Мобильная версия

Версия для слабовидящих

21 июля 2017, пятница18:49

16 мая 2017 года

Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 16 мая 2017 года

Коньков П.А.: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня на повестке дня традиционный вопрос, хотя нынешняя весна нам преподнесла определенные сюрпризы. С учетом погоды я обращался к главам муниципалитетов с тем, чтобы не спешили с прекращением отопительного сезона, хотя прекрасно понимаем, что это дополнительные расходы. Я уверен, что тепло придет, мы закончим отопительный сезон и начнется важный этап по подготовке к отопительному сезону 2016-2017 годов. Давайте мы рассмотрим все аспекты этой проблемы. Слово для доклада предоставляется Ирине Альбертовне Костромской – исполняющему обязанности начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства!

Подходит к концу очередной отопительный сезон, и сегодня я хочу доложить об итогах его прохождения и определить ключевые задачи по подготовке систем жизнеобеспечения области к новому отопительному сезону.

Своевременная реализация организационно-технических мероприятий предприятиями жилищно-коммунального комплекса в целом обеспечила стабильное функционирование систем жизнеобеспечения региона в отопительном сезоне 2016-2017 годов.

В период подготовки выполнена замена более 145 км ветхих инженерных сетей, проведен текущий и капитальный ремонт 490 единиц теплогенерирующего оборудования на 280 источниках теплоснабжения, выполнен ремонт оборудования на 116 артезианских скважинах, 76 канализационных насосных станциях, 325 трансформаторных подстанциях.

На реализацию технических мероприятий по подготовке к отопительному сезону направлено более 520 млн. рублей, в том числе на капитальный ремонт и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры порядка 280 млн. рублей.

В целях повышения эффективности и оптимизации системы теплоснабжения региона, посредством привлечения частных инвестиций объемом более 370 млн. рублей, построено 7 новых источников теплоснабжения в городах Заволжск и Вичуга, п. Мугреевский Южского района и п. Писцово Комсомольского района.

В отопительный сезон Ивановская область в целом вошла в плановом режиме. В период с 19 по 26 сентября была обеспечена подача тепла в жилые дома и объекты социальной сферы.

Вместе с тем, в ряде муниципалитетов имели место задержки пуска тепла. Причина: отсутствие необходимых запасов топлива, неурегулированные отношения с поставщиками в связи с имеющейся задолженностью за ранее потреблённые ресурсы. В частности, в Юрьевецком районе не были своевременно заключены договора с поставщиками топлива, что повлекло за собой задержку пуска тепла жителям района почти на 10 дней, и вызвало обоснованное недовольство граждан. Вопрос подачи газа на некоторые котельные Южского и Ивановского районов, был решен только после ряда переговоров с Газпромом на уровне регионального Правительства. Причиной проблем с поставкой ресурса, также послужило наличие у предприятий значительной неурегулированной задолженности.

В целом по области практически во всех муниципальных образованиях поставка топлива теплоснабжающим предприятиям осуществлялась по графикам и без срывов, что позволило поддерживать неснижаемые запасы каменного угля и топочного мазута на уровне соответствующем нормативным значениям.

Однако, в ряде муниципальных образований, таких как городской округ Тейково, Заволжский, Тейковский и Юрьевецкий муниципальные районы, Департаментом в период отопительного сезона неоднократно фиксировался высокий риск прекращения поставок топлива на котельные предприятий должников. Регулировать ситуацию приходилось в «ручном режиме», согласовывая графики поставок и оплаты ресурсов на уровне Департамента и Правительства области.

Одним из условий надлежащей подготовки к отопительному периоду в соответствии с приказом Минэнерго России №103 «Об утверждении правил оценки готовности к отопительному периоду» является наличие у муниципальных образований паспортов готовности к отопительному периоду. Вынуждена констатировать, что по итогам проверки Ростехнадзором муниципальных образований Ивановской области в 2016 году, ни один муниципалитет не получил паспорт готовности. В качестве основных нарушений, отраженных в актах проверок, зафиксировано:

- отсутствие организации коммерческого учета приобретаемой тепловой энергии у теплоснабжающих организаций, а также отсутствие приборов учета у потребителей;

- наличие у потребителей неурегулированной задолженности за тепловую энергию;

- несвоевременное выполнение предписаний надзорных органов, выданных в ходе ранее проведённых проверок.

Работу, проведённую муниципальными образованиями по устранению выявленных нарушений, к сожалению, нельзя назвать удовлетворительной. В результате проведенных работ, акты, подтверждающие готовность муниципалитетов к отопительному периоду выданы лишь 16 муниципальным образованиям из 73, подлежащих проверке.

За период прохождения отопительного сезона 2016-2017 годов по информации, предоставленной едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований, на системах жизнеобеспечения зафиксировано

94 технологических нарушения, которые повлекли временное прекращение поставки коммунальных услуг в адрес более 1500 потребителей, в том числе:

- на системах теплоснабжения 25 нарушений;

- на системах водоснабжения 35;

- электроснабжения 28;

- горячего водоснабжения 6.

При этом по сравнению с прошлым годом наблюдается положительная динамика снижения количества нарушений в работе коммунальных систем. На системах теплоснабжения она составила более 30%, на системах водоснабжения - 10%. Все повреждения на инженерных сетях устранялись без нарушения регламентных сроков.

Аварийных ситуаций, к сожалению, не удалось избежать. 23 декабря 2016 на водозаборных сооружениях города Фурманова была зафиксирована серьезная аварийная ситуация. В связи с подвижкой грунта произошел прорыв на водопроводе диаметром 630 мм на большой глубине залегания. Подача водоснабжения была прекращена в целом микрорайоне города Фурманова, с количеством проживающих порядка 7500 человек. Водоснабжение жителей города в полном объеме было восстановлено только 28 декабря. Длительность восстановительных работ была обусловлена необходимостью синхронизации ремонта водопровода с технологическим режимом работы станции водоочистки. В данной ситуации нельзя не отметить, что серьезнейшая авария была ликвидирована в максимально сжатые сроки. Однако, вопрос своевременного информирования населения муниципалитетом был оставлен без должного внимания, что спровоцировало значительное количество обращений граждан в органы исполнительной власти всех уровней.

В целях оперативного устранения повреждений и аварий на системах тепло- и водоснабжения в ходе отопительного сезона из областного фонда материально-технических ресурсов выделялись: погружные насосы, изолированные и полиэтиленовые трубы, а также каменный уголь в объеме более 100 тонн.

В объемах предусмотренных бюджетом, ресурсоснабжающим организациям были направлены субсидии на возмещение разницы между фактически сложившимися тарифами и установленными для населения. В 2016 году финансирование обеспечено в адрес 166 ресурсоснабжающих организаций в сумме 558,9 млн. рублей. В 2017 году выплаты обеспечиваются в плановом порядке, на сегодняшний день предприятиям перечислено 228,7 млн. рублей

На текущую дату просроченная задолженность отраслевых предприятий за первичные топливно-энергетические ресурсы составляет:

- за природный газ 655,4 млн. рублей, в сравнении с аналогичным периодом 2016 года наблюдается динамика роста суммы задолженности на 236,9 млн. рублей;

- за каменный уголь 84 млн. рублей, наблюдается динамика снижения на 48,8 млн. рублей;

- за топочный мазут 49,3 млн. рублей, в сравнении прошлым годом снижение задолженности на 34,6 млн. рублей.

Более подробная информация по теплоснабжающим организациям, имеющим значительную задолженность, представлена в аналитических материалах.

В целях организации своевременной подготовки к работе в предстоящий осенне-зимний период подготовлен проект распоряжения Правительства Ивановской области «Об итогах отопительного сезона 2016-2017 годов и задачах по подготовке систем жизнеобеспечения Ивановской области к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов». В данном проекте определены основные мероприятия, сформированные с учетом требований Минэнерго России и Минстроя России, при подготовке к осенне-зимнему периоду и прохождению отопительного периода.

В первую очередь органы местного самоуправления муниципальных образований должны:

- в срок до 20.05.2017 принять соответствующие нормативные правовые акты органов местного самоуправления и утвердить планы по подготовке к отопительному сезону, а также создать комиссии по проверке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2017-2018 годов и утвердить программы проведения проверки готовности к отопительному периоду;

- до начала отопительного сезона создать нормативные запасы топлива для нужд отопления жилищного фонда и объектов социальной сферы;

- в срок до 01.10.2017 сформировать аварийные запасы материально-технических ресурсов для оперативного устранения неисправностей на объектах жилищно-коммунального хозяйства;

- обеспечить выполнение требований, установленных правилами оценки готовности к отопительному периоду, и осуществлять контроль за готовностью теплоснабжающих и теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду с оформлением в установленные сроки соответствующих паспортов, согласно приказу Минэнерго России №103;

Таким образом, подводя итог, необходимо сказать, что в настоящее время Департаментом проведен анализ и выявлены наиболее проблемные точки, которые необходимо отработать в межотопительный период. Все имевшие место отрицательные моменты будут детально проработаны при подготовке к предстоящему отопительному сезону.

Департамент, в свою очередь, будет осуществлять контроль за ходом подготовки муниципальных образований в рамках работы областной постоянно действующей комиссии по подготовке систем жизнеобеспечения к работе в осенне-зимних условиях и прохождению отопительного сезона.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Я рад Вашему заявлению о том, что Департаментом все проанализировано и намечены все пути. Первый вопрос, который хотел задать, это вопрос, связанный с долгами за топливо. Если кто обратил внимание, то вчера было интересное сообщение в СМИ о том, что Газпром принял решение о прекращение поставок газа организации, которая обеспечивает горячей водой на 80% Омск. Сигнал достаточно серьезный. У нас тоже в этом плане было все не безоблачно. Были введены ограничения на поставку газа в Шуи, Гавпосаде, Палехе, Южском и Шуйском районах. Первый вопрос. Какие меры собирается предпринять Департамент ЖКХ для того, чтобы ситуация нормализовалась? Напомню, что в Вашем докладе Вы сами отметили, что долги за газ выросли очень существенно.

Костромская И.А.: Мы в этом году отметили существенный рост. Считаем, что здесь есть факторы, которые достаточно серьезно повлияли на эту ситуацию. Одно из мероприятий, которое мы планируем реализовать до конца мая, это обеспечить сокращение кассового разрыва по субсидии в адрес ресурсоснабжающих предприятий, который у нас сложился за IV квартал 2016 года. Сегодня у нас на заседании Правительства рассматривается новый порядок, который позволит нам компенсировать этот разрыв. Он достаточно существенный (порядка 280 млн. рублей). Соответственно, эти средства будут направлены в том числе и на погашение задолженности за газ. Кроме того, совместно с Департаментом энергетики и тарифов мы согласовали первоочередной план действий и порядок проверки основных предприятий-должников, у которых динамика задолженности необоснованна какими-то объективными факторами, то есть при прочих равных условиях они демонстрируют серьезный рост задолженности. По получению результатов будут сформированы какие-то рекомендации или возможности финансового оздоровления, минимизация задолженности, либо принятие каких-то радикальных мер или рассматривать объекты для передачи в концессию. В соответствии с Вашим поручением продолжается работа по передачи непрофильных активов предприятия, в том числе газораспределительных станций и сетей, в счет погашения задолженности. Естественно, будем искать все доступные механизмы.

Коньков П.А.: Я обращаю Ваше внимание, что бюджет Ивановской области продолжает тратить существенно больше соседних регионов на ЖКХ, поэтому каких-то сверхобъективных причин роста задолженности за газ не существует. Максим Евгеньевич, я обращаю Ваше внимание на то, что, на мой взгляд, комплекс сегодня недостаточную работу проводит в этом направлении. Извольте этот вопрос регулярно контролировать, в том числе встречаясь с главами, ресурсоснабжающими предприятиями. Пожалуйста, к начало отопительному сезону переломите ситуацию по росту долгов за газ. Тем более, что лето – это достаточно благоприятное время для этого.

Ивановская область отличилась в этом году – единственный регион в составе ЦФО, который в предыдущем отопительном сезоне не получил паспортов готовности ни в одном муниципалитете. Единственный, я подчеркиваю. Объясните, каким образом мы будем действовать дальше? Это же очень серьезный сигнал.

Костромская И.А.: Действительно, Павел Алексеевич, ситуация требует особого внимания. С муниципалитетами предварительно этот вопрос проработали. Кроме этого проведена рабочая встреча с представителями Ростехнадзора, которые обеспечивают выдачу паспортов. Намечены пути взаимодействия. Будем активно привлекать к работе в своей комиссии, чтобы иметь возможность заблаговременно какие-то риски проработать с муниципалитетами. На сегодняшний день муниципалитеты откликнулись на наше поручение. У них перечень основных замечаний сформирован. Они готовят нам предложение по порядку их устранения.

Коньков П.А.: Жду от Вас благоприятного доклада по этому поводу до начала отопительного сезона. Вопрос инвестиций в сферу ЖКХ и концессии. В моем представлении Департамент пока в этой сфере работает неудовлетворительно. Скажите, какие меры будете предпринимать дальше?

Костромская И.А.: Несомненно, Павел Алексеевич, будем работать по формированию предложений, которые будут интересны инвесторам. Сейчас назначено ответственное лицо в Департаменте за эту работу. Совместно с муниципалитетами рассматриваем все варианты. Хочу отметить, что у нас уже в этом году планируется заключение концессионного соглашения в Лухе в отношении объектов теплоснабжения; в Заволжском районе высокая степень готовности инвестиционного проекта по строительству водозаборных и водоподготовительных сооружений; в п. Мугреевский построена новая котельная на альтернативных видах топлива, которая будет работать в следующим сезоне; с компанией «Виоэнерго» прорабатываются вопросы по возможности передачи в концессию иных объектов. Рынок изучаем. Нельзя сказать, что у нас очень привлекательная для инвесторов сфера, но мы работаем в этом направлении.

Коньков П.А.: Это не довод, что это малопривлекательная сфера. От примерок пора уходить, пора намечать конкретные объекты. Пожалуйста, в месячный срок представьте мне на утверждение график передачи в концессионные соглашения объекты ЖКХ в текущем году.

Костромская И.А.: Да, Павел Алексеевич.

Коньков П.А.: Вопросы, пожалуйста.

Жбанов П.А.: (Плохая запись).

Костромская И.А.: Если я правильно понимаю, то речь идет о корректировки платы за тепло по итогам отопительного сезона с учетом фактических показаний приборов учета. Хочу сказать, что это зона ответственности управляющих организаций. Если все факторы теплоснабжения с учетом имеющегося прибора учета позволяют этот расчет произвести, то это их прямая обязанность. Специально обращаться за таким перерасчетом в соответствии с действующим законодательством гражданин не обязан. Если такого перерасчета не последовало, то есть смысл обратиться в управляющую организацию, затем в надзорные органы, если нет реакции.

Коньков П.А.: Я не очень понял роль Департамента ЖКХ в этом процессе, то есть мы проконстатировали, что это вопрос управляющих организаций и на этом завершили свое вмешательство.

Костромская И.А.: Павел Алексеевич, к сожалению, надзорных функций у нас нет.

Коньков П.А.: Надзорных функций нет, зато организаторские функции есть. Не верю, что управляющие организации никак не прислушиваются к Департаменту ЖКХ. Есть взаимодействие с главами муниципальных образований. У нас есть на страже жилищная инспекция. Еще раз говорю, что вся организационная и методическая работа – это у Департамента ЖКХ.

Костромская И.А.: Павел Алексеевич, замечание принято. Проведем дополнительную работу.

Коньков П.А.: Принимайте. Пожалуйста, еще вопросы. Спасибо. Присаживайтесь. Александр Германович Фомин – председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Ивановской областной Думы.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства!

Прошедший отопительный сезон был крайне сложным и не только по причине достаточно суровой зимы. Реализованный предприятиями ЖКХ при подготовке к отопительному сезону комплекс организационно-технических мероприятий позволил без больших аварий пройти осенне-зимний период. Однако, как мы уже слышали, ни один муниципалитет региона не получил паспорт готовности к отопительному сезону. Дело явно не в безответственности муниципальных властей, в их игнорировании требований Ростехнадзора. В первую очередь, думаю, что муниципалитеты не имели возможность финансово выполнить все требования и предписания надзорных органов. Складывающаяся на сегодняшний день ситуация дает, к сожалению, основания предполагать, что похожую картину мы будем иметь и к наступлению нового отопительного сезона 2017-2018 годов. В докладе Ирины Альбертовны приводился пример с Юрьевецким районом, в котором не были своевременно заключены договора с поставщиками тепла, в связи с этим имела место задержка пуска тепла потребителям, что вызвало многочисленные жалобы жителей города. На этом примере хотелось остановиться чуть подробнее для понимания общей картины. Необходимо добавить, что на начало отопительного сезона Юрьевецкая РСО имела задолженность за поставленное топливо порядка 15 млн. рублей, из них порядка 12 млн. рублей задолженность Юрьевецкого района перед ресурсоснабжающей организацией в связи с инвестированием субсидий из областного бюджета. После прохождения отопительного сезона на 1 мая 2017 года кредиторская задолженность Юрьевецкого РСО перед поставщиками топлива по состоянию на 1 мая 2017 года составляет 17 млн. 865 тыс. рублей. Такая задолженность образовалась в том числе и в связи с невыплатой субсидий за 2016 год в полном объеме (11 млн. 643 тыс. рублей) и задолженностью субсидий за 2017 год (15 млн. рублей). Понятно, что при такой задолженности перед поставщиками все поступающие средства будут направлены на её погашение, иначе невозможно будет заключить договор на поставку топлива в следующем отопительном сезоне, а на финансирование подготовки предприятия к отопительному сезону 2017-2018 годов не останется и копейки, при этом сетевое хозяйство изношено более чем на 70%. Не лучше состояние бюджета, например, у Заволжского района. Там есть долги еще за сезон 2015-2016 годов. Не думаю, что принципиально лучше ситуация в других районах. Это приводит к огромной задолженности за поставленное топливо. Цифры задолженности уже назывались. Очевидно, что недостаток средств на субсидии из областного бюджета приводит к росту долгов РСО и недофинансированию подготовительных компаний к отопительному периоду, а это ведет к росту аварийности на сетях. Я прекрасно понимаю все сложности с областным бюджетом. Я привел примеры с Юрьевецким и Заволжским районами не для того, чтобы кого-то упрекнуть в недооценивании важности обсуждаемой темы, а считаю, что это говорит о том, что в сложной ситуации Департамент ЖКХ справился с серьезными проблемами не допустив срывов и больших аварий. Ситуация с бюджетами муниципальных образований, повлекшая снижения дотаций и субсидий, показала, что расходы на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами на тепло, горячую и холодную воду и тарифами для населения становятся неподъемными для бюджета. Необходимо самым серьезным образом заняться этой проблемой. Простого и быстро решения здесь нет, но двигаться к решению комплекса проблем в сфере теплоснабжения необходимо. Я думаю, что начать надо с реальной оценки средств, необходимых для компенсации межтарифной разницы уже на сезон 2017-2018 годов и обеспечить наличие этих средств в областном бюджете. Для снижения стоимости закупаемого топлива приобретать часть мазута и угля в летней период, а не на пике цен перед началом отопительного сезона. Необходимо изыскать возможность хотя бы небольшой предоплаты, пусть 15-20% стоимости закупаемого топлива. Это даст возможность реально сэкономить на стоимости топлива. Необходимо определить за счет каких ресурсов возможно снижение межтарифной разницы. Понятно, что возможности решения этой проблемы за счет повышения тарифа для населения весь ограничены. Необходимо снижать затраты РСО, снижать стоимость производимого ресурса. Для этого требуется провести аудит буквально каждой котельной, оценить потери в сетях, и по результатам этих оценок принять новую программу модернизации коммунальной инфраструктуры. Такая программа действовала в регионе. Благодаря ей были закрыты изношенные мазутные котельные, построены современные блочно-газовые, модернизированы многие угольные котельные, переложены километры изношенных сетей. Без той проделанной работы, думаю, что этот отопительный сезон был бы более трагичным. Понятно, что эта работа требует времени и средств. В качестве начальной меры могло бы стать выделение средств для РСО на подготовку к зиме. Такая практика была ранее. Это было серьезной помощью для РСО и муниципальных властей, ведь гораздо эффективней вкладывать бюджетные средства в модернизацию инфраструктуры и снижать потери, экономя субсидии, чем постоянно оплачивать межтарифную разницу. Можно и нужно принимать те или иные меры, но нельзя одного – оставлять все как есть и финансировать мероприятия, связанные с подготовкой и проведением отопительного сезона так как это делается сейчас, иначе уже в ближайшие годы мы столкнемся с массовым банкротством РСО и авариями на коммунальных системах. Павел Алексеевич, я думаю, что Максим Евгеньевич Громов и Ирина Альбертовна все то, что я сейчас предлагал, знают. Я, наверное, это все озвучивал, чтобы поддержать их позицию при определении приоритетов и формировании областного бюджета.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Александр Германович. Я в целом с Вами согласен. Я недавно анализировал данные Минфина по затратам на жилищно-коммунальное хозяйство регионов. Знаете, цифры меня немного убивают, потому что Ивановская область в 2016 году потратила 900 миллионов, Владимир – 400, Кострома – 300, а результат по большому счету один и тот же.

Фомин А.Г.: Конечно, в первую очередь одна из главных причин (её все знают, она озвучивалась) – в свое время пока определение тарифов было в руках муниципалитетов, их очень сильно сдерживали. Межтарифная разница у нас действительно не идет не в какие сравнения с соседними регионами. Плюс, действительно, то состояние коммунальной инфраструктуры, которое сегодня есть, оно дает такие большие расходы. И те шаги, например, которые предпринимали, помните, исчезли полюса холода в Петровском, Талицах, Новом Горяново и в других населенных пунктах, там еще при этом модернизировали сети, теперь реально пошла экономия.

Коньков П.А.: Давайте вместе посмотрим эти вопросы. Я не возражаю, потому что в общем-то не денег как таковых жалко, а жалко, что мы из года в год их впахивали, а эффективность обратно не получали. Потребность ежегодно практически не снижалась в этих делах. Имею в виду по области.

Фомин А.Г.: Был период, когда снижалась.

Коньков П.А.: Она колебнулась какой-то год, но потом все равно растет. Мы каждый год деньгами проблему пытаемся потушить.

Фомин А.Г.: Вы давали поручение Департаменту. Действительно, нужно работать программным методом с указанием целевых показателей, и вот только тогда мы добьемся поставленной цели.

Коньков П.А.: Спасибо, Александр Германович. Евгения Николаевна Морева – начальник Департамента энергетики и тарифов Ивановской области.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства и присутствующие!

В период прохождения ОЗП 2016-2017 годов энергосистема Ивановской области функционировала устойчиво. За прошедший период в энергосистеме не зафиксировано нарушений нормального режима системного характера. Запасы топлива на электростанциях превышали нормативные значения. Максимум потребления мощности в энергосистеме был зафиксирован 09.01.2017 и составил 656 МВт при температуре наружного воздуха -29,1 0С, что на 31 МВт выше максимума за аналогичный период прошлого ОЗП, зафиксированного при температуре -17,8 0С.

Потребление электрической энергии за ОЗП 2016-2017 годов составило 1701,5 млн. кВт/ч. Данные по балансу электрической энергии по энергосистеме Ивановской области в ОЗП 2016-2017 годах (ноябрь-март) Вы можете видеть на слайде.

Основными причинами увеличения потребления в рассматриваемый период явились:

- влияние температурного фактора, в том числе из-за более низкой температуры наружного воздуха в ноябре 2016 года (на 3 0С), в декабре 2016 года (на 5,2 0С) и в феврале 2017 (на 4,7 0С) по сравнению с аналогичными периодами прошлого ОЗП;

- рост потребления отдельных крупных потребителей (АО «Транснефть - Верхняя Волга» - увеличение потребления в ОЗП 2016-2017 годах на 14,6 млн. кВт/ч по сравнению с аналогичным периодом прошлого ОЗП).

Снижение выработки электрической энергии в рассматриваемом периоде связано с уменьшением выработки Ивановских ПГУ на 410 млн. кВт/ч.

Информация по аварийности в электрических сетях 110-220 кВ и на электрических станциях. В электрических сетях 110-220 кВ нарушений системного характера не зафиксировано. По филиалу «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» можно отметить небольшое снижение аварийности: за ОЗП 2016-2017 годов зафиксировано 12 аварийных отключений, а за прошлый период 14 аварийных отключений. По филиалу ПАО «ФСК ЕЭС» Вологодское ПМЭС аварийность не изменилась: за ОЗП 2016-2017 годов на территории Ивановской области зафиксирована 1 авария и за прошлый период также зафиксирована 1 авария. По филиалу «Владимирский» ПАО «Т Плюс» стоит отметить увеличение аварийности: за ОЗП 2016-2017 годов зафиксировано 8 аварий на энергетическом оборудовании (причем 5 из них произошли в январе 2017 года), а за прошлый период – 5 аварий. В настоящее время генерирующего оборудования находящегося в аварийном ремонте нет. На Ивановских ПГУ за ОЗП 2016-2017 годов произошло 1 аварийное отключение генерирующего оборудования (из-за обрыва трубопровода подвода воздуха после компрессора к выносному воздухоохладителю), а за прошлый период было 2 отключения энергетического оборудования.

В распределительных сетях 0,4-10 кВ (ОАО «Объединенные электрические сети», ОАО «Ивгорэлектросеть», ОАО «Вичугская горэлектросеть», ОАО «Кинешемская горэлектросеть») массовых ограничений электроснабжения потребителей по вине территориальных сетевых организаций (ТСО) не было. Зафиксированы локальные отключения объектов электросетевого хозяйства, при этом перерыв в электроснабжении не превышал нормативные значения. Причинами отключений явились повреждения изоляции кабельных линий электропередачи, связанные с естественным старением и выработкой нормативного ресурса, повреждением линий сторонними организациями, неблагоприятными погодными условиями (обильные снегопады, порывистый ветер).

В целом все ТСО обеспечивают надежное электроснабжение потребителей, в том числе социально-значимые объекты, объекты жизнеобеспечения, население области, и прошли ОЗП в штатном режиме.

Что касается подготовки объектов электроэнергетики Ивановской области к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов, то предприятиями составлены планы подготовки объектов к ОЗП. Работы будут проводиться в соответствии с данными планами.

Доклад окончен. Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Евгения Николаевна, у меня к Вам одно поручение и один вопрос. Поручение. Пожалуйста, сделайте мне доклад о ситуации на ПГУ и о дальнейших перспективах, потому что Вы так легко сказали: «минус 90% выработки электроэнергии». Это же серьезнейший объект. Я понимаю, что там все очень непросто. Я считаю, что наша задача, как минимум, ежегодно контролировать и представлять дальнейшее движение, а может быть и вмешиваться в процесс - встретиться мне с руководством ПГУ и Минэнерго для того, чтобы этот важный энергетический объект заработал стабильно. Вопрос. Вы заявили об увеличении аварий на ПАО «Т Плюс». Чуть поподробнее, пожалуйста. На Ваш взгляд, причины и какие меры предпринимаются в этом плане?

Морева Е.Н.: Действительно, прошлое ОЗП показало увеличение аварийности (8 по сравнению с 5 предыдущего ОЗП). 3 из 8 аварий случились по административно-техническим причинам. Уже устранены причины и в дальнейшем они не будут возобновлены, то есть инструктаж проведен и внесены изменения в схему электропитания горелок. Данные причины не послужат причинами дальнейших аварий. 5 из 8 аварий произошли ввиду длительного срока эксплуатации оборудования. Здесь устранение – это только проведение капитального ремонта основного оборудования. Хочу отметить, что эти аварии устранялись в течение суток и не повлекли последствий для потребителей электрической энергии.

Коньков П.А.: Меня как раз больше волнуют аварии по административно-техническим причинам, потому что это аварии, которые не требуют материально-технических затрат, а все-таки, извините, у такой организации 3 аварии из 8 по административно-техническим причинам. Прошу от Вас отдельный доклад по этому поводу. Надо посмотреть, может быть еще какие-то причины надо заведомо устранить, чтобы не было административно-технических аварий. Спасибо. Присаживайтесь. Максимова Ольга Яковлевна – начальник Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области. Ольга Яковлевна, я попрошу отдельно остановиться в докладе на поднятом вопросе, связанным с возвратом денег.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства и присутствующие!

Отопительный сезон 2016-2017 годов в Ивановской области проходит без существенных сбоев и чрезвычайных ситуаций. Выполнение комплекса мероприятий по подготовке к отопительному сезону позволило начать его своевременно, обеспечив нормальную работу объектов жизнеобеспечения.

С 22 сентября по 1 ноября 2016 года в целях оперативного принятия мер по подключению многоквартирных домов и жилых помещений к системе отопления в Службе осуществляла работу «горячая линия». В указанный период на «горячую линию» поступило 433 телефонные заявки, что в 2 раза больше, чем в 2015 году. Информация оперативно передавалась в управляющие организации, а в случае установления факта отсутствия управления многоквартирным домом - в органы местного самоуправления. Все обращения были отработаны под контролем диспетчеров Службы в максимально короткие сроки и сняты с контроля. Следует отметить, что только 7 жителей обратились на «горячую линию» повторно, что послужило основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий. Для сравнения в 2015 году таких проверок было проведено в 5 раз больше.

В рамках текущей деятельности Службы в период с октября 2016 по настоящее время осуществлялись и осуществляются мероприятия по региональному государственному жилищному надзору и лицензионному контролю за соблюдением правил предоставления коммунальных услуг гражданам и содержанием жилищного фонда.

С октября 2016 года по настоящее время в адрес Службы поступило 10644 обращения, из них 22% - по тематике отопительного сезона, что на 23% больше, чем в прошлом отопительном периоде. Основная тематика обращений касалась температуры воздуха в жилых помещениях, особенно в период январских морозов, и ненадлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета.

Следует отметить, что доводы большинства жалоб о температурном режиме не находили своего подтверждения. Так, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг температура в жилом помещении должна составлять +18-20 ?C, что и фиксировалось в ходе проверок, но для жителей такая температура была некомфортной, что и было основанием для обращения в надзорные органы.

Одновременно отмечу рост числа обоснованных обращений по вопросу ненадлежащего содержания общедомовых приборов учета в многоквартирных домах. В отопительный период 2016-2017 годов их поступило в 13 раз больше в сравнении с предыдущим периодом.

В ходе рассмотрения всех поступивших в Службу обращений по тематике отопительного сезона было выявлено и пресечено 1109 нарушений, что на 27% превышает показатели прошлого отопительного периода.

Анализ выявленных по итогам проверок нарушений показал, что наиболее часто фиксировались следующие нарушения:

- как уже было сказано, ненадлежащая эксплуатация приборов учета коммунальных ресурсов либо отсутствие таких приборов;

- отсутствие теплоизоляции инженерных систем жизнеобеспечения;

- ненадлежащее утепление чердачных, подвальных помещений, помещений общего пользования в многоквартирных домах;

- ненадлежащее состояние трубопроводов и запорной арматуры инженерных систем;

- ненадлежащее содержание межпанельных швов, продухов подвальных помещений, слуховых окон чердачных помещений многоквартирных домов.

По выявленным нарушениям Службой выдавались предписания, осуществлялся контроль их исполнения. Должностные и юридические лица управляющих организаций были привлечены к административной ответственности на общую сумму 1 млн. 244 тыс. 100 рублей. Обращаю внимание, что приведенная статистика нарушений и штрафов – результат выборки строго по тематике сегодняшнего заседания Правительства, а именно, а именно только за период с октября 2016 по апрель 2017 года и только по вопросам, связанным с отопительным сезоном.

Отдельно хотелось бы отметить проведение муниципального жилищного контроля на территории региона. Согласно отчетам муниципалитетов за осенне-зимний период 2016-2017 годов было проведено 293 проверки, тогда как за аналогичный период 2015-2016 годов таких проверок было 111.

Подводя в целом итоги отопительного сезона 2016-2017 годов в регионе в пределах компетенции Службы, предлагаю дать ему оценку: удовлетворительно.

Говоря о задачах по подготовке систем жизнеобеспечения региона к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов хочу остановиться на проблеме паспортов готовности на многоквартирные дома.

В рамках контрольно-надзорной деятельности Службой выявлено, что далеко не все проверяемые субъекты, то есть управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, могли представить паспорта готовности. Также выявлены факты не исполнения управляющими организациями актов, составленных муниципалитетами с замечаниями. Поэтому в целях обеспечения своевременного начала и удовлетворительного прохождения предстоящего отопительного периода, предлагаем главам городских округов и муниципальных образований проанализировать причины не выдачи паспортов готовности к отопительному периоду 2016-2017 годов, перечень основных замечаний, содержащихся в актах проверки готовности, и устранить причины их не выдачи.

Хочу обратить особое внимание на ситуацию с многоквартирными домами, в которых способ управления не выбран либо выбран, но не реализован. К сожалению, проблема остается актуальной. Напомню, что Губернатором Павлом Алексеевичем Коньковым было дано протокольное поручение главам 19 муниципалитетов закрыть данную проблему до 1 июня текущего года. В связи с чем, рекомендую взять на особый контроль подготовку таких домов к предстоящему отопительному периоду.

Благодарю за внимание.

Коньков П.А.: Ольга Яковлевна, у нас в этом году, как Вы знаете, произошло две трагедии, связанные с взрывами бытового газа в домах. По моей информации ваша Служба проводила серьезную проверку. Кратко о результатах.

Максимова О.Я.: Действительно, Павел Алексеевич, в исполнение поручения Российской Федерации была проведена серьезная масштабная работа Службой по проверкам содержания газового оборудования. В результате проверок было охвачено более 6000 многоквартирных домов, выявлено более 9000 нарушений. Совместно с органами прокуратуры было возбуждено и на сегодня уже рассмотрено более 500 административных дел. В рамках текущей деятельности мы уже осуществляем контроль выданных предписаний (было выдано 436).

Коньков П.А.: У нас общее количество 180000 квартир. Сколько охватили с целью проверки?

Максимова О.Я.: Мы охватывали, обращаю внимание, проверкой общедомовое оборудование.

Коньков П.А.: Я имею в виду в этих домах сколько квартир?

Максимова О.Я.: Мы эту статистику даже не вели, потому что…

Коньков П.А.: Отдельно мне скажите просто для ориентировки для понимания.

Максимова О.Я.: Хорошо.

Коньков П.А.: Ключаров Дмитрий Игоревич, слушайте, чемпион по невыбранному управлению, аж 118 объектов. К 1 июню управитесь?

Ключаров Д.И.: (Плохая запись).

Коньков П.А.: Имейте в виду, что 118 у Вас. Ближайший твой преследователь – Бабанов Сергей Александрович (36), а в городе Иваново – всего 21. Присаживайтесь. Спасибо, Ольга Яковлевна. Присаживайтесь.

Максимова О.Я.: Павел Алексеевич, разрешите ответить на вопрос по корректировки платы. Я забыла в основном докладе это сказать.

Коньков П.А.: Пожалуйста.

Максимова О.Я.: Судя по обращениям, которые поступают в Службу, то есть корректировка оплаты за отопление за отопительный период уже начата. О положительных примерах корректировки путем возврата мы естественно не узнаем, потому что нам чаще жалуются на необоснованное выставление счетов по результатам отопительного сезона. Такие обращения есть. Они у нас на контроле, поэтому в регионе эту работу начали. У нас исполнителями коммунальных услуг помимо ТСЖ являются и ресурсоснабжающие, поэтому жалобы как на тех, так и на других мы рассматриваем.

Коньков П.А.: Я так понимаю, что каких-то специальных документов от жителей не требуется.

Максимова О.Я.: Это все в рабочем порядке, а если ненадлежащая корректировка, то к нам с жалобой, пожалуйста.

Коньков П.А.: Если скоординируем работу Департамента с вашей Службой, то думаю, что все будет нормально. Спасибо. Присаживайтесь. Михаил Евгеньевич Куприянов – глава городского округа Вичуга.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства!

В прошедшем отопительном сезоне теплоснабжающие предприятия и городские службы в основном успешно справились с поставленными задачами. Аварий и срывов в работе не было. Этому способствовала большая подготовительная работа, которая проводилась согласно ранее разработанному и утвержденному комплексному плану.

Основным теплоснабжающим предприятием города Вичуга является МУП «Объединенные котельные и тепловые сети», которое обслуживает 6 котельных, 21 тепловой пункт и тепловые сети протяженностью 65,7 км. Все котельные работают на природном газе. 63% вырабатываемого предприятием тепла поставляется населению, потребителям бюджетной сферы 19%, прочим потребителям - 18%. При подготовке к отопительному периоду 2016-2017 годов МУП «ОК и ТС» общий объем затрат составил более 5,7 млн. рублей.

В 2016 году предприятием была реализована инвестиционная программа на сумму 3,5 млн. рублей, в рамках которой модернизирован головной участок тепловой сети длиной 200 метров с применением труб, покрытых современными энергосберегающими теплоизоляционными материалами, а также приобретен и установлен сетевой насос марки Grundfos на котельной №5, представляющий собой инновационную технологию и соответствующий высшему классу энергоэффективности.

Основными задачами предприятия при подготовке к осенне-зимнему периоду 2017-2018 года являются:

- замена 0,8 км метров ветхих тепловых сетей;

- капитальный ремонт котла в котельной №8;

- ремонт 64 единиц основного и вспомогательного оборудования;

- ремонт 4 зданий котельных и тепловых пунктов.

В настоящее время предприятие решает острую проблему: завершает техническое перевооружение котельных в соответствии с требованиями Ростехнадзора и вступившими в силу изменениями федерального законодательства, предписывающими исключение возможности подачи газа в ручном режиме на газоиспользующее оборудование. Устанавливаются современные предохранительно-запорные клапаны и автоматика контроля перед горелками котлов. В целом на решение этого вопроса будет затрачено ококло 12 млн. рублей. Ориентировочная сумма, необходимая для окончательного выполнения данных работ составляет 4 млн. рублей.

Общая сумма затрат на ремонтные работы по подготовке к зиме 2017-2018 годов запланирована в объеме 9 млн. 348 тыс. рублей.

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия является стабильной, хотя имеется ряд нерешенных вопросов, связанных с необходимостью выполнения предписаний контролирующих органов (Ростехнадзор, Управление Росгвардии), требующих больших денежных затрат, а также ощущается нехватка денежных средств на замену и модернизацию оборудования, имеющего большой процент износа.

Хотя в 2016 году предприятие и получило прибыль в размере 4 млн. 247 тыс. рублей, необходимо отметить, что она существует только на бумаге, ввиду того, что начисляемые к оплате суммы поступают на расчетный счет не в полном объеме. Так, при собираемости платежей с населения 95,5%, предприятие все же недополучает значительные денежные средства:

- за 2015 год 6,8 млн. рублей;

- за 2016 год 7,1 млн. рублей.

Сотрудниками МУПа проводится регулярная претензионная и исковая работа с населением. В результате в 2016 году получено по решению судебных органов 2 млн. 741 млн. рублей.

В последнее время выросли неплатежи федеральных бюджетных организаций. Сумма их просроченной задолженности по состоянию на 01.04.2017 года составляет 1 млн. 753 млн. рублей.

Долги есть и у самого предприятия. Основной кредитор – Ивановорегионгаз. Долг перед ним составляет 22 млн. рублей. Ежегодно в летний период оформляется кредитная линия предприятием. Это позволяет закрывать задолженность и проводить ремонтные работы перед отопительным сезоном. А еще население за лето часть долгов погащает.

Павел Алексеевич, просим решить вопрос по доведению из областного бюджета теплоснабжающим организациям субсидий за 2016 год в связи с установлением льготных тарифов для населения. Сумма задолженности перед МУП «ОК и ТС» составляет 3 млн. 200 тыс. рублей.

Для выравнивания финансового состояния и снижения затрат на предприятии планируется:

- установка частотных преобразователей с охватом 100% до ноября 2017 года;

- установка 2 новых насосов типа Грундфос;

- замена ветхих участков сетей на новые с улучшенной изоляцией;

- замена ртутных светильников на светодиодные с охватом 100% до декабря 2017 года.

В начале 2016 года в городе сложилась критическая ситуация с котельной, принадлежащей ООО «Машиностроительный завод», в связи с прекращением ее работы. Администрацией города при поддержке Правительства Ивановской области была проведена большая работа по поиску и привлечению инвесторов для строительства четырёх блочно-модульных котельных. Инвестором выступило ООО «Теплоснаб-Родники», которое построило 2 газовые котельные и 2 пеллетные. Общий объём инвестиций составил более 44 млн. рублей. Котельные введены в эксплуатацию и в течение отопительного сезона осуществляли теплоснабжение на объекты жилого фонда и социальной сферы микрорайона «Машиностроительный завод».

Кроме того в летний период жители микрорайона будут получать от новых котельных горячую воду, чего не было на протяжении 10 лет.

При подготовке к отопительному сезону 2017-2018 годов ООО «Теплоснаб-Родники» планирует выполнить работы по модернизации и замене сетей теплоснабжения, что должно существенно уменьшить потери тепловой энергии.

При подготовке к следующему отопительному сезону остро встанет вопрос о теплоснабжении Вичугского многопрофильного колледжа, находящегося на территории Машзавода, отапливавшегося от его котельной. Котельная, согласно письму руководства Машзавода, свою работу прекратила. В ходе проведенного 15.05.2017 года совещания представители ООО «Теплоснаб-Родники» сообщили, что к ним поступило устное предложение от собственников лакокрасочного цеха о теплоснабжении здания от пеллетной котельной. Понятно, что мощности пеллетной котельной не хватит, поэтому завод дает согласие на перекладку на его территории тепловых сетей, что раньше тоже было камнем приткновения. При этом в самой котельной пеллетные котлы будут заменены на газовые. Подключение газа к котельной планируется выполнить от сетей газоснабжения, находящихся на территории Машзавода. Вичугскому многопрофильному колледжу необходимо будет выполнить работы по теплоизоляции сетей и установке узла учёта. Ориентировочная стоимость работ составляет 700 тыс. рублей. Учебное заведение находится в областном подчинении, поэтому мы взаимодействуем по данному вопросу с Департаментом образования Ивановской области. Решение данного вопроса будет нашей ключевой задачей в предстоящем отопительном сезоне.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Михаил Евгеньевич, а что у Вас за федеральные и бюджетные учреждения, которые не платят за тепло?

Куприянов М.Е.: Павел Алексеевич, вот военкомат миллион двести задолжал. Предприятие, через которое осуществлялась оплата за поставленное тепло, ушло в банкротство. Отсюда, я так думаю, и повис этот долг. Были небольшие долги у политехнического университета, но они уже погасили к началу мая. В основном это военкомат и предприятия, которые должны оплачивать за поставку тепла.

Коньков П.А.: Давайте мы разберемся с военкоматом, Лидия Анатольевна. Максим Евгеньевич, что с субсидиями?

Громов М.Е.: (Плохая запись). До конца мая будут платежи по долгам 2016 года.

Коньков П.А.: Хорошо. Михаил Евгеньевич, еще вопрос. Как жители Вичуги оценивают коммунальное хозяйство? Много ли обращений? Как динамика?

Куприянов М.Е.: Павел Алексеевич, наверное, как и в каждом городе. Безусловно, вопросы есть, но коммунальные службы оперативно решают. Конечно, хорошо, что мы поставили котельную. Этот микрорайон разделен на четыре сектора. Каждый сектор отапливает своя котельная. По газовым котельным сразу было видно улучшение и по качеству тепла, и по бесперебойности его поставки. По пилетным котельным, когда был режим пуска-наладки, определенные вопросы возникали, но сейчас вышли на нормальный режим. Надеемся, что все будет хорошо.

Коньков П.А.: Хорошо. Присаживайтесь. Челышев Игорь Владиславович – председатель Общественного совета при Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые присутствующие!

В обновленном составе Общественный совет при Департаменте ЖКХ работает лишь несколько месяцев. У нас не было достаточно времени, чтобы детально изучить все проблемы, возникающие во время отопительного сезона. Однако, с частью из них общественная организация, представителями которой являются члены совета, сталкиваются достаточно часто, работая с обращениями граждан. В частности, с проблемами отопления. Граждане обращаются в организацию, которую возглавляю я, в общественную организацию «ЖКХ контроль», которая является региональным представительством национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ.

Безусловно, инфраструктура систем теплоснабжения имеет высокую степень износа, а безаварийное прохождение отопительного сезона для граждан нашего региона очень важно.

Работа очень важная, потому что неприятности, которые могут случиться, очень болезненны - без отопления моментально остывают дома, без отопления могут закрыться социальные учреждения.

Мы видим, несмотря на недостаток финансирования, в области строятся современные котельные, выводятся из эксплуатации нерентабельные теплоисточники, меняются ветхие инженерные системы, во многие дома приходит индивидуальное отопление. Проводимые мероприятия позволяют добиться не только снижения потерь коммунальных ресурсов, но и в целом улучшить качество предоставления коммунальных услуг.

В качестве одного из положительных результатов работы Департамента, на мой взгляд, следует отметить снижение объема субсидирования организаций коммунального комплекса. Этот показатель становится особенно важным в условиях дефицита областного бюджета и говорит о постепенном повышении эффективности работы отраслевых предприятий.

Особое беспокойство вызывает ситуация с задолженностью отраслевых предприятий за топливно-энергетические ресурсы. В течение нескольких лет мы видим, что задолженность за газ постоянно растет. Да, снижается задолженность за мазут и уголь, но это связано, на наш взгляд, не с увеличением платежноспособности, а с уменьшением теплоисточников, которые работают на данных видах топлива, при этом платежная дисциплина не повышается. Платежная дисциплина муниципальными образованиями контролируется недостаточно. Я говорю не о платежах населения, в общем объеме задолженности они имеют небольшой процент. Имеется в виду задолженность юридических лиц. В частности, в некоторых муниципалитетах основными должниками перед РСО являются управляющие компании. Считаю, что внимательное отношение ко всем структурам в сфере ЖКХ, своевременное реагирование на любые нарушения, недопущение накопления задолженности, ведение разъяснительной работы является прямой обязанностью муниципалитетных властей.

В заключение хочу сказать, что Общественного совета при Департаменте жилищно-коммунального хозяйства открыт для граждан и муниципалитетов. Мы готовы принимать участие в урегулировании сложных ситуаций с учетом нашей компетенции.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, кто еще желает выступить? Давайте завершать. В целом я хотел отметить, что отопительный сезон завершается успешно при всех проблемах. Сверх каких-то форс-мажоров не было. Однако, это не должно быть предметом успокоения. Я еще раз подчеркну, что залогом успешного прохождения отопительного сезона является тесная координация Департамента ЖКХ и муниципалитетов. Я хотел обратить внимание Департамента на то, о чем мы уже говорили, что у нас с Вами в разных муниципалитетах различные ситуации. Надо с этим разобраться насовсем. Мы говорим о деньгах, а получается, что в одних муниципалитетах их хватает, а в других нет. Серьезный вопрос стоит об эффективности использовании этих средств. Здесь, Максим Евгеньевич, Ваш очень серьезный удел работы.

Паспорта готовности. Коллеги, совершенно не допустимое действие, потому что заведомо мы с Вами идем на риск. Мы входим в отопительный сезон, когда технические службы не зафиксировали полную готовность систем. Прошу особое внимание на это дело обратить.

Платежная дисциплина за теплоресурсы является основой нормального прохождения отопительного сезона. При наших финансовых вопросах не хватает только, если начнутся ограничения и отключения по финансовым причинам тех или иных объектов. Вот набегаемся тогда все. Войти в отопительный сезон мы должны с твердой тенденцией снижения долгов.

Предлагаю вынесенный документ принять, если не будет возражений.

Благодарю всех за участие. Совещание с главами в 11:30 в Малом зале.

С помощью данной формы можно отправить информацию о выявленных неточностях или ошибках, обнаруженных на сайте.

Все предложения, касающиеся работы портала, необходимо отправлять через форму обратной связи.
Для того чтобы обратиться непосредственно в орган исполнительной власти для получения консультации его специалистов, нужно перейти на страницу подразделения, в интернет-приемную и воспользоваться формой отправки сообщения.

Текст, содержащий ошибку:

Правильный текст или комментарий: