Мобильная версия

Версия для слабовидящих

21 июля 2017, пятница18:48

21 марта 2017 года

Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 21 марта 2017 года

Коньков П.А.: Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде чем перейти к вопросу, давайте мы наградим заслуженных людей.

Церемония награждения.

Коньков П.А.: Уважаемые коллеги, потихоньку весна к нам приходит. Рано или поздно придет лето. К сожалению, вместе с теплом возникают реальная угроза пожаров. Опыт уже по этой части у нас есть. В последние годы мы успешно справляемся с этой ситуацией. Давайте мы обсудим подготовку к пожароопасному сезону 2017 года в лесах Ивановской области. Слово для доклада предоставляется Яковлеву Михаилу Юрьевичу – председателю Комитета Ивановской области по лесному хозяйству.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства, участники заседания!

Работа по подготовке к пожароопасному сезону 2017 года Комитетом была начата еще в конце 2016 года. Специалисты Комитета и лесничеств приступили к разработке планов тушения лесных пожаров на территории лесничеств и Сводного плана на 2017 год, а также к планированию мероприятий по противопожарному обустройству лесов.

По природной пожарной опасности лесной фонд Ивановской области дифференцируется по пяти классам. Данный показатель характеризует вероятность возникновения лесных пожаров. В соответствии с Лесным планом на территории области средний класс природной пожарной опасности лесного фонда составляет 3,3 из 5, что свидетельствует о средней пожарной опасности в лесах. Наиболее сложные в пожарном отношении лесные участки I и II класса пожарной опасности. Они занимают порядка 15% площади лесного фонда области. Это территории Южского, Пучежского и Пестяковского муниципальных районов.

На территории Ивановской области в 2016 году зафиксировано 9 лесных пожаров, 5 из которых возникли в весенний период. В это время лесопожарными бригадами было совершено более 100 выездов с целью недопущения перехода огня от неконтролируемых палов сухой травы. Благодаря слаженной работе лесопожарных формирований и ГУ МЧС удалось не допустить ни одного крупного лесного пожара. Все пожары были обнаружены и ликвидированы в течение первых суток с момента их возникновения. Эффективность тушения составила 100%. Для сравнения скажу, что в соседних регионах показатель количества лесных пожаров в 2016 году существенно выше: во Владимирской области 30 случаев, в Ярославской области - 29, в Костромской области зарегистрировано 11 пожаров. Наибольшее число лесных пожаров по Центральному федеральному округу (134 случая) произошло в Московской области.

Средняя площадь одного лесного пожара, произошедшего на территории Ивановской области в 2016 году составляет 1,3 га. В 2015 году этот показатель был равен 1,8 га. Уменьшение средней площади свидетельствует об эффективности принятых мер по обнаружению и тушению пожаров.

Одним из факторов положительно влияющих на успешное прохождение пожароопасного сезона 2016 года стало своевременное введение на территории лесного фонда области особого противопожарного режима и режима повышенной готовности, которым запрещалось проведение пожароопасных работ с использованием открытого огня в лесах и устанавливался ряд другие требований. Считаю, что введение на территории лесного фонда области особого противопожарного режима дает положительные результаты и данную практику необходимо продолжить в текущем году.

Как я уже отмечал ранее, в октябре прошлого года Комитет приступил к разработке планов тушения на территории лесничеств и Сводного плана тушения на территории Ивановской области на 2017 год. В настоящий момент Сводный план согласован с руководителем Федерального агентства лесного хозяйства и 21 февраля утвержден Губернатором Ивановской области.

Сводный план устанавливает порядок привлечения сил и средств, необходимых для тушения лесных пожаров в зависимости от уровня пожарной опасности в лесах. В случае увеличения класса пожарной опасности и осложнения лесопожарной обстановки (при объявлении ЧС) Сводным планом предусмотрено привлечение на борьбу с лесными пожарами сил и средств: Центра по охране лесов Ивановской области, лесничеств, арендаторов лесных участков, Главного управления МЧС по Ивановской области, Управления по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области, администраций поселений и добровольных пожарных дружин, а также Гороховецкого филиала Минобороны России. Всего по области в случае возникновения или объявления ЧС возможно привлечение более 1000 человек и свыше 300 единиц техники.

С целью совершенствования системы охраны лесов от пожаров, повышения ее эффективности, своевременной подготовки к пожароопасному сезону 2017 года и контроля над осуществлением субъектами Российской Федерации полномочий по обеспечению пожарной безопасности Рослесхозом 26 декабря 2016 года издан приказ «Об организации охраны лесов от пожаров в 2017 году», который предусматривает проведение целого комплекса мероприятий. На уровне нашего региона подготовлен проект распоряжения Правительства Ивановской области «О подготовке к пожароопасному сезону 2017 года».

Одной из основных поставленных перед Комитетом задач является организация работ по противопожарному обустройству лесов. Выполнение указанных мероприятий возложено на специализированное учреждение - АГУ ИО «Центр по охране лесов Ивановской области» (в рамках государственного задания) и арендаторов лесных участков (в соответствии с проектами освоения лесов). Для обеспечения контроля за своевременностью проведения противопожарных мероприятий Комитетом разработаны и доведены до исполнителей планы-графики. Объемы запланированных профилактических противопожарных мероприятий указаны на слайде. В 2016 году данные мероприятия были выполнены в полном объеме.

Из федерального бюджета в текущем году на осуществление мер пожарной безопасности в лесах Ивановской области выделено 21,6 млн. рублей. Общая сумма финансирования противопожарных мероприятий осталась на уровне прошлого года.

При подготовке к пожароопасному сезону в рамках обеспечения взаимодействия по профилактике и тушению лесных пожаров Комитетом проведена работа по заключению и пролонгации соглашений с Департаментами лесного хозяйства Костромской, Владимирской, Ярославской и Нижегородской областей и другими заинтересованными организациями, которые указаны на слайде.

С целью обеспечения оперативной передачи и приема информации о лесных пожарах и лесонарушениях при Комитете организована работа в круглосуточном режиме региональной диспетчерской службы лесного хозяйства. Диспетчерская служба является оперативным звеном федеральной системы управления тушением лесных пожаров. Она взаимодействует с лесопожарной службой региона, лесничествами области, Главным управлением МЧС по Ивановской области, Рослесхозом и другими участниками лесных отношений.

Контроль за лесопожарной обстановкой в зависимости от условий погоды и класса природной пожарной опасности осуществляется Центром по охране лесов Ивановской области в ходе проведения наземного патрулирования лесов согласно утвержденных маршрутов. Мониторинг лесных пожаров в текущем году планируется осуществлять дополнительно посредством получения информации о пожарной обстановке с 3-х камер видеонаблюдения, которые до наступления пожароопасного сезона будут установлены на территории Южского и Пестяковского муниципальных районов. Использование системы раннего обнаружения с применением камер видеонаблюдения в нашей области применяется впервые как пилотный проект. В связи с отсутствием финансирования на приобретение оборудования и установки системы видеомониторинга Комитетом был проработан вопрос об оказании услуги по видеомониторингу с предоставлением смонтированной, настроенной системы, объединенной в единую сеть с использованием оборудования поставщика. Федеральное агентство лесного хозяйства одобрило инициативу Комитета и согласовало использование федеральных денежных средств, выделенных на наземное патрулирование. Использование данной системы позволит нам выявлять очаги возгораний на ранней стадии непосредственно в момент их возникновения. Кроме того система позволит обеспечить контроль за пожарной обстановкой населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров.

В рамках заключенных соглашений с собственниками линейных объектов (ЛЭП, газо- и нефтепроводов) будет продолжено авиационное патрулирование лесного фонда.

Одновременно с наземным, авиационным патрулированиями и видеонаблюдением будет осуществляться космический мониторинг пожарной ситуации на территории Ивановской области с помощью информационной системы дистанционного мониторинга Рослесхоза (ИСДМ-Рослесхоз).

Четкая организация работ лесопожарных формирований по своевременному выявлению очагов возгораний и их ликвидации - это основа успешной охраны лесов. В текущем году Комитетом проведена работа по подготовке сил и средств пожаротушения, пожарно-химических станций и мобильных групп с пунктами сосредоточения противопожарного инвентаря. К началу пожароопасного сезона подготовлено 7 пожарно-химических станций и 24 лесопожарные мобильные бригады общей численностью 155 человек.

С начала года Комитетом и ГУ МЧС проведен ряд штатных тренировок по передаче информации о лесных пожарах. На 6 апреля 2017 года запланировано участие лесопожарных формирований в учениях, которые проводит ГУ МЧС России по Ивановской области на территории Фурмановского муниципального района по предупреждению и ликвидации ЧС, связанных с лесными пожарами. До наступления пожароопасного сезона Комитетом и Центром по охране лесов Ивановской области будут проведены практические тренировки с рабочими пожарно-химических станций с целью проверки навыков владения лесопожарной техникой и оборудованием.

Комиссией Департамента лесного хозяйства по ЦФО в период с 6 по 9 марта была проведена проверка готовности региона к прохождению пожароопасного сезона 2017 года. По результатам проверки готовности Ивановская область признана готовой к пожароопасному сезону без замечаний.

Одной из основных причин возникновения лесных пожаров является распространение огня от неконтролируемых палов сухой травы на земельных участках, прилегающих к территории лесного фонда.

В 2016 году вступило в силу постановление Правительства РФ от 10.11.2015 г. № 1213 «О запрете выжигания сухой травянистой растительности на землях сельхозназначения и землях запаса, разведение костров на полях». Для недопущения выжигания сухой травы была проведена широкомасштабная разъяснительная работа, которая дала положительный результат. В 2016 году по сравнению с 2015 годом фактов выжигания сухой травы на прилегающих к лесу землях зафиксировано меньше на 1/3 (снижение произошло с 170 до 116 случаев), что указывает на эффективность проведенной работы с населением.

В текущем году с 1 марта 2017 года вступили в силу изменения в правила противопожарного режима в Российской Федерации и правила пожарной безопасности в лесах. Новые требования законодательства обязывают широкий круг лиц, владеющих, пользующихся и распоряжающихся территорией, прилегающей к лесу, очищать ее от сухой травянистой растительности, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделять лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. За неисполнение данного постановления кодексом Российской Федерации об административных нарушениях предусмотрено наказание для юридических лиц - от 400000 до 500000 рублей.

Государственными лесными инспекторами в ежедневном режиме в течение пожароопасного сезона запланировано осуществление патрулирования лесов и контроль за деятельностью лесопользователей по соблюдению ими правил пожарной безопасности. В рамках заключенных с ГУ МЧС и УМВД России по Ивановской области соглашений составлены графики патрулирования примыкающих к лесам территорий, наиболее подверженных к распространению природных пожаров. Совместно с органами прокуратуры Комитетом проводятся проверки пунктов сосредоточения противопожарной техники и инвентаря у арендаторов лесных участков. По итогам 2016 года за нарушения правил пожарной безопасности в лесах по ст. 8.32 КоАП Российской Федерации в 2016 году составлено 85 протоколов об административном правонарушении (в 2014 году - 221, в 2015 году - 205), наложено 73 штрафа общим размером 950 тыс. рублей.

С целью установления виновных лиц и привлечения их к ответственности по каждому возгоранию будет проведено детальное расследование, в том числе и в части принятия необходимых мер по тушению пожаров.

Успешное прохождение пожароопасного сезона как в лесном фонде, так и на территории области в целом возможно только при условии взаимодействия органов исполнительной власти региона, муниципалитетов, организаций и учреждений, а также граждан.

Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, как орган управления в области лесного хозяйства, готов оказать любую возможную помощь муниципальным образованиям в вопросах обеспечения пожарной безопасности. Надеюсь на дальнейшее взаимодействие.

В заключение своего доклада хочу всех поздравить с всемирным Днем леса. Наверное, символично, что в этот день мы проводим заседание Правительства.

Спасибо.

Коньков П.А.: Спасибо за поздравление, Михаил Юрьевич. Несколько вопросов у меня к Вам. Первый вопрос по контролю пожарной обстановки с видеокамер. Я по схеме посмотрел, что еще камер 5-6 и мы закрыли бы область.

Яковлев М.Ю.: Павел Алексеевич, наверное, чтобы закрыть область, как она закрывается вышками сотовых операторов, нужно 30 камер. Для того, чтобы закрыть самые пожароопасные участки и населенные пункты, которые подвержены, мы считаем, что 10 камер нам будет минимально достаточно. Пока мы 3 вывели.

Коньков П.А.: Цена вопроса?

Яковлев М.Ю.: На 500 тыс. рублей на пожароопасный сезон мы смогли получить 3 камеры. В районе 3 миллионов мы закрыли бы полностью.

Коньков П.А.: Прорабатывайте вопрос. Несколько камер все равно надо поставить. Может не 10 для начала, а 2-3 камеры, и то было бы существенное подспорье.

Яковлев М.Ю.: Сейчас мы закрыли самый пожароопасный участок – Пестяки.

Коньков П.А.: Мы прекрасно понимаем, что если серьезный пожар возникнет, то ущерб буде гораздо больше. Следующий вопрос. Показал опыт 2014 года, что захламленность лесов особую опасность представляет. Какие меры Комитет принимает в данном направлении?

Яковлев М.Ю.: Действительно, Павел Алексеевич, леса Российской Федерации в целом очень захламлены. Это связано с тем, что мероприятия по уборке лесов от захламленности очень дорогостоящие. В настоящее время в Правительство Государственной Думой внесен законопроект разрешающий гражданам уборку валежника в лесах бесплатно с изъятием этой древесины. Этот законопроект рассмотрен в первом чтении. Мы надеемся, что он будет принят до пожароопасного сезона.

Коньков П.А.: Я тоже думаю, что это будет разумное решение.

Яковлев М.Ю.: Комитет в рамках выделяемых мероприятий проводит очистку леса от захламленности. За последние три года мы убрали 11 тыс. га. Это территория половины целого лесничества. Конечно, работы недостаточно, но она связана с низким финансированием.

Коньков П.А.: Вы отметили в своем докладе о разъяснительной работе, проведенной в связи с самовольными палами. Мне хотелось бы узнать, как муниципалитеты сработали?

Яковлев М.Ю.: Павел Алексеевич, претензий к муниципалитетам нет.

Коньков П.А.: Ой, дипломат.

Яковлев М.Ю.: Мы нашли контакты. Мы нашли способы совместной работы. От муниципалитетов мы получили требуемые нами документы. Работу будем дальше продолжать. В настоящее время вместе с муниципалитетами мы прорабатываем вопрос очистки (я уже сказал, что с этого года с 1 марта вступили в действие правила) прилегающей к лесу территории. В настоящее время муниципалитеты собирают информацию о собственниках этих участков и готовят планы проведения этих мероприятий. Мы установили срок до 27 марта. Просьба всем главам муниципалитетов до 27 марта в Комитет эту информацию предоставить. Мы её будем предоставлять в ГУ МЧС и Рослесхоз.

Коньков П.А.: Сергей Витальевич, пошлите его в дипломатическую академию. Наверное, пора сменить род службы. Ну ладно. Вопросы? Присаживайтесь. Слово для содоклада предоставляется Евгению Степановичу Моисееву – заместителю начальника Главного управления МЧС России по Ивановской области.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства и присутствующие!

Анализируя пожароопасный период 2016 года, следует отметить, что в сравнении с 2015 годом произошло уменьшение площади пожаров. Среднее время тушения составляет 1 час 47 минут.

Анализ среднемноголетних наблюдений позволяет сделать вывод, что основные параметры пожарной опасности в 2017 году на территории области ожидаются в пределах среднемноголетних значений. Вместе с тем следует отметить, что существенную роль на начало пожароопасного периода окажет порядок прохождения весеннего половодья. В зоне вероятного воздействия природных пожаров на территории Ивановской области расположено 83 объекта.

Последние три года значительно возросло количество загораний сухой растительности. На уровне муниципалитетов необходимо принять такие меры, которые приведут к снижению неконтролируемых палов растительности, в том числе с применением штрафных санкций к виновным.

В летний период наиболее вероятно возникновение очагов лесных пожаров в южных, юго-западных и центральных районах области. Переход низовых пожаров в верховые маловероятен. Таким образом, исходя из структуры и состава лесного фонда и торфоразработок, учитывая специфику имевших место лесоторфяных пожаров, в случае неблагоприятных условий на территории Ивановский области может возникнуть до 10 очагов лесоторфяных пожаров общей площадью до 20 га.

Основные задачи по подготовке к пожароопасному периоду 2017 года были поставлены в ходе подведения итогов пожароопасного периода 2016 года на заседании КЧС и ОПБ области 2 октября 2016 года. 17 февраля 2017 года проведено уточнение задач в ходе очередного заседания. Подготовка осуществляется под руководством Правительства области во взаимодействии с участниками лесных отношений. Детальная проработка вопросов подготовки и контроля выполнения мероприятий проводится в соответствии с комплексным планом организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности населения и территории Ивановской области, выполняемых ежегодно до начала и в период пожароопасного сезона в лесах Ивановской области.

Особое внимание в ходе подготовки к пожароопасному сезону уделяется вопросам мониторинга пожароопасной обстановки. В целях дистанционного зондирования земли специалисты оперативных дежурных смен ЦУКС и ЕДДС активно используют геоинформационные ресурсы. Воздушная разведка будет организована силами аэродрома «Северный», авиацией Министерства обороны России, частными мотопарапланами «Федерации сверхлегкой авиации», АО «ТРАНСНЕФТЬ ВЕРХНЯЯ ВОЛГА», кроме того к проведению воздушного мониторинга будут привлечены до 8 беспилотных летательных аппарата.

Для обеспечения контроля за пожароопасной обстановкой на территории Ивановской области запланировано 247 маршрутов наземного патрулирования. Для организации патрулирования спланированы к применению 47 оперативных групп в составе 94 человек. Кроме того для мониторинга обстановки будут задействованы 4 камеры видеонаблюдения (3 в Иваново и 1 в Кинешме).

В настоящее время проводится работа по заключению или продлению ранее действующих договоров о привлечении сил и средств организаций, предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории муниципальных образований.

В целях планирования мероприятий оперативного реагирования подразделений функциональных и территориальной подсистемы РСЧС на ликвидацию природных пожаров согласованы и утверждены 11 планов тушения лесных пожаров. Сводный план тушения лесных пожаров разработан и утвержден, установленным порядком. Согласован и утвержден план предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных природными пожарами на территории Ивановской области.

В ходе проведения заседания КЧС и ОПБ Ивановской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 17 февраля утвержден состав межведомственной рабочей группы по проверке готовности функциональных и территориальной подсистем РСЧС Ивановской области к паводкоопасному и пожароопасному периоду. Главным управлением будут организованы и проведены внеплановые выездные проверки противопожарного состояния объектов, подверженных угрозе природных пожаров.

В 2016 году органами местного самоуправления разработаны паспорта пожарной безопасности на все населенные пункты, расположенные в непосредственной близости к лесным массивам. В 2017 году данные паспорта откорректированы.

В целях противопожарного обустройства лесов на территории Ивановской области спланированы инженерные мероприятия. На территории области обводнение торфяников не планируется.

В целях реагирования на возможные чрезвычайные ситуации создана группировка сил и средств различных министерств и ведомств, привлекаемых на тушение и предотвращение природных пожаров на территории области в соответствии с планом предупреждения. Группировка в 2017 году составила 13033 человека личного состава и 2243 единицы пожарной, приспособленной и инженерной техники. Готовность сил и средств к проведению спасательных работ в зонах возникновения природных пожаров будет оценена в ходе проверок, которые будут организованы межведомственной комиссией.

Особое внимание необходимо уделить недопущению пожаров по причине неосторожного обращения с огнем при сжигании сухой травы. Для обеспечения мероприятий по ликвидации ЧС созданы резервы финансовых и материальных ресурсов. В местах массового пребывания людей функционирует региональный сегмент ОКСИОН, который включает 3 терминальных комплекса, с выводом оперативной информации с рабочего места оператора ЦУКС.

На территории области созданы и введены в эксплуатацию 3 зоны экстренного оповещения населения с включением в них населенных пунктов, граничащих с лесными массивами. Оперативное информирование населения о чрезвычайных ситуациях в Ивановской области осуществляется путем рассылки sms-сообщений, а так же путем проведения разъяснительной работы с помощью электронных и печатных СМИ.

В целях повышения готовности должностных лиц, органов управления и сил к реагированию в пожароопасный период:

- 30 марта КЧС и ОПБ области и муниципальных образований будут участвовать в совместной штабной тренировке под руководством ЦРЦ МЧС России;

- 6 апреля планируется проведение штатной тренировки КЧС и ОПБ области и муниципальных образований;

- с 10 по 14 апреля на территории области спланировано проведение 27 пожарно-тактических учений.

Проблемных вопросов нет.

Вывод: все мероприятия по обеспечению прохождения пожароопасного периода в 2017 году находятся под контролем Правительства Ивановской области. Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС Ивановской области к действиям по предназначению готовы. Основные задачи, стоящие перед ТП РСЧС области представлены на слайде.

Доклад окончен. Благодарю за внимание.

Коньков П.А.: Евгений Степанович или Михаил Юрьевич, Вы в своем докладе сказали, что за последние три года пал сухой травы возрос, а Михаил Юрьевич бодро докладывал, что благодаря разъяснительной работе пал снижался. Правда-то где?

Моисеев Е.С.: Пал сухой травы не является лесными пожарами.

Коньков П.А.: Я понимаю. Но это угроза лесного пожара.

Моисеев Е.С.: Угроза. Но благодаря быстрому реагированию, у нас данный показатель…

Коньков П.А.: Я не это спрашиваю. Михаил Юрьевич, они возросли или сократились?

Яковлев М.Ю.: (Плохая запись).

Коньков П.А.: Ладно. Вы встретись после заседания Правительства и померьтесь, чтобы давали данные одинаковые. Спасибо. Присаживайтесь. Уважаемые коллеги, у нас есть достаточно большие границы с соседними регионами, в том числе с Костромской областью. Эти границы не только речные, поэтому взаимодействие с соседними субъектами в деле лесных пожаров вещь важная. Я благодарен за то, что нашел время принять участие в нашем заседании Александр Сергеевич Голубев – директор Департамента лесного хозяйства Костромской области.

Уважаемый Павел Алексеевич, спасибо за приглашение.

Костромская область является второй по площади лесов и самой многолесной в ЦФО, граничит с Заволжским и Фурмановским лесничествами. Все леса Костромской области относятся к южно-таежному лесному району.

Одним из основных направлений деятельности Департамента является охрана лесов от пожаров. Средний класс природной пожарной опасности у нас составляет 2,7 балла по 5-ти бальной системе.

В течение пожароопасного сезона 2016 года на территории области было зарегистрировано 11 лесных пожаров на общей площади 14 га. Все лесные пожары ликвидированы в день обнаружения в течение 4-7 часов. Учитывая тот факт, что уровень пожарной опасности на территории Костромской области в 2016 году значительно превышал показатель 2015 года, мы сработали достаточно оперативно.

За многолетний период наблюдений лесных пожаров на границе Костромской и Ивановской областей не зарегистрировано.

Лесопожарная служба Костромской области состоит из 5-ти ПХС-3 типа ОГБУ «Костромская база охраны лесов» с техническим оснащением, состоящим из 74 единиц лесопожарной техники и более 1200 единиц оборудования и инвентаря. Обслуживаемая зона территории ПХС-3 типа базы охраны лесов составляет 4,6 млн. га. Работы по тушению лесных пожаров, мониторингу пожарной опасности в лесах и противопожарному обустройству лесов данное учреждение осуществляет в соответствии с ежегодно утверждаемым государственным заданием. В зоне обслуживания учреждения установлены 19 камер видеонаблюдения за территорией лесного фонда. Одной из задач по совершенствованию системы оперативного обнаружения лесных пожаров является поэтапное расширение зоны действия системы видеонаблюдения за лесными участками. Сегодня Ваш опыт очень интересен. Мы попробуем применить его на территории нашего региона, то есть получение непосредственно услуги.

В 2016 году с целью дистанционного обследования действующего лесного пожара базой охраны лесов был куплен квадрокоптер «Фантом-3», который использовался для точного определения очагов пожаров и видеофиксации, и зарекомендовал себя с положительной стороны. Рекомендуем к применению данный вид обнаружения лесных пожаров на территории Ивановской области.

Также, как и в Ивановской области, мы подготовку к пожароопасному сезону начинаем по истечению предыдущего. Все планы у нас утверждены по 21 лесничеству. 21 февраля губернатором области утвержден Сводный план тушения лесных пожаров, в соответствии с которым предусмотрен порядок привлечения сил и средств лесопожарных формирований. В соответствии со Сводным планом создано 276 групп тушения (более 1300 человека), 768 единиц техники и 1864 единицы основного оборудования. Из них основные силы и средства (67%) составляют арендаторы лесных участков. Также предусмотрены силы и средства направляемые для межрегионального маневрирования при осложнении пожарной обстановки в соседних регионах.

В целях подготовки к пожароопасному сезону в 2017 году приняты необходимые нормативные правовые акты; все соглашения пролонгированы, в том числе с Ивановской областью; региональный пункт диспетчерского управления лесного хозяйства Костромской области работает в круглосуточном режиме; подготовлен проект постановления администрации Костромской области «О начале пожароопасного сезона».

Мониторинг за пожарной опасностью в лесах Костромской области осуществляется в четырехуровневой системе мониторинга – наземный, авиационный, космомониторинг и видеомониторинг. В целях проведения наземного и авиационного мониторинга были разработаны 111 маршрутов наземного патрулирования лесов протяженностью 5,5 тыс. км и 2 маршрута авиационного патрулирования лесов протяженностью 1,5 тыс.км. Часть основного маршрута авиационного патрулирования лесов (маршрут № 2) проходит вдоль границы Костромской и Ивановской областей. В случае обнаружения у нас есть все контакты. Мы оперативно связываемся с коллегами Фурмановского и Заволжского лесничеств и передаем все необходимую информацию в случае наличия задымления или признаков действующего лесного пожара на сопредельной территории. Здесь мы тесно взаимодействуем с коллегами.

В 2016 году мы провели совместные учения по отработке взаимодействия при тушении лесных пожаров. Много лет такого не было в практике соседних регионов. Результат показал, что взаимодействие поставлено надлежащим образом, в том числе и с муниципалитетами, и арендаторами. Я полагаю, что в 2017 году подобную практику нужно продолжать.

Основные задачи:

- обеспечение выполнения противопожарных мероприятий в оптимально короткие сроки;

- проведение активной лесоохранной пропаганды;

- обеспечение готовности сил и средств в любой ситуации.

Доклад окончил. Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: (Плохая запись). Левашов Илья Владимирович – директор автономного государственного учреждения Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области».

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства!

Охрана лесов от пожаров - это одно из наиболее важных на сегодняшний день задач, поставленных перед лесным хозяйством. Основной целью руководимого мною учреждения, Центра по охране лесов Ивановской области, является обеспечение пожарной безопасности на территории лесного фонда области. Центр по охране лесов был создан в 2011 году как специализированное лесопожарное учреждение для борьбы с лесными пожарами и проведения мероприятий по противопожарному обустройству лесов в рамках исполнения государственного задания.

Для охраны лесов от пожаров и выполнения государственного задания Центр располагает необходимой специализированной техникой в количестве 41 единицы. Вся основная лесопожарная техника в количестве 35 единиц и вспомогательная в количестве 6 единиц прошла техническое обслуживание, застрахована и готова к пожароопасному сезону.

Центр по охране лесов обслуживает территорию десяти лесничеств – всю территорию лесного фонда Ивановской области. Для сокращения времени реагирования на сообщения о лесных пожарах техника и личный состав распределены по области с учетом классов природной пожарной опасности лесного фонда муниципальных районов. На базе центра организована работа 7 пожарно-химических станций. Основная станция - ПХС-3 типа базируется в Ивановском лесничестве и 6 ПХС-1 типа базируются в Пучежском, Южском, Тейковском, Кинешемском, Вичугском лесничествах. В остальных лесничествах созданы на базе ПХС-3 и ПХС-1 типов лесопожарные мобильные группы. Каждая мобильная группа имеет в распоряжении пожарный автомобиль со всем необходимым пожарным снаряжением, инвентарем и средствами связи. В личный состав одной группы входит бригадир, водитель лесопожарной бригады и 3 лесопожарных рабочих. В 2017 году количество таких групп по сравнению с 2016 годом увеличено с 22 до 24 за счет перераспределения внутренних резервов Центра. Также количество лесопожарных работников увеличено до 155 человек, что отражено в Сводном плане тушения лесных пожаров на территории Ивановской области (в 2016 году 151).

При приеме на работу в Центр работники проходят первичные медицинские осмотры, а в процессе трудовой деятельности организуются периодические профосмотры (1 раз в 2 года).

В 2017 году в Тейковской лесотехнической школе Ивановской области на сегодняшний день обучено 124 человека. Также 6 человек прошли обучение и 6 человек сейчас обучаются во Всероссийском институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства в г. Пушкино. Это 88% от общей численности личного состава центра. К началу пожароопасного сезона все сотрудники пройдут обучение.

В 2016 году удалось не допустить возникновения лесных пожаров на большой территории лесного фонда. Центром по охране лесов осуществлено 116 выездов по сигналам о возгораниях, угрожающих переходом огня на земли лесного фонда. Обнаружено и своевременно ликвидировано 9 лесных пожаров, площадь, пройденная огнем, составила 11,5 га. Замечу, что крупных лесных пожаров (свыше 25 га) не допущено и все возгорания были ликвидированы в день их обнаружения. На тушение лесных пожаров было задействовано 675 человек личного состава и 145 единиц техники. Средняя площадь одного лесного пожара в 2016 году составила 1,3 га. Для сравнения, в 2015 году, несмотря на то, что пожаров было меньше, площадь, пройденная огнем, составила 12,8 га, при этом средняя площадь лесного пожара 1,8 га. Таким образом, в 2016 году удалось снизить объем средней площади, пройденной лесными пожарами, по отношению к 2015 году на 28%, за счет правильной постановки задач, умелых и грамотных действий руководителей тушения лесных пожаров, а также быстрого обнаружения и реагирования на очаги возгорания.

В рамках исполнения государственного задания в 2017 году запланировано противопожарное обустройство лесов в следующих объемах:

- строительство и реконструкция лесных дорог, предназначенных для проезда лесопожарной техники – 7 км;

- устройство и уход за противопожарными минерализованными полосами – 2050 - км;

- установка шлагбаумов, аншлагов и агитационных плакатов – более 354 шт.;

- оборудование в лесу мест отдыха населения - 85 мест.

При подготовке к пожароопасному сезону в 2017 году заключено 20 соглашений «О порядке взаимодействия по маневрированию силами и средствами (в том числе пожарной техникой) с муниципальными районами, лесничествами и организациями, предоставляющими арендаторов лесных участков.

Для увеличения эффективности мониторинга лесопожарной обстановки региона в текущем году запланирован запуск проекта на установку трех камер видеонаблюдения за территориями двух муниципальных районов. Камеры будут установлены на вышках сотовой связи в населенных пунктах Пестяковского и Южского муниципальных районов. Установлены камеры на высоте не менее 70 м, а поворот камеры неограничен - 3600. При наблюдении с одной камеры погрешность определения координат места возгорания на расстоянии до 10 км составит не более 250 м, а при контроле пожара одновременно с двух камер эта погрешность значительно уменьшиться.

Видеомониторинг пожарной обстановки позволит обнаружить возгорание лесного фонда на ранней стадии, что существенно сократит время реагирования на лесной пожар. В настоящее время ведутся переговоры по заключению договора на оказание данных услуг. Срок оказания услуг определяется на пожароопасный сезон с апреля по сентябрь включительно. Цена договора составляет порядка 500 тыс. рублей.

Центр принимает активное участие во всех тренировках и учениях, проводимых Комитетом по лесному хозяйству и Главным управлением МЧС по Ивановской области.

На основании выше сказанного, считаю, что на сегодняшний день автономное государственное учреждение Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» к прохождению пожароопасного сезона 2017 года и к выполнению доведенного государственного задания готово.

Доклад окончен. Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Илья Владимирович, в прошлом году во время посещения Центра обратил внимание на нехватку помещений для хранения техники и размещения личного состава. Удалось ли найти решение?

Левашов И.В.: Действительно, Павел Алексеевич, такая проблема существует, но мы на месте не стоим. В прошлом году осенью мы демонтировали при помощи Комитета и Департамента имущества ангар в п. Моста Южского района. Мы перевезли его на базу центра. Ангар имеет размеры: 57 м в длину, 6 м в высоту и 12 м в ширину. Как только позволят погодные условия, то мы своими силами начнем монтировать этот ангар на своей площади. Благодаря этому мы создадим условия для качественного хранения нашей техники.

Коньков П.А.: Спасибо. Присаживайтесь. Елена Александровна Кузнецова – начальник пожарно-химической станции – 1 типа Гороховецкого филиала федерального государственного автономного учреждения «Оборонлес» Минобороны России.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства! Уважаемые присутствующие!

Гороховецкий филиал ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России предназначен для тушения лесных пожаров на землях обороны и безопасности. Площадь лесов Минобороны России на территории Ивановской области составляет 44418 га, в том числе покрытая лесом 31227 га, которые представлены Ивановским, Мугреевским, Лихачевским и Фролищенским участковыми лесничествами.

За 2016 год на территории Гороховецкого лесничества-филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России по Ивановской области лесных пожаров не зарегистрировано.

В 2016 году было налажено информационное взаимодействие с представителями Комитета Ивановской области по лесному хозяйству и ГУ МЧС по Ивановской области по вопросу обнаружения возгораний на приграничных территориях. Соглашение о взаимодействии пролонгировано на 2017 год. Подписаны оперативные планы тушения лесных пожаров в границах Гороховецкого лесничества Минобороны России в зоне ответственности военных частей на 2017 год.

В соответствии с государственным заданием за 2016 год на территории Гороховецкого лесничества по Ивановской области был выполнен следующий объем работ:

- устройство минерализованных полос - 45,7 км;

- уход за минерализованными полосами - 73,9 км;

- содержание дорог - 35,4 км;

- установка шлагбаумов - 30 шт.;

- расчистка просеков - 19 км.

Для организации мероприятий по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на территории Гороховецкого лесничества по Ивановской области Гороховецким филиалом проводится наземное патрулирование по 12 маршрутам протяженностью 596 км, с кратностью проведения в зависимости от класса пожарной опасности, также ведется мониторинг по ИСДМ-Рослесхоз. Период выполнения пожароопасный сезон.

В 2017 году на территории Ивановской области в соответствии с Государственным заданием предусмотрен следующий объем работ, связанных с охраной леса от пожаров:

- расчистка квартальных просек – 14,5 км;

- устройство противопожарных минерализованных полос – 7,5 км;

- уход за противопожарными минерализованными полосами – 85 км;

- установка шлагбаумов – 23 шт.;

- установлены аншлаги – 15 шт.;

- устройство мест отдыха и курения – 4 места;

- ремонт дорог противопожарного назначения – 21 км.

На 2017 год Гороховецким филиалом на территории Гороховецкого лесничества Минобороны России по Ивановской области на тушение лесных пожаров запланировано: лесопожарные формирования ПХС-2 типа (Мугреевское и Фролищенское формирования) и ПХС-1 типа (Ивановское формирование), также ведется доукомплектование ПХС недостающим оборудованием, техникой в соответствии с нормами комплектации ПХС.

Доклад окончила. Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: (Плохая запись).

Кузнецова Е.А.: Доукомплектование у нас сейчас возможно довольствующим органом Министерства обороны Российской Федерации. Нас обещают за 2017 год полностью укомплектовать. Сейчас мы получаем недостающую технику. Нам совсем чуть-чуть осталось.

Коньков П.А.:Мальцев Владимир Иванович – глава Южского муниципального района Ивановской области.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства и присутствующие!

Южский муниципальный район расположен в юго-восточной части Ивановской области. Его общая площадь составляет 1343 кв. км. Из них 893 кв. км (66,5%) занимают леса, в том числе залежи торфяников с глубиной залегания 1-12 м.

В 2016 году лесных пожаров на территории района допущено не было.

При подготовке к пожароопасному периоду 2017 года 22 февраля было проведено заседание КЧС и ОПБ с повесткой дня «О задачах по подготовке сил и средств Южского районного звена ТП РСЧС к пожароопасному периоду 2017 года» и утвержден план мероприятий по подготовке Южского муниципального района к пожароопасному периоду.

В январе 2017 года ОГКУ «Южское лесничество» и Гороховецким филиалом ФГАУ «Управление лесного хозяйства» разработаны и утверждены планы тушения лесных пожаров на территории Южского муниципального района. Заключено соглашение о взаимодействии по обеспечению охраны лесов и тушению лесных пожаров на территории муниципального образования между администрацией Южского муниципального района, ОГКУ «Южское лесничество», АГУ Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области», ООО «Ивановская лесопромышленная компания». Принято постановление администрации Южского муниципального района от 19.01.2017 г. «О создании комиссии по осмотру пожарной и иной техники, представленной для включения в план тушения лесных пожаров на территории ОГКУ «Южское лесничество».

Организация взаимодействия всех служб муниципального образования осуществляется через единую дежурно-диспетчерскую службу администрации Южского муниципального района. Разработана и утверждена схема оповещения и взаимодействия руководителей служб при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В состав сил и средств на пожароопасный период входит 163 человека, из них в постоянной готовности 30 человек, техники — 30 единиц, из них пожарной — 8 единиц, инженерной — 11 единиц, специальной — 6 единиц и автомобильной - 15 единиц.

Оповещение населения Южского муниципального района проводится с использованием звуковых электросирен С-40, в количестве 7 штук, 2 громкоговорящие системы оповещения с местным запуском по каналу GSM, подручными средствами оповещения (рынды, колокольные набаты), силами сотрудников отделения УМВД «Южский» с использованием автомобилей, оборудованных громкоговорящими установками, путем рассылки сообщений через операторов сотовой связи «Мегафон», «Билайн», «МТС», а также методом подворового обхода. Списки старост, домкомов составлены, откорректированы и имеются в ЕДДС администрации Южского муниципального района. Общее информирование населения о ЧС осуществляется информационными агентствами и печатными СМИ, а так же через официальные сайты местных администраций и Главного управления МЧС России по Ивановской области. Системой оповещения охвачено:

- электросиренами охвачено 64% населения;

- техническими устройствами, работающими по каналам GSM, охвачено 21%;

- колоколами и рындами охвачено 10% населения.

В зоне возможных природных пожаров потенциально опасные объекты не расположены.

Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2017 году на территории Южского муниципального района созданы резервы финансовых, материальных и медицинских ресурсов. Финансовый резерв администрации Южского муниципального района составляет 500 тыс. рублей.

При возникновении чрезвычайных ситуаций заключены договора на эвакуацию, временное размещение и первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения, поставку продовольственных товаров, ГСМ и материалов для содержания и восстановления дорог.

В соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 28.01.2015 г. № 27-п «Об утверждении перечня населённых пунктов Ивановской области, подверженных угрозе лесных пожаров» в Южском районе расположены 4 населённых пункта, попадающих в зону высокой пожарной опасности: с. Новоклязьминское, с. Моста, с. Мугреевский и с. Талицы. Паспорта пожарной безопасности населённых пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, разработаны.

Для целей пожаротушения в поселениях района предусмотрено наружное противопожарное водоснабжение и обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара. В населённых пунктах будет проведена опашка и прокладка защитных минерализованных полос общей протяжённостью 73 км, обновление которых запланировано в течение всего пожароопасного периода. Администрациями поселений проводится плановая профилактическая работа с населением по предупреждению пожаров, гибели и травмирования на них людей: подворовые обходы, сходы и собрания с гражданами, выпуск и распространение наглядной агитации на противопожарную тематику.

В рамках подготовки к летнему пожароопасному периоду 2017 года администрацией Южского муниципального района запланировано проведение в апреле заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности и принятие нормативного правового акта «О подготовке к пожароопасному периоду и мерах по предупреждению и ликвидации лесных и торфяных пожаров на территории Южского муниципального района в 2017 году» и разработка плана мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пожароопасный период 2017 года.

В завершение своего выступления хочу сказать, что Южский муниципальный район продолжает работу по подготовке к пожароопасному сезону 2017 года.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Везет Вам, Владимир Иванович. Если топят, так тебя, если палит, то опять тебя. Какой удачный район попался.

Мальцев В.И.: В продолжение, если позволите, Павел Алексеевич. У нас камеры. Очень приятное известие. Мы пошли немного вперед – установили камеры с выходом в Интернет. Буквально вчера запустили камеру на мосту на Холуй. Паводок немного другая тема, но тоже чрезвычайная. Мы все отслеживаем в online-режиме.

Коньков П.А.: Спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, кто еще желает выступить? Давайте завершать. Еще раз отмечу, что в деле лесных пожаров профилактика занимает ведущую роль. Положительный опыт показало введение особого противопожарного режима. Михаил Юрьевич, будьте готовы для подготовки этого документа. Мы прошлый год в середине апреля его ввели?

Яковлев М.Ю.: С 30 апреля. (Плохая запись).

Коньков П.А.: Поэтому давайте смотреть. Важную роль в предупреждении лесных пожаров играет контроль за соблюдением требований пожарной безопасности и привлечение виновных к ответственности. Здесь прошу правоохранительные органы быть «на чеку». У нас всего 12 муниципалитетов имеют реальную угрозу пожаров, поэтому именно главам этих муниципалитетов надо особенно тщательно подходить к этому сезону.

Мы уже сегодня говорили, что основная масса возникает в результате неконтролируемого сжигания сухой травы, поэтому профилактическую работу с населением надо проводить.

Я приветствую применение современной техники для мониторинга пожаров. Давайте посмотрим по степени достаточности её применения. Это на самом деле важное направление.

Сегодня вынесен документ. Предлагаю его принять, если у членов Правительства нет замечаний.

Спасибо всем за участие. Совещание с главами в 11:30 в Малом зале.

С помощью данной формы можно отправить информацию о выявленных неточностях или ошибках, обнаруженных на сайте.

Все предложения, касающиеся работы портала, необходимо отправлять через форму обратной связи.
Для того чтобы обратиться непосредственно в орган исполнительной власти для получения консультации его специалистов, нужно перейти на страницу подразделения, в интернет-приемную и воспользоваться формой отправки сообщения.

Текст, содержащий ошибку:

Правильный текст или комментарий: