Мобильная версия

Версия для слабовидящих

21 июля 2017, пятница18:47

28 марта 2017 года

Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 28 марта 2017 года

Коньков П.А.: Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде чем перейти к теме сегодняшнего заседания Правительства, хотел бы сообщить о принятых мной кадровых решениях. Сергей Витальевич Зобнин назначен на должность первого заместителя Председателя Правительства Ивановской области. Он, как и прежде, будет курировать ряд департаментов – дорожного хозяйства и транспорта, развитие информационного общества, природных ресурсов, Комитет по лесному хозяйству. Помимо этого займется вопросами выполнения майских указов Президента и реализации национальных проектов. Я обращаю внимание, что поручение первого заместителя обязательны для исполнения для всех членов Правительства, включая зампредов, а также руководителей региональных исполнительных органов власти. В мое отсутствие будет исполнять обязанности Губернатора. На должность заместителя Председателя Правительства назначается Чебыкин Игорь Витальевич. В его ведение переходят вопросы внутренней политики, Департамент внутренней политики, а также Департамент конкурсов и аукционов. Я Игоря Витальевича прошу занять место за столом.

Давайте перейдем к нашей повестке. Одним из острейших вопросов всегда в стране и регионе был вопрос состояния дорог. Особенно в весенний период появляется достаточно большое количество претензий со стороны жителей. Надо отметить, что во многих случаях справедливы. Вчера я провел небольшую инспекционную поездку по городу Иваново и Ивановскому району. Состояние многих автомобильных дорог, безусловно, оставляет желать лучшего. Цель сегодняшнего заседания - определить готовность дорожных служб региона к проведению текущего и капитального ремонта на автомобильных дорогах и расставить приоритеты в их работе на предстоящий дорожный сезон. Давайте приступим к работе. Слово для доклада предоставляется Андрею Анатольевичу Шушкину – начальнику Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства, участники заседания!

Для реализации стратегических направлений развития дорожной отрасли Правительством Российской Федерации был принят целый ряд решений, в том числе по увеличению ставок акцизов на нефтепродукты и внедрению системы «Платон», что увеличило объемы поступлений в федеральные и региональные дорожные фонды. Это позволило в текущем году на реализацию государственной программы «Развитие транспортной системы Ивановской области» направить почти 2,8 млрд. рублей, что на 13% больше, чем в 2016 году. За счет этих средств продолжим реконструкцию автомобильной дороги Лежнево-Хозниково-Шуя в Лежневском и Шуйском районах по переустройству щебеночного покрытия на асфальтобетонное. В этом году на реконструкцию дороги протяженностью более 3 км планируется направить 117 млн. рублей. В последующие периоды планируем продолжить реконструкцию дороги в направлении Шуи, что позволит обеспечить комфортное транспортное сообщение для жителей 11 населенных пунктов и проезд транзитного транспорта от федеральной трассы М7 в направлении Шуи и Нижнего Новгорода в объезд Иваново.

В текущем году приступаем к реконструкции автомобильной дороги Южа-Талицы-Мугреевский в Южском районе, общей стоимостью более 700 млн. рублей. Государственной программой Ивановской области реализация данного крупного объекта запланирована до 2020 года в три этапа. Предстоит провести реконструкцию общей протяженностью 26 км. В этом году на эти цели планируется направить 60 млн. рублей, за счет которых будут выполнены работы по повышению основных технических характеристик дороги, улучшены её линейные параметры. В следующем году на этапе реконструкции, протяженностью 9 км, планируется выполнить устройство асфальтобетонного покрытия, тем самым повысить качество и безопасность дорожного движения. В настоящее время Департамент проводит процедуру заключения государственного контракта по объекту.

Продолжится строительство автомобильной дороги в Кинешемском районе Жажлево-Ильинское. На эти цели планируется направить 48 млн. рублей, что позволит завершить один из этапов дороги.

На реализацию дорожных объектов социально-значимых для муниципалитетов и региона в целом в текущем году будут предоставлены субсидии на строительство и реконструкцию местных и сельских автодорог в объеме более 330 млн. рублей.

В соответствии с Вашим поручением, Павел Алексеевич, о распределении субсидий в I квартале Департаментом оперативно рассмотрены все заявки, поступившие от муниципалитетов, проведен их отбор. Проект постановления о распределении субсидий находится сегодня на рассмотрении в Правительстве. Таким образом, муниципальные образования смогут своевременно приступить к дорожным работам по восстановлению и ремонту местной сети.

В рамках реализации проекта Западного обхода областного центра за три предыдущих года построены: мостовой переход через реку Уводь и автодорога Авдотьино-Минеево, отремонтирована автодорога Курьяново-Ново-Талицы. За счет средств субсидий в текущем году строительство Западного обхода будет продолжено на участке Минеево-пос. Дальний. Общая стоимость строительства составляет почти 180 млн. рублей. В этом году заказчику–администрации города будет предоставлено 90 млн. рублей. Завершение строительства автодороги в следующем году позволит перенаправить транзитный транспорт на федеральную трассу Р-600 Кострома-Иваново, минуя центральную часть города. Более подробно о перспективах развития улично-дорожной сети г. Иваново сообщит глава города Владимир Николаевич Шарыпов.

В дальнейшем Департаменту необходимо продолжить реализацию проекта Западного обхода на региональной сети: реконструировать 23 км региональных автодорог, построить мостовой переход и три новые транспортные развязки. На реализацию всех мероприятий потребуется более 1,8 млрд. рублей. В настоящее время мы приступаем к разработке необходимой проектно-сметной документации.

Проблема проезда транзитного транспорта по улично-дорожной сети остается актуальной для многих городов региона из-за отсутствия объездных дорог. Для решения этого вопроса в городе Приволжск в текущем году будет предоставлена субсидия в размере 65 млн. рублей на реконструкцию дороги по улице Железнодорожная. Общая стоимость объекта составляет более 100 млн. рублей. Реконструкция дороги будет проводиться в два этапа, завершение ее и ввод в эксплуатацию планируется в 2018 году. Это позволит разгрузить улично-дорожную сеть города и организовать проезд транзитного транспорта в направлении Вичуги и Кинешмы.

Не останется без внимания и проблема обеспеченности транспортной доступности жителей населенных пунктов Октябрьский и Тарасиха в Кинешемском районе. В текущем году району планируется предоставить на реконструкцию дорог субсидию в объеме 38 млн. рублей.

Повышение качества жизни жителей сельских поселений, обеспечение их транспортной доступностью является приоритетным направлением деятельности Правительства Ивановской области. С 2012 года на развитие сети сельских дорог муниципальным образованиям региона направлено более 740 млн. рублей. Благодаря проведенной работе жители 26 сельских поселений обеспечены круглогодичным транспортным сообщением. В текущем году на эти цели предусмотрено еще 140 млн. рублей и будет продолжено строительство дорог с твердым покрытием к 5 сельским населенным пунктам области. Таким образом, общий прирост с 2012 года по объектам строительства и реконструкции, с учетом планов текущего года, составит 60 км дорог. Сохраняя такие темпы, регион сможет исполнить поручение Президента РФ по удвоению объемов строительства и реконструкции автодорог к 2022 году.

Необходимо отметить, что количество населенных пунктов в регионе, необеспеченных круглогодичной транспортной связью, составляет 658. Таким образом, строительство и реконструкция подъездных сельских дорог в настоящее время остаются востребованными. При этом хочу сказать, что, не смотря на Ваше поручение, Павел Алексеевич, сегодня разработанных новых проектов сельских дорог у муниципалитетов, к сожалению, нет. Это не позволяет региону участвовать в федеральных программах и продолжить реализацию госпрограммы Ивановской области. Уважаемые главы, необходимо активизировать работу в этом направлении.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств при разработке проектов прошу учитывать фактическую интенсивность движения автотранспорта, предусматривая дороги не только с асфальтобетонным типом покрытия, но и с щебеночным. Это позволит существенно снизить стоимость строительства. В качестве примера приведу реконструкцию автодороги к д. Красново в Родниковском районе, общей стоимостью более 50 млн. рублей. Проектом предусмотрено устройство многослойного асфальтобетонного покрытия, что, по мнению экспертов, не соответствует фактической интенсивности движения транспорта. И в данном случае устройство щебеночного покрытия было бы целесообразней.

Особое внимание Департамент уделяет состоянию искусственных сооружений на автомобильных дорогах региона, где в последнее время сложилась непростая ситуация. На дорожной сети региона находятся 500 мостовых сооружений, из них чуть больше половины в нормативном состоянии, а 5 являются аварийными. Для решения задачи по приведению в нормативное состояние мостовых сооружений в регионе в текущем году запланировано строительство нового моста через реку Шохма в Лухском районе, завершение строительства моста через реку Парша в Родниковском районе, капитальный ремонт Никольского моста в Кинешме и ремонт аварийного моста через реку Родинка в Пучеже. На эти цели будет направлено 31 млн. рублей. В контексте дальнейшего решения данного вопроса Департаментом и муниципалитетами необходимо разработать проектно-сметную документацию на новые мостовые сооружения, путепроводы и водопропускные трубы.

На ремонт и восстановление региональных автомобильных дорог в текущем году предусмотрено финансирование в объеме почти 600 млн. рублей. За счет этих средств, планируется отремонтировать более 70 км на 33 участках. План ремонтных работ сформирован с учетом рекомендаций глав муниципальных образований и обращений граждан. Участки дорог, требующие первоочередных восстановительных работ, будут определены по итогам весеннего комиссионного обследования состояния дорог с участие представителей Общественной палаты Ивановской области и данных Общероссийского народного фронта. Как и прежде особое внимание будет уделяться автомобильным дорогам, по которым осуществляются перевозки школьников к образовательным учреждениям и пациентов к медицинским центрам.

В текущем году будет продолжен капитальный ремонт по переустройству участка автомобильной дороги Лежнево-Высоково в Лежневском районе. Ремонтируемый участок проходит по болотистой местности, поэтому здесь будут проведен комплекс специальных мероприятий по укреплению участка дороги протяженностью 2,5 км. На эти цели в текущем году будет направлено почти 50 млн. рублей. На завершающем этапе работ в следующем году планируется выполнить устройство асфальтобетонного покрытия.

С целью устранения существующего транспортного разрыва на границе Лухского и Пучежского районов приступаем к капитальному ремонту участка автомобильной дороги Гордяковка-Лух-Чадуево. В текущем году на это будет направлено почти 33 млн. рублей. Работы будут проводиться на участке в Лухском районе, протяженностью более 3 км.

Для ликвидации очагов аварийности на региональных дорогах Департаментом активно проводится работа по совершенствованию организации движения. Одним из таких очагов в последние годы является пересечение автомобильных дорог Иваново-Родники и Шуя-Котюрево-Реньково в Ивановском районе, где в этом году произошло уже несколько ДТП. В текущем году на этом участке будет выполнен капитальный ремонт с устройством переходно-скоростных полос. На это предусмотрено 25 млн. рублей, за счет которых для разделения транспортных потоков будут проведены работы по уширению проезжей части, а для обеспечения видимости в темное время суток предусмотрено устройство линии искусственного освещения.

На решение первоочередных задач по ремонтам и восстановлению сети местных дорог Правительством Ивановской области принято решение об увеличении средств субсидий, предоставляемых муниципалитетам. Из регионального дорожного фонда предоставляются субсидии в объеме 384 млн. рублей, а общий объем финансирования ремонтных работ с учетом средств муниципальных дорожных фондов в текущем году должен составить более 550 млн. рублей. Рекомендую главам муниципальных образований взять под личный контроль вопрос эффективного использования собственных ресурсов и средств регионального дорожного фонда, направляя их на прирост протяженности автодорог, отвечающих нормативным требованиям, и на исполнение решений региональной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, а принимая во внимание, что Минтранс и Федеральное дорожное агентство усилили контроль за исполнением целевых показателей регионами, то от этого зависит объем получения федеральной поддержки в следующем году.

В последние годы в вопросе приведения в нормативное состояние местных дорог в регионе сделано немало, в том числе с целью снижения финансовой нагрузки местных бюджетов по содержанию указанных дорог, Департаментом проводится работа по их передаче в региональную собственность. Но зачастую должного отклика со стороны муниципальных образований в данном вопросе не происходит. Так, в 2013-2014 годах Заволжскому городскому поселению была выделена субсидия в объеме более 50 млн. рублей на капитальный ремонт автомобильной дороги Заволжск–Зубцово. Правительством области принято решение о передаче ее из муниципальной собственности в региональную. До настоящего времени передача не осуществлена, необходимая документация муниципалитетом должным образом не подготовлена. Дорога постепенно начинает разрушаться, что, безусловно, потребует очередных финансовых вложений.

Зоной особой ответственности Департамента остается работа по обеспечению безопасности дорожного движения на дорогах региона. Для повышения ее уровня в 2017 году планируется выполнить ямочный ремонт по всей сети, нанести 2700 погонных км горизонтальной дорожной разметки и шумовые полосы, установить 4 км барьерного ограждения на наиболее опасных участках региональных дорог. На участках автомобильных дорог в границах населенных пунктов Департаментом будет продолжена работа по устройству линий искусственного освещения, которая проводится с 2014 года. В настоящее время обеспечены наружным освещением только 17 км участков региональных дорог из необходимых 120 км. В текущем году планируем выполнить данные работы на участках в Шуйском, Ивановском и Савинском районах общей протяженностью более 15 км.

Для модернизации пешеходных переходов на улично-дорожной сети в городах региона привлечены средства по федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения» в объеме 57 млн. рублей. За счет этих средств будут переоборудованы 8 пешеходных переходов вблизи общеобразовательных учреждений Кинешмы, а на 7 опасных участках улично-дорожной сети г. Иваново установлены пешеходные ограждения.

В заключение своего доклада хочу отметить, что работа в этом году предстоит напряженная. Департаментом и муниципальными образованиями выполнен большой объем подготовительной работы, теперь все намеченные планы общими усилиями предстоит исполнить в дорожном сезоне.

Доклад окончил. Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Спасибо, Андрей Анатольевич. К Департаменту и уважаемым главам муниципальных образований есть ряд вопросов. Я не буду сегодня поднимать Сергея Васильевича Носова, он недавно работает, но я обращаю Ваше внимание на то, что в 2016 году не освоили средства из федерального бюджета по мосту через Паршу, и непреодолимая сила не позволила, по-видимому, завершить реконструкцию подъездных путей к д. Красново. Я не думаю, что это правильный путь расходования денег, которые выделяют, тем более, что по состоянию дорог в Родниковском районе вопросы ставят регулярно. Андрей Анатольевич, я и Вам ставлю серьезную претензию по поводу нашего неучастия в программе «Устойчивое развитие сельских территорий», потому что такое поручение Вы имели. Мне хотелось все-таки поинтересоваться, Владимир Юрьевич, Гаврилово-Посадский муниципальный район, Вы неоднократно обращаетесь за субсидией на ремонт дорог, а федеральные деньги мы совместно с Вами прозевали. В чем дело? Почему нет ПСД на эти цели?

Лаптев В.Ю.: (Плохая запись).

Коньков П.А.: Я Вам говорю, что 2017 год потеряли. Рассматривайте дальше. Юрий Иванович Тимошенко, а у Вас в чем проблема?

Тимошенко Ю.И.: (Плохая запись).

Коньков П.А.: Понятно. Вичугский район, Владимир Валентинович, а у Вас в чем дело?

Мурашкин В.В.: (Плохая запись).

Коньков П.А.: Вы с Департаментом после заседания Правительства разберитесь, потому что если у Вас было ПСД, то у нас никаких проблем не было бы, чтобы принять участие в программе «Развитие сельских территорий». Коллеги, у нас с Вами договоренность, что ПСД Ваш удел. Будет ПСД – будут деньги. Мартюнин Михаил Викторович, на нехватку денег постоянно жалуетесь, а почему дорогу не передали на федеральный уровень?

Мартюнин М.В.: (Плохая запись).

Коньков П.А.: Я еще раз говорю, что вполне это в прошлом году можно было сделать. Тогда у нас была бы полная возможность этой дорогой заняться за счет регионального фонда.

Мартюнин М.В.: (Плохая запись).

Коньков П.А.: Да, с документами была проблема, а с дорогой теперь какие проблемы будут?! Присаживайтесь. Андрей Анатольевич, к Вам еще несколько вопросов. День Губернатора в Шуйском районе. Итоги. На лето 2016 года было дано поручение по обустройству линии наружного освещения на автодороге Ростов-Иваново-Нижний Новгород в Пустоше. Когда планируете выполнить работу?

Шушкин А.А.: Павел Алексеевич, Ваше поручение выполнено – разработана проектно-сметная документация. В настоящее время мы работаем по заключению государственного контракта. Ремонт выполним в 2017 году, то есть установим освещение на данном участке дороги по населенному пункту Пустышь.

Коньков П.А.: И поручение по приведению в нормативное состояние региональной автодороги Ковров-Шуя-Кинешма в границах Шуйского муниципального района на участке Родники-Иваново.

Шушкин А.А.: Павел Алексеевич, хочу доложить, что в 2016 году мы перевыполнили Ваше поручение, которое Вы давали.

Коньков П.А.: Это невозможно.

Шушкин А.А.: Мы выполнили ремонт 3,5 км этой дороги, разработали дополнительно еще ремонт на 2 км дороги, и этот участок дороги вошел в план на 2017 год. Планируем в мае-июне выполнить ремонт этого участка дороги. Продолжим эту работу.

Коньков П.А.: Я напомню тематику этого поручения – это прежде всего связанно с транспортировкой больных при оптимизации системы здравоохранения. Я прошу не отпускать этот вопрос с контроля. А перевыполнить поручение Губернатора, еще раз повторяю, это невозможно. Не додать Вам поручение я могу. Коллеги, есть еще вопросы к Шушкину? Пожалуйста, Андрей Юрьевич.

?А.Ю.: (Плохая запись).

Шушкин А.А.: В этом году мы планируем ремонтировать два участка по 1,5 км в Ильинском районе и два участка в Тейковском районе. Это дорога Ростов-Иваново-Нижний Новгород. У нас финансирование почти 600 млн. рублей, мы направляем на всю дорожную сеть. Вся дорожная сеть более 3500 км.

Коньков П.А.: Не надо оправдываться. Ответили на вопрос.

?А.Ю.: (Плохая запись).

Коньков П.А.: Я Вам дам слово. Вы уже не вопрос задаете, а выступать начинаете.

?А.Ю.: (Плохая запись).

Коньков П.А.: Я допускаю, 2 миллиарда на 4500 км дорог, действительно, мало. Кроме этого еще никто не отказывается от проведения ямочного ремонта и содержания дороги. Алексей Юрьевич, пожалуйста.

Жбанов А.Ю.: (Плохая запись).

Коньков П.А.: (Плохая запись).

Жбанов А.Ю.: Тогда хотя бы примерную разметку. Павел Алексеевич, даже к этому зданию на перекрестке разметки нет. Хотя бы здесь проверили, сколько она простоит при подъезде Губернатора, за которой он может следить регулярно каждый день.

Коньков П.А.: Спасибо.

Шушкин А.А.: Уважаемый Алексей Юрьевич, действительно, есть проблемы с сохранностью разметки на региональных дорогах, на которых мы видим, что она истирается. В последние годы Департамент направляет большие средства, и в этом году запланировано 45 млн. рублей на восстановление разметки. В последние годы мы именно делаем разметку холодным и горячим пластиком – полимерной пленкой, про которую Вы говорите. При надлежащим качестве выполнения работ эта разметка будет сохраняться больше года. Мы эту работу усилим. Усилим контроль за выполнением работ. В целом отказываться от разметки нельзя, потому что это влияет на безопасность дорожного движения на дорогах.

Коньков П.А.: Нам с Алексеем Юрьевичем полимерную разметку на Шереметевском проспекте нанесите. Мы будем вместе её контролировать. Пожалуйста.

???: (Плохая запись).

Коньков П.А.: Кстати, вчера мы одну такую гарантийную дорогу посмотрели – из Курьяново в Ново-Талицы. Понятно, что Губернатору показали, что неплохо выглядит. Там дорога, у неё 4-летняя гарантия, и вот прошло три года, а выглядит вполне приемлемо.

Шушкин А.А.: Я хочу ответить, что вопросам гарантийного обслуживания и содержания этих дорог, которые после ремонта, Департамент уделяет самое пристальное внимание. Есть соответствующее постановление Правительства. Обследование происходит после схода снега. Мы планируем по нашему опыту где-то в апреле-мае выполнить эту работу. Обязательно будем привлекать общественность, потому что обследуя эти участки, мы составляем акты, показываем, что работа, которую выполняют дорожные службы и организации, выполняется на сегодня качественно. На тех участках, которые идут по гарантии, если находят брак или недочеты, безусловно, все устраняется подрядными организациями по гарантийным обязательствам. Бюджет больше не несет нагрузки за эти участки. В последние годы по рекомендации Министерства транспорта РФ гарантийные сроки на покрытие составляют 4-5 лет. Мы выполняем эти рекомендации Министерства. В последующем мы также будем придерживаться этих рекомендаций.

Коньков П.А.: Андрей Анатольевич, попрошу в порядке информации, передайте Народному фронту весь перечень дорог, которые сегодня находятся еще на гарантии. Они нам помогут посмотреть за ними.

Шушкин А.А.: Безусловно.

Коньков П.А.: Пожалуйста, еще вопросы. Присаживайтесь. Шарыпов Владимир Николаевич – глава города Иваново.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства!

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Иваново включает более 1200 объектов транспортной инфраструктуры. Общая протяженность улиц, проездов, набережных составляет 690 км, в том числе с усовершенствованным покрытием (асфальтобетон) порядка 300 км.

В настоящее время основными задачами администрации города Иваново при осуществлении дорожной деятельности являются повышение пропускной способности улично-дорожной сети и поддержание в соответствии с нормативными требованиями транспортно-эксплуатационного состояния транзитных дорог и улиц общегородского значения. Также существенное внимание уделяется приведению в надлежащее состояние тротуаров и дворовых территорий областного центра.

В текущем году на текущий и капитальный ремонт объектов улично-дорожной сети мы планируем направить более 135 млн. рублей. План работ сформирован с учетом значимости конкретных объектов в общей схеме дорожного движения областного центра, показателей их нормативного состояния, потребительских свойств. Так, в строительном сезоне 2017 года мы планируем выполнить ремонт следующих объектов улично-дорожной сети города: подход к мостовому переходу через реку Уводь с уширением примыкания к улице Революционной, улиц Любимова, Дзержинского, 8 Марта, Поэта Ноздрина и ряда других.

Отмечу, что в текущем году администрация города планирует выполнить капитальный ремонт двух знаковых объектов областного центра: улицы Станкостроителей (на участке от улицы Некрасова до полигона ТБО «Чистое поле») и Вокзальной площади. Учитывая достаточно высокую стоимость реализации данных проектов, а это более 200 млн. рублей, без помощи региона нам не обойтись. Мы уже подали заявку в дорожный фонд области. Из муниципального бюджета на софинансирование данных работ будет направлено 43,7 млн. рублей.

В целях увеличения пропускной способности в строительном сезоне этого года мы планируем выполнить организацию дополнительных полос движения на пересечении улиц: Смирнова и Бубнова, Смирнова и Лежневской, Революционной и Дюковской, Громобоя и проспекта Ленина. Кроме того, будет проведено обустройство недостающих заездных «карманов» на остановках общественного транспорта.

Бюджетом города на текущий ремонт дорог предусмотрено более 50 млн. рублей. За счет данных средств будет проводиться ямочный ремонт, подсыпка дорог частного сектора инертными материалами. Также планируется восстановить и устроить вновь 50 тыс. кв. м переходного покрытия проезжей части улиц в районах индивидуальной жилой застройки.

К ремонту отдельных участков дорог «картами» мы планируем приступить до конца апреля. Данные работы будут проведены на улицах Фрунзе, Свободы, Шубиных, проспекту Текстильщиков. Площадь дорожного покрытия, на которой предполагается проведение данного вида работ, составит более 23 тыс. кв. м.

Отмечу, что в текущем году продолжено целевое финансирование работ по ремонту тротуаров и пешеходных дорожек. На эти цели предусмотрено более 17 млн. рублей. Этот объем средств позволит отремонтировать более 22 тыс. кв. м тротуарных покрытий.

На содержание и установку технических средств организации движения (дорожные знаки, горизонтальная дорожная разметка, искусственные дорожные неровности, светофорные объекты) бюджетом города предусмотрено 23 млн. рублей.

В текущем году мы планируем установить более 2000 дорожных знаков. Будет продолжена практика размещения Г-образных конструкций с дорожными знаками «Пешеходный переход», а также дополнительного освещения проезжей части.

О дорожной разметке. В целях продления ее функциональной долговечности для нанесения будут применяться термопластичные материалы. В общей сложности с использованием долговечных материалов разметка будет нанесена почти на 500 пешеходных переходах. На данные цели предусмотрено более 13 млн. рублей. Также будут продолжены работы по обустройству искусственных неровностей вблизи образовательных учреждений. В дополнение хочу заметить, что администрация жестко спрашивает с подрядчиков по гарантийным обязательствам. Через судебные разбирательства заставляет подрядчиков исполнять свои гарантийные обязательства тем же самым материалом, а не краской.

В рамках специальной программы «Капитальный ремонт и ремонт объектов уличного освещения в г. Иваново» в текущем году планируется выполнить ремонт на 11 объектах по улицам: 2-й, 3-й, 4-й Газетным, 1-й и 2-й Южным, Черниковых, Жиделева и других. Общая стоимость работ составит 12 млн. рублей.

На основании анализа аварийности, проведенного сотрудниками Госавтоинспекции, а также результатов обследования специалистами управления благоустройства администрации города, составлен перечень из 150 пешеходных переходов, на которых дополнительное освещение будет организовано в первоочередном порядке.

Что касается капитального строительства дорог, то, безусловно, новые магистрали позволяют разгрузить центр города. В прошлом году общий объем ассигнований, предусмотренных на строительство и реконструкцию улично-дорожной сети города Иваново, составил 167 млн. рублей, в том числе объем федерального бюджета составил более 158 млн. рублей. Мы завершили реализацию двух крупных инвестиционных проектов по строительству: дорожной сети по ул. Кудряшова на участке от пр. Строителей до ул. Генерала Хлебникова, протяженностью 800 м, а также автодороги Авдотьино-Минеево, соединяющей ул. Минскую и ул. Революционную. Кроме того в 2016 году началась разработка проектно-сметной документации на строительство моста через р. Уводь по ул. Набережной и автодороги на участке от ул. Профсоюзной до ул. Рыбинской. Завершение проектирования и получение положительного заключения государственной экспертизы планируется во втором квартале этого года. По предварительной оценке проектировщиков строительство данного объекта потребует финансирования в размере 500 млн. рублей. В перспективе мы очень надеемся получить финансовую поддержку из бюджета Ивановской области. Предполагается, что на реализацию проекта потребуется примерно три года.

В текущем году за счет средств консолидированного бюджета мы планируем приступить к строительству автодороги м. Минеево-пос. Дальний, соединяющей ул. Минскую и ул. Фрунзе. По итогам получения положительных заключений АГУ «Ивгосэкспертиза» сметная стоимость объекта составила 178 млн. руб. Данная магистраль совместно с уже построенной автодорогой Авдотьино-Минеево позволит создать новое направление для транзитного транспорта и организовать движение грузовых автомобилей в обход центральной части города. С целью получения софинансирования из федерального бюджета администрацией города в рамках программы «Развитие транспортной системы Ивановской области» направлена заявка для строительства данного объекта.

Стоит также отметить, что в текущем году администрация города планирует заключить инвестиционные соглашения на реконструкцию автомобильной дороги к микрорайону Новая Ильинка, проходящую от ул. Б. Воробьевской по ул. Володиной и Дальнему Тупику, а также строительство автодороги вдоль ул. Профсоюзной и ул. Наумова на отрезке от пр. Шереметевского до нового направления ул. Бубнова. В реализации перечисленных проектов мы рассчитываем на поддержку областного бюджета.

Данное строительство предусмотрено в целях улучшения общегородской дорожной ситуации, обеспечения транспортной связи между жилыми, промышленными районами и центром города. Конечно же, мы также надеемся на помощь областного Правительства. В части этой дороги мы надеемся на вхождение в целевую программу Минстроя по развитию жилищного строительства. То есть, это будут не деньги областного дорожного фонда, а это участие в федеральной программе, соответственно, инвестор как раз будет выполнять проектно-сметную документацию, и решим проблему с подключением ливневой канализации централизовано в микрорайоне Новая Ильинка.

В заключение хочется выразить слова благодарности Правительству Ивановской области и лично Вам, Павел Алексеевич, за поддержку городских дорог. Будем надеяться, что эта политика будет продолжена.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Сергей Витальевич, я насчитал, что он 6 раз сказал в своем докладе, что надеется на помощь областного бюджета. Надо это дело где-то зафиксировать и вычеркивать потом. Объективно говоря, у нас общие взгляды с городом по развитию городской системы. Безусловно, помощь мы будем оказывать. Тем более, что у нас 400 тыс. человек проживают здесь постоянно и еще 100 тыс. людей в город приезжают по тем или иным надобностям. Коллеги, я хотел обсудить вопрос. Мы достаточно много критических замечаний получаем по поводу ремонта литым асфальтом в этот тяжелый период. Конечно, порой приходиться решать вопрос, а в некоторых случаях просто срочно заделывать неровности, потому что они расползаются на глазах. Андрей Анатольевич, если с точки зрения специалиста, вообще можно ли заливать литой асфальт в воду?

Шушкин А.А.: Павел Алексеевич, безусловно, это является нарушением технологии. Нельзя литой асфальт класть в грязь, снег, воду. Поверхность должна быть сухой, очищенной. В сухую погоду можно работать с литым асфальтом и до определенных температур.

Коньков П.А.: Тогда Вы с городом посмотрите, как нам здесь по тонкой полоске пройти, чтобы экстренно заделать неровности, которые возникли по итогам зимы, но и в то же время соблюдать технологию. То есть работу нельзя прерывать, но и технологические условия надо обеспечить. Я надеюсь, что через неделю весна начнет полностью вступать и мы получим сухую погоду. В некоторых случаях, наверное, влагу из неровностей придется удалять другим способом. Владимир Николаевич, я прошу Вас жестко за этим делом следить. Еще один момент, чем грешат порой наши дорожные службы. Это к Вам обоим. Давайте все-таки мы на основных магистралях не в рабочие дни и не в пиковые часы проводить ремонт. У нас был случай на Лежневской, когда среди белого дня пробку создали.

Шушкин А.А.: Я могу пояснить.

Коньков П.А.: Не надо пояснять. Мы должны понимать, что приоритет – наши граждане. Наверное, пусть дорожники какое-то неудобство поиспытывают, в неурочные часы поделают ремонт. Альтернативы здесь нет. Андрей Анатольевич, присаживайтесь. Коллеги, еще вопросы к Шарыпову есть? Присаживайтесь, Владимир Николаевич. Кованов Виктор Владимирович – депутат Ивановской областной Думы.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства, участники заседания!

Заслушав доклад начальника Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области о ходе подготовки к проведению строительных и ремонтных работ на автомобильных дорогах общего пользования Ивановской области в строительном сезоне 2017 года, депутаты Ивановской областной Думы отмечают, что все планы направлены на реализацию государственной программы «Развитие транспортной системы Ивановской области». В докладе подробно отражены все виды работ, которые необходимо выполнить в 2017 году. У нас нет замечаний по их перечню. На эти цели направляется рекордное количество средств (2,8 млрд. рублей), их необходимо эффективно использовать. В плане учтены все возможные предложения муниципалитетов, на которые раньше не обращалось внимание. Это определенный прогресс. Приятно отметить дополнительное выделение средств муниципалитетам, а с учетом их дорожных фондов получаются солидные суммы (порядка 550 млн. рублей).

Именно на уровне муниципалитетов необходимо вести работу по привлечению малого и среднего бизнеса к дорожным работам. Для этого проектно-сметная документация должна быть небольших объемов, без устройств и асфальтобетонного покрытия. Это могут быть такие виды работ, как подсыпка дорог различными строительными материалами, грейдирование, профилирование, зачистка полос отвода дорог от кустарников. Кстати, эта работа сейчас почти не ведется. Все больше случаев, когда дикие звери из лесов неожиданно появляются на проезжей части. Необходима программа или мероприятия по привлечению малого и среднего бизнеса. Сегодня для них этот рынок закрыт.

В этом году предстоит очень большой объем ямочного ремонта. Его необходимо провести качественно. Нельзя допускать на дорогах с устройством асфальтобетонного покрытия типа Б или В применять другой тип асфальтобетона (как правило, применяется тип Д (песчаный)). Необходимо уходить от нового вида ремонта – затирание песчаным асфальтобетоном трещин, небольших выбоин, неровностей. Хотя и делается прогрунтовка, но такие виды ремонта начинают разрушаться при наступлении холодов. Понимаем, что дорожники это делают для обеспечения безопасности дорожного движения при недостаточном финансировании на ремонт дорог.

За долгие годы в Ивановской области построена большая сеть автодорог (около 11000 км), из них дороги общего пользования составляют 3500 км. Поддержание этой сети в нормальном состоянии – это наша главная задача. Если даже взять межремонтный период на дорогах общего пользования 10 лет, то ежегодно необходимо ремонтировать по 350 км. Для сравнения, в этом году планируется отремонтировать всего 70 км. Из года в год ситуация усугубляется, и мы подходим к черте напряженности, после которой интенсивность разрушения будет только расти. Сравните дороги весны 2016 года с сегодняшней ситуацией на дорогах. Мы видим, что процесс разрушения становится все заметней.

В этих непростых условиях приоритетной задачей должна быть задача по сохранению существующей сети дорог. Хотелось бы, чтобы в плане работ на 2017 год было предусмотрено существенное увеличение финансирования именно ремонтных работ.

На государственном уровне планируется ежегодное увеличение объемов строительства и ремонта автодорог. В этой связи работа над ошибками будет кстати.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Я единственное, что хочу сказать, что финансирование все-таки возрастает из года в год. Другое дело, что до идеала еще достаточно далеко. Я думаю, что мы вместе с депутатами областной Думы найдем золотую середину с точки зрения качества и финансирования. Ремонт, конечно, важное дело. Я напомню, что мы и на обслуживание дорог миллиард в год тратим. От этого тоже никуда не денешься.

Кованов В.В.: Надо искать способы.

Коньков П.А.: Спасибо. Александр Михайлович Борцов – председатель комиссии по дорожному хозяйству и транспортной инфраструктуре Общественной палаты Ивановской области.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства, участники заседания!

Начиная с 2016 года в Общественной палате Ивановской области образована новая комиссия по дорожному хозяйству и транспортной инфраструктуре. В состав комиссии вошли 10 человек.

Вопросы, связанные с дорогами и транспортом в обществе, всегда являются актуальными, а проблемы воспринимаются наиболее остро, так как затрагивают буквально все слои населения, в каком бы то ни было качестве, будь то это водитель, пешеход или пассажир.

В прошлом году комиссия проводила заседания, «круглые столы», члены комиссии принимали участие в приемке работ, связанных с состоянием автомобильных дорог как региона в целом, так и муниципалитетов, и в первую очередь рассматривались дорожные проблемы областного центра.

В 2017 году планируется продолжение работы комиссии по рассмотрению актуальных вопросов, связанных с автомобильными дорогами. Прежде всего, обеспечение качества и сроков выполняемых работ по содержанию, ремонту и реконструкции существующей автомобильно-дорожной сети.

В соответствии с планом работы комиссии по дорожному хозяйству и транспортной инфраструктуре определены следующие направления работы:

- содержание автомобильных дорог региона и улично-дорожной сети муниципальных образований, проблемы и пути их решения;

- нормативные требования в дорожной отрасли с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения и влияния гражданской активности на соблюдение данных требований;

- отдельно рассмотреть вопрос содержания муниципальных дорог и связанные с этим имеющиеся трудности;

- работы по ремонту и строительству дорог.

В заседаниях комиссии планируется участие представителей Департамента дорожного хозяйства и транспорта, руководителей профильных управлений администрации города Иваново, представителей УГИБДД и других надзорных органов.

Члены комиссии по дорожному хозяйству и транспортной инфраструктуре совместно с Департаментом дорожного хозяйства и транспорта будут принимать участие в следующих мероприятиях проводимых:

- по обследованию состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ивановской области после окончания осенне-зимнего периода (апрель-май);

- по обследованию состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ивановской области, на которые в соответствии с государственными контрактами распространяются гарантийные обязательства подрядных организаций (май-начало июня);

- по приемке выполненных работ по нанесению линий горизонтальной дорожной разметке на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Ивановской области (июнь);

- по приемке выполненных работ на объектах строительства и реконструкции автомобильных дорог Ивановской области (сентябрь-октябрь).

Планируется проведение «горячей линии» по проблеме освещенности автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, с точки зрения повышения безопасности дорожного движения.

Планируется рассмотреть вопросы, связанные с улучшением муниципальной транспортной системы и обеспеченностью транспортной доступности отдельных населенных пунктов на территории Ивановской области.

Доклад окончен. Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Большое спасибо, Александр Михайлович. Бузулуцкая Ольга Валентиновна – председатель Совета муниципальных образований Ивановской области.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства! Уважаемые присутствующие!

Вряд ли кто станет отрицать, что автомобильные дороги для нашего региона имеют по-настоящему стратегическое значение. Связывая территории, обеспечивая массовые перевозки грузов и пассажиров, доступ к ресурсам. Они не в последнюю очередь определяют возможности развития муниципалитетов. В последние годы резко возросло количество личного автотранспорта, да и в целом роль автомобильных перевозок в жизни страны изменилась.

Одним из основных факторов развития села, как известно, является хорошее состояние дорог, поэтому вопрос обеспечения сельских населенных пунктов подъездными путями настолько важный, что постоянно рассматривается на всех уровнях власти. В рамках реализации региональной программы «Развитие транспортной системы Ивановской области» согласно выделенным средствам с 2012 года удалось реконструировать и построить 38 км местных автодорог, в том числе подъезды к 28 сельским поселениям, ранее не имевших круглогодичной связи с дорогами общего пользования. Общий объем средств субсидий, предоставленных за 6 лет муниципалитетам, составил более 3,5 млрд. рублей. На 2017 год запланирована реконструкция дорог еще к 5-ти сельским населенным пунктам. Конечно же, реконструкция и строительство автомобильных дорог позволяет обеспечить жителей сельской местности более качественной транспортной связью, широким доступом к объектам образования, здравоохранения, торговли, культуры, позволяет оперативно реагировать службам ГУ МЧС, скорой медицинской помощи. Поэтому необходимо в кратчайшие сроки в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств подготовить проектно-сметную документацию и начать работы.

В рамках обеспечения безопасности дорожного движения за последние два года за счет средств субсидий регионального дорожного фонда было отремонтировано 76 км местных автомобильных дорог. Это позволило улучшить качество дорог, в том числе по которым осуществляются школьные маршруты. Необходимо признать, что в целом по области этого не достаточно. Считаю положительным моментом, что в текущем году будет выделена субсидии из регионального дорожного фонда на ремонтные работы всем муниципальным образованиям области. Для повышения эффективности использования средств необходимо продолжить работу по передаче полномочий на осуществление дорожной деятельности от поселений в районы.

Нельзя не отметить наличие на территории области грунтовых дорог. Если в оперативном управлении Департамента дорожного хозяйства и транспорта всего 20 км таких дорог, то протяженность местных грунтовых дорог гораздо больше. В весенне-осеннюю распутицу проезд по ним затруднен. Эти дороги косвенно влияют и на объем предоставляемых федеральных средств, поскольку в расчете их протяженность не учитывается. Поэтому перевод наиболее востребованных грунтовых дорог в дороги с твердым покрытием (щебень или асфальт) очень актуален для муниципальных образований. Переустройство их позволит соединить ряд муниципальных районов, сократив транспортные маршруты и время в пути. Например, в Ильинском районе есть монастырь, являющийся местом паломничества. Дорога в Ярославской области от деревни Захарово до границы с Ивановской отремонтирована, а по грунтовой дороге до Антушково, где он расположен, проезд практически не возможен. Для решения данного вопроса требуется строительство дороги протяженностью более 2 км стоимостью более 50 млн. руб.

В течение многих лет остается не решенным вопрос ремонта межмуниципальной дороги Комсомольск–Тейково. Сегодня ряд организаций, обслуживающих жителей Комсомольского района: налоговая инспекция, санитарно-эпидемиологическая служба и другие находятся в городе Тейково. Участок дороги протяженностью 2,7 км находится в плохом состоянии. Поэтому жители Комсомольского района, порой вынуждены ездить туда через город Иваново, а это 80 км вместо 30. Ремонт этой дороги приобретает особую значимость и социальную направленность, поскольку медицинская помощь по родовспоможению жительницам района предлагается в городе Тейково. Подобные ситуации прослеживаются во всех районах области. Считаю, что для определения первоочередных объектов, требующих ремонта, необходимо провести мониторинг региональной и местной дорожной сети. Прошу Правительство Ивановской области дать соответствующее совместное поручению Департаменту и муниципалитетам.

Хочу остановиться еще на одной проблеме. Она касается состояния транзитных дорог в населенных пунктах муниципальных образований. В связи с увеличением количества автомобильного транспорта дороги регулярно приводятся в ненормативное состояние, поэтому ремонтировать их приходится практически круглый год. Средств у муниципальных образований катастрофически не хватает. Решением проблемы была бы передача их в обслуживание Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области.

Эффективное функционирование и устойчивое развитие автомобильных дорог являются необходимым условием экономического роста, поэтому не случайно говорят, что состояние дорог является визитной карточкой любой территории.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Коллеги, поддержу Ольгу Валентиновну, особенно в плане грунтовых дорог. Надо все-таки нам, Андрей Анатольевич, подумать, может не в асфальтовое покрытие, а в щебеночное, переводить более интенсивно, потому что трудно не согласиться, что субсидии из федерального бюджета распределяются пропорционально протяженности дорог, в которых грунтовые дороги не учитываются. Посмотрите, пожалуйста, Тейково-Комсомольск, что там за 2 км дороги. Ольга Валентиновна, конечно, передать на обслуживание Департаменту дорожного хозяйства транзитные дороги, предложение хорошее, но поймите, что и он катастрофическую нехватку средств испытывает. Давайте рассматривать какие-то отдельные моменты. Спасибо. Присаживайтесь. Дмитрий Александрович Сафонов – сопредседатель регионального штаба общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Ивановской области.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые участники заседания!

Проект ОНФ «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог/ Оценим качество дорог» направлен на участие граждан в формировании дорожной политики в регионах и улучшении качества дорог. Главные задачи – ремонт дорог с учетом мнения граждан и устранение дорожных дефектов, влияющих на аварийность. Актуальность проекта обусловлена недовольством граждан неудовлетворительным состоянием дорог, высоким уровнем аварийности на дорогах, а также невозможностью для автомобилистов оперативно сообщить о дефектах и необходимости их устранения. При планировании дорожных работ органы власти зачастую не учитывают мнение граждан, в результате в планы ремонта попадают те дороги, которые считают нужным отремонтировать чиновники, а не общественность.

На начальном этапе реализации проекта главным инструментом станет сайт dorogi-onf.ru, нацеленный на выявление приоритетных дорог для проведения ремонта. Причем он отражает не только факт обращения на конкретную ситуацию, но и количество проголосовавших за данное обращение. Администратором карты выступает центральный штаб ОНФ. Здесь хочется сказать последнему выступающему, что здесь как раз есть мониторинг мнения граждан и как раз его соотношение с мнением чиновников. Если граждане будут более активно вступать в эту работу, в том числе из Комсомольска и Тейково, то всегда сможет Департамент дорожного хозяйства и Правительство увидеть самые сложные ситуации.

В конце 2017 года будут сформированы рейтинги субъектов РФ по учету мнения граждан при проведении дорожных ремонтных работ и оперативности устранения локальных дорожных дефектов, влияющих на аварийность.

Ситуация на карте по состоянию на 23 марта 2017 года выглядит следующим образом: нанесено 95 участков дорог, проголосовало около 1500 человек, и это фактически за неполный месяц работы проекта на территории Ивановской области. Лидерами голосования являются дороги: в районе Жажлево Заволжского района (про которую Андрей Анатольевич упомянул, приятное совпадение с мнением граждан, что она уже будет делаться), ул. 50-летия Октября в Кинешме, ул. Сеченова Кинешме, дорога Гордяковка-Лух-Чадуево у д. Филисово Родниковского района, дорога Ростов-Иваново-Нижний Новгород у д. Беликово Палехского района, ул. Кочетовой г. Кохма, ул. Пушкина п. Савино. Есть несколько совпадений, и это как бы свидетельство, что Департамент учитывает мнение граждан.

В рамках взаимодействия с органами исполнительной власти области приятно отметить, что по данному вопросу исполнительная власть сразу пошла на контакт. Был выделен персональный куратор со стороны Департамента дорожного хозяйства, проведена установочная встреча, на которой намечен алгоритм работы, сроки передачи обращений и получения на них ответов. Следующая задача - налаживание контакта с районными властями в муниципалитетах. Алгоритм работы уже понятен. Надеемся на быструю реакцию глав городских округов и районов. Хочется обратиться также и к представителям районов области, обратите внимание на интерактивную карту, не дожидаясь официальных запросов от ОНФ, а они, кстати, уже будут Вам отправлены в ближайшие дни. Надеемся, что будет такая же оперативная реакция, как и со стороны Департамента дорожного хозяйства.

Активность граждан, наше внимательное администрирование обращений, быстрая и внятная реакция исполнительной власти залог улучшения качества дорог, безопасности граждан и повышения КПД от использования бюджетных средств направляемых на строительство, ремонт и содержание дорог Ивановской области.

Спасибо.

Коньков П.А.: Дмитрий Александрович, я еще раз подчеркну, что на самом деле очень ценю деятельность, которая через Народный фронт идет. Конечно, никаких замыслов у чиновников нет, чтобы какие-то свои дороги отремонтировать. Я думаю, что это реальная помощь. Андрей Анатольевич, я прошу еще более тесно взаимодействовать, и особенно в планах текущих дел, в том, что еще не спланировано, эту карту серьезным образом учесть. Уважаемые главы муниципалитетов, пожалуйста, подключайтесь. Это для нас с Вами полезная информация с точки зрения удовлетворения запросов граждан. Спасибо. Присаживайтесь.

Сафонов Д.А.: Спасибо.

Коньков П.А.: Коллеги, есть еще желающие выступить? Давайте завершать. Я еще раз подчеркну, что сейчас самая первоочередная задача – это ямочный ремонт всех неурядиц, связанных с окончанием зимы и весеннего периода. Нельзя пропускать ни одного погожего дня, ни одного дня, когда создаются условия для выполнения этого вида работ. Конечно, нужно резко повышать в ближайшие недели напряженность. Наш с Вами климат, переменные заморозки, оттепели и прочее на дорогах сказываются очень серьезно. Прошу город и Департамент обратить на это серьезное внимание.

Еще раз прошу по грунтовым дорогам какую-то совместную, Андрей Анатольевич, программу составить – в какой период и какие дороги. Я думаю, что надо начинать с щебеночного покрытия. Дороги должны быть проезжими.

Коллеги, в этом году все муниципалитеты получили средства из дорожного фонда. Я очень хотел бы Вас попросить взять на особый контроль их освоение и не допускать, чтобы они остались неизрасходованными.

По федеральным средствам еще раз обращаю Ваше внимание, сегодня и в выступлениях было сказано, Российская Федерация наращивает объемы дорожных работ. Пусть наша область не самая сельская местность в Российской Федерации, но и не участвовать в программе «Устойчивое развитие сельских территорий» вообще, я считаю, преступлением. Я прежде всего сельскохозяйственные районы прошу, примите меры по изготовлению ПСД. Давайте возьмем на себя обязательства, что в следующем году обязательно включимся в работу по этой программе.

По разметке из года в год ведем разговор. Хотелось бы, чтобы мы все-таки к какому-то разумному консенсусу приходили сами для себя прежде всего – что, где, в каком виде будем делать разметку. Кстати, Алексей Юрьевич, даже четыре месяца работы разметки – это тоже на самом деле важно, потому что в том, что аварийность на размеченных дорогах сокращается, никаких сомнений нет. Конечно, желательно, чтобы не четыре месяца. На устойчивость разметки прошу обратить внимание.

Коллеги, предлагаю принять вынесенный на заседание Правительства правовой акт.

Благодарю всех за работу. Совещание с главами в Малом зале.

С помощью данной формы можно отправить информацию о выявленных неточностях или ошибках, обнаруженных на сайте.

Все предложения, касающиеся работы портала, необходимо отправлять через форму обратной связи.
Для того чтобы обратиться непосредственно в орган исполнительной власти для получения консультации его специалистов, нужно перейти на страницу подразделения, в интернет-приемную и воспользоваться формой отправки сообщения.

Текст, содержащий ошибку:

Правильный текст или комментарий: