Мобильная версия

Версия для слабовидящих

22 июля 2017, суббота6:43

14 февраля

Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 14 февраля 2017 года

Коньков П.А.: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня на заседание Правительства вынесен вопрос не новый, потому что мы этой проблемой в той или иной форме занимаемся постоянно, но вопрос достаточно важный. Я напомню, что в нашем не самом богатом крае именно заработная плата является основным доходом работающего населения, а в плане цифр просто напомню порядок, что сегодня годовой фонд оплаты труда Ивановской области в два раза превышает годовой бюджет с точки зрения понятия. Следует отметить, что уровень общей безработицы у нас сегодня ниже, например, чем в соседней Ярославской области, но в то же время в 2016 году в Службу занятости обратился каждый десятый житель региона. Давайте посмотрим, какие меры у нас применяются по сохранению стабильной ситуации на рынке труда, насколько это эффективно, определим приоритетные направления работы в данной отрасли. Слово для доклада предоставляется Татьяне Борисовне Сергеевой – председателю Комитета Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства!

В системе экономических отношений рынок труда является одним из индикаторов, который позволяет судить об эффективности экономической политики, социальном благополучии и стабильности в обществе.

В непростых экономических условиях прошлого года ситуация на региональном рынке труда оставалась относительно стабильной и регулируемой. Общая безработица сохранила свое значение на уровне 2015 года и соответствовала среднероссийскому показателю.

В рейтинге субъектов, входящих в состав ЦФО, наша область заняла аналогичную позицию с Владимирским регионом, и лучшую по сравнению с Орловской, Смоленской и Ярославской областями.

За год численность граждан, официально имеющих соответствующий статус, уменьшилась на 1325 человек, а ее уровень - до 1,09%. В течение прошлого года каждый десятый житель области обратился в Службу занятости за содействием в решении вопросов, касаемых сферы труда. Из 24000 граждан, искавших работу, 70% были трудоустроены. Работа по стабилизации ситуации на рынке труда велась в двух направлениях. Наряду с реализацией активных форм занятости в рамках действующей государственной программы были приняты дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда с объемом федеральной и региональной поддержки на общую сумму 29 млн. рублей.

Основными направлениями антикризисной программы стали:

- временные работы и опережающее профессиональное обучение;

- возмещение работодателям, реализующим программы развития, расходов на оплату труда дополнительно принятых работников, уволенных из других организаций, а также затрат, связанных с трудоустройством инвалидов и созданием для них инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочему месту. Ее участниками стали 825 работников, попавших под риск увольнения.

Принятые меры позволили вывести из простоев работников крупных, в первую очередь, текстильных предприятий и сохранить трудовые коллективы. Востребованным со стороны безработных остается профессиональное обучение и дополнительное профобразование. 620 безработных граждан прошли курсы подготовки по 50 профессиям и специальностям социально-экономического профиля, 80% граждан получили рабочие профессии, что соответствует общей тенденции спроса и предложения на рынке труда.

Утвержденные на 2017 год планы подготовки и повышения трудовых навыков соискателей полностью корреспондируются с текущими и будущими потребностями организаций в кадрах.

В 2016 году не перестала быть актуальной программа обучения женщин в период отпуска по уходу за малолетними детьми. 135 молодых мам использовали предоставленную возможность повысить свои профессиональные компетенции. Для участниц данная программа является эффективным способом возвращения на рабочее место с новыми знаниями и квалификацией, а для работодателей, кроме получения готового специалиста, еще и экономия собственных финансовых вложений и затрат.

Ушедший 2016 год стал годом целевых действий, направленных на содействие занятости наиболее уязвимых групп населения. Каждый пятый из числа ищущих работу, находился в возрасте до 20 лет. Основной упор в работе с молодежью был сделан на повышение престижа рабочих профессий. Во всех муниципальных образованиях были проведены:

- информационные встречи с выпускниками школ и их родителями;

- фестивали рабочих профессий;

- выездные ярмарки вакансий и мастер-классы по востребованным специальностям;

- дискуссионные семинары и «круглые столы» с участием работодателей.

В ходе экскурсий на промышленные предприятия ребята знакомились с миром профессий в условиях современного производства. Более 1700 школьников были вовлечены в профориентационную акцию «Я выбираю профессию!».

Служба занятости участвовала в I чемпионате профмастерства среди молодых рабочих и студентов среднего и высшего профобразования - WordSkills Russia, в ходе которого 300 выпускников школ прошли экспресс-тестирование на определение профессиональных склонностей, выявление личностных качеств и уровня развития способностей. С 20 февраля состоится открытие II регионального чемпионата «Молодые профессионалы», в котором специалисты Службы занятости также примут активное участие.

В текущем году проведение мероприятий с молодежной аудиторией ориентировано на кадровую потребность по отраслевому принципу. В этих целях разработан единый комплексный план содействия занятости населения в значимых секторах экономики и социальной сфере:

- в феврале проводится месячник по трудоустройству граждан в учреждения здравоохранения;

- в марте состоится неделя художественных промыслов;

- в апреле декада бизнеса и туризма;

- в мае акцент будет сделан на текстильную и легкую промышленность;

- в сентябре пройдет неделя популяризации профессий сельского хозяйства.

Это позволит:

- уменьшить коммуникационный разрыв между работодателями и будущими молодыми специалистами;

- познакомить подрастающее поколение с предприятиями и вариантами занятости;

- сформировать систему профориентации.

Продолжая тему содействия занятости молодежи, хотела бы отметить, что в ее структуре доля выпускников высшего и среднего профзвена составляет до 10%. Более половины из них трудоустраиваются в течение первых двух месяцев с момента обращения в Службу занятости. Всем закончившим обучение по рабочим профессиям предлагается предварительно пройти стажировочную практику и получить реальную возможность закрепиться на постоянном рабочем месте.

В отчетном году в перечне первоочередных стояла задача по повышению уровня занятости граждан с ограниченными возможностями здоровья. Комитетом заключены соглашения по вопросам взаимодействия в сфере профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов с Главным бюро медико-социальной экспертизы, отделением Пенсионного фонда России по Ивановской области, общественными организациями инвалидов. Формы работы с этой категорией полностью пересмотрены. Государственные услуги получают не только те граждане, кто обращается в Службу занятости, а все, кому рекомендован труд после прохождения медицинского переосвидетельствования. С сентября прошлого года мы используем адресный принцип работы. Оказание услуг проводится в соответствии с рекомендациями МСЭ. Формируются персонифицированные списки нуждающихся в трудоустройстве. За этот период из учреждений МСЭ получено 3600 выписок из индивидуальных карт реабилитации инвалидов. Все эти граждане проинформированы о реализуемых на территории области программах и возможности стать их участниками. Принятые меры позволили повысить результативность работы. Трудоустройство граждан, имеющих инвалидность, выросло к концу года с 20% до 52%. На новый уровень поставлена работа с выпускниками учебных заведений, имеющими инвалидность. В текущем году их численность составит 72 человека. За каждым из них закреплен специалист Службы занятости, в обязанности которого входит сопровождение содействия занятости молодых специалистов непосредственно на конкретные рабочие места. Считали бы целесообразным создание на уровне муниципальных образований комиссий либо рабочих групп по вопросам интеграции инвалидов в общество. Это касается не только вопросов трудоустройства, а это целый комплекс имеющих место проблем:

- соблюдение требований эргономики к безопасной и комфортной жилой и рабочей среде для инвалидов, в том числе маломобильных групп;

- обеспечение доступности к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

- улучшение психологического самочувствия и снижение барьеров функциональности для людей с ограниченным здоровьем.

Итоговым результатом приоритетных направлений политики занятости, реализуемых в рамках государственной программы, стало трудоустройство более 16700 жителей нашей области. Каждый вложенный рубль в мероприятия активной политики занятости дает трехкратную окупаемость. Без инвестирования в мероприятия, направленные на трудоустройство граждан, сегодня мы констатировали бы:

- рост безработицы до уровня, как минимум, 4%;

-потребность в дополнительном финансировании на выплаты пособий по безработице в объеме 60-62 млн. рублей;

- потери бюджета от недополученных налоговых отчислений за нелегально работающих граждан.

За последние два года в области были выявлены и переведены в легальную плоскость неформальные платежи за 53000 человек. Эффект от этой работы – это поступление только в Пенсионный фонд дополнительных 71,5 млн. рублей. В текущем году принимаются дополнительные меры по максимальному вовлечению работников в официальную занятость. Совместно с органами местного самоуправления проводится: адресная работа с хозяйствующими субъектами, имеющими признаки наличия неформальных трудовых отношений; организуются оперативные рейды с привлечением контрольно-надзорных органов.

В зоне особого внимания находятся работодатели, длительное время не отчитывающиеся или предоставляющие нулевую отчетность в налоговые органы и внебюджетные фонды. Уменьшение суммы перечисляемых налогов за счет разделения заработной платы на официальную и «зарплату в конверте», кроме прочих негативных последствий, оказывают непосредственное влияние на ценовую характеристику вакантных мест, заявляемых работодателями в органы Службы занятости. Средняя цена одной вакансии в прошлом году составила 11360 рублей. Самое низкое ее значение фиксировалось в Пучежском муниципальном районе, наибольшее - в Фурмановском и Кинешемском районах. Среднемесячная потребность в кадрах второй год сохранялась в пределах от 6500 до 6720 предложений. Только 5% от общего количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставляют информацию о вакантных рабочих местах.

В рамках контрольно-надзорных мероприятий только в декабре прошлого года и истекшем периоде текущего Комитетом составлено 54 протокола за не соблюдение закона «О занятости». Все они направлены на рассмотрение в суды.

Кроме жестких мер реагирования, Служба занятости взяла на себя обязательства по заключению с работодателями соглашений о сотрудничестве в вопросах координирования действий, повышения конкурентоспособности рабочей силы и снижения напряженности на рынке труда. На сегодняшний день с организациями официально подписано 3100 таких соглашений.

Уважаемый Павел Алексеевич, уважаемые члены Правительства, в своем докладе я остановилась не только на основных результатах выполнения региональной государственной программы содействия занятости населения, но и на отдельных проблемах, которые требуют коллегиального решения. В текущем году нашими приоритетами остаются:

- повышение качества и доступности предоставления услуг;

- увеличение уровня трудоустройства как безработных, так и ищущих работу граждан; инвалидов, имеющих показания к профессиональной деятельности;

- привлечение внимания молодежной аудитории к рабочим и инженерно-техническим специальностям;

- снижение численности работников, занятых в неформальном секторе;

- продолжение проведение мониторинга состояния сферы занятости в целях принятия опережающих действий, направленных на предупреждение роста напряженности и сохранение стабильной ситуации на региональном рынке труда.

Решить эти задачи и достичь положительных результатов мы сможем, объединив усилия органов исполнительной власти, муниципалитетов, наших социальных партнеров, Союза промышленников и предпринимателей, областного объединения профсоюзов и бизнес-сообществ.

Благодарю за внимание. Доклад окончен.

Коньков П.А.: Несколько комментариев к этому делу, коллеги. Хотел бы коснуться цены вакансии. Там, где муниципалитеты и Служба занятости активно эту работу ведут, то цена вакансии должна как-то коррелироваться с средней заработной платой по данному муниципалитету. Цифры говорят несколько о другом. Например, Владимир Николаевич Шарыпов, совершенно не понятно, как умудрилось Иваново по цене вакансии отстать от Фурмановского и Кинешемского районов. Мое представление, что работа в городе на эту тему просто не ведется. Николай Федорович Ершов, я при всем к Вам уважении, не очень понимаю, как Вы умудрились отстать в этом вопросе от Верхнеландеховского муниципального района. Среди низких цен вакансий Палехский, Лухский районы. Нам надо с Вами все-таки подумать, как эту цифру поднимать, потому что в том числе от этой цифры зависит стабильность нашего кадрового состава. Зависит то, что люди не будут уезжать на заработки в другие регионы, а будут оставаться на своей малой родине.

Второй момент. Хотелось бы сразу сказать о неформальной занятости. Этот вопрос достаточно многогранный с точки зрения своего влияния на экономику региона и на все параметры в этом плане. Я Вам напомню, что мы с Вами за неработающее население в ФОМС платим 4 млрд. рублей. Вы прекрасно понимаете, что за неформально занятых людей не идет никаких отчислений в бюджеты разных уровней, поэтому вопрос достаточно серьезный. Я сегодня поставил задачу Департаментам, чтобы эту работу достаточно активно проводить, но также и Вам, уважаемые главы. Я пока не буду обещать, но Вам скажу, что я сегодня рассматриваю возможность, с точки зрения Бюджетного кодекса и прочих дел, возвращать Вам существенную часть суммы, которую мы сэкономим на том, что получим, экономя на платежах в ФОМС. Напомню Вам, что каждый неработающий гражданин региона обходится бюджету практически в 6000 рублей. 10000 нашли, считайте сами, 60 млн. рублей плюсом. Мне кажется, что по расчетам и оценкам наш резерв в этом плане до 100 тыс. человек по региону, то есть это дополнительная экономия бюджета до 600 млн. рублей. По большому счету, мы должны с Вами разъяснять всем людям, что фактически, допустим, в медицине эти неработающие граждане финансируются за счет других граждан, потому что все равно так или иначе за все регион и люди, которые проживают на его территории, платят сами.

Вопрос, Татьяна Борисовна, к Вам. Вопрос о трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями здоровья. Коллеги, я Вам напомню общую цифру. В регионе проживает 10% населения с ограниченными возможностями здоровья. Наверное, среди трудоспособного населения этот процент пониже, но все равно это цифры, которые заставляют задуматься. Татьяна Борисовна, было мое поручение проработать с Минтрудом России вопрос о квотировании рабочих мест для инвалидов. Вопрос федерального уровня. Мы в целом готовы рассмотреть вопрос и с законодательной инициативой. Каковы результаты?

Сергеева Т.Б.: Павел Алексеевич, Ваше поручение было в июле. В августе были направлены предложения в Министерство труда и социальной защиты именно по внесению изменений в федеральное законодательство о социальной защите инвалидов в части, предусматривающей административные меры в отношении тех работодателей, которые не выполняют квоты. Предлагалось эти компенсационные средства за каждое рабочее место направлять в специальный фонд, который дальше будет их транспортировать на создание рабочих мест для этой категории граждан. Второе предложение было по предусмотрению льгот для добросовестных работодателей, которые перевыполняют установленную квоту. Еще мы подготовили проект закона, чтобы он уже поступил в Государственную Думу по линии наших региональных парламентариев, в котором предусмотрели еще одно предложение в части поддержки специализированных предприятий, использующих труд инвалидов. Несколько раз уже были поправки к этому документу. В настоящее время он проходит еще одно согласование. Я надеюсь, что Департамент финансов поддержит наше предложение.

Коньков П.А.: Хорошо. Андрей Анатольевич Шушкин. Подскажите, пожалуйста, тоже были соответствующие поручения, как у нас решается вопрос с транспортной доступностью для инвалидов, в том числе к месту работы?

Шушкин А.А.: (Плохая запись).

Коньков П.А.: А мы с Вами анализировали ситуацию – потребность и возможность.

Шушкин А.А.: (Плохая запись).

Коньков П.А.: Я также считаю, что вопрос комплексный. Кстати говоря, на одной из моих встреч с руководителями обществ инвалидов поднимался вопрос, чтобы и в таксомоторном парке были машины более комфортные для инвалидов, в том числе и для инвалидов колясочников. Я считаю, что у нас такая определенная возможность есть. Мы можем это дело в конкурсную документацию включать, чтобы было наличие определенного количества подобных автомобилей. Татьяна Борисовна, соотношение потребности и возможности совместно с Департаментом транспорта проанализируйте. Конечно, это вопрос, который мы не решим в одночасье, но двигаться в этом направлении надо. Мы прекрасно с Вами видим, что европейские страны от нас на годы и годы впереди по этим делам.

Сергеева Т.Б.: Что касается колясочников, то специалисты Службы занятости в виду того, что действительно невозможно добраться, выходят к ним на дом и оказывают услуги там.

Коньков П.А.: Последний вопрос. Село. У нас каждый четвертый безработный – это житель села. Что мы сегодня предлагаем этой категории граждан?

Сергеева Т.Б.: Вы правы, что численность большая. Тем, где есть транспортная доступность, предлагается участие в общественных и временных работах, прохождение профобучения. На наш взгляд, Павел Алексеевич, самое востребованная мера – это замена денежного пособия в части выплаты пособия по безработицы на финансовую поддержку на открытие собственного дела. Мы постоянно анализируем эту ситуацию. С момента реализации этой программы в области было открыто 2300 индивидуальных предпринимателей, которые эту поддержку получили. Они создали порядка 1000 рабочих мест для граждан, состоящих на учете в Центре занятости населения. Около 30%-35% - это жители, проживающие на селе. Там зона приложения большая – это разведение крупного скота, кролиководство, пчеловодство. Это очень востребованные направления. Мы эту программу продолжим в текущем году.

Коньков П.А.: Татьяна Борисовна, а мы владеем цифрами жизнестойкости?

Сергеева Т.Б.: Владеем. За эти годы, пока программа работает, конечно, очень многие предприятия закрыли свой бизнес, потому что были изменения в законодательстве по уплате. Тем не менее, проживающие на селе больше сохранили свою работу, чем горожане.

Коньков П.А.: (Плохая запись)…трехлетняя их выживаемость.

Сергеева Т.Б.: Трехлетняя выживаемость.

Коньков П.А.: Какой процент?

Сергеева Т.Б.: До 30%.

Коньков П.А.: Это неплохо.

Сергеева Т.Б.: Единственный негатив в этом плане, Павел Алексеевич, что все эти годы (с момента действия программы) сумма финансовой поддержки небольшая. Что такое 58 тыс. рублей?!

Коньков П.А.: Здесь есть над чем подумать. Светлана Валентиновна, подумайте на эту тему. Понятно, что инфляция прошла, а какой должна быть сумма, чтобы повысить жизнестойкость этих предприятий, потому что это надо на практике прикинуть и посчитать. Конечно, за 58 тыс. рублей стадо коров не купишь.

Сергеева Т.Б.: Даже одну не купишь.

Коньков П.А.: Пожалуйста, вопросы. Наталья Львовна, пожалуйста.

Ковалева Н.Л.: Татьяна Сергеевна, Вы уже касались вопроса о трудоустройстве инвалидов. Действительно, это одна из тяжелых тем. Я хотела бы еще один вопрос задать в плане трудоустройства инвалидов. Это касается людей, страдающих психическими расстройствами. Надо сказать, что среди них достаточно много молодых людей. Они обращаются, и мы с Вами в плане взаимодействия работаем. Какие меры планируется предпринять по решению проблемы трудоустройства этой категории инвалидов?

Сергеева Т.Б.: Наталья Львовна, мы не делим инвалидов на категории по заболеваниям. Мы работаем с четкими рекомендациями, которые прописаны в индивидуальных картах реабилитации. Не все граждане, которые страдают психическими заболеваниями, не могут работать. Те, которые не могут работать, они находятся именно в специализированных предприятиях. Остальная группа… Там ведь рекомендуется работа и кладовщиком, и лифтером, и бухгалтером. Мы с ними работает также, как и с остальными нашими гражданами. В прошлом году работников с психическими заболеваниями к нам пришло порядка 100 человек.

Коньков П.А.: На самом деле я в этом плане Наталью Львовну здесь поддержу, и вот в связи с чем. Нельзя с этой категорией людей работать, как и с другими. Я Вам поясню почему. Потому что по целому ряду видов инвалидности работодатель может четко определить способность данного человека к труду, а людей с психическими заболеваниями работодатель боится, потому что ему трудно спрогнозировать, что с ним может случиться на рабочем месте. Он, конечно, читает медицинские заключения, но вот этот ореол, я думаю, мешает. Надо вместе с Вами подумать, как эту категорию людей… Тем более, Наталья Львовна правильно говорит, что среди них много молодых людей, надо какую-то особую заботу о них проявлять и особую работу с работодателем проводить.

Сергеева Т.Б.: Наверное, все-таки надо больше и гибкие формы применять.

Коньков П.А.: Еще раз повторю, что боится их работодатель.

Сергеева Т.Б.: Гибкие формы – работа на дому или дистанционно.

Коньков П.А.: Как вариант. Пожалуйста, коллеги, еще вопросы. Присаживайтесь. Ирина Николаевна Крысина – заместитель председателя Комитета Ивановской областной Думы по экономическому развитию.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые участники заседания!

Как свидетельствуют данные, представленные в докладе Татьяны Борисовны, ситуация на рынке труда в Ивановской области достаточно стабильная, находится на постоянном контроле. Следует отметить, что в результате планомерной работы имеется положительная динамика некоторых показателей, в частности:

- выросла доля занятого населения;
- уменьшилась численность официальных безработных;
- уровень безработицы в регионе ниже среднероссийского показателя;
- направлениями активной политики занятости было охвачено более 80000 жителей области (это хороший показатель).

Одним из ключевых направлений деятельности Службы занятости населения стало содействие трудоустройству инвалидов. Считаю эту работу особо важной, так как она позволяет обеспечить работой граждан, отличающихся высоким уровнем социальной ответственности, способствует социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. Областной закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов», доработанный депутатами областной Думы совместно с региональным Комитетом по труду, позволил обеспечить занятость более 1600 граждан с инвалидностью. В настоящее время подготовлен закон по внесению изменений в федеральное законодательство о социальной защите инвалидов (федеральное закон №183-ФЗ). В настоящее время этот документ проходит стадию согласования. В прошлом году в рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в область удалось привлечь финансовые средства из федерального бюджета, в том числе 29 млн. рублей на поддержку граждан, имеющих ограничения по здоровью. Оказание адресной помощи инвалидам в сфере трудовой занятости стало результатом деятельности в рамках заключенных соглашений между Комитетом и Главным бюро медико-социальной экспертизы по Ивановской области.

Считаю необходимым остановиться и на участии предприятий в федеральной антикризисной программе. В этой программе приняла участие Управляющая компания №2, осуществив монтаж и установку оборудования, обеспечивающего доступность рабочего места для трудоустройства инвалида. В течение 2016 года организация трудоустроила 3 инвалидов по профессиям: диспетчер, кассир-операционист, разнорабочий. Работодателю возмещены затраты за каждое рабочее место в сумме 100 тыс. рублей, всего 300 тыс. рублей.

В рамках реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда, ООО «МИРтекс», на основании договора со Службой занятости населения, направил на опережающее профессиональное обучение 16 работников в связи с отсутствие допуска к работе с газовым оборудованием. Все работники предприятия после завершения обучения получили удостоверение о допуске к обслуживанию газоиспользующих установок с правом выполнения газоопасных работ. Оплата обучения была произведена из средств областного бюджета.

В докладе руководителя Комитета Татьяны Борисовны прозвучало о важности наполнения банка вакансий. Однако, показатель выполнен только в Фурмановском, Родниковском и Шуйских муниципалитетах. В Фурмановском районе – самая высокая средняя цена одной вакансии (13500 рублей). Считаю, что положительный опыт необходимо изучать, и опираясь на него, вовлечь в этот процесс более активно и другие муниципалитеты. Было бы неплохо, если к решению этой задачи подключились Союз промышленников предпринимателей Ивановской области, региональный представитель «ОПОРА РОССИИ». Служба занятости может лишь частично повлиять на выполнение заданий. Здесь необходима совместная работа с муниципалитетами, работодателями и предпринимательским сообществом.

Нельзя оставлять без внимания такую программу, как организация временной занятости несовершеннолетних граждан. Ее реализация в течение ряда лет подтверждает свою эффективность. Статистика свидетельствует о снижении подростковой преступности на 18% в 2016 году в сравнении с 2015 годом, но работа в данном направлении требует дальнейшего развития и расширения масштабов как в части увеличения численности участников, так роста финансовых затрат на их материальное стимулирование к труду. В этом вопросе немалую роль играют работодатели. Обеспечив подростков работой и материально заинтересовав, они могут способствовать развитию их личностей и дальнейшей социализации во взрослую жизнь.

Коллеги, наступивший год для Ивановской области будет непростым. Нам предстоит не только приложить все силы для сохранения стабильности на рынке труда, но и не снизить качество и количество предоставляемых государственных услуг жителям региона.

Все мы с Вами прекрасно понимаем, что обеспеченность граждан трудовой занятостью самым серьезным образом влияет на социальную ситуацию в регионе. Скоординированная и согласованная работа в этом направлении – это сохранение и создание рабочих мест, возвращение на родную землю всех тех, кто сейчас работает за пределами нашей области, это стабильность в семье и обществе. Поэтому важность решения задач в сфере занятости населения переоценить невозможно. Хочется надеяться, что согласованная работа органов исполнительной власти Ивановской области, местного самоуправления, профсоюзов и работодателей будет всецело способствовать этому.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Спасибо, Ирина Николаевна. Присаживайтесь. Низов Сергей Валерьевич – глава Ивановского муниципального района.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства, присутствующие!

Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет нам судить о благополучии, стабильности жизни, а также эффективности социально-экономических преобразований.

В течение 2016 года ряд предприятий Ивановского муниципального района испытывали экономические трудности: на 3 предприятиях была введена неполная рабочая неделя, на 8 предприятиях проходила процедура высвобождения сотрудников. Массовых увольнений и сокращений удалось избежать. Кроме того, в 2016 году стабилизировалась ситуация на предприятии ОАО «Ивановский бройлер», наметились перспективы по стабилизации ситуации и на Волжском электрометаллургическом заводе.

Эффективно на территории района реализовывались мероприятия государственной программы по содействию занятости населения. Выполнены на 100 и более процентов практически все контрольные показатели программы. Особенно востребованы такие направления работы, как содействие самозанятости безработных граждан и организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан.

В конце 2016 года произошло значительное снижение численности безработных. Если на начало года на учете в Центре занятости стояло 300 человек, то на конец года 157 человек.

Благодаря согласованной деятельности членов рабочей группы, в 2016 году 891 человек были трудоустроены. Данные индивидуального учета закрепляемости на рабочих местах подтверждены соответствующими начислениями в социальные фонды. В течение 2016 года рабочей группой использованы и иные формы работы.

В администрации Ивановского муниципального района одним из условий получения муниципальной субсидий в рамках программы поддержки малого предпринимательства является отсутствие задолженности по налогам и во внебюджетные фонды. Таким образом, есть случаи, когда руководители организаций погашают задолженность имеющуюся не только по организации, но и сложившуюся задолженность за руководителем организации, как за физическим лицом (например, в случае использования организацией земельного участка принадлежащего физическому лицу). Также хотелось бы отметить удачное взаимодействие рабочей группы с межмуниципальным отделом УМВД «Ивановский» по установлению адреса регистрации и местонахождения индивидуальных предпринимателей.

Актуальной задачей на 2016 год являлось создание обособленных структурных подразделений организаций, которые ведут деятельность на территории Ивановского муниципального района при наличии юридического адреса в иных муниципальных образованиях (зачастую за пределами Ивановской области). За время работы комиссии по неформальной занятости на территории Ивановского муниципального района зарегистрировано более 20 обособленных структурных подразделений.

Комиссией проводилась разъяснительная работа с физическими лицами, владеющими на территории Ивановского муниципального района личными подсобными хозяйствами о необходимости перехода из статуса ЛПХ в крестьянско-фермерские хозяйства. Результатом такой формы работы в 2016 году были созданы 4 КФХ, в которых созданы новые рабочих места.

Опираясь на положительные результаты работы в данном направлении, в 2017 году нами поставлена цель в дальнейшем расширении этого блока как способа регистрации новых индивидуальных предпринимателей, соответственно и новых рабочих мест.

В работе комиссии по неформальной занятости появилась успешная практика взаимодействия с собственниками земельных участков либо имущественных комплексов, расположенных на данной территории и имеющих большое количество субарендаторов. Так, в рамках взаимодействия рабочей группы с собственником одного из торговых центров, мы получили полную информацию об индивидуальных предпринимателях, являющихся субарендаторами данного предприятия торговли. Такой формат работы наиболее востребован на территории торговых ярмарок, торговых центров, промышленных зон. Деятельность по данному направлению продолжается и в текущем году.

Основной проблемой, с которой мы столкнулись за время работы комиссии по неформальной занятости, стала низкая информированность работодателей и работников о нормах трудового законодательства. В течение года в администрации Ивановского района работала «горячая линия» по вопросам, касающихся нарушений трудового законодательства, что способствовало выявлению фактов, являющихся предметов рассмотрения рабочей группы. В рамках самоконтроля работника на сайте района размещена информация об online-сервисе «Проверь себя и контрагента».

В качестве одной из задач на 2017 год является разработка комплекса мер по доведению информации до большого круга работодателей и работников по нормам трудового законодательства. На итоговом заседании рабочей группы в декабре 2016 года сформирован перечень индивидуальных предпринимателей и юридических лиц для работы в первом полугодии 2017 года.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Спасибо, Сергей Валерьевич. Хотел бы отметить работу Ивановского района в этом направлении. На мой взгляд, верной дорогой идете, товарищи. Продолжайте. Спасибо. Присаживайтесь. Владимир Робертович Алфеев – председатель Ассоциации сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих предприятий Ивановской области.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые коллеги!

В последние годы в области сохраняется тенденция увеличения посевных площадей, продолжается процесс вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель, увеличиваются объемы производства продукции животноводства.

В структуре агропромышленного комплекса региона в настоящее время функционируют 231 предприятие, 219 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 100 тыс. личных подсобных хозяйств. Удельный вес прибыльных хозяйств в 2016 году составил порядка 78%. Даже в условиях положительных изменений в сельскохозяйственной отрасли, проблема занятости населения и безработицы – одна из ключевых на сельском рынке труда. Уровень занятости сельского населения в 2016 году составил 64,6%, что ниже среднего по области. Ежегодно в Службу занятости обращается порядка 5000 граждан, проживающих в сельской местности. Большую роль в сложившейся ситуации играет тот факт, что функции села на протяжении многих лет ограничивались только производством продукции сельского хозяйства, вследствие этого – узкая сфера приложения с ограниченным спектром профессий и специальностей, неспособная в достаточной мере удовлетворить потребности различных групп населения в выборе видов деятельности.

В настоящее время значительное число граждан, занятых на предприятиях агропромышленного комплекса, находится в пенсионном и предпенсионном возрасте. Сельхозпредприятия испытывают потребность в специалистах разного уровня в количестве 1300 человек. К сожалению, молодые люди не идут работать на село.

Нами неоднократно подчеркивалось, что за все годы рыночной экономики сельскохозяйственное производство нашего региона, представленное молочным животноводством, работает с рентабельностью, балансирующей около нуля. То чуть в плюс, то чуть в минус. По оценкам Минсельхоза эта ситуация характерна для всего молочного животноводства России. Даже этот уровень рентабельности держится за счет низкой зарплаты работников, так как за счет других статей затрат сэкономить не возможно, они только дорожают. Абсолютно понятная вещь, что любой человек работает на производстве с одной целью – заработать достойную заработную плату. Если этот главный фактор не обеспечен или обеспечен плохо, интерес к данному виду деятельности падает, что является основной причиной, вызывающей недостаток кадров на селе. Многие проживающие в сельской местности вынуждены уезжать, в основном мужчины, в поисках более высокой заработной платы. Данную проблему предлагается решать в рамках разработанных программ по развитию сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и содействия занятости населения.

По линии Департамента сельского хозяйства с целью привлечения специалистов в сельскую местность и создания новых рабочих мест государственная поддержка осуществляется по следующим направлениям:

- поддержка малых форм хозяйствования путем предоставления грантов начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. Одним из условий предоставления грантов является создание дополнительных рабочих мест;

- мероприятия по подготовке и переподготовке специалистов для сельского хозяйства в виде единовременных выплат, размер которых составляет 25 тыс. рублей;

- единовременные выплаты вновь назначаемым (избираемым) руководителям сельскохозяйственных организаций. Сумма выплаты составляет 50 тыс. рублей;

- предоставление единовременных выплат на переселение в сельскую местность и обустройство глав крестьянских (фермерских) хозяйств и членов их семей.

Отдельные хозяйства, экономика которых позволяет осуществлять собственную поддержку, предоставляют ее в виде оказания дополнительных выплат и решения социальных проблем (ЗАО «Гарское» Ильинского района, ЗАО «Заря» Родниковского района, СПК им. Дзержинского Гаврилово-Посадского района и другие).

Важное направление - это улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. К сожалению, вышеперечисленные направления поддержки в силу ограниченности выделяемых финансовых средств не в состоянии удовлетворить всех желающих и имеющих на это право.

В этом году совместно со Службой занятости планируется увеличение занятости жителей сельской местности на оплачиваемых общественных и временных работах (более 300 человек из числа ищущих и безработных граждан). Расширяется фронт работ – не только благоустройство, но и овощеводство, птицеводство, разведение рогатого скота.

Хорошо, что в работе Службы занятости имеют место новые формы работы по профориентации с подрастающим поколением. Обязательно подключимся к организации Дней профориентации по отраслевой направленности. Жители села имеют право на получение финансовой помощи из средств областного бюджета на организацию собственного дела.

Важно продолжить заключение соглашений между Центрами занятости и работодателем, при которой Служба занятости оплачивает переподготовку работника при условии, если он согласен быть участником этого соглашения, и при завершении учебы, согласен вернуться работать на сельскохозяйственное предприятие.

В результате введенных санкций появилась потребность в импортозамещении, что дало толчок торговле к заполнению своих полок продукцией местных товаропроизводителей.

Своевременно появившееся поручение Губернатора области «О создании оперативного штаба по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственного рынка» и поручение «О доведении объемов продаваемых товаров ивановских производителей на прилавках торговли до 60%» поспособствовали сельхозтоваропроизводителям без особых препятствий заходить на прилавки торговли со своей продукцией: молоком, мясом, овощами.

Дальнейшая совместная работа с органами исполнительной власти будет благоприятно сказываться на улучшении качества жизни жителей села.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Какие профессии сегодня наиболее дефицитные в сельском хозяйстве?

Алфеев В.Р.: По опыту своему могу сказать, что мы 10 лет занимались сельхозпроизводством, но так и не нашли руководителя предприятия. Сегодня во всех профессиях требуются специалисты. Везде есть проблемы.

Коньков П.А.: Ольга Генриховна, как у нас набор по этим специальностям в этом году?

Антонова О.Г.: Уважаемый Павел Алексеевич, уважаемые участники заседания, на территории Ивановской области 7 образовательных профессиональных организаций, которые готовят кадры для сельского хозяйства. Ежегодно от 150 до 165 человек мы заявляем контрольными цифрами приема. В текущем году эти цифры выполнены на 100 человек, то есть у нас процент тех, кто не выбирает сельскохозяйственные профессии, ощущается. Даже такая редкая специальность. То есть только одно учреждение готовит по ветеринарии, и только 14 человек выбрали из возможных 20. Чтобы привлечь внимание к профессиям сельского хозяйства мы в этом году в региональном чемпионате WorldSkills заявили уже 2 компетенции, в том числе и в ветеринарии. Кстати, в прошлом году по механизации сельского хозяйства наш студент Шуйского технологического колледжа стал призером Центрального федерального округа чемпионата WorldSkills, стал даже призером всероссийской олимпиады по своему направлению. Мы стараемся престиж рабочих профессий, которые нужны для сельского хозяйства, безусловно, поднимать. К сожалению, проблема пока существует.

Коньков П.А.: По ветеринарам, как я понимаю, Абдуллаев Хосров Саттарович во всем виноват. А Вы что не привлекаете?

Абдуллаев Х.С.: (Плохая запись).

Коньков П.А.: Плохо работаете. Присаживайтесь. Спасибо, Владимир Робертович. Ченцов Александр Николаевич – учредитель ООО «Контакт», город Гаврилов Посад.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые участники заседания!

Вопрос, который обсуждается на заседании Правительства области, крайне актуален для жителей Гаврилово-Посадского района, где на протяжении 20 лет существует наше предприятие ООО «Контакт».

Основным видом деятельности является разработка и производство гибких электрических нагревателей предприятий автомобильной промышленности. Все изделия, выпускаемые на предприятии, сертифицированы и запатентованы. Предприятие является лидером в данном производственном секторе на территории России.

ООО «Контакт» является социальным партнером ОГКУ «Гаврилово-Посадский ЦЗН». На протяжении многих лет не раз участвовало в организации оплачиваемых общественных работ, стажировке выпускников, в создании рабочих мест для многодетных родителей и оборудовании рабочих мест для инвалидов.

В 2015 году предприятие испытывало финансовые трудности в связи с отсутствием заказов на выпускаемую продукцию. Все это не позволяло задействовать сотрудников в полном объеме и привело к неполной их занятости.

Нашим предприятием была разработана антикризисная программа импортозамещения, которая способствовала сохранению кадрового потенциала и недопущению массового высвобождения работников. Программа была принята и на ее реализацию были выделены средства из федерального и областного бюджетов.

Благодаря поддержке Правительства области мы вошли в программу дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ивановской области на 2015 год. Были реализованы мероприятия по организации временной занятости работников предприятия и опережающего профессионального обучения. Таким образом, за два года работники предприятия, находящиеся под риском простоя, были заняты во временных работах. Проведены мероприятия по опережающему профессиональному обучению 47 человек, которые работали неполный рабочий день. Сумма компенсации на выплату заработанной платы работникам предприятия составила 2 млн. 156 тыс. рублей. В 2016 году предприятие вновь получило финансовую поддержку из средств федерального и областного бюджетов на организацию занятости граждан, уволенных с других предприятий района, с частичной компенсацией. Совместно с органами службы занятости организована временная занятость 28 безработных граждан, состоящих на учете в ОГКУ «Гаврилово-Посадский ЦЗН». Затраты на реализацию этой программы составили 530 тыс. рублей.

В настоящее время предприятие стабильно работает, все участники программы, прошедшие обучение, трудятся на постоянных рабочих местах.

Хочется сказать: «Большое спасибо и спасибо за внимание».

Коньков П.А.: Спасибо, Александр Николаевич, за позитив и доброе настроение. Присаживайтесь. Антонина Борисовна Тренина – член Общественного совета при Комитете Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства!

Ситуация, которую мы сегодня имеем на рынке труда Ивановской области, всецело подтверждает необходимость продолжения принятия соответствующих программных мер в сфере занятости. Они согласуются с целями и задачами аналогичной федеральной программы, Стратегией социально-экономического развития региона до 2020 года, указами и поручениями главы государства.

Содействие занятости населения оказывает прямое влияние не только на развитие экономики, сельского хозяйства, но и повышение уровня жизни и социального благополучия граждан.

Общественный совет активно участвует в обсуждении и принятии коллегиальных решений по проектам нормативных правовых актов в сфере труда и занятости, а также в реализации мер по поддержке занятости социально уязвимых групп населения. В первую очередь, это касается таких категорий, как подростки, дети-сироты, женщины с малолетними детьми, граждане с инвалидностью, выпускники образовательных учреждений, люди пожилого возраста.

Организация профессионального обучения женщин в период отпуска по уходу за детьми дает возможность молодым мамам совместить воспитание детей с повышением своей квалификации, и тем самым, расширить границы трудоустройства и не попасть под сокращение.

Временное трудоустройство, проведение оплачиваемых общественных работ, а также социальная адаптация на рынке труда, способствуют сохранению мотивации к поиску работы у граждан, оставшихся без работы.

Новый формат управления профориентационной работой с молодежью позволяет удовлетворить потребность работодателей в необходимых квалифицированных кадрах.

Трудоустройство граждан с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями индивидуальных программ реабилитации позволяет им быстрее адаптироваться в окружающей социально-культурной среде и обществе вцелом.

Разрешите предложить Вашему вниманию короткий видеоролик и услышать мнения участников программных мероприятий, направленных на трудоустройство слабозащищенных категорий граждан.

Просмотр видеоролика.

Тренина А.Б.: Спасибо. Конечно, проблемы еще остаются и их необходимо решать. Об этом подробно было сказано в основном докладе.

Общественный совет при Комитете полностью поддерживает инициативную позицию Службы занятости по сохранению относительной стабильности на рынке труда и обеспечению качественных государственных услуг гражданам, нуждающимся в трудоустройстве и особой социальной защите.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Спасибо, Антонина Борисовна. Коллеги, кто еще желает выступить? Давайте завершать работу. Что хотел бы сказать…

Мирской А.Н.: (Плохая запись).

Коньков П.А.: Мы закончили обсуждение, Александр Николаевич.

Мирской А.Н.: Я даже направлял тезисы в Комитет. Говорили, что буду выступать. Вы не хотите слушать профсоюзы?

Коньков П.А.: Я всегда хочу слушать профсоюзы.

Мирской А.Н.: (Плохая запись).

Коньков П.А.: Уважаемые коллеги, на что хотел бы обратить Ваше внимание. На мой взгляд, работа двигается достаточно успешно, хотя проблем остается достаточно много. В моем представлении, Служба занятости в условиях неустойчивой экономики сродни пожарной службе – должна быть постоянно готова к любым изменениям на рынке труда. Эту готовность Служба занятости должна всегда поддерживать. Мы сегодня уже на ряд вопросов обратили внимание. Пристального внимания требуют: цена вакансий, банк вакансий, который должен быть всегда в готовности. Цену вакансий надо повышать. При уровне безработицы у нас остается несбалансированным рынок труда с точки зрения престижности рабочих профессий – это парадокс своеобразный, над которым общественным организациям промышленников и всем Департаментам надо работать. Еще раз подчеркну важность легализации рабочих мест – это защита интересов трудящихся и благополучие бюджетов различных уровней с разных точек зрения, поэтому работу держим на контроле, продолжаем в этом направлении работать.

Спасибо.

С помощью данной формы можно отправить информацию о выявленных неточностях или ошибках, обнаруженных на сайте.

Все предложения, касающиеся работы портала, необходимо отправлять через форму обратной связи.
Для того чтобы обратиться непосредственно в орган исполнительной власти для получения консультации его специалистов, нужно перейти на страницу подразделения, в интернет-приемную и воспользоваться формой отправки сообщения.

Текст, содержащий ошибку:

Правильный текст или комментарий: