активной работы и творчества хватит всем. От результата этой работы зависит наше будущее.

Благодарю за внимание.

Коньков П.А.: Я положительно оцениваю работу руководства муниципалитета в этом направлении. У меня есть вопрос. Наталья Владимировна, 4 муниципалитета выиграли конкурсный набор по кинозалам, а сколько приняло участие в конкурсе?

Трофимова Н.В.: Павел Алексеевич, когда Фонд кино в конце 2015 года объявил конкурс, то муниципалитеты активно включились. На первом этапе мы направили 13 заявок, в том числе по две заявки из Фурмановского и Ивановского районов. При рассмотрении Фондом кино было замечено несколько ошибок, а самое главное то, что в уставных документах практически у всех учреждений отсутствовал код экономической классификации «Показ и прокат фильмов». Ко второму этапу вышли уже 4 учреждения. Второй вопрос. Необходимо было выделить средства на софинансирование по подготовке проведения ремонтных работ. У муниципалитетов, которые включились в программу, расходы составили до 500 тыс. рублей.

Коньков П.А.: А у этой программы есть перспективы?

Трофимова Н.В.: Фонд кино планирует (мы отслеживаем информацию на сайте) еще один этап реализации. Мы держим вопрос на контроле. Считаем, к примеру, еще Приволжский и Гаврилово-Посадский районы, которые в этом году получили средства на приобретение кресел, то есть они готовы и должны включиться в этот проект. Первоначально они заявлялись.

Коньков П.А.: Хорошо, коллеги. Давайте постараемся это дело доработать. Белоусов Михаил Романович – директор ФГБОУ СПО «Палехское художественное училище имени М. Горького».

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства, присутствующие!

Палехское художественное училище имени Горького – исторически сложившаяся профессиональная школа, где студенты получают уникальную подготовку в области древнерусской живописной традиции, сохраняя тем самым всемирно известный народный промысел палехской лаковой миниатюры.

Наше училище является единственным в России, расположенным в поселковой провинции, что подчеркивает его особую значимость,

Учреждение способствует развитию художественно-творческой деятельности будущих мастеров как носителей палехского искусства в разных его видах: не только в миниатюре, но и в иконописи, монументальной живописи, анимации, книжной графике. Необходимо отметить, что именно формирование разнообразных компетенций, базирующихся на лучших отечественных традициях, признается в Стратегии государственной культурной политики общественным благом.

Приоритетной задачей коллектива училища является реализация технологии индивидуально-личностного подхода к обучению. Сегодня время «узких» профессионалов прошло. Одновременно с этим значительной трудностью для преподавателей в приобщении студентов к канонам палехского искусства является виртуальный мир. Он обедняет творческую фантазию, все дальше уводит от традиционных духовных ценностей. Для решения данной проблемы в училище разработана и внедрена непрерывная образовательная траектория, включающая реализацию предпрофессиональной программы «Декоративно-прикладное творчество» (5-летнее обучение детей с 10-12 лет) и основной программы среднего профессионального образования по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (срок обучения 3 года 10 месяцев). В течение последних лет нами предпринимаются результативные попытки в рамках одной специальности организовать обучение нескольким видам деятельности (в частности, иконописи), а также реализовать повышенный уровень подготовки с получением двойной квалификации «Художник-мастер», «Преподаватель». Статистика трудоустройства за последние 3 года отражена на слайде. Нужно отметить, что работают по специальности 73% выпускников.

За последние 10 лет только 20 выпускников училища впоследствии получили дипломы вузов культуры и искусства. С одной стороны, как отмечают искусствоведы, образование Палехского художественного училища вполне самодостаточно для дальнейшей самостоятельной работы, а с другой стороны, высшая школа не обеспечена квалифицированными педагогическими кадрами именно в области палехского искусства. На сегодняшний день это проблема и она дискутируется в образовательной среде.

Конкурентоспособность училища подкрепляется серьезной современной материально-технической базой и преподавательским составом. 90% наших преподавателей имеют первую и высшую квалификационные категории, трое удостоены звания «Заслуженный работник культуры РФ».

Одним из направлений Стратегии государственной культурной политики названо расширение сотрудничества профессиональных научных и культурных сообществ и реализация совместных творческих инициатив. Училище выступает организатором и участником межрегиональных и федеральных выставок. Среди наиболее значимых выставочных проектов назову «Палехскую школу» в культурно-выставочном центре имени Тенишевых в Смоленске и в музее г. Курска, «Слово» о Палехе» в Ярославском музее-заповеднике, «Молодые дарования» в Москве и Уфе. Сейчас активно идет подготовка к всероссийской выставке «Живой источник», которая пройдет в столичном выставочном зале «Манеж» и выставке училища в подмосковной Коломне.

Большим просветительским смыслом наполнен проект «Творческие школы для детей – будущих художников Палеха», мастер-классами которого охвачены 11 художественных школ и школ искусств области. Также при финансовой поддержке нашего учредителя училище трижды в течение 2014-2016 годов выступало инициатором специальных курсов повышения квалификации для педагогов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей. В них активно работали педагоги школ Верхнеландеховского, Лежневского, Палехского, Юрьевецкого районов, Кинешмы и Вичуги. Всего бесплатно прошли обучение по нашей программе 123 человека. В этом году осенью планируем также провести подобные курсы.

Надеемся, что реализация Стратегии государственной культурной политики позволит нам продолжить эти и другие начинания.

Благодарю за внимание.

Коньков П.А.: Михаил Романович, спасибо за выступление. Передайте особое пожелание коллективу вашего училища. Безусловно, я поддерживаю Ваше предложение (Ваш проект) по выявлению одаренных детей в раннем возрасте и сопровождении. Давайте мы в разумном режиме как-то обсудим это дело, в том числе и участие в этом вопросе областного Правительства. Спасибо. Наталья Владимировна, а сколько у нас школ искусств в области?

Трофимова Н.В.: Сегодня в регионе 30 школ искусств. На протяжении последних лет сеть остается стабильной.

Коньков П.А.: Сколько примерно детей обучается?

Трофимова Н.В.: 7800 детей. У нас показатель охвата вырос с 6% до 7% за последний год.

Коньков П.А.: Давайте и это совместно посмотрим.

Трофимова Н.В.: Хорошо.

Конкьков П.А.: Силкина Елена Алексеевна – директор государственного бюджетного учреждения Ивановской области «Областной музей «Музеи города Юрьевца».

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства!

В Стратегии государственной культурной политики Российской Федерации уделяется особое внимание вопросам активизации культурного потенциала территорий, изучению и популяризации через проекты истории отечественной культуры, осуществлению просветительской работы на базе музеев и культурных центров.

Эти направления непосредственно связаны с деятельностью нашего учреждения, которое имеет богатые историко-краеведческие и биографические экспозиции, а также современное многофункциональное учреждение – культурный центр Андрея Тарковского. При этом сегодня музей, с культурологической точки зрения, выступает градообразующим предприятием. Названные обстоятельства ставят перед нами серьезные задачи по сохранению накопленного историко-культурного наследия и одновременному поиску актуальных практик музейного дела.

В последние годы у музея сложилось эффективное взаимодействие с гуманитарным факультетом Ивановского государственного химико-технологического факультета. В 2014 году при факультете создан научно-исследовательский проектный центр имени Андрея Тарковского, совместно с которым реализованы такие выставочные проекты, как: «О невозможности переводов…», и «Зритель, конечно же, понял, как я и ожидал…». В 2016 году результатом работы над архивом Тарковского стала изданная при поддержке Правительства Ивановской области книга «Архив А.А.Тарковского, Юрьевец» за авторством ученых ИГХТУ Елены Раскатовой и Марии Миловзоровой. Кроме того, архив Тарковского был представлен на выставке, посвященной Году российского кино, в Москве, в сентябре этого года – на выставке в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Такой высокий интерес к материалам архива объясняется современным, «живым» подходом к презентации наследия нашего земляка, старт которому в общероссийском масштабе был дан именно в провинциальном юрьевецком музее и на площадке ивановского вуза.

Сегодня на первый план выходит проектная деятельность. Успешная совместная работа с ивановскими учеными стала хорошим заделом для формирования крупного культурного проекта. В этом году в рамках всероссийского конкурса проектов для малых городов и сел «Культурная мозаика России» мы работаем над проектом «Юрьевец – территория культуры». Основной его идеей является привлечение местного сообщества к переосмыслению пространства древнего города для создания Культурной карты Юрьевца как целостной программы его культурного развития. Актуальность нашего предложения заключается в том, что историческая судьба Юрьевца характерна для малого города российской глубинки: имея древнюю историю и равномерное развитие на протяжении XX века, город в последние 20 лет переживает нелегкие времена, связанные с сокращением производственного сектора экономики. Это, в свою очередь, позволяет активизировать огромный культурный потенциал, реализованный только частично. Нужно помнить, что культурные ресурсы музея и города в существующем виде давно освоены и, отчасти, потеряли свою привлекательность. Тем не менее, культурная история и природная среда в совокупности оставляют Юрьевец привлекательным местом для проживания и туризма.

Требуется, с одной стороны, восстановление и оживление известных ресурсов («Места памяти», «Места силы»), дополнение их новыми смыслами и артефактами; с другой – необходимы выявление, идентификация и систематизация новых или не отчетливо проявленных культурных ресурсов, способных качественно улучшить культурный ландшафт территории.

Для учащейся молодежи, активистов краеведческого движения, ученых-культурологов и археологов в своем проекте мы предлагаем целый ряд специализированных форм совместной работы. Это лектории и дискуссионные клубы с местными жителями, серия тематических конкурсов для учащихся, конкретные тематические исследования для ученых и активистов проекта. Опираясь на полученные результаты, планируется выпуск перспективной программы культурного развития города Юрьевца с обоснованием создания тех объектов, которые будут способствовать развитию города. Среди них: новые музейные экспозиции, уличная фотогалерея, альбом детализированных эскизных предложений по развитию городской среды.

Думаем, что уже достигнутые учреждением результаты и заявленный на будущее проект являются хорошим воплощением конкретных идей Стратегии государственной культурной политики.

Благодарю за внимание.

Коньков П.А.: Спасибо, Елена Алексеевна. Присаживайтесь. Кирилл Александрович Виноградов – заведующий организационно-массовым отделом муниципального бюджетного учреждения культуры «Центр культуры и отдыха г.о. Иваново».

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства и участники заседания!

Высокий ритм жизни, поток впечатлений и разнообразной информации оказывают прямое воздействие на вкусы и потребности людей, их эстетические запросы. Именно культура формирует идеологию общества и непосредственно влияет на развитие человека.

И сегодня, обсуждая Стратегию государственной культурной политики, я как представитель молодого поколения работников культуры нашего региона хочу отметить, что особой строкой в этом проекте должны звучать меры поддержки молодых специалистов.

Молодежь в сфере культуры – это энергия творчества, двигатель современных идей. Я окончил Ивановский Государственный Университет по специальности «Международные отношения». На третьем курсе пришел в Центр культуры и отдыха города Иваново в студию «Вокализ», и это в корне изменило мою судьбу. После окончания вуза я остался работать специалистом в организационном отделе ЦКиО. И не жалею об этом. Дополнительно в 2016 году окончил Ивановский колледж культуры, а сейчас учусь в высшей школе музыки имени Альфреда Шнитке в Москве.

Яркая насыщенная деятельность Центра культуры и отдыха города Иваново привлекает высококвалифицированных молодых специалистов. У нас в ЦКиО работают 25% специалистов в возрасте до 35 лет. В Центре культуры созданы для молодых специалистов все условия для повышения профессионального уровня. В городе вот уже 7 лет действует программа поддержки молодых специалистов, и у нас через эту программу прошли 15 человек. В течение трех лет работы ежемесячные выплаты молодым специалистам к зарплате 1500 рублей и три единовременные выплаты: после 1-го года работы - 10 тысяч рублей, после 2-го – 15 тысяч рублей, после 3-го – 20 тысяч рублей.

Участники социально-значимой программы «Красота, талант, здоровый образ жизни» - наш актив и опора: это хореографы, модельеры, бизнес-леди, дизайнеры, экономисты, врачи - мы ни с кем не теряем связь и поддерживаем все инициативы молодежи. Победительница конкурса «Миссис Иваново-2016» Наталья Адамчук после проекта пришла работать к нам в отдел специалистом и взялась за очень сложное направление: работу с людьми с ограниченными возможностями здоровья. За один год ей удалось создать клуб «Открытое сердце», в котором занимаются 30 человек с нарушением опорно-двигательной системы. В этом году клуб совместно с фондом поддержки творчества детей и молодёжи «Атлант» получили областной грант на реализацию программы. Наши молодые ивановцы Глеб Ноговицын и Яков Смирнов в прошлом году вышли с инициативой провести брендовый для города невест фестиваль «Свадьба мечты», и вот уже 2 года он проходит. А в этом году мы поддержали предложение молодых инициативных мам о проведении форума «Мама – это здорово!».

Работать в сфере культуры смогут только те люди, которые искренне любят искусство и сами занимались художественным творчеством в самодеятельных коллективах.

Считаю, что в Стратегии развития сферы культуры должно быть выделено направление развития самодеятельного творчества и поддержки руководителей творческих коллективов.

Хорошим примером развития самодеятельности в области служит фестиваль «Славим Россию», вот уже 12 лет объединяющий самодеятельное творчество всех муниципальных образований. В 2018 году он будет посвящен 100-летию Ивановской Губернии.

В городе Иваново существуют ежегодные денежные поощрения руководителям коллективов за работу с одаренными детьми, за работу по нравственно-патриотическому воспитанию, одаренным детям, 25 лет существует премия «За личный вклад в развитие культуры и искусства города».

Главные принципы в разработке новых проектов - инновация, открытость, креативность, амбициозность. Используем всё новое, что есть в мировой практике культурного развития, следим за новыми телевизионными проектами и применяем с учетом местной специфики. Именно так в последние годы претерпел изменения долгосрочный проект «Утренняя звезда в Иванове». В мае 2017 года завершился 25 сезон.

Руководители Центра культуры поддерживают молодежь, подсказывают и вместе с нами реализуют новые инициативы. Так появились проекты «Ночь в ЦКиО» и абонемент по искусству для школьников, где сочетаются просветительские и досуговые формы работы. Сейчас обсуждается подготовка и проведение осенью 2018 года международного фестиваля современного искусства «Первая Фабрика авангарда» и фестиваль перфоманса, реализация которых будет и на нашей новой креативной молодежной площадке «Арт-Лаборатории «И.З.Ю.М (Интерес. Знание. Юность. Молодость)».

Пользуясь случаем, хочу сказать, что команда молодых специалистов ЦКиО готова выступить опорной площадкой для всех начинающих работников сферы культуры и рассказать о своем опыте работы.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Спасибо, Кирилл Александрович. Благодарю Вас за выступление. Наталья Владимировна, вообще наполнение молодыми кадрами учреждения культуры – это вполне самостоятельная задача. Конечно, мы Кирилла Александровича знаем, не первый раз его видим, но трудно не согласиться, что именно творческий задор молодежи в культуре очень важен. Давайте мы изучим вопрос поглубже и посмотрим. Особенно это касается там, где у нас не хватает молодых специалистов. Спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, кто еще желает выступить? Пожалуйста, Ирина Геннадьевна.

Эрмиш И.Г.:

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые коллеги!

Я хочу сказать, что отрасль культуры сегодня утрачивает определение «Финансирование по остаточному принципу». Я только несколько цифр назову, которые уже прозвучали, но, чтобы понимать объем финансирования из различных источников. В текущем году почти 90 млн. рублей субсидий из областного бюджета на увеличение заработной платы, 17 млн. рублей – на укрепление муниципальных учреждений культуры, почти 7 млн. рублей – по партийному проекту на сельские Дома культуры, 20 млн. рублей получили из Фонда кино (получили бы больше, если бы муниципалитеты были готовы). Благая весть прозвучала из уст Губернатора про 5 млн. рублей. Это Южский народный Дом. Я напомню, что за последние годы почти 300 млн. рублей направлено на реконструкцию объектов культурного наследия, которые расположены на территории муниципалитетов. Павел Алексеевич, сейчас по Вашему поручению формируем масштабную заявку на оснащение учреждений культуры музыкальными инструментами. Я просто сегодня говорю, что есть возможности получения средств. С полпредством работаем по резервному фонду Президента. То есть, возможности получения средств из различных источников сегодня есть. К сожалению, вынуждена констатировать, что на уровне муниципалитетов, где основная сетка учреждений культуры расположена, четких планов развития отрасли нет. Коллеги, уважаемые руководители муниципалитетов, пожалуйста, будьте готовы к нашим предложениям по включению Ваших объектов по реконструкции, капитальному ремонту, оснащению музыкальными инструментами, оборудованием. Вы должны быть готовы к проектно-сметной документации. Вы должны быть готовы к реализации проектов по этапам. Вы должны не фантазировать, когда к Вам приезжают депутаты Государственной Думы, а перед нами ставить четкие задачи, что проект готов, стоит столько-то, имеются варианты реализации по этапам. Вот такой разговор принимается на исполнение, а мечты и фантазии очень отодвигают реализацию этих проектов.

Спасибо.

Коньков П.А.: Давайте, коллеги, завершать. На что сегодня хотел бы обратить внимание. Мы сегодня говорили и о конкретных моментах, но все-таки цель – рассмотреть Стратегию государственной культуры. Её невозможно развивать на региональном уровне, этот план должен доходить до уровня муниципалитетов и поселений. Совершенно очевидно, что люди живут там. Я просил бы всех коллег разработать аналогичные стратегические программы для работы в муниципалитетах.

«Особняком» стоит вопрос заработной платы. Коллеги, пожалуйста, посмотрите ресурсы. Где-то их переформатируйте, но ни каких скидок, ни каких отступлений от указов Президента быть не может. Это на самом деле основа развития культуры. Еще раз повторю, что вопрос в не отчетности так каковой.

Третий момент. Ирина Геннадьевна о нём уже сказала. Мы достаточно часто с Вами говорим, что на культуру нет денег. На самом деле сегодня в Российской Федерации достаточно большое количество программ, где можно получить федеральные деньги при относительно небольших затратах на нашем уровне. Перечень подобных программ в Департаменте известен. Соотнесите свою Стратегию с этим перечнем. Давайте все-таки привлечем эти средства и не будем жаловаться. На свои средства мы не скоро эти вопросы решим, но с привлечением федеральных средств многие задачи становятся по силам.

Хотел особое внимание обратить при формировании Ваших программ и нашей программы, при её изменениях и анализе, что региональная сфера культуры должна отвечать современным требованиям, а учреждения культуры и мероприятия должны быть интересны гражданам. Нам необходимо в этой части активно заниматься информатизацией. Говорилось о библиотеках. Очень интересное выступление по привлечению молодежи, её активности в этих процессах. Все это должно в наших планах финансирования найти свое отражение.

Коллеги, сто лет области, без культуры эта вещь невозможна. В нашем плане должна быть своя насыщенная культурная страница этого действия. Я просил бы Департамент и муниципалитеты на это обратить особое внимание. Документ принимаем.

Спасибо всем за участие.

С помощью данной формы можно отправить информацию о выявленных неточностях или ошибках, обнаруженных на сайте.

Все предложения, касающиеся работы портала, необходимо отправлять через форму обратной связи.
Для того чтобы обратиться непосредственно в орган исполнительной власти для получения консультации его специалистов, нужно перейти на страницу подразделения, в интернет-приемную и воспользоваться формой отправки сообщения.

Текст, содержащий ошибку:

Правильный текст или комментарий: