Мобильная версия

Версия для слабовидящих

23 марта 2017, четверг1:09

09 ноября 2016 года

Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 9 ноября 2016 года

Коньков П.А.: Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде чем мы перейдем к важному вопросу, кадровый вопрос. Владимир Николаевич Шарыпов у нас городской Думой назначен на должность главы города. Пользуясь случаем, давайте его поздравим. Соответственно в Правительстве Ивановской области на важнейшем направлении оказалась вакансия. Мною принято решение о назначении на должность заместителя Председателя Правительства, руководителя областного Комплекса развития инфраструктуры Максима Евгеньевича Громова. Максим Евгеньевич, займите место в Правительстве.

Теперь давайте перейдем к важному вопросу. Несколько вступительных слов по этому поводу. Коллеги, конечно, мы с Вами достаточно большую работу стараемся проводить по наращиванию областью экономического потенциала, расширению налогооблагаемой базы, но все равно сегодня для нас существенное значение имеют федеральные трансферты, причем не только для Ивановской области, но еще для более чем 70 субъектов Российской Федерации. Так сложилась ситуация, что порядка трех лет тому назад Минфин пересмотрел методики, и Ивановская область стала получать федеральный трансферт на два миллиарда меньше. Да, Любовь Васильевна? За этот период вступил полностью в действие закон о ФОМС, и в этот же период мы стали на один миллиард больше платить за неработающее население в ФОМС. Сами понимаете, что для нашего тридцатисемимиллиардного бюджета три миллиарда – это весьма существенная сумма, поэтому мы с Вами два последних года работаем в очень непростой финансовой ситуации, при этом сохраняем социальные обязательства, выполняем указы Президента по зарплатам бюджетникам и другим направлениям. Конечно, хотелось бы больше финансов направлять на развитие области и развитие инфраструктуры. Почему я сегодня об этом говорю?! Потому что мы, рассматривая сегодня закон «Об областном бюджете», будем с Вами все равно в ближайшее время работать в определенной степени в финансовой неопределенности. Вчера состоялись парламентские слушания, на которых было первое представление бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Предварительно до внесения бюджета в Государственную Думу серьезно в этом году поработала правительственная комиссия, которая анализировала степень обеспеченности полномочий всеми субъектами Федерации, исходя из средней, которая должна быть по Российской Федерации. Мы об этом неоднократно говорили и доказывали, и в комиссии выяснилось, что Ивановская область не полностью закрыта на все те полномочия, которые сегодня регион имеет, поэтому предполагается определенное перераспределение финансов федерального бюджета. Принято решение - по одному проценту налога на прибыль, который сегодня предназначается субъектам Российской Федерации при распределении налогов, централизовать и перераспределить их для того, чтобы максимально возможно выровнять ситуацию с выполнением своих полномочий. Трехсторонняя комиссия будет заседать 18 ноября (по предварительным данным). По моим предварительным переговорам в Москве Ивановская область должна получить существенную прибавку к федеральным дотациям, эта прибавка существенная, это даже не миллион, а миллиард, даже может быть и больше, но сегодня у нас нет при рассмотрении бюджета никаких оснований учитывать её в бюджете на 2017 год. Я прошу депутатов областной Думы, Виктор Владимирович, и руководителей Департаментов иметь это в виду, что нам все равно к бюджету на 2017 год придется еще раз возвращаться. Мы сегодня с Вами не можем отложить рассмотрение бюджета, потому что Бюджетным кодексом определено, в какие сроки мы должны в областную Думу предоставлять бюджет, поэтому мы сегодня основные позиции бюджета обсудим, но все равно нам в бюджет, наверное, между первым и вторым чтением придется вносить изменения. Слово «придется», наверное, я не совсем правильно подобрал, потому что все-таки это с высокой долей вероятности будет «плюс» по доходной части бюджета, соответственно, и по расходной. Я не могу Вам сказать, что это решает принципиальные проблемы бюджета, потому что в этом году Ивановская область получила кредит Минфина, и под этот кредит заключено достаточно жесткое соглашение с параметрами дефицита бюджета, и мы обязаны в ближайший год его очень серьезно снизить. Люди, которые «владеют» бюджетом, понимают, что за снижением дефицита обязательно идет снижение расходной части. Я все-таки считаю, что ситуация позволит нам стабильно работать в будущем году. Еще раз говорю, что все Департаменты и все силы Правительства должны быть готовы оперативно отрабатывать возможные изменения. Также мы, наверное, еще до конца года будем «прикладываться» и к бюджету на 2016 год. Несмотря на это позитивное известие, я еще раз говорю, что в ближайшие три года (2017,2018 и 2019 годы) нам все равно предстоит работать в достаточно жестком бюджете, и с этой точки зрения эффективность расходов для нас достаточно важна, тем более, что сегодня Российская Федерация выбрала 11 приоритетных проектов. Естественно, эти проекты распространяются и на Ивановскую область. Нам надо будет тоже каким-то образом здесь своими возможностями оперировать. Я вчера на парламентских слушаниях еще раз поднял вопрос, связанный с расходами ФОМС, потому что, на мой взгляд, Ивановская область сегодня серьезным образом переплачивает в ФОМС. Мы здесь с коллегами на территории неоднократно собирались, и будем собираться еще раз обязательно.

Вы, наверное, знаете, что обсуждается в Правительстве возможность, чтобы граждане трудоспособного возраста, не имеющие ограничений по здоровью, вносили каким-то образом деньги за свое медицинское обслуживание. Этот вопрос сегодня достаточно горячо обсуждается, поэтому здесь, наверное, все равно какие-то вопросы нам удастся прорешать. Я напомню, что сегодня из своих тридцати семи миллиардов Ивановская область платит в фонд около четырех. На мой взгляд, даже самый пристрастный анализ говорит о том, что порядка 500 миллионов регион переплачивает в ФОМС. Сами понимаете, что для нас с Вами 500 миллионов – эта сумма очень существенная. Исходя из таких вводных, давайте мы приступим к обсуждению бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Слово для доклада предоставляется Яковлевой Любови Васильевне. Пожалуйста, Любовь Васильевна.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства и участники заседания!

Проект закона Ивановской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и закона Ивановской области «О бюджетном процессе в Ивановской области».

При подготовке проекта закона реализована новая норма бюджетного законодательства, в соответствии с которой составление проекта бюджета основывается не только на прогнозе социально-экономического развития, но и на долгосрочном бюджетном прогнозе Ивановской области. Бюджетный прогноз составлен до 2030 года в трех вариантах - базовом, целевом и консервативном, что соответствует федеральному бюджетному законодательству и законодательству о стратегическом планировании.

За основу проекта областного бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов выбран базовый вариант бюджетного прогноза, который сформирован исходя из сохранения текущих тенденций развития экономики и социальной сферы и умеренной динамики индекса потребительских цен в Ивановской области. Из названия проекта закона уже понятно, что мы вернулись к трехлетнему бюджетному циклу.

Ивановская область - один из субъектов Российской Федерации, имеющих большой государственный долг и непозволительно большие неэффективные расходы на его обслуживание. Бюджетный кредит, полученный областью из федерального бюджета в сумме 4,9 млрд. рублей, позволяет значительно сократить эти расходы, но соглашение о его предоставлении накладывает на областной бюджет очень серьезные обязательства. Кроме сохранения дефицита на уровне 10%, основным критерием, который необходимо достигнуть к 2019 году, является сокращение доли общего объема долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций до уровня не более 50% суммы доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. Выполнение этой сложной задачи возможно только при профицитных бюджетах в течение всех 3-х финансовых лет. В трехлетнем периоде привлечение заимствований будет осуществляться исключительно в целях погашения долговых обязательств, объем государственного долга к 1 января 2020 года составит 16,1 млрд. рублей. Планируется направлять часть собственных доходов на сокращение коммерческих заимствований от 189 млн. рублей в 2017 году до 627 млн. рублей в 2019 году. Уровень долговой нагрузки на бюджет снизится с 95% на конец 2016 года до 77,1% в 2019 году.

Главной чертой трехлетнего бюджета является жесткая консолидация с поэтапным сокращением госдолга с ориентацией на сохранение социальных обязательств.

Доходы областного бюджета на 2017 год по сравнению с ожидаемой оценкой 2016 года запланированы с увеличением на 5,5% в сумме 1,9 млрд. рублей. Расходы сформированы, исходя из возможностей доходной части областного бюджета, с соблюдением условий, предусмотренных соглашением о предоставлении бюджетного кредита в текущем году. Рост расходов в трехлетнем периоде за счет собственных доходных источников, как и в значительной части субъектов РФ, практически заморожен. Объем расходов зафиксирован на уровне 26,1 млрд. рублей.

Традиционно в налоговых и неналоговых доходах более 70% будут составлять три основных бюджетообразующих налога - налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и акцизы. Поступления по налогу на прибыль в 2017 году прогнозируются в сумме 3,5 млрд. рублей, по налогу на доходы физических лиц планируется получить 6,8 млрд. рублей, прогноз по акцизам составляет 3,4 млрд. рублей. Все указанные поступления спрогнозированы с положительной динамикой в течение трех лет в связи с прогнозируемым ростом фонда оплаты труда, прибыли прибыльных организаций и объемов производства и реализации подакцизной продукции. Следует отметить, что основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов предусматривают уменьшение норматива зачисления налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации с 18% до 17%. Однако, на сегодняшний день изменения в Налоговый кодекс не внесены, в связи с чем в проекте бюджета это не учтено. В случае принятия соответствующего федерального закона будет проведена корректировка прогноза поступлений по налогу на прибыль организаций в сторону уменьшения, но полагаем с увеличением поступлений по безвозмездным перечислениям.

В структуре акцизов наибольшую долю имеют акцизы на нефтепродукты, прогноз поступления которых составляет 1,6 млрд. рублей ежегодно. Начиная с 2017 года, уменьшится общий норматив зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов РФ с 88% до 61,7%. Данное изменение приведет к снижению доходов от акцизов на нефтепродукты, являющихся источником формирования доходов дорожного фонда Ивановской области.

При поступлении уточненного прогноза от главного администратора доходов - Управления Федерального казначейства по Ивановской области также будут внесены соответствующие изменения в проект бюджета. Полагаем, что это будет ко второму чтению бюджета в Ивановской областной Думе.

С прогнозом акцизов на алкогольную продукцию также не все однозначно, так как проект федерального закона о федеральном бюджете предусматривает установление принципиально нового порядка распределения указанных акцизов пропорционально объемам розничных продаж, зафиксированных с помощью ЕГАИС.

Таковы реалии по формированию бюджета в текущем году, но установленные законодательством сроки мы должны соблюсти.

Следует отметить, что проект бюджета учитывает сохранение налоговых преференций, предоставляемых на региональном уровне, объем финансовой поддержки за счет налоговых льгот в 2017 году составит 221 млн. рублей. Наибольшая доля в общей сумме налоговых льгот приходится на льготы, действующие при использовании налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения. Кроме того, за счет снижения ставки по налогу на имущество организаций в отношении административно-деловых и торговых центров площадью свыше 5000 кв. м и помещений в них с 2% до 0,7%, недопоступление доходов в областной бюджет составляет почти 100 млн. рублей в год.

На данном этапе в условиях отсутствия информации об объеме помощи из федерального бюджета в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности безвозмездные поступления в бюджет Ивановской области на 2017-2019 годы прогнозируются:

- в части дотаций – в объеме, утвержденном законом «Об областном бюджете на 2016 год» - 7,3 млрд. рублей;
- в части целевых безвозмездных поступлений – в объеме, предусмотренном проектом федерального закона для Ивановской области.

Необходимость сжатия расходной части бюджета потребовала дальнейшей оптимизации действующих расходных обязательств и перераспределения ресурсов на решение приоритетных задач. При этом бюджет сохранил свою социальную направленность, расходы на отрасли социальной сферы ежегодно составляют более 60% общего объема расходов.

Среди приоритетных направлений по-прежнему остается финансовое обеспечение системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

На реализацию указов Президента Российской Федерации в части повышения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы не выше уровня 2016 года предусмотрены средства в объеме более 1 млрд. рублей ежегодно. Кроме того, в связи с увеличением минимального размера оплаты труда на доведение заработной платы работников учреждений Ивановской области и рабочих органов государственной власти Ивановской области до минимального размера оплаты труда дополнительно запланированы средства в объеме почти 124 млн. рублей ежегодно.

Более 98% расходов областного бюджета будет реализовано в программном формате. Продолжится реализация девятнадцати программ.

Расходы на реализацию государственной программы «Развитие здравоохранения Ивановской области» предусмотрены ежегодно в объеме 5,1 млрд. рублей, в том числе на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения необходимо направить почти 3,9 млрд. рублей. Предусмотрены все виды медицинской помощи, какие осуществлялись в 2016 году, хотя с некоторым снижением.

На реализацию государственной программы «Развитие образования Ивановской области» предусмотрено 5,7 млрд. рублей ежегодно, сохранены бюджетные обязательства по всем направлениям развития образования, включая дополнительное образование. Конечно, будет требоваться экономное расходование средств.

На реализацию государственной программы Ивановской области «Культура Ивановской области» ежегодно будут направлены средства в сумме 376 млн. рублей. Основными мероприятиями являются содержание музеев, библиотек, развитие театрального и исполнительского искусства.

5,7 млрд. рублей ежегодно предусмотрено в бюджете на мероприятия государственной программы «Социальная поддержка граждан в Ивановской области».

В 2017–2019 годах предполагается сохранить все действующие в 2016 году меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, включая все виды пособий и социальных выплат. На эти цели планируется направлять по 4,3 млрд. рублей ежегодно, в том числе за счет средств федерального бюджета 1,4 млрд. рублей.

Начиная с 2017 года, в проект областного бюджета в виде отдельного приложения включена информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей в соответствии с рекомендацией Президента Российской Федерации. Это отдельное приложение, в котором отражены расходы по государственной поддержке семьи и детей в соответствии с программами, в рамках которых они предусмотрены.

Следует отметить, что средства на исполнение публичных нормативных обязательств как в части мер соцподдержки отдельных категорий граждан, так и в части государственной политики в интересах семьи и детей в бюджете предусмотрены в сумме 1,6 млрд. рублей ежегодно.

Расходы на реализацию государственной программы Ивановской области «Развитие физической культуры и спорта в Ивановской области» предусмотрены в 2017 году в общей сумме 45,5 млн. рублей, с направлением на массовые спортивные мероприятия - 12,5 млн. рублей и обеспечение спортивных команд - 33 млн. рублей.

Будет реализовываться государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области». В проекте областного бюджета предусмотрены средства порядка 400 млн. рублей ежегодно.

Основным направлением расходования средств является предоставление субсидий организациям жилищно-коммунальной сферы.

В целях выполнения Указа Президента от 07.05.2012 № 600 на 2017 год предусмотрено 44 млн. рублей для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления семьям с тремя и более детьми.

Расходы на программное направление «Инновационное развитие и модернизация экономики» запланированы в сумме 3,2 млрд. рублей ежегодно, что составляет 12% от объема программных расходов бюджета. Они включают расходы в рамках программ экономического развития и инновационной экономики, развития сельского и лесного хозяйства, информационного общества, развития транспортной системы и водохозяйственного комплекса.

Почти 75% финансовых средств, предусмотренных на данное программное направление (2,4 млрд. рублей ежегодно), будут реализованы в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы Ивановской области», из которых 2,3 млрд. рублей планируется направить на развитие дорожного хозяйства, что на 8,3% выше уровня 2016 года.

Запланированные расходы на господдержку сельхозпроизводства составят немного более 380 млн. рублей, из них за счет средств областного бюджета порядка 62 млн. рублей.

Объем средств, предусмотренных в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области», составляет порядка 34 млн. рублей и направляется на субсидирование процентной ставки по инвестиционным проектам, на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Значительные расходы областного бюджета связаны с предоставлением межбюджетных трансфертов муниципалитетам. Объем межбюджетных трансфертов, направляемых в муниципалитеты, составит ежегодно 8,4 млрд. рублей. В будущем году планируется передать в местные бюджеты в виде субсидий 369 млн. рублей на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по вопросам местного значения, более 66% составляют расходы на дорожное хозяйство.

Субвенции на финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных с областного на муниципальный уровень, составят 4 млрд. рублей, из них в части дошкольного образования – 1,3 млрд. рублей, по общему образованию – 2,5 млрд. рублей.

Следует отметить, что бюджетная система, несмотря на положительную динамику доходных показателей, будет испытывать серьезные трудности, и задачи по оптимизации расходов остаются актуальными.

Как было отмечено ранее, представленный проект бюджета не является окончательным. Отдельные показатели доходов и расходов будут скорректированы после распределения субъектам Российской Федерации дополнительной финансовой поддержки из федерального бюджета. Надеемся учесть эти изменения ко второму чтению бюджета в Ивановской областной Думе.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Спасибо, Любовь Васильевна. Один из вопросов, который нам сегодня приходится решать, это возврат к трехлетнему бюджету. Кстати говоря, мы с коллегами из муниципалитетов сами порой испытывали определенные проблемы, потому что однолетний бюджет нам создает сложности в проведении конкурсов на более долгий период, потому что требуется выписка из бюджета, а бюджета нет, как-то изощряемся по программам и постановлениям Правительства. Чтобы Вы в этой ситуации рекомендовали муниципалитетам?

Яковлева Л.В.: Павел Алексеевич, бюджетное законодательство предполагает формирование бюджетов как на три года, так и на один год. Решение, которое принималось для перехода формирования областного бюджета на один год, было вызвано нестабильной экономической ситуацией, непредсказуемостью доходных показателей, и самое главное, что на однолетний бюджет переходил федеральный бюджет, и, учитывая высокую степень дотационности, соответственно, и в области принималось решение по переходу на однолетний бюджет. В отношении муниципальных образований. Право устанавливать срок формирования бюджета предоставлено субъектам Российской Федерации, и законом «О межбюджетных отношениях в Ивановской области» срок на один год предусматривался только по 2016 году. Норма по трехлетнему бюджету приостанавливалась на один год, поэтому муниципальные районы и городские округа обязаны формировать бюджет на трехлетний срок.

В отношении бюджетов поселений. Они вправе выбирать срок формирования бюджета сами, но при формировании бюджета сроком на один год, они обязаны составлять среднесрочный финансовый план, который, по сути, является таким же как бюджет, поэтому наша рекомендация формировать бюджет поселений на трехлетний период.

Коньков П.А.: Коллеги, есть еще один момент, который и я на вводном слове не осветил, и Любовь Васильевна пока не коснулась. Кроме тех изменений в федеральном бюджете, о которых я говорил, рассматривается сегодня еще одно – это консолидация ряда целевых трансфертов, которые получали по линии Министерств и ведомств, что имеется ввиду, то есть они к нам поступят без «целёвки», это не значит, что они увеличатся. Любовь Васильевна, я прошу это дело держать на контроле. Мы в любом случае по этим деньгам должны будем заключать соглашение с Министерствами и ведомствами. Другое дело, что нам предоставляется возможность выбора - направить эти деньги сюда или туда, но все равно заключать соглашения надо. Вчера на слушаниях было озвучено – все соглашения мы должны заключить до 1 марта. Если мы эти соглашения не заключим, то деньги будут направлены обратно в федеральный бюджет. Я прошу всех руководителей Департаментов и заместителей на это обратить внимание. Еще один вопрос, Любовь Васильевна. У нас сегодня большое внимание уделяется открытости всех бюджетных данных. Как реализуется доступность данных о бюджете Ивановской области?

Яковлева Л.Б.: Действительно, Павел Алексеевич, степени открытости внимание уделяется очень большое. Даже Министерство финансов проводит рейтинг среди субъектов Российской Федерации, исходя из открытости. С 2013 года в этом направлении были сделаны определенные шаги, начали формировать бюджеты для граждан. Сначала это было только по проекту бюджетов, сейчас это распространяется и на исполнение бюджета. Для расширения информации Департамент финансов также расширил ту информацию, которая дается на сайте Департамента финансов как по консолидируемому бюджету, так и по областному. В этом проекте, который сегодня рассматривается, сделано дополнительное приложение с распределением бюджетных ассигнований по разделам и подразделам бюджетной классификации расходов. Еще одна новация – это создана страница Департамента финансов в социальной сети ВКонтакте. Пользуясь случаем, я приглашаю все участвовать в работе, потому что учет выхода на эту страницу будет вестись, и это будет учитываться в рейтинге субъектов Российской Федерации по открытости.

Коньков П.А.: Я прошу всех присутствующих свое рабочее утро начинать с посещения этого сайта. Пожалуйста, коллеги, еще вопросы.

Ковалева Н.Л.: Любовь Васильевна, скажите, пожалуйста, а в бюджете заложены деньги на исполнение решений судов?

Яковлева Л.В.: На исполнение решений судов, как правило, средства закладываются по мере их потребности, источник находится. Нельзя сейчас определить, какова будет сумма, вызванная исками и решениями судов.

В процессе исполнения бюджета расходы закладываются. Там, где информация есть в отношении Департаментов, уже сроки подходят по взысканию, Департаменты в пределах средств, предусмотренных в законе о бюджете, обязаны эти средства предусмотреть.

Коньков П.А.: Наталья Львовна, опыт показывает, что проблем с исполнением решений судов не возникает.

Яковлева Л.В.: Не было проблем.

Коньков П.А.: Во всяком случае, мне такие случаи не известны. Коллеги, пожалуйста, еще вопросы. Спасибо, Любовь Васильевна. Присаживайтесь. Я, конечно, имею в виду денежный отчет, а не какие-то решения общего направления, потому что с ними, конечно, все бывает сложней. Слово для выступления предоставляется Виктору Владимировичу Смирнову – Председателю Ивановской областной Думы.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые участники заседания!

Трудно переоценить значимость для региона рассматриваемого сегодня на заседании Правительства вопроса. Трехлетний бюджет в моем представлении является ориентиром субъектов экономической деятельности. Характеризуя его, могу сказать, что главный финансовый документ области составлен по самому консервативному сценарию. Наверное, в современных условиях это оправдано. В любом случае, Павел Алексеевич, я выражаю солидарность с Вами в той части, что мы при любой ситуации должны думать о завтрашнем дне, должны думать о развитии. В связи с этим есть три предложения, которые я предлагаю обсудить сегодня на «нулевом» чтении проекта, тем более что он трехлетний, отдавая себе отчет в том, что определить источники для развития является не менее важным, чем сбалансировать бюджет.

Первый вопрос касается развития малого и среднего бизнеса. Уважаемые коллеги, мы в течение года этот вопрос неоднократно рассматривали на разных площадках и неоднократно выдавали малому и среднему бизнесу обещание, что сохраним меры государственной поддержки, более того, что будем наращивать, в том числе и через предоставление налоговых льгот. Поскольку время для принятия решения по налоговым льготам крайне ограничено, я предлагаю на сегодняшнем заседании или до момента внесения областного бюджета в Думу четко определиться, в каком объеме мы намерены в ближайшие три года предоставлять налоговые льготы. Сразу хочу сказать, что я лично поддерживаю предложение Департамента финансов в части оптимизации этих налоговых льгот, но вместе с тем прекрасно понимаю, что без них обойтись нельзя. Понятно, что резать курицу, которая несет золотые яйца, по крайней мере, обеспечивая занятость и решая важную социальную проблему, тоже невозможно. Павел Алексеевич, просил бы Вашего поручения по всем этим вопросам в течение ближайших нескольких дней определиться.

Коньков П.А.: Единственное, что мы с Вами должны учитывать в этих делах, это то, что в рамках нашего соглашения с Минфином мы должны еще успеть до принятия довести до их сведения и получить их одобрение, что в нынешних условиях будет не самое простое дело.

Смирнов В.В.: Павел Алексеевич, но оставлять в неопределенности…

Коньков П.А.: Я согласен. Конечно, определимся. Просто мы должны понимать, что… Я только сегодня расписывал в почте очередной ответ Минфина на наш запрос по изменению в бюджете, и, конечно, Минфин сегодня по многим вопросам занимает достаточно жесткую позицию. Правда, не скрою эмоций, в некоторых случаях (в мелочных) занимает любую другую позицию, абы только возразить.

Смирнов В.В.: Второй вопрос, Павел Алексеевич, который тоже требует обсуждения, это поддержка крупных налогоплательщиков. Среди них одну из лидирующих позиций занимают пивовары. Пивовары сегодня в целом по России тоже переживают нелегкие времена. Как известно, происходит оптимизация сети производства пива на территории Российской Федерации, и то, что в Ивановской области производство сохраняется и развивается, на мой взгляд, безусловно, является плюсом. Полагаю, что тоже требуется принятие решения по вопросу относительно предложения пивоваров по предоставлению налоговых льгот на производство солода. Как известно, налоговые льготы, ранее предоставленные пивоварам, привели только к увеличению поступлений в областной бюджет. Полагаю, что рассмотрение вопроса о предоставлении налоговых льгот в части производства солода тоже оправдано. Обсуждение, наверное, тоже требуется до того, как мы будем рассматривать…

Коньков П.А.: Я прошу прощения за то, что вторгаюсь, чтобы все точки над «и» поставить. Действительно, я согласен, что у нас сегодня пивзавод работает, это серьезная заслуга и региона на протяжении долгих лет, потому что многие производства закрыты. Я согласен с Вами в том, что до сих пор наши ивановские пивовары все обещания, которые давали при заявке на льготы, они их выполняют. Как правило, любая помощь им оказывалась очень эффективной, поэтому давайте рассматривать.

Смирнов В.В.: Третий вопрос, Паве Алексеевич, это источники роста. Вам, как специалисту, безусловно, хорошо понятно, что найти их – это обеспечить устойчивое развитие региона. Уважаемые коллеги, мы все с Вами прекрасно понимаем, что консервативный бюджет, который составлен, безусловно, не может быть источником стимулирования развития экономики, имея ввиду государственное вложение в экономику. Вместе с тем, коллеги, на территории Ивановской области есть средства, которые могли бы быть использованы для реального сектора экономики. Среди них 104 млрд. рублей, коллеги, только вдумайтесь, 104 млрд. рублей наше население, наши с Вами сограждане хранят в качестве депозитов в банках, которые функционируют на территории Ивановской области, из них порядка 60% - это Сберегательный банк. Если посмотреть на кредитный портфель Сбербанка, то примерно 15% его кредитного портфеля – это кредитование регионального бюджета. Я полагаю, что, наверное, в современных условиях можно было бы задуматься о создании государственных институтов развития по образцу ВЭБа, чтобы через систему облигационных займов или иных финансовых инструментов попытаться привлечь эти средства в реальный сектор экономики, тем более, что инфляция снижается. Вчера мы с Вами, Павел Алексеевич, слышали заверение Правительства и Центрального банка, что это стратегический курс федерального Правительства и Центрального банка. Они с него не свернут. Соответственно, цель 4% годовой инфляции вполне достижима и реальна. Институты развития, привлекающие средства населения вполне смогут обеспечить доходность, удовлетворяющую население в части, имею ввиду, эффективности вложения. Второй источник, который достаточно хорошо представляется, об этом дискуссии идут и на федеральном уровне, это накопительная часть пенсии. По нашим оценкам, более 14 млрд. рублей накопительной части пенсионных сбережений ивановцев аккумулировано сегодня в Пенсионном фонде России. Понятно, что федеральное Правительство принимает на протяжении ряда лет решение о замораживании этих средств, но это не означает, что нет инструментов к их использованию, потому что по отчету Министерства финансов эти средства продолжают использоваться специально уполномоченными структурами – негосударственными пенсионными фондами, созданные банками с государственным участием. Причем, коллеги, доходность там просто смешная – 1-2% в год. Я полагаю, что мы вполне могли бы через глубокую работу с негосударственными пенсионными фондами, быть может с теми, которые заинтересованы сотрудничать именно с нашим регионом, обеспечить большую доходность, таким образом найти средства для развития реального сектора.

Теперь, что касается расходов, уважаемые коллеги. Естественно, что при ограниченности ресурсов эффективность их использования приобретает особую остроту. По-прежнему, на мой взгляд, актуальным является вопрос о реализуемых мерах социальной поддержки. Конечно, распространенные в обществе патерналистские настроения ограничивают свободу маневра для органов государственной власти, но двигаться в сторону реального реформирования системы социальной защиты необходимо. Я не устаю приводить один и тот же пример. Я полагаю крайне неэффективно и социально несправедливо, когда мы оказываем меры социальной поддержки учительнице, проживающей в Ивановском районе, более 7000 рублей в месяц по коммуналке, а учительнице, которая проживает в сельском населенном пункте Ильинского района, 300 рублей в месяц, причем это одинаково заслуженные люди, но получающие совершенно разную поддержку из регионального бюджета. Полагаю, что дискуссию по данному вопросу надо продолжать и двигаться к принятию решения.

Второй вопрос в части расходов, конечно, это жилищно-коммунальное хозяйство. За последние три года приняты существенные изменения, и положительные изменения, в части тарифной политики. Мы по-прежнему настаиваем на том, что надо уходить от льготных тарифов. Льготные тарифы должны уйти в небытие, потому что это абсолютно нерыночный инструмент. Граждане, требующие поддержку у государства, в любом случае её получают через субсидии. На мой взгляд, строка в бюджете, предусматривающая финансирование льготных тарифов, должна в ближайшие три года сойти на нет. Я выражаю искреннюю уверенность в том, что новый заместитель Председателя Правительства Максим Евгеньевич Громов эту задачу примет в качестве приоритета.

Что касается зарплат в бюджетном секторе, то…

Коньков П.А.: (Плохая запись).

Смирнов В.В.: Зарплаты в бюджетном секторе, безусловно, должны расти. Я обращаю внимание на то, что это обязательство сформулировано Федерацией. Полагаю, что здесь нужно продолжить настойчивую работу с министерствами в части оказания поддержки региону в осуществлении указанных расходов, потому что совершенно несправедливо, когда львиная доля увеличения этих расходов перелагается на нас, при этом сокращая наши возможности для развития.

Коллеги, хотел завершить свое выступление цитатой из вчерашнего выступления Министра финансов Российской Федерации на парламентских слушаниях. «Бюджет сложный, но соответствует реалиям сегодняшнего дня». Заверяю Вас, Павел Алексеевич, что депутаты Ивановской областной Думы готовы к конструктивной работе над ним.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Виктор Владимирович в своем докладе поднял целый ряд достаточно для нас важных и интересных вопросов. Светлана Валентиновна, Любовь Васильевна, вопрос инновационных заимствований я не снимаю с повестки дня, потому что по заявленному трехлетнему бюджету у нас не ожидается существенного снижения коммерческих кредитов в ближайшее время. Хотя сегодня постоянно идут предложения увеличить сроки предоставления кредитов, и, конечно, здесь может быть нам что-то и «отколется» в плане реструктуризации, продления взятых кредитов, но вопрос есть. Развитие, о котором говорил Виктор Владимирович, безусловно, можно такие вещи рассматривать. Виктор Владимирович, у меня будет в пятницу встреча с новым руководителем нашего Сберегательного банка Виталием Дорошенко, и Васякин будет (руководитель Ярославского). Те цифры, о которых Вы говорите, безусловно, мы обсудим. Светлана Валентиновна, тоже от Вас жду предложений. Потенциал есть, надо только посмотреть на рычаги. Михаил Васильевич, Вас тоже прошу подумать вместе, как в эти (не знаю, сколько реально) миллиарды хоть косвенно, хоть боком залезть, может что-то получится.

Я готов по вашим идеям встретиться с руководством Пенсионного фонда Российской Федерации. Резерв тоже действителен, даже если хоть миллиарда полтора мы как-то в виде гарантий или еще чего-то сумеем использовать, то это было бы хорошее подспорье. Спасибо. Присаживайтесь. Светлана Валентиновна Давлетова – заместитель Председателя Правительства Ивановской области.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые коллеги!

Исходные условия для прогнозирования в текущем году остаются весьма сложными. Имеются в виду и санкции, и ограничения в доступе к иностранному капиталу и технологиям, и другие политически мотивированные действия, нестабильное положение на потребительском рынке, поэтому прогноз, по понятным причинам, составлять сложно.

Для Ивановского региона, отличающегося своей моноструктурностью промышленности, сложная экономическая ситуация оказалась вдвойне трудной, так как она обусловлена рецессией не только в отдельных отраслях промышленности, но и в торговле, темпы роста которой в последние годы всегда превышали среднероссийские показатели.

Свое выступление начну с краткой характеристики сегодняшнего экономического состояния региона. Хочу отметить, что ситуация в экономике начала меняться, и в настоящее время ее можно охарактеризовать как постепенное сглаживание экономического спада. Положительные тенденции социально-экономического развития за истекшие 9 месяцев текущего года представлены на слайде. Весь период с начала года растет промышленное производство. Существенно снизилась инфляция - прошлый год мы закончили с цифрой 17%, за 9 месяцев текущего года инфляция сложилась на уровне 7,4%. Однако, по ряду основных экономических показателей в течение текущего года продолжалось снижение. Больше всего беспокоит плохая динамика инвестиций, строительной отрасли и потребительского сектора экономики. На снижение объёма инвестиций оказали влияние негативные тенденции в экономике, проявившиеся еще в конце 2014 года и сохранившиеся в 2015 году.

В результате этого многие инвестиционные проекты были приостановлены ввиду невозможности привлечения кредитных ресурсов, роста цен на строительные материалы, оборудование, промышленное сырье, при этом цены на реализацию производимой продукции росли меньшими темпами из-за снижения спроса на нее.

В 2016 году продолжается снижение оборота розничной торговли, который является одним из главных локомотивов роста, что связано со сложившейся нестабильной финансово-экономической ситуацией на потребительском рынке. Положительное влияние на развитие торговой отрасли в Ивановской области окажет реализация новых инвестиционных проектов, расширение сетевого бизнеса и развитие малого предпринимательства в торговой отрасли. В этой ситуации мы и произвели оценку показателей 2016 года и разработали их прогноз на 2017, 2018 и 2019 годы.

Реализация антикризисных мер (особенно в части оказания мер поддержки субъектам экономики) и стратегических направлений развития экономики, определенных Стратегией социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, позволит в прогнозируемом периоде обеспечить постепенное восстановление экономического роста в регионе.

Разработанный нами среднесрочный прогноз хотя и основан на консервативной оценке показателей, по ряду из которых оценка темпов роста в 2016 году составляет менее 100%, в плановом периоде 2017-2019 годов предусматривает умеренный рост показателей.

Начиная с 2017 года, мы ожидаем восстановления основных факторов экономического роста, то есть потребительского спроса через рост доходов населения и инвестиционного спроса. На это направлена, в частности, и наша политика импортозамещения, и политика сдерживания тарифов естественных монополий, проводимая Правительством Российской Федерации. Прогноз исходит из того, что в 2017 году рост промышленности составит 1,6%, продукции сельского хозяйства – 1,7%, объёма работ, выполненных по виду деятельности «строительство» – 1,5%, ввода жилья – 5,5%, розничного товарооборота – 1,1%. Инфляция (декабрь к декабрю предыдущего года) прогнозируется на уровне 5,5%.

Основным показателем, характеризующим социально-экономическое развитие Ивановской области, остается валовой национальный продукт. Основными составляющими экономического роста региона и отраслями, наполняющими областной бюджет остаются промышленность, торговля, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь. Доля данных секторов экономики в структуре ВРП составляет более 50%, динамика их развития и обеспечивает рост или снижение ВРП.

В связи с ожидаемым умеренным ростом данных секторов экономики рост ВРП прогнозируется в 2017 году – на 0,6%, а в 2018-2019 годах – на 1,9 –2,2% соответственно. В 2017-2019 годах прогнозируется рост промышленного производства в пределах от 1,6% до 2%.

Предполагаем, что розничный товарооборот будет расти в прогнозируемом периоде умеренными темпами от 1,4% до 3%, что будет оказывать позитивное влияние на рост экономики в целом. По объему платных услуг населению в 2017-2019 годах также ожидается рост в пределах от 1,2% до 3,8%.

В 2019 году прогнозные значения инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) не превысят 4,5%. Соответственно, данные значения прогноза по инфляции оказывают влияние и на прогноз среднемесячной заработной платы, доходов населения, а, следовательно, и на рост потребительского спроса населения, оборота розничной торговли и потребительских услуг.

Прогнозные значения среднемесячной заработной платы составят от 22,4 тыс. рублей в 2017 году до 24,9 тыс. рублей в 2019 году (темпы роста – от 3,6% до 5,9%).

Бюджетообразующим показателем прогноза является прибыль прибыльных организаций. В 2017 году прибыль прибыльных организаций прогнозируется в сумме 10 млрд. рублей с ростом к текущему году на 4%.

В 2018-2019 годах в связи с ожидаемым улучшением состояния экономики региона прогнозируется рост прибыли на 5,1% и 6,2% соответственно.

Также одним из основных факторов, позволяющих улучшить ситуацию с экономическим ростом в 2017 и двух последующих годах, является активизация инвестиционной деятельности. Мы предполагаем, что на фоне снижения объема инвестиций в текущем году объем инвестиций в 2017 году составит порядка 35 млрд. рублей, что выше уровня 2016 года в сопоставимых ценах на 15,5%. Высокий рост объема инвестиций в основном связан с реализацией крупного инвестиционного проекта по строительству комплекса по производству ПЭТФ с общим объемом инвестиций в прогнозируемом трехлетнем периоде порядка 19 млрд. рублей.

В 2018-2019 годах объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования оценивается на уровне 42–49 млрд. рублей с ростом к предыдущему году на 11,5 – 8,8% соответственно.

В прогнозном периоде 2017-2019 годов планируется реализация ряда крупных, уже реализуемых, и новых инвестиционных проектов, представленных на слайде.

Создание комфортных условий для инвесторов остается одной из первостепенных задач, над которой нам предстоит работать и в перспективе. В прогнозируемый период планируется продолжить практику стимулирования инвестиционной и деловой активности за счет предоставления инвесторам налоговых льгот и других преференций.

Дополнительной мерой поддержки инвесторов в регионе стало принятие областного закона о масштабных инвестиционных проектах, для реализации которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в аренду без торгов.

Также сегодня предпринимаются попытки запустить в работу новые инструменты стимулирования инвестиционной активности. Совместно с Ивановской областной Думой и бизнес-сообществом подготовлен региональный закон о промышленности, где фигурирует норма о возможности заключения в регионе специальных инвестиционных контрактов, позволяющих получить льготную ставку налога на прибыль, вплоть до обнуления. Готовятся соответствующий порядок и изменения в закон «О налоге на прибыль».

В заключение хочу сказать, что бюджет, который мы сегодня рассматриваем, – это ключевой инструмент не только социальной, но и экономической политики. Все наши усилия в перспективе будут направлены на решение главной задачи – восстановление роста экономики, от которого напрямую зависит наполняемость доходной части бюджета Ивановской области.

Благодарю за внимание.

Коньков П.А.: Александр Валерьевич, а что все-таки у нас с малым и средним бизнесом в будущем году?

Лодышкин А.В.: Павел Алексеевич, с малым бизнесом работаем практически в ручном режиме.

Коньков П.А.: Я не в плане работы, я имею в виду в плане бюджета.

Лодышкин А.В.: Если говорить о формах прямой финансовой поддержки, то всегда упираемся в возможности федерального центра. У нас Минэкономразвития несколько лет подряд квоту, которую доводит до региона, снижает, как и для всех оставшихся.

Коньков П.А.: Мы этот вопрос обсудили с Улюкаевым. Посмотрим, что будет.

Лодышкин А.В.: В целом, на сегодняшний момент при сохранении условия доли финансирования, которая была в этом году, необходимый объем денежных средств в региональном бюджете предусмотрен. В этом году заявочная кампания идет достаточно активно - количество заявок растет, география по муниципалитетам растет, предприниматели довольны, обратная связь у нас выстроена. Мы в таком же режиме планируем работать в следующем году. Каждый год вместе с нашим бизнес-сообществом пытаемся держать руку на пульте в части налоговых льгот. В прошлом году был целый пакет налоговых льгот внесен, есть реальная польза – количество патентов возрастает и количество предпринимателей, которые этими новыми формами пользуются, растет. Мы не видим спада по поступлению налогов. Несмотря на налоговые льготы, есть даже небольшой рост. В этом году по Вашему поручению на основе предложений бизнес-сообщества тоже законопроекты по очередному пакету налоговых льгот подготовлены. Сейчас они находятся на рассмотрении в Департаменте финансов с учетом как раз позиции Министерства финансов. Если вдруг здесь все сложится, то бизнес получит дополнительную поддержку в следующем году.

Коньков П.А.: Хорошо. На вопрос, где взять деньги, я думаю, что нам ответит Анна Николаевна Петропольская. Анна Николаевна, у нас ведь два основных источника – Минфин и Вы.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства и участники заседания!

Управлением ФНС России по Ивановской области при рассмотрении проекта доходной части областного бюджета на 2017 год в части доходов, которые администрируют налоговые органы, произведены расчетные оценки поступления налогов.

По результатам расчета управления считаем обоснованными бюджетные назначения по налогу на прибыль организации, акцизам на пиво и алкогольную продукцию, транспортному налогу и налогу на игорный бизнес.

Основным показателем, который необходимо учитывать при прогнозировании поступлений по налогу на прибыль, является прибыль прибыльных организаций. Действительно, здесь не раз уже звучало, что расчет налога на прибыль также мы подтверждаем. Мы его провели, исходя из ожидаемой динамики роста показателя прибыли прибыльных организаций на 2017 год в размере 4%.

Кроме того, учтены в прогнозе объемы поступлений налога в текущем году, перечисляемые структурными подразделениями, головные организации которых зарегистрированы в других регионах, включая и налогоплательщиков, входящих в консолидированные группы. Доля поступлений от данной категории налогоплательщиков в общих объемах поступлений заложена в размере 48%.

По транспортному налогу. При прогнозировании транспортного налога необходимо учитывать факторы, повлиявшие на снижение поступления данного налога в 2015 году и в текущем году от юридических лиц. Так, изменения, внесенные в областное законодательство на 2015 год, в части увеличения ставок налога в отношении грузовых автомобилей со сроком эксплуатации более 5 лет, вызвали перерегистрацию транспортных средств в другие регионы (с более низкими ставками) рядом крупнейших налогоплательщиков. Сумма за 10 месяцев текущего года уменьшилась на 25% по поступлениям. Кроме того, при расчете поступлений транспортного налога на 2017 год управлением учитывались следующие факторы - с одной стороны снижение количества транспортных средств в связи с актуализацией сведений, полученных в ходе проведенной сверки баз данных ГИБДД и налоговых органов по транспортным средствам физических лиц и со снятием с учета транспортных средств крупным налогоплательщиком – юридическим лицом, а с другой стороны рост базы за счет применения более высоких ставок за счет приобретения более мощных транспортных средств. Так, если до 2015 года в среднем прирост количества транспортных средств составлял около 4%. Управление планирует рост, и прогноз по транспортному налогу в 2017 году будет на уровне 2016 года. У нас в этом году в связи с тем, что сроки уплаты перенесены на 1 декабря по физическим лицам, и все принудительные меры взыскания управление начнет применять только в 2017 году, то все неуплаченные добровольно суммы за 2016 год сядут в 2017 году. Соответственно, падения налога в этом году не будет.

Коньков П.А.: (Плохая запись).

Петропольская А.Н.: Поступят в бюджет, Павел Алексеевич.

Что касается налога на физических лиц. По налогу на доходы физических лиц управлением за основу в расчете поступлений налога по налоговым агентам на 2017 год взят прогноз фонда начисленной заработной платы, предусмотренный предварительным прогнозом социально-экономического развития Ивановской области с ростом на 3,3% к ожидаемым поступлениям налога в 2016 году. А также учли среднюю ставку налога, учитывающую долю стандартных, имущественных и социальных налоговых вычетов.

По индивидуальным предпринимателям и физическим лицам расчет произведен исходя из фактических начислений и поступлений, сложившихся в 2016 году.

С учетом данных обстоятельств сумма налога на доходы физических лиц в 2017 году по расчетам управления в областной бюджет сложится ниже учтенных в проекте бюджета на 660 млн. рублей. Указанная разница в прогнозных расчетах связана с тем, что Департаментом финансов налоговая база для расчета налога по индивидуальным предпринимателям и физическим лицам рассчитана, исходя из сделок 2015 года, в которые входили поступления по разовым операциям от реализации крупнейшего в области имущественного комплекса. Сделок в таком крупном размере в 2016 году не производилось. Кроме того, на поступление налога на доходы физических лиц негативно влияет фактор неуплаты в бюджет данного налога организациями-банкротами, которых насчитывается более 10% в области, а также ежегодный рост заявленных физическими лицами имущественных и социальных налоговых вычетов уже с 2015 года, этот рост идет на 70 млн. рублей ежегодно.

При расчетах прогноза поступлений налога на имущество организаций в 2017 году учитывались изменения налогового законодательства в части увеличения ставки налога с 1,3% до 1,6% в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также рост налоговой базы на 2,5%.

Департаментом финансов в проекте областного бюджета на 2017 год заложен рост поступлений налога по сравнению с оценкой поступлений 2016 года на 14,7%. В то же время, в расчете прогноза Департаментом не учтены такие отрицательные факторы, как изменение норм налогового законодательства (в части исключения из-под налогообложения движимого имущества), а также неуплата налога крупными налогоплательщиками региона, находящимися в процедурах банкротства или в предбанкротном состоянии.

Необходимо отметить, что поступление налога от административно-деловых и торговых центров, для которых налоговая база считается от кадастровой стоимости объекта, снижено за 9 месяцев 2016 года почти на 30 млн. рублей. Причиной является снижение областным законодательством ставки налога с 2,2% до 0,7% или в 3 раза, при этом кадастровая стоимость или ниже, или незначительно превышает остаточную стоимость объекта недвижимости. Особенно данная ситуация прослеживается по новым, недавно введенным имущественным комплексам. Налогоплательщики активно используют право оспаривания кадастровой стоимости в судебном порядке. В результате кадастровая стоимость по решению суда значительно снижается и негативно отражается на поступлении налога. С учетом данных факторов по расчетам управления рост поступления налога составит 5%, но не те 15%, которые заложены в прогнозе.

Исходя из прогнозных расчетов управления, сумма поступлений налога на имущество организаций составит 2,2 млрд. рублей или меньше прогнозных показателей на 190 млн. рублей.

Основным показателем при прогнозировании поступления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, управление учитывало рост оборотов малого бизнеса, заложенный в прогнозных показателях социально-экономического развития Ивановской области на 2017 год. На 2017 год он составляет 107%. Выбор данного показателя обусловлен тем, что более 50% поступления данного налога приходится от налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы». Однако, учитывая динамику поступления налога в 2016 году, когда вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, осуществляющие отдельные виды деятельности, освобождены от уплаты налога, а также увеличение количества видов деятельности, по которым применяется пониженная ставка налога в размере 5% с объектов налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов), рост поступления налога в 2017 году составит не более 5% по отношению к ожидаемым поступлениям 2016 года.

Исходя из роста оборотов малого бизнеса, сумма налога оценивается к поступлению в 2017 году в размере 1,7 млрд. рублей или меньше учтенного в проекте закона «Об областном бюджете» на 70 млн. рублей.

Кроме того в настоящее время рассматривается вопрос о введении дополнительных льгот (снижение на 2%) если объектом налогообложения являются «доходы» по отдельным видам деятельности, а также снижение ставки до 1% у впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей по видам деятельности, касающимся сферы строительства, гостиниц и предприятий общественного питания.

В случае принятия данного законопроекта прогноз поступлений налога необходимо будет скорректировать на сумму выпадающих доходов.

Вместе с тем, Павел Алексеевич, в целях увеличения поступлений в областной бюджет в 2017 году управление продолжит практику проведения тематических выездных проверок в отношении налоговых агентов, не перечисляющих НДФЛ. В настоящее время до конца года порядка нескольких сотен миллионов будет дополнительно зачислено в бюджет как раз по налогу на доходы физических лиц. Продолжится дальнейшее проведение контрольных мероприятий по увеличению налоговой нагрузки до уровня среднеотраслевой налогоплательщиками Ивановской области.

Мы так же, как в прошлом году, закладывали не очень радужную ситуацию, но в настоящий момент рост налога идет и к прошлому году, и к плановым показателям, порядка 10%. Я думаю, что в 2017 и последующие годы мы справимся.

Коньков П.А.: Я Вам одно скажу, что Вы, конечно, можете минусовать прогноз Департамента финансов, сколько Вам угодно.

Петропольская А.Н.: Я понимаю, Павел Алексеевич.

Коньков П.А.: Извольте, пожалуйста, за счет недоимки, проверок и прочего выполнить прогноз Департамента финансов.

Петропольская А.Н.: Как обычно.

Коньков П.А.: Как обычно. Никакой поблажки Вам здесь не будет.

У меня к Вам есть вопрос практического плана. Сейчас активно обсуждается возможность, вернее невозможность перенесения на текущий год более 30% убытков предыдущих лет . Как Вы считаете, это будет иметь значение для Ивановской области?

Петропольская А.Н.: Я думаю, что да. Действительно, основные налогоплательщики у нас применяют общую систему налогообложения, где как раз уплачивается налог на прибыль. Если это будет перенесено, то придется корректировать.

Коньков П.А.: Спасибо. Присаживайтесь. Ольга Валентиновна Бузулуцкая – председатель Совета муниципальных образований Ивановской области, глава Комсомольского муниципального района.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые участники заседания!

Подготовка бюджетов 2017-2019 годов для муниципалитетов является приоритетным направлением в работе и проводится с учетом последних изменений законодательства Ивановской области в области межбюджетных отношений и вопросов местного значения муниципальных районов и сельских поселений.

Отрадно отметить, что проектом закона сохранен уровень дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в пользу муниципальных районов.

Вместе с тем, новые рассчитанные нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления затруднят качественно исполнять полномочия, принимаемые муниципальными районами с поселений. Если взять для примера Комсомольский муниципальный район, то расходы на содержание органов местного самоуправления районов с учетом принимаемых полномочий от поселений уменьшатся ровно в 5 раз.

Надо сказать, что в условиях опережающего роста расходов над доходами проблема сбалансированности местных бюджетов выходит на первый план. На лицо рост дефицита местных бюджетов, вытеснение расходов капитального характера социальными, а в основной массе – текущими расходами. В связи с этим бюджетная политика муниципалитетов в области доходов в текущих экономических условиях должна быть нацелена на укрепление и развитие собственной доходной базы, мобилизацию в бюджет имеющихся резервов, совершенствование администрирования доходов и эффективное использование муниципального имущества.

Кроме этого усиление совместной работы с налоговыми органами по легализации заработной платы работающего населения и выводу из «тени» доходов предпринимателей.

В целях увеличения доходов муниципальных бюджетов особое внимание следует уделять активизации работы по выявлению неоформленных в установленном законодательством порядке земельных участков и неоформленных в собственность объектов недвижимости, в том числе объектов незавершенного строительства, с последующим понуждением собственников земельных участков и объектов недвижимости к своевременной регистрации прав собственности на данные объекты.

В текущем году на всей территории Российской Федерации действует единый срок уплаты физическими лицами имущественных налогов (земельного, транспортного и налога на имущество физических лиц) не позднее 1 декабря. При этом массовая рассылка налоговых уведомлений завершится лишь к октябрю, оставив для населения только 30 рабочих дней для уплаты налога. Возникшая ситуация не лучшим образом может отразиться на собираемости имущественных налогов в текущем году, и главам муниципалитетов предстоит к этому быть готовыми.

Кроме того установленное законодательством право налогоплательщиков оспаривать результаты кадастровой оценки земельных участков может привести к потерям доходов по платежам за землю и отрицательно повлиять на доходную часть бюджета. Думаю, в каждом муниципалитете такие прецеденты уже есть.

Для частичного решения обозначенной выше проблемы в областном бюджете предусмотрено предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям не только для покрытия временных кассовых разрывов, но и на частичное покрытие дефицитов бюджетов муниципалитетов. Эту меру считаем своевременной.

Надо сказать, что в последнее время сложилась практика распределения субсидий из областного бюджета в течение всего финансового года, что приводит к очень частому внесению изменений в местные бюджеты и в муниципальные программы. Отмечу, что несвоевременное распределение главными распорядителями областного бюджета ассигнований и лимитов бюджетных обязательств затрудняет процесс планирования, эффективного и своевременного освоения средств межбюджетных трансфертов. В связи с этим просим рассмотреть возможность утверждения распределения межбюджетных трансфертов в законе «Об областном бюджете».

Не первый год поднимается вопрос муниципалитетами о распределении расходов на содержание МФЦ между федеральными, региональными и муниципальными уровнями. В данном проекте областного бюджета субсидии муниципалитетам не предусмотрены. Вношу предложение, при внесении изменений в областной бюджет в течение финансового года, предусмотреть выделение данных субсидий муниципальным образованиям.

В заключение хочу сказать, что очередной финансовый год станет серьезным испытанием для муниципальной бюджетной системы. Связано это со сложной финансово-экономической ситуацией в стране и передачей полномочий от поселений районам. Нам предстоит большая работа по увеличению доходной части бюджетов и эффективному его расходованию.

Благодарю за внимание.

Коньков П.А.: Ольга Валентиновна, действительно, ряд очень верных замечаний сделан в Вашем докладе. Наверное, в этом году 1 декабря мы никуда не денемся, уже смиримся, но перенесение этого срока на более ранний период… Разговоры на федеральном уровне идут достаточно активно. Я думаю, что они к этому делу вернутся. Что касается распределения субсидий, то я думаю, что надо очень предметно всем Департаментам рассмотреть все. Любовь Васильевна, на общий контроль возьмите. Давайте попробуем по примеру федерации в первом квартале все-таки утвердить им лимиты на все ассигнования.

Яковлева Л.В.: Павел Алексеевич, насколько я понимаю, здесь больше всего речь идет о субсидиях из дорожного фонда.

Коньков П.А.: Я тоже так думаю. У Вас общий контроль, а детали профильные департаменты рассмотрят, потому что это правильное предложение. Мы сами копия также страдаем, когда нам тянут распределение лимитных обязательств сверху. Спасибо. Присаживайтесь Ольга Владиленовна Макашина – заместитель декана факультета экономики и управления Ивановского государственного энергетического университета, доктор экономических наук, профессор, член Общественной палаты Ивановской области, председатель Общественного совета при Департаменте финансов Ивановской области.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства и участники заседания!

Разрешите осветить основные положения экспертизы проекта закона Ивановской области «О бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».

Во-первых, хочется отметить, как однозначно положительный момент, возврат к разработке трехлетнего бюджета, потому что именно среднесрочное планирование позволяет получить измеримый эффект от реализации принимаемых программ.

Следующим положительным фактором является увеличение удельного веса доходов и расходов в ВРП. Влияние бюджета на экономику региона характеризует такой показатель как удельный вес доходов и расходов государственного сектора в валовом региональном продукте.

За период с 2012 по 2016 годы по отношению к ВРП и доходы, и расходы областного бюджета снижались, причем высокими темпами. Впервые за прошедшие пять лет запланировано, что удельный вес доходов и расходов будет увеличиваться.

Анализ доходной части бюджета показал следующее:

- областной бюджет остается дотационным – сами себя мы можем обеспечить только на 73% (в 2016 было 70,32%);
- основными источниками доходной части бюджета продолжает оставаться налог на доходы физических лиц. Кроме того довольно значимые поступления дают налоги на товары и налог на имущество, налог на прибыль. В абсолютном выражение в 2017 году по сравнению с текущим годом запланировано пусть незначительное, но повышение поступлений на налогу на прибыль.

Из данных анализа расходов следует:

- выполнение социальных обязательств останется практически на прежнем уровне – доля расходов на социальную политику прежней;
- в абсолютном выражении расходы на обслуживание долга сократились на 200 млн. рублей, однако доля осталась на прежнем уровне в связи со снижением общего объема расходов.

Продолжила расти доля расходов областного бюджета, формируемых в рамках программ Ивановской области. Программный бюджет – это правильный путь для перехода к системе результативного бюджетирования. Однако, будут ли выполнены программы по запланированным индикаторам – такой анализ можно будет провести по итогам исполнения бюджета 2017 года.

Бюджет на очередной год жесткий – при незначительном росте доходов расходы практически по всем программам снижаются. Подходы к формированию расходной части бюджета были соответствующими сложной экономической ситуации. В первую очередь это оптимизация действующих расходных обязательств и перераспределение ресурсов на решение приоритетных задач. Однако, перераспределение подразумевает изменение доли бюджетных ассигнований – но доли, как показал анализ, остаются практически неизменными на протяжении ряда лет.

Бюджет запланирован с профицитом. Профицит сам по себе лишь способ решения проблем или показатель их наличия. Профицит имеет смысл только в том случае, если существуют четкие цели применения данного финансового инструмента, в противном случае можно ослабить экономику и добиться от этого только негативного эффекта.

Центральной проблемой должна быть не сбалансированность бюджета сама по себе, а содействие экономическому росту, использованию экономического потенциала, полной занятости.

Для повышения эффективности социально-экономического развития экономики региона необходимо изменить механизмы повышения его инвестиционной привлекательности. Повышение инвестиционной привлекательности за счет создания благоприятных условий – это упрощение процедуры организации, создание инфраструктуры, понижение налоговых ставок – это все хорошо и замечательно, но мы эти шаги предпринимаем уже на протяжении нескольких лет, а инвестор к нам не идет. Стоит задуматься о выходе за инвестором за пределы региона.

Инвестиции в модернизацию экономики приведут к росту поступлений по наиболее важным налоговым источникам - рост прибыли повлечет увеличение поступлений по налогу на прибыль и рост имущества, будут созданы новые рабочие места.

Наиболее слабым звеном бюджетной политики в регионе, на наш взгляд, является минимальная эффективность расходов и отсутствие достоверных прогнозов на ряд лет, а ведь ключевым фактором роста инвестиций является достоверное программирование на ряд лет вперед.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: У меня, прежде всего, как к ученому, к Вам вопрос.

Вы в конце говорили о том, что инвестиции приведут к росту ряда налогов. Ольга Владиленовна, а вот мы считаем в этой ситуации, чтобы привлечь инвестора у нас есть стратегические льготы – освобождение по налогу на имущество. Получается, что мы инвестора по налогу на имущество почти на 10 лет освобождаем, от прибыли освобождаем, за 10 лет имущество амортизируется, поэтому эти капитальные затраты дохода бюджету не принесут никогда, и по большому счету, у нас инвестиции возвращаются в бюджет только за счет НДФЛ и создания новых рабочих мест. Я как-то грубо прикидывал, я эту цифру уже называл, что 1 миллиард в бюджет – это 100 миллиардов инвестиций. Вы согласны с таким расчетом?

Макашина О.В.: Согласна. Действительно, Павел Алексеевич, Вы правы. Я сказала, что снижение налоговых ставок и предоставление налоговых льгот – это не самое первоочередное, что с точки зрения бюджета интересует нас. Привлекать инвесторов за счет снижения налоговой ставки, конечно, нужно, но это не первоочередная мера все-таки.

Коньков П.А.: Я не совсем согласен с Вами вот в какой части, что в такое непростое время сбалансированность бюджета тоже в определенной степени самоцель. Мы с Яковлевой в конце прошлого года ликвидировали дисбаланс бюджета (700 млн. рублей) буквально после 15 декабря. Это нам позволило выполнить социальные обязательства. Спасибо Вам большое.

Макашина О.В.: Спасибо.

Коньков П.А.: Коллеги, предлагаю завершать обсуждение, или кто-то желает выступить? Я уже ряд посылов в ходе обсуждения сказал, и, наверное, не будем особо повторяться в этом плане. Еще раз первое и самое главное. Коллеги, бюджет достаточно жесткий и непростой, и работать муниципалитетам и региональному Правительству будет непросто, отсюда ряд задач (о стратегии я, безусловно, скажу) – сбор всяких платежей (арендных и прочих), налоговому управлению надо вводить «военное положение» - с льготами надо обходиться очень аккуратно и осторожно, ситуация достаточно непростая, экономия предельная – где остались неэффективные расходы, конечно, надо снимать. Виктор Владимирович в своем докладе говорил тоже, что все равно, как ни тяжело и как непроста социально-экономическая обстановка, адресностью льгот заниматься будем, потому что, еще раз говорю, в сути своей это заключает в себе социальную справедливость.

Развитие. На развитие пока денег предусмотрено не очень много, поэтому наша задача – мультипликационный предельный эффект за счет использования федеральных средств, за счет соглашений и за счет концентрации. Например, если будем мы развивать и строить в Вичуге новое предприятие, то мы имеем с Вами возможность там сконцентрировать средства (условно говоря) кредиты ВЭБа, по технопарку – инфраструктуру, по фонду моногородов – определенные деньги, и совместно мы решаем задачу. Вот пример подобной концентрации.

Очень оперативно надо работать с деньгами. Вопрос Светлана Валентиновна подняла правильный. Если мы хотим, чтобы к нам относились так, как мы хотим, то мы должны и к другим так относиться, то есть мы просим из федерального центра скорей-скорей-скорей, а с муниципалитетами… Сергей Витальевич, вообще вопрос правильный. Мы все-таки больше «темним» с дорожным фондом до конца, до предела, а надо каким-то образом… Давайте мы с Вами всю «темноту» в первом квартале разберем и сами для себя поймем – что, где, кому в этом плане. Поэтому бок об бок, плечом к плечу бюджет реален. Расхождения в прогнозе, которые озвучены, по моему опыту, они не принципиальные, потому что компенсационные возможности есть. Бюджет составлен достаточно осторожно по доходам. Я считаю, что у нас есть шанс его выполнить. Еще раз подчеркну, что все социальные обязательства мы исполним. Для позитивного настроения – все-таки определенный тренд перелома в прогнозе по основным параметрам произошел, перелом на рост, этого мы с Вами не ощущали в последние годы. Предлагаю его в этом виде внести, если члены Правительства не возражают, в областную Думу.

Еще раз повторю, что работать с ним придется еще много-много раз.

Спасибо всем за внимание. Совещание с главами в 11:45.

С помощью данной формы можно отправить информацию о выявленных неточностях или ошибках, обнаруженных на сайте.

Все предложения, касающиеся работы портала, необходимо отправлять через форму обратной связи.
Для того чтобы обратиться непосредственно в орган исполнительной власти для получения консультации его специалистов, нужно перейти на страницу подразделения, в интернет-приемную и воспользоваться формой отправки сообщения.

Текст, содержащий ошибку:

Правильный текст или комментарий: