Мобильная версия

Версия для слабовидящих

27 июня 2017, вторник16:22

06 декабря 2016

Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 6 декабря 2016 года

Зобнин С.В.: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня у нас очередное заседание Правительства. Повестка дня - реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на 2016–2020 годы в Ивановской области. Сегодня мы рассматриваем, действительно, очень важный вопрос, который касается воспитания детей и молодежи. Внимание к этой теме растет с каждым годом. На федеральном уровне принят ряд стратегических документов, определивших приоритеты государственной политики в области воспитания. В связи с новыми задачами нам необходимо оперативно начать процесс обновления данной сферы и дополнить работу актуальными направлениями. Однако, следует отметить, что в Ивановской области всегда уделялось большое внимание физическому, нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, пропаганде здорового образа жизни среди молодежи. В регионе реализуются программы патриотического и духовно-нравственного воспитания и по подготовке нашей молодежи к военной службе, проходит масса других интересных мероприятий. Среди них мероприятия по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, в которых приняло участие более 4500 наших школьников. В этом году попробовали свои силы в выполнении испытаний комплекса ГТО государственные и муниципальные служащие из 17 исполнительных органов власти и 26 муниципальных образований, что является отличным примером для нашей молодежи. Сегодня я предлагаю начать заседание с награждения команд-лидеров спартакиады ГТО.

Церемония награждения.

Зобнин С.В.: Надеюсь, что подобные спортивные мероприятия станут у нас традицией, будут привлекать большое количество наших граждан, в том числе и молодежь. Сейчас я предлагаю рассмотреть, как выстроена работа по воспитанию в нашем регионе, какие есть проблемы, определить задачи на перспективу. Слово для доклада предоставляется Антоновой Ольге Генриховне – начальнику Департамента образования Ивановской области.

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые члены Правительства и присутствующие!

Тема воспитания человека актуальна во все времена, однако в течение 20 лет на государственном уровне не было единой стратегии действий по воспитанию подрастающего поколения. В девяностые и в начале двухтысячных годов, когда наше государство лишилось официальной идеологии, заметно ослабли общепризнанные ценности, традиции семейного воспитания, педагогические коллективы выстраивали свои воспитательные системы на уровне каждого образовательного учреждения. В области воспитания накопились проблемы, которые отражали социально-экономическое и духовно-нравственное состояние общества, школе нужно было противостоять вызовам времени.

За последние два года приняты важнейшие стратегические государственные документы, которые определили общий вектор развития воспитания и социализации детей на ближайшие 10 лет. Это свидетельствует о том, что сегодня воспитание вновь приобрело статус приоритетной государственной задачи. Сергей Витальевич уже назвал два стратегических документа - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и план мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на ближайшее пятилетие. Распоряжением Правительства Ивановской области в сентябре 2016 года утвержден план мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания на территории Ивановской области на 2016-2020 годы, который направлен на совершенствование нормативно-правовых, организационно-управленческих, информационно-методических механизмов и развитие кадрового потенциала в региональной системе образования. Эти документы призваны объединить усилия всех институтов гражданского общества и властных структур в области воспитания детей и молодёжи.

В настоящее время система образования Ивановской области объединяет 193,5 тыс. воспитанников детских садов, школьников и студентов. В воспитании личности важно всё - инфраструктура, кадры, содержание. Нам предстоит решать межведомственную задачу – формирование социокультурной инфраструктуры, которая интегрирует воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристских организаций. В образовательной инфраструктуре региона отмечается тенденция роста числа образовательных учреждений, в которых созданы современные условия. За последние годы при федеральной поддержке в области модернизирована учебно-производственная база в 60 учреждениях профессионального образования, построено, реконструировано и отремонтировано более 40 детских садов, в которых введено почти 5000 новых мест, проведен капитальный ремонт в 150 общеобразовательных учреждениях, создана современная спортивная инфраструктура в 58 сельских школах. По данным федерального мониторинга к 2015 году 93% школьников стали учиться в современных условиях. Комфортная образовательная среда стала стимулом формирования и развития человеческого потенциала.

На период до 2025 года перед регионом стоит задача - ликвидация двусменного режима работы в школах. Масштабы этой проблемы для нашего региона не столь глубоки как в целом по стране, но с учетом прогнозируемого роста школьников эта задача будет актуальна и в дальнейшем.

Позитивным фактом развития региональной системы образования на протяжении десятилетий стало сохранение сети учреждений дополнительного образования детей. Однако, в настоящее время назрела необходимость обновления структуры дополнительного образования с учетом вызовов современности и интересов общества. Исходя из растущей потребности государства в инженерно-технических кадрах, требуется увеличение числа объединений дополнительного образования технической направленности. По последним статистическим данным в Ивановской области в художественно-эстетических объединениях занимаются 47,7% обучающихся от общего числа обучающихся, в спортивных объединениях - 21%, в объединениях технической направленности - лишь 4,3% , а это в то время, когда стране требуются инженерные кадры. Мы изучаем этот вопрос. Сдерживающим фактором развития технических объединений является не отсутствие интереса у детей, а недостаточно сформированная материально-техническая база учреждений. Считаем необходимым отражение данных тенденций в программах развития муниципальных образований, а принимая во внимание то, что федеральная целевая программа развития образования предполагает финансовую поддержку из федерального бюджета мероприятий, организаторами которых являются не только субъекты Российской Федерации, но и непосредственно образовательные организации, реализующие инновационные проекты, считаем, что муниципальные власти должны проявлять больше инициативы и участвовать в конкурсах на получение федеральных средств.

Один из важнейших механизмов реализации Стратегии развития воспитания связан с кадровой политикой. Ни для кого не секрет, что в системе образования наблюдается старение педагогических кадров. В этой связи в муниципальных программах предусмотрены меры поддержки молодых педагогов.

Центральной фигурой в воспитательном процессе в школе является классный руководитель. Школа сегодня нуждается в классных руководителях новой формации. Нас же тревожат случаи отказа педагогов брать на себя в добровольном порядке функции классного руководителя. Анализируя причины этого, мы отмечаем низкий уровень стимулирования деятельности классных руководителей. Денежное вознаграждение за классное руководство во многих школах не превышает 1000 рублей в месяц. Очень рекомендуем руководителям муниципалитетов проанализировать по каждой школе критерии стимулирования деятельности классных руководителей с учетом объема и сложности воспитательной работы в современных условиях. В первом квартале 2017 года Департамент образования Ивановской области проведет мониторинг системы оплаты труда в части размера стимулирования деятельности классных руководителей.

Одна из самых актуальных кадровых проблем, которую предстоит решать во всех регионах, - это обеспеченность образовательных учреждений кадрами психологов. На данный момент в Ивановской области штатные психологи работают только в 73 школах, что составляет 27% от общего количества школ. Профессиональный психолог в школе должен стать помощником в первую очередь для детей в преодолении учебных затруднений, проблем в общении со сверстниками и взрослыми, а также помощником для родителей и педагогов. Мы обращаем внимание на важность проблемы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Это потребность сегодняшнего дня, которую необходимо учитывать при оптимизации штатных расписаний образовательных учреждений.

Еще один кадровый вопрос, который обозначен в плане реализации Стратегии, - это возвращение в современную школу института старших вожатых. На федеральном уровне разрабатывается профессиональный стандарт вожатого, который планируется внедрить с 2018 года.

Стратегией воспитания предусмотрено совершенствование воспитательной компетентности всех работников образовательных учреждений. На первом этапе реализации Стратегии в нашем регионе организовано обучение педагогов по программам воспитательной направленности для целевых категорий работников - завучей, классных руководителей, социальных педагогов, воспитателей. В прошлом году по данным программам прошли обучение около 300 педагогических работников. В перспективе воспитательный модуль будет включен в программу подготовки всех слушателей курсов повышения квалификации независимо от преподаваемых учебных предметов, а это ежегодно свыше 5000 человек.

Один из разделов Стратегии развития воспитания посвящен обновлению воспитательного процесса. В региональной системе образования поиск инновационных подходов в решении сложных воспитательных задач начался в 2000-х годах. В школах области появились региональные образовательные компоненты и курсы не только обучающей, но и воспитательной направленности - это и культурологический курс «Основы православной культуры», краеведческий курс «Истоки», профилактические курсы «Полезная прививка» и «Полезная привычка», направленные на формирование ответственного отношения к собственному здоровью. С 2005 года в учебные планы школ Ивановской области для учащихся 5-9 классов были введены такие курсы регионального компонента, как историческое, литературное, экологическое, географическое краеведение, были разработаны и изданы учебник «Ивановский край в истории Отечества», рабочая тетрадь «Моя родословная», краеведческий «Дневник первоклассника». За 10 лет курсы краеведческой направленности изучили более 40% школьников 5-9 классов. Число участников краеведческих чтений, олимпиад, викторин увеличилось в 2 раза.

Все школы Ивановской области реализуют программу духовно-нравственного развития и воспитания учащихся для 1-4 классов и программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного и среднего общего образования. Этими программами охвачены свыше 60000 школьников.

В регионе есть школы, которое давно нашли свою системообразующую воспитательную идею, учитывая потребности, интересы и способности детей, исходя из традиций педагогических коллективов, кадрового потенциала и интересов семьи. 12 школ региона позиционируют себя как общественно-активные школы, три из которых являются региональными инновационными площадками Ивановской области (школы №1 и №15 города Иваново, Коляновская школа Ивановского района). На базе Подвязновской средней школы Ивановского района создана уникальная программа воспитания «Школа толерантности». Воспитательная система школы №18 г. Иваново выстроена в русле поликультурного подхода к образованию. В текущем году победителем областного конкурса воспитательных систем признана школа №8 г.о. Кинешма, которая на всероссийском уровне отмечена как лучшая инклюзивная школа России.

В Стратегии воспитания развитие вариативности воспитательных систем и технологий рассматривается как важнейший механизм повышения эффективности воспитательной работы в школе, поэтому каждому образовательному учреждению предстоит найти свою точку опоры, свою системообразующую идею. Считаем целесообразным продолжить распространение опыта образовательных организаций по созданию воспитательных систем на ежегодных фестивалях-конкурсах «Воспитать гражданина».

Государственная Стратегия определила основные направления развития воспитания, которые нам хорошо знакомы, - это гражданское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание, приобщение детей к культурному наследию, популяризация научных знаний среди детей, физическое, экологическое, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Уже сегодня мы можем говорить о том, что по ряду направлений в нашей области сложились системные подходы к воспитанию детей.

На федеральном уровне наш регион занимает лидирующие позиции по экологическому образованию детей. Юные экологи приняли участие в 8 ежегодных российских конкурсах. Только за последние 2 месяца наши учащиеся стали абсолютными победителями на трех всероссийских конкурсах. Это результат системной работы с одаренными детьми.

В регионе реализуются межведомственные программы патриотического и духовно-нравственного воспитания и подготовки молодежи Ивановской области к военной службе, а также аналогичные муниципальные программы. Целенаправленная работа всех профильных ведомств и органов муниципальной власти дает результат. Сегодня во всех образовательных организациях работают школьные музеи или созданы отдельные экспозиции, связанные с историей Великой Отечественной войны, ивановского края, школы, биографией земляков. 71 школьный музей паспортизирован. Во всех образовательных организациях оформлены стенды с изображением государственных символов Российской Федерации.

Ежегодно свыше полутора тысяч школьников становятся участниками Всероссийской акции «Я-гражданин России». При поддержке органов местного самоуправления за два последних года реализовано 104 социально значимых проекта, в том числе по установке, ремонту, благоустройству памятников землякам, созданию летописей воспоминаний, установлению имен погибших. Мы уверены, что дети, которые однажды помогли людям, приобрели позитивный социальный опыт, который будет мотивировать их на продолжение добровольческой деятельности. 29 ноября телекомпанией БАРС был подготовлен репортаж о наших детях – о современных тимуровцах лежневской школы №10. Этот материал заслуживает внимания взрослых, рекомендуем познакомиться с ним.

В год 70-летия Великой Победы проведена большая исследовательская работа по увековечиванию памяти Героев Советского Союза, которые учились или были выпускниками школ Ивановской области. В 2014-2015 учебном году на зданиях школ установлено 24 мемориальные доски, в текущем учебном году при поддержке регионального отделения Российского военно-исторического общества будет установлено еще 12 мемориальных досок.

В регионе развивается кадетское образование, функционируют 13 кадетских классов на базе образовательных организаций Иванова, Кинешмы, Тейкова, Родников, Фурманова. Министерство образования и науки Российской Федерации в настоящее время работает над концепцией кадетского образования в России и принятием единого для всех кадетских классов и корпусов стандарта кадетского образования.

Военным комиссариатом, Ивановским региональным центром военно-патриотического воспитания и региональным отделением Союза десантников организована работа по формированию регионального движения «Юнармия», которое должно стать активной частью Общероссийского движения школьников. Инициатива Президента России о создании Общероссийского движения школьников нацелена на развитие детско-юношеских обществ и организаций, занимающихся воспитанием подрастающего поколения. B регионе есть хорошие предпосылки для этого - в каждой общеобразовательной организации работают детские общественные объединения и волонтерские отряды различной направленности (в Ивановской области 511 патриотических объединений, в которых занимается около 9000 детей).

Почти 27000 учащихся школ (это треть от их общей численности) в составе детских объединений входят в Союз детских организаций и объединений Ивановской области, имеют своих лидеров ученического самоуправления, свои традиции и свой социальный опыт.

Среди социально значимых региональных проектов воспитательной направленности мы считаем проект «Путешествие по губернии», предусматривающий организацию образовательных экскурсий для обучающихся по историко-культурным памятным местам Ивановской области. Мы планируем продолжить работу со школьниками и студентами в данном направлении, однако успешность развития проекта зависит от его активной поддержки на местах. Со стороны руководителей муниципалитетов требуется решение вопросов развития дорожной инфраструктуры, организации питания и проживания учащихся, что в свою очередь увеличит туристическую привлекательность наших муниципалитетов и для гостей из других регионов.

В течение многих лет в регионе целенаправленно выстраивалась система межведомственного взаимодействия по формированию здорового и безопасного образа жизни среди обучающихся. Сегодня во всех общеобразовательных учреждениях при школьных кабинетах здоровья работают отряды волонтеров, организующие профилактическую работу со сверстниками по принципу «Молодые-молодым». За пять последних лет число волонтеров выросло с 3000 до 7500 школьников. Можно отметить эффективную работу в этом направлении учащихся школ Кохмы, Тейкова, Ивановского, Кинешемского, Лежневского, Родниковского, Шуйского районов, а также волонтерского студенческого отряда «Кардиогвардия», созданного на базе областного кардиологического диспансера. За три года студенческим волонтерским отрядом «Крадиогвардия» для школьников области проведено более 240 «уроков здоровья». Совместно с медицинскими работниками в регионе удается не допускать увеличения числа курящих и наркозависимых подростков, однако жизнь предъявляет нам новые вызовы. Так, полтора года назад появление спайсов, курительных смесей, обладающих психоактивным действием, заставило образовательные учреждения организовать массовые профилактические мероприятия с подростками на эту тему, в том числе используя возможности интернет-ресурсов.

Сложилась в регионе и система работы с детьми в области физического воспитания. На базе общеобразовательных школ работают 825 секций, в которых занимается почти 20000 ребят. Ежегодно проводятся спартакиады школьников, студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования, а в городе Иваново - спартакиада дошкольников «Малышок». Самыми массовыми спортивными событиями ежегодно становятся «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры» для школьных команд. Если четыре года назад в президентских мероприятиях не участвовали школьники Пестяковского и Юрьевецкого районов, то сегодня все без исключения муниципалитеты участвуют в столь масштабных спортивных мероприятиях. За всем этим огромная организационная работа школ, спортивного сообщества и органов местного самоуправления.

В целях реализации Стратегии развития воспитания в Ивановской области нам предстоит обеспечить информационно-методическую поддержку деятельности различных институтов в сфере воспитания, среди которых детские общественные объединения и движения, в том числе Российское движение школьников и «Юнармия», религиозные организации, профессиональные ассоциации учителей, Ассоциация классных руководителей.

Мы планируем создать на региональном образовательном портале специализированный раздел «Воспитание» для обобщения лучшего опыта воспитательной работы с детьми, в том числе по профилактике семейного неблагополучия, детской безнадзорности, жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.

Уважаемые коллеги, государство определило в Стратегии развития одним из важнейших приоритетов поддержку семейного воспитания. Социологические исследования показывают, что влияние семьи на развитие ребёнка является преобладающим и составляет 40%.

Принимая во внимание, что сегодняшние молодые родители - это наши ученики 90-х и 2000-х годов, школа, взаимодействуя с семьёй, сталкивается с проблемой несогласованности целей воспитания. К ребенку в семье и в школе предъявляются разные, порой взаимоисключающие требования. Молодые родители, как правило, неплохо осведомлены в правовых вопросах, однако демонстрируют психолого-педагогическую некомпетентность. Часть родителей зрелого возраста, наоборот, имея хорошие семейные традиции, испытывают потребность в правовой области знаний. В регионе накоплен определённый опыт работы с родителями, традиционно проводятся тематические родительские собрания. В целях охвата большей родительской аудитории и организации постоянно действующего родительского всеобуча с участием ведущих специалистов в области обучения и воспитания детей Департамент образования планирует реализацию проекта «Родительская академия» в форме радио-собраний, видео-собраний, видео-уроков для родителей. На муниципальном уровне также необходимо создавать условия для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания. Хотелось бы отметить положительный опыт работы в Ивановском муниципальном районе, где в рамках форумов родительской общественности организуется индивидуальное консультирование родителей специалистами по всем актуальным вопросам семейной политики. В целях реализации Стратегии развития воспитания главам муниципальных образований необходимо предусмотреть меры по расширению инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, по поддержке семейных и родительских объединений, семейных клубов по месту жительства.

Уважаемые участники заседания, подчеркну, что принятие новых нормативных документов в области воспитания и реализация инновационных проектов автоматически не приведет к эффектам воспитания личности. В этой работе в сфере образования главной фигурой остается педагог, которому каждый день, общаясь с детьми, приходится на практике реализовывать программные цели и задачи, выстраивать воспитательные траектории и формировать личностную культуру каждого своего ученика и воспитанника. Именно педагоги - будь то детский сад, школа или профессиональная образовательная организация - создают образовательную среду, в которой не может быть мелочей. Сегодня в зале среди участников заседания - учредители свыше 800 образовательных организаций. Многое зависит и от нас, коллеги, и от руководителей образовательных организаций. Мы с Вами будем строить новые школы и создавать новые места для дошкольников, и важно грамотно и творчески организовать образовательный процесс, продумывая все организационные вопросы жизнедеятельности с учетом мнения коллектива, детей и родителей - как школа и детский сад встречают детей, организуют режим работы в течение рабочей недели, как составлено учебное расписание и расписание школьных маршрутов, чем наполнены школьные каникулы и большие перемены. Во всем этом тоже проявляется уважение и любовь к детям, без которых не достичь успеха воспитания. Вот почему при создании образовательной среды не может быть главного и неглавного. Всё, что сделано со смыслом, воспитывает. Эта работа зависит не столько от финансовых вложений, сколько от личности взрослых и понимания важности формирования культуры человеческого достоинства.

Государственная Стратегия развития воспитания не обозначает количественных ожидаемых результатов. Вместе с тем в последние годы мы видим позитивную динамику развития общества и качественные изменения наших детей. Современные дети отличаются своей энергией, талантами и одаренностью, они верят в себя, в свои возможности и способности, их увлечения носят интеллектуальный и осмысленный характер. К 2025 году в результате нашей совместной работы мы должны закрепить наметившиеся положительные тенденции в воспитании подрастающего поколения и утвердить в детской среде позитивные модели поведения как нормы.

Благодарю за внимание.

Зобнин С.В.: Спасибо, Ольга Генриховна, за такой развернутый доклад. У меня несколько вопросов. Вы в докладе говорите о том, что в таком важном деле, как воспитание, каждому образовательному учреждению нужно иметь свою точку опоры – свою системообразующую идею. С этой целью в области ежегодно проводятся конкурсы воспитательных систем. Меня интересует, как наши муниципальные образования принимают участие в этих мероприятиях?

Антонова О.Г.: Уважаемый Сергей Витальевич, уважаемые участники заседания, хочу сказать, что конкурс воспитательных систем Департамент образования Ивановской области совместно с институтом развития образования проводит три года. Когда мы объявили первый конкурс, то только 12 образовательных учреждений приняли в нем участие. Конечно, мы не могли не оставить без внимания такой отклик. Потом число участников выросло до 40. Самыми активными участниками все эти три года были…

Зобнин С.В.: Кто не принимает участия?

Антонова О.Г.: Хотелось бы сказать, что Иваново и Кинешма - большие молодцы. Если говорить о тех, кто за три года ни разу не принял участие, то это небольшие муниципалитеты, где мало образовательных учреждений – Лухский, Заволжский, Пестяковский, Ильинский районы. Я полагаю, наверное, скромничают эти районы, потому что в их образовательных учреждениях накоплен хороший опыт. Мы просим руководителей муниципалитетов обратить на это внимание и не бояться позиционировать свои системы работы.

Зобнин С.В.: Уважаемые коллеги, кого назвали? Андрей Юрьевич Кондратьев. Нет интереса к воспитанию на территории района?

Кондратьев А.Ю.: (Плохая запись).

Зобнин С.В.: Вы являетесь учредителем этих образовательных организаций, ответственны на территории района за них, поэтому я Вас прошу включиться в эту работу.

Еще один вопрос. 1 декабря Президент в своем Послании Федеральному Собранию поставил четкую задачу перед отечественным образованием – воспитать нравственного человека. В связи с этим вопрос. Раньше в школах был предмет «Этика и психология семейной жизни», который помогал школьникам осознать семейные ценности. Сейчас подобные занятия проводятся в школах?

Антонова О.Г.: Уважаемые коллеги, мы эту тему начали обсуждать еще в 2013 году по инициативе института Уполномоченного по правам ребенка. Пришли к выводу, что несмотря на то, что федеральный образовательный стандарт не предполагает такого предмета, как обязательного для изучения, мы в пилотном режиме предложили по выбору нашим общеобразовательным школам включиться в изучение учебного курса «Нравственные основы семейной жизни». Мы разработали свою региональную программу, свои учебные пособия, в том числе и в «электронном» виде. Если в 2013 году 31 школа откликнулась на участие в реализации данного проекта, то на сегодня - 46 школ, 12 учреждений профессионального образования. Обязательным он не является, но отклики и удовлетворенность родителей от тех тем, которые поднимаются в процессе изучения курса, а это вечные темы – нравственность, нравственность семейная и основа семейная, конечно, находят положительный отклик. Мы будем этот курс далее активно предлагать, развивать. Просим руководителей муниципалитетов обратить внимание, что весь методический ресурс есть, нужно только желание педагогов.

Зобнин С.В.: Спасибо, Ольга Генриховна. Вы озвучили, что в регионе продолжает реализовываться интересный проект краеведческой направленности «Путешествие по губернии». Сколько школьников приняло участие? Как обстоят дела с активностью по сравнению с прошлыми годами?

Антонова О.Г.: Самым активным был первый год…

Зобнин С.В.: Соответственно, среди муниципалитетов. Это важный вопрос. Как у нас муниципалитеты участвуют в этих мероприятиях?

Антонова О.Г.: Сергей Витальевич, самым активным у нас был первый год участия в проекте (2014 год), когда у нас сразу 32000 школьников Ивановской области (практически 1/3) в течение учебного года смогли и захотели принять участие в экскурсионных образовательных турах по муниципалитетам и достопримечательностям нашего региона. Следующей год показал нам снижение участников (24000), а в текущем году пока только 11000 школьников приняли участие в проекте. Конечно, это связано в том числе с финансовой ситуацией, потому что экскурсии организуются за счет средств муниципалитета или родителей. Безусловно, мы будем проект продолжать. Если говорить о тех, кто менее активен, то пока это школьники Заволжского и Юрьевецкого районов.

Зобнин С.В.: Опять у нас Заволжский район. Михаил Викторович, не интересно что ли?

Мартюнин М.В.: (Плохая запись).

Зобнин С.В.: Михаил Викторович, это не ответ – транспортные проблемы. Я Вас попрошу еще раз вернуться к этому вопросу для организации экскурсий для школьников. Это очень важно для наших детей. Возьмите на контроль все, у кого есть упущения в этом вопросе. Я прошу на это обратить внимание.

В области утвержден региональный план реализации Стратегии развития воспитания на территории Ивановской области. В соответствии с ним органы местного самоуправления должны были разработать и утвердить свои муниципальные планы до 1 декабря. Доложите результаты по выполнению?

Антонова О.Г.: Сергей Витальевич, 25 муниципальных образований приняли соответствующие планы по реализации Стратегии на ближайшие пять лет, на согласовании находится сейчас план администрации г. Иваново, г.о. Кохма - в связи с тем, что у них есть в действующих муниципальных программах разделы, посвященные воспитанию, приняли решение - специальный план не утверждать.

Зобнин С.В.: Большое спасибо. Есть вопросы? Пожалуйста, Татьяна Петровна.

Океанская Т.П.: Уважаемая Ольга Генриховна, Вы в своем докладе упомянули, что на региональном образовательном портале будет создан специальный раздел «Воспитание». Возникает вопрос, когда он будет работать? На кого он будет ориентирован – на педагогов, потому что Вы сказали, что там будет лучший позитивный опыт аккумулирован, родителей или детей?

Антонова О.Г.: Уважаемые коллеги, мы уже этот раздел на сайте Департамента образования оформляем и наполняем. Конечно, мы в первую очередь делаем акцент на материалы, которые будут интересны педагогам и родителям. Этот тот методический и психологический ресурс, который будет направлен на педагогов и родителей, но возможно мы и о какой-то страничке для детей, которая будет интересна для них, подумаем. Пока мы формируем материалы для взрослых

Зобнин С.В.: Есть вопросы? Большое спасибо. Слово для выступления предоставляется Лопатину Антону Сергеевичу – начальнику Департамента молодёжной политики и спорта Ивановской области. Я прошу соблюдать регламент по времени.

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые члены Правительства и участники заседания!

Одной из ключевых задач Стратегии развития воспитания является воспитание патриотично настроенной молодежи, обладающей профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния своей страны.

В рамках плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах на территории региона Стратегии развития воспитания в сентябре 2016 года внесены соответствующие изменения в межведомственную программу патриотического и духовно-нравственного воспитания и подготовки молодежи Ивановской области к военной службе.

Одним из принципов разработанной программы являлось обеспечение преемственности патриотического воспитания по уровням образования, что позволит в перспективе сформировать устойчивую патриотическую мотивацию, активную политическую и общественную позицию у молодежи.

В целях реализации Стратегии развития воспитания одновременно с активизацией работы молодежных общественных организаций осуществляется работа по вовлечению молодежи в различные массовые мероприятия патриотической направленности. В 2016 году на реализацию мероприятий патриотической направленности из областного бюджета выделено более 11 млн. рублей. Количество детей и молодежи, участвующих в их проведении, составило более 80000 человек или 30% от общей численности данной возрастной категории. Доказали свою эффективность влияния на молодежь такие мероприятия патриотической направленности, как конкурс патриотической песни «Славим Россию», военно-патриотическая игра «Зарница», которая проводится для различных категорий обучающихся, соревнования в рамках всероссийского дня призывника, шествие «Бессмертный полк», акция «Я – гражданин России», молодежные акции, посвященные 9 мая, 22 июня, Дню воссоединению Крыма с Россией и ряд других.

С целью приобщения молодежи к изучению истории в новом образовательном формате Департаментом молодежной политики и спорта совместно с региональным отделением «Волонтеры Победы» проводятся молодежные исторические квесты. Исторические квесты, посвященные событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, - это современный и высокоэффективный образовательный инструмент, с помощью которого школьники и студенты не только узнают новые факты о военном времени, но у них формируется чувство сопричастности к событиям военной истории страны, воспитывается уважение и признание к участникам военных действий и ветеранам. С начала этого года проведено пять квестов – это «Блокада Ленинграда», «День Победы», «Битва за Кавказ», «Курская дуга», в которых приняло участие более 250 человек. В рамках взаимодействия с региональным отделением «Российское движение школьников» 30 сентября проведен молодежный квест «Битва за Севастополь». Считаем необходимым активнее внедрять данные формы работы с молодежью во всех муниципальных образованиях региона. В рамках организации исторических квестов хотелось бы отметить активное участие в их проведении Фурмановский, Лежневский муниципальные районы, Иваново и Кохму.

На территории региона создано региональное отделение Всероссийского патриотического движения «Юнармия». 2 ноября 2016 года в рамках традиционного областного слета юных патриотов состоялась торжественная церемония принятия в ряды юнармейского движения семи военно-патриотических клубов Ивановской области. Всего с начала года участниками юнармейского движения стали девять военно-патриотических клубов из Приволжского, Ивановского, Лухского, Ильинского, Комсомольского, Пучежского районов и Кинешмы с общим количеством участников – 177 человек. Основной целью юнармейского движения является воспитание у молодежи чувства патриотизма, уважение к своей истории, любви к Родине и родному краю. Приоритетными формами деятельности юнармейского движения станут проверенные временем молодежные военно-спортивные игры, детско-юношеские военно-спортивные клубы, спартакиады по военно-прикладным видам спорта, сдача норм ГТО. Для организации данной работы планируется активно использовать учебно-материальную базу воинских частей, а также инфраструктуру ДОСААФ. В настоящее время актуальным является вопрос экипировки отрядов, вступивших в ряды юнармейского движения (форма, значки, флаги). Финансовые средства на данные цели будут частично предусмотрены в рамках реализации государственной программы. Здесь хотелось бы обратиться к главам районов, чтобы также со своей стороны подключились, возможно, проработали вопрос о привлечении внебюджетных источников, потому что исключительно за счет бюджетных средств данный вопрос будет решить сложно.

Кроме этого в условиях развития информационного общества особое внимание при организации патриотического воспитания молодежи в рамках реализации Стратегии развития воспитания уделяется социальным сетям. В настоящее время формируются группы пользователей из числа молодежи, имеющей устойчивые социальные установки и сложившиеся мировоззренческие позиции.

По замыслу Департамента результатами нашей совместной работы должны стать:

- положительная динамика роста патриотических чувств у молодых людей;
- увеличение количества молодых людей, мотивированных к службе в армии;
- повышение престижа службы в армии;
- увеличение количества молодежи, участвующих в выполнении нормативов ГТО;
- возрастание социальной активности молодежи и её вклада в преобразование общества;
- преодоление негативных явлений в молодежной среде.

Спасибо.

Зобнин С.В.: Все мы понимаем важность работы по патриотическому воспитанию молодежи, поэтому я еще раз прошу глав муниципальных образований обратить на это особое внимание, потому что это сегодня один из самых ключевых приоритетов политики нашей страны. Есть вопросы к Антону Сергеевичу? Спасибо, Антон Сергеевич. Шарыпов Владимир Николаевич – глава города Иваново.

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые участники заседания!

Тема заседания Правительства сегодня продиктована актуальными задачами федерального и регионального уровня. Неслучайно внимание во всех последних программных документах уделяется вопросам воспитания, дополнительного образования, причем в законе «Об образовании» слово воспитание стоит именно на первом месте. Принципиальная особенность новых образовательных стандартов в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат образовательного процесса. Проблема общая - как нам воспитать настоящего человека. Рецепт прост - системный и комплексный подход, взаимодействие и объединение всех имеющихся ресурсов.

Огромную роль играет наличие в каждом учреждении системы воспитательной работы, создание полноценной воспитательной среды. Некоторые школы города Иваново показывают прекрасный пример системного подхода, несмотря на видовое разнообразие реализуемых образовательных программ. Школа №18 - школа толерантности, школа №43 - школа гражданско-патриотического воспитания, гимназия №44 - признанная школа искусств, школу №56 отличает сотрудничество с белорусской организации «Крыница». Многие школы становятся опорными площадками регионального и федерального уровня, ресурсными центрами по какому-либо направлению воспитательной работы, организаторами крупных городских мероприятий. На количество мероприятий, проводимых у нас на разных уровнях, жаловаться не приходится. Вместе с тем необходимо серьезно проанализировать их эффекты, целесообразность, состав участников.

Одним из важнейших направлений воспитательной практики является развитие ученического самоуправления и детских общественных организаций. Органы ученического самоуправления есть в каждой школе города Иваново и в ряде из них работа выстроена детально. Хорошим примером является Ивановская городская ученическая Дума (в этом году избран уже 6-ой созыв). Деятельность старшеклассников доказала, что дети и подростки обладают огромным творческим и личностным потенциалом, способны включаться в реализацию самых серьезных социальных проектов.

Отдельно нужно сказать о патриотическом воспитании. Несмотря на прекрасные масштабные проекты и акции в рамках памятных дат (а в них участвует каждый второй школьник города), тем не менее, налицо нехватка комплексности в организации патриотического воспитания. Это одна из ключевых задач на будущее. С учетом 50-летнего прекрасного опыта работы школы юных авиаторов «Высота» на базе Дома детского творчества № 3 создан городской ресурсный центр по патриотическому воспитанию, по организации в городе юнармейского движения. К этой работе планируется просто еще шире привлекать профессиональные кадры - военных, ветеранов, родителей, общественность.

Более 85% охват детей занятиями в системе учреждений дополнительного образования - наше серьезное достижение, а с учетом учреждений культуры, спорта, молодежной политики эта цифра возрастает до 120 %, но тревожит отрицательная динамика занятости в 12-14 лет. Прошло время, когда можно было гордиться просто сохранением системы дополнительного образования. Сегодня предлагать детям нужно то, что им интересно - клубный танец, роликовые коньки, скейтбординг, граффити, робототехника, техника видеомонтажа. Сегодня этой работой активно занимается самый молодой центр дополнительного образования «Центр профориентации и развития «Перспектива». Как никогда актуальна разработка программ инженерно-технической и естественнонаучной направленности. Авангардом в этой работе стал центр технического творчества «Новация», музей камня «Литос-Клио», где совсем скоро откроется планетарий. В 2017 году прорывом станет открытие детского образовательного технопарка. Ремонтные работы идут полным ходом. Такие важные направления, как правило, очень затратны. Предлагаем на эти цели учесть средства и в региональной программе «Развитие образования», что поможет принять участие в федеральном конкурсе на грантовую поддержку по созданию технопарков.

Наш стратегический ориентир в сфере воспитания – это повышение эффективности взаимодействия общего и дополнительного образования, активное участие учреждений дополнительного образования в реализации федеральных государственных стандартов. Благодаря сетевому взаимодействию в городе разработана новая модель психолого-педагогического сопровождения детей, создана отдельная служба. Помощь психологов детям и семьям, оказавшимся в трудной ситуации, сегодня жизненно необходима. За каждой школой закреплен психолог, и в определенное время он находится именно в этой школе. К сожалению, мы не можем обеспечить каждую школу штатным психологом.

Благодаря усилиям педагогов дополнительного образования прошедшее лето для многих ребят города Иваново стало ярким, активным и познавательным. Более 300 мероприятий объединили почти 6000 ребят в рамках проекта «Активное лето».

Крайне актуальным становится и вопрос подготовки профессиональных кадров, которые способны повести детей за собой, молодых, креативных, технически продвинутых, с сильной гражданской позицией. Десять лет в Иваново существует особый знак «Орден детских сердец», который вручается тем, кто не только учит, но и воспитывает.

Создание образовательной среды и работа с детьми в первую смену -серьезный ресурс воспитательного процесса. Говорить о серьезном воспитательном процессе, когда школы работают фактически весь световой день, фактически круглосуточно, не приходится. В соответствии с этим необходимость строительства новых школ очевидна. Это поможет использовать самые актуальные средства обучения и воспитания. Хочется надеяться, что в ближайшие годы регион примет участие в федеральной программе, и наши педагоги и дети смогут работать по-новому в новых современных условиях. Администрация города будет стараться со своей стороны реализовать программу по строительству новых школ.

Зобнин С.В.: Спасибо, Владимир Николаевич. Есть вопрос. В Иваново достаточно большая сеть учреждений, предлагающих разнообразные услуги в сфере дополнительного образования детей. Конечно, самим школьникам и их родителям трудно разобраться в разнообразии и выбрать оптимальный вариант. Раньше существовал информационный портал «Иваново-детство». Я так понимаю, что сейчас он не работает. Планируется ли возобновление работы этого сайта?

Шарыпов В.Н.: Сергей Витальевич, вопрос понятен. Портал «Иваново-детство» начал создаваться в 2013 году. Куратором данного проекта является Центр развития детской одаренности. Модернизацию портала планируется завершить в январе 2017 года. Модернизация связана с тем, что весь контингент с сентября 2016 года у нас внедряется, то есть там будет личный кабинет каждого учащегося, который позволит именно в данной информационной системе отмечать какие-то личные достижения, характеристики каждого учащегося. По сути портал «Иваново-детство» у нас при наличии личного кабинета дублировал функции ГИС «Контингент». Портал «Иваново-детство» мы обязательно будем использовать как информационную площадку с указанием не только городских или областных образовательных учреждений, но и частного коммерческого сектора для того, чтобы людям именно на карте было удобно посмотреть, в какие кружки и секции детей можно отправить недалеко от места проживания.

Зобнин С.В.: Спасибо. Это актуальный проект, поэтому держите на контроле. Есть вопросы к Владимиру Николаевичу? Спасибо. Слово для выступления предоставляется Павлычевой Марии Сергеевне – координатору регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые члены Правительства и присутствующие!

В настоящее время работа организации «Российское движение школьников» строится в экспериментальном режиме. В регионе совместно с экспертным сообществом, общественными организациями, по инициативе самих школьников и педагогов были выбраны 12 региональных пилотных площадок – 10 общеобразовательных учреждений и 2 центра дополнительного образования.

Основные направления деятельности организации «Российское движение школьников» - это личностное развитие (творческое развитие, популяризация профессий, популяризация здорового образа жизни среди школьников), гражданская активность (экологическое, культурное, социальное, событийное, волонтерство и участие в поисковых экспедициях, создание школьных музеев), информационно-медийное направление (освещение деятельности школьных, обучение и практика юных журналистов, создание и распространение информационных материалов), а также военно-патриотическое направление деятельности.

Одна из задач Движения - стать сервисной площадкой, чтобы оказывать максимальное содействие в развитии школьников, выступая навигатором существующих и создающихся возможностей в нашей области и стране. В настоящее время Ивановское отделение «Российское движение школьников» объединяет вокруг себя различные общественные организации и объединения - Координационной совет обучающихся ИвГУ, «Волонтеры Победы», «Волонтеры Медики», Ивановский городской волонтерский центр, «Деловая Россия», «Российский союз молодежи», «Юнармия», «Юные казаки», ряд ветеранских организаций, благотворительные фонды. Объединив все организации, становится возможным осуществлять координацию сотрудничества объединений и образовательных заведений, таким образом РДШ становиться точкой входа для различных организаций в школы.

Один из главных принципов движения – добровольность. Вся работа выстаивается на принципе сотрудничества между обучающимися, педагогами и родителями. Все мероприятия и курсы проводятся по инициативе школьников при чутком участии и поддержке педагогов.

За три месяца работы школьники и педагоги области уже включились в реализацию социально значимых мероприятий и акций – «Уроки добра», «Старость в радость», «Коробка храбрости», «Осенняя неделя добра», «Дни науки». Приняли участие во всероссийских акциях - «День учителя», в рамках которого ребята поздравляли своих педагогов, «День рождения Российского движения школьников» - ребята получали и писали письма с поздравлениями во все уголки нашей большой страны, «Приседайте на здоровье» - акция, направленная на пропаганду здорового образа жизни, участники акции за один день сообща присели более девяти тысяч раз. Был организован ряд мастер-классов по театральному творчеству, фотосъемкам, интеллектуальным играм, информационно-медийному направлению. Стоит отметить, что ребята представляли нашу область на четырех федеральных площадках.

Обращаясь сегодня к Департаменту внутренней политики, представителям СМИ, присутствующим сегодня на заседании, прошу Вас помочь в освещении деятельности Движения на информационных ресурсах, сайтах, порталах, в газетах Ивановской области. Обращаясь к главам муниципальных образования Ивановской области, просим оказать содействие в работе Движения на базе пилотных школ, поддерживать инициативу школьников, а также оказывать информационно-медийную поддержку на сайтах муниципалитетов и в самом актуальном вопросе – транспортировке школьников на мероприятия.

Российское движение школьников - это в первую очередь новые возможности и объединение всех неравнодушных людей к вопросам воспитания. На последнем совещании с координаторами Российского движения школьников Министр образования Ольга Васильева отметила: «Движение школьников должно помогать в том, чтобы дети наши были воспитаны в тех самых ценностях, которые для нас понятны. Мы хотим, чтобы они были добрыми, чтобы понимали, что такое добро и зло, чтобы они отличали плохое от хорошего. Мы хотим, чтобы у нас были нравственные и здоровые дети».

Для себя на 2017 год региональное отделение «Российское движение школьников» ставит задачу - популяризация и общественное продвижение достижений учебных и производственных организаций, а также культурного потенциала региона. Очень хочется, чтобы у нас в регионе движение прививало у ребят любовь к своей малой родине.

Зобнин С.В.: Большое спасибо, Мария Сергеевна. Хочется пожелать Вам успеха в работе по расширению движения на всей территории области.

Павлычева М.С.: Спасибо.

Зобнин С.В.: Со стороны Правительства будет Вам оказываться поддержка, в том числе и информационная.

Павлычева М.С.: Спасибо.

Зобнин С.В.: Коллеги, образование, работа по патриотическому воспитанию, безусловно, играют немаловажную роль в решении обсуждаемого сегодня вопроса. Однако, не стоит забывать о той роле, которую играет в процессе воспитания и становления как личности семья. О роле семьи в воспитательном процессе я попрошу рассказать Жохову Анну Евгеньевну – воспитателя старшей санаторной группы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 34 комбинированного вида» г. Шуя, победителя областного конкурса профессионального мастерства «Педагог года – 2016» в номинации «Педагог дошкольного образования». Пожалуйста.

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые члены Правительства и присутствующие!

Воспитание... Только вдумайтесь в это слово. Если мы отбросим часть слова «вос», то получится слово «питание». Какие же мудрые тайны хранят слова, словно клады в себе носят. Ведь, действительно, воспитание - это питание, питание души. Оно так же необходимо как питание тела. Но кто же должен воспитывать детей?!

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации отмечается, что основным институтом воспитания должна оставаться семья. Именно она призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старшего поколения, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений. Подтверждается очень точная фраза: «Всё начинается с семьи».

Ни для кого не секрет, что всему хорошему и плохому в нас мы обязаны в первую очередь своей семье. От воспитания в семье зависит то, кем и каким будет ребёнок, став взрослым, какой будет его семья. Самое лучшее воспитание – это нормальная атмосфера в семье, открытые отношения между родителями. Воспитание детей тем лучше даётся, чем теплее и светлее наш домашний очаг. К сожалению, за 14 лет своей работы мне очень часто попадались родители, которые приводя ребенка в детский сад, всю ответственность за воспитание детей переносили на воспитателя. Нередко можно было услышать фразу: «Это в детском саду не умеют воспитывать». Да, семья и детский сад - два берега одной реки, два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Воспитатель, даже самый талантливый, не исправит ошибок родителей. Воспитывая личность, воспитатель дает шанс ребенку состояться как человеку, как личности. Каждая личность неповторима. Задача воспитателей состоит в том, чтобы показать эту неповторимость всем.

Я – воспитатель детского сада, и я – многодетная мама, мне одинаково близки обе стороны образовательных отношений. Как воспитатель, я понимаю, что влияние семейного воспитания на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия детского сада.

Я рада, что сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения.

Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом изменилось отношение к дошкольному образованию. Мы ощутили государственную поддержку, в том числе в плане увеличения финансирования и повышения заработной платы, за что огромное спасибо. Это говорит о значимости дошкольного образования.

Теперь одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй, а федеральный государственный образовательный стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей. Таким образом повышается роль родителей в работе дошкольного учреждения. Родители участвуют в реализации программы ДОО, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте и должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

В своей работе я ставлю цель – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОО, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Я искренне надеюсь, что у меня это получается делать.

Конечно, профессионализм приходит с годами, но уже сейчас мне радостно осознавать, что все больше и больше родителей не остаются равнодушными к образовательной деятельности детского сада, активно участвуют во всех наших проектах, конкурсах, трудовых и развлекательных мероприятиях.

Как мама, я стараюсь, чтобы мои дети занимали активную жизненную позицию, и не только сама участвую в различных конкурсах, но и стараюсь поддерживать все начинания своих детей. По жизни я очень активный и увлекающийся человек. Мне очень повезло с мужем – у нас одинаковые взгляды на жизнь. Мы любим путешествовать, гулять в лесу, в парке, кататься на лыжах, роликах, коньках. Всегда вместе с нами наши дети. Детей мы тоже учим быть такими же - неравнодушными и увлекающимися, активными и жизнерадостными, а ведь это и есть воспитание. Родителям своих воспитанников я советую – воспитывайте детей не разговорами, а делами, примерами. Не требуйте от ребенка того, что сами не делаете. Как гласит английская пословица: «Не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя». К сожалению, не все родители уделяют достаточное количество времени своему ребёнку в силу разных причин. Хочется верить, что в современном обществе счастливых и благополучных семей с каждым годом будет всё больше и больше.

Очень важно, что в рамках реализации Стратегии развития воспитания особое внимание уделяется вопросам просвещения и повышения педагогической культуры родителей, оказанию педагогической поддержки родителям. Я считаю, что в каждом муниципалитете должна быть Школа для родителей. Родители должны иметь возможность открыто высказывать свои предложения органам власти по улучшению образования и воспитания детей и сами активно участвовать в принятии решений по этим вопросам. В местных СМИ должны быть рубрики в помощь родителям «Родительские уроки» по всем сферам социальной жизни.

В заключение я хочу искренне сказать, что мне нравится работать в современном детском саду. Я говорю это, как воспитатель, болеющий душой за подрастающее поколение, и просто как человек, переживающий за будущее своей страны, и как мама троих маленьких детей, которых я хочу вырастить настоящими людьми.

В заключение своего выступления хочу поблагодарить Правительство Ивановской области за внимание к дошкольному образованию. Мы ощущаем эту поддержку и готовы работать на благо региона.

Зобнин С.В.: Большое спасибо, Анна Евгеньевна. Я полностью Вас поддерживаю по вовлечению родителей в воспитательный процесс. Большое спасибо. Коллеги, кто еще хочет выступить? Будем подводить итоги. Думаю, что все присутствующие со мной согласятся, что значимость патриотического и нравственного воспитания трудно переоценить. От того, как мы сегодня воспитываем нашу молодежь, зависит будущее не только региона, но и всей страны. Как показало сегодняшнее заседание, воспитательная работа, выстроенная в Ивановской области, на хорошем уровне, но в связи с новыми стратегическими документами требуется структурировать данную работу и дополнить её новыми направлениями, и это должно стать приоритетной задачей на перспективу для департаментов, входящих в Комплекс социальной сферы.

Следующий важный момент, на который я хотел бы обратить внимание. Это необходимость развития научно-технического творчества детей. Сегодня эта мысль неоднократно звучала в выступлениях Ольги Генриховны и Владимира Николаевича Шарыпова. Потребность в инженерно-технических кадрах растет с каждым годом. Нам необходимо с раннего возраста приучать наших детей к новым технологиям во всех профессиях и воспитывать у них тягу к научным знаниям. В этом смысле опыт города Иваново по развитию и поддержке учреждений дополнительного образования детей и образовательных организаций, занимающихся техническим творчеством, очень своевременен и ценен. Обращаю внимание глав муниципальных образований на необходимость уже сегодня вплотную заняться данной проблемой и разработать комплекс мер по развитию инженерно-технического и научного творчества детей. Прошу Департамент образования совместно с нашими муниципалитетами рассмотреть возможность создания в регионе межмуниципальных центров научно-технического творчества. Конечно, это достаточно затратное направление работы. В связи с этим нам необходимо максимально использовать возможность привлечения в регион федеральных средств. Как отметила Ольга Генриховна в своем выступлении, что финансовую поддержку из федерального бюджета может получить не только субъект, но и конкретная образовательная организация со своим инновационным проектом, поэтому прошу все муниципалитеты этот вопрос проработать и обеспечить участие всех муниципальных образовательных организаций в этих конкурсах, которые проходят по федеральной целевой программе «Развитие образования на 2017 год».

Если вопросов нет, то заседание объявляю закрытым. Всем спасибо. Успешной работы.

С помощью данной формы можно отправить информацию о выявленных неточностях или ошибках, обнаруженных на сайте.

Все предложения, касающиеся работы портала, необходимо отправлять через форму обратной связи.
Для того чтобы обратиться непосредственно в орган исполнительной власти для получения консультации его специалистов, нужно перейти на страницу подразделения, в интернет-приемную и воспользоваться формой отправки сообщения.

Текст, содержащий ошибку:

Правильный текст или комментарий: