Мобильная версия

Версия для слабовидящих

23 февраля 2017, четверг22:03

19 октября 2016

Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 19 октября 2016 года

Коньков П.А.: Добрый день, уважаемые коллеги. В конце сентября на территории Ивановской области проходил юбилейный XV Всероссийский съезд органов охраны памятников истории культуры. Этот традиционный форум работников сферы охраны культурного наследия был высоко оценен Министерством культуры Российской Федерации. Наш регион был выбран для проведения подобного мероприятия неслучайно. Наш край богат культурно-историческим прошлым. На территории области располагаются три исторических поселения федерального значения – Кинешма, Плес и Шуя. Сегодня на заседании Правительства хотелось бы отдельно рассмотреть вопрос - о государственной охране объектов культурного наследия на территории региона. В начале этого года во всех субъектах Российской Федерации были созданы исполнительные органы государственной власти, наделенные полномочиями по государственной охране объектов культурного наследия. Наш регион - не исключение. Поскольку комитет по государственной охране объектов культурного наследия - орган достаточно молодой, перед ним стоит множество первостепенных задач, которые требуют определенных усилий для решения, хотя есть и трудности. Цель сегодняшнего заседания Правительства – наметить основные направления, по которым будем двигаться дальше. Слово для доклада предоставляется Анне Сергеевне Рожковой – председателю комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства Ивановской области и участники заседания!

Государственная охрана объектов культурного наследия является не только одной из приоритетных задач органов государственной власти и местного самоуправления, но и реализацией конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности по сохранению исторического наследия.

Почти 30 лет назад Россия ратифицировала Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, согласно которой повреждение или исчезновение любых образцов культурной ценности или природной среды представляют собой пагубное обеднение достояния всех народов мира.

С 1 января 2016 года в соответствии с требованиями федерального закона об объектах культурного наследия впервые в истории региона создан самостоятельный исполнительный орган государственной власти, не наделенный иными полномочиями кроме государственной охраны памятников истории и культуры - комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия. Комитет реализует, в том числе, переданные Ивановской области полномочия Российской Федерации в отношении объектов культурного наследия, имеющих федеральную категорию историко-культурного значения.

В настоящее время на территории региона расположено три исторических поселения федерального значения - Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, а также 1596 объектов культурного наследия, из них:

- 185 объектов имеют федеральную категорию историко-культурного значения;
- 309 - региональную;
- 122 - местную (муниципальную);
- 980 объектов относятся к выявленным объектам, то есть к тем, в отношении которых не проведена государственная экспертиза по установлению историко-культурной ценности.

Следует отметить, что большинство памятников истории и культуры поставлено на государственную охрану в 70-80 годы XX века.

Это обуславливает необходимость актуализации составленной на них учетной документации на предмет соответствия действующему законодательству, уточнения сведений об объектах, а также их полной инвентаризации с учетом того, что многие из них были физически утрачены еще 30 лет назад. Эти вопросы сопряжены с серьезными финансовыми и временными затратами. С учетом средней стоимости государственной историко-культурной экспертизы объем финансовых средств, требуемых на завершение работы, составляет более 200 млн. рублей. Кроме того, даже в случае физической утраты объект культурного наследия, имеющий категорию, может быть исключен из реестра только на основании акта Правительства Российской Федерации. Комитетом направлялись обращения в Минкультуры России с предложением о введении упрощенного порядка исключения объектов из реестра в случае их полной физической утраты на основании справок БТИ без актов государственной историко-культурной экспертизы, однако они не были поддержаны.

Остро стоит проблема с выявленными объектами культурного наследия, которые в общей доле памятников истории и культуры составляют 62%. В 2013 году главам администраций городских округов и муниципальных районов Губернатором было дано поручение по включению в реестр 30% выявленных объектов культурного наследия, расположенных на соответствующих территориях. За период с 2013 года по настоящее время было подготовлено 235 актов государственной историко-культурной экспертизы. Вместе с тем, выявленные объекты культурного наследия по-прежнему превалируют в общей численности памятников истории и культуры.

Вопросы сохранения и использования объектов культурного наследия носят социально значимый характер и имеют значительный общественный резонанс.

В этой связи при Комитете созданы Общественный совет и совет по сохранению памятников истории и культуры, наделенные правом рассмотрения архитектурно-строительных, реставрационных проектов и проектов по приспособлению объектов культурного наследия народов Российской Федерации для современного использования.

В их состав вошли представители общественных объединений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере реставрации и научного проектирования, эксперты государственной историко-культурной экспертизы. Именно во многом благодаря их неравнодушной позиции в 2016 году региональную категорию охраны приобрела Большая Ивановская Мануфактура, а муниципальную - гостиница Центральная.

Отдельного регулирования требует вопрос по проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами. В 2016 году Комитетом проведена их инвентаризация. Всего на территории области расположено 169 объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными жилыми домами. У 67 объектов определена категория историко-культурного значения, 102 жилых дома или 62% являются выявленными памятниками архитектуры. Федеральный закон об объектах культурного наследия не предусматривает исключения из общего порядка проведения ремонтно-реставрационных работ в отношении многоквартирных домов вне зависимости от их объема, что предполагает разработку научно-проектной документации, прохождение государственной историко-культурной экспертизы, проведение работ организацией, имеющей лицензию Министерства культуры Российской Федерации. По мнению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при решении вопроса по проведению ремонта таких домов целесообразно рассматривать возможность оказания дополнительной государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества, а также возможность установления дифференцированного размера взноса на капитальный ремонт для собственников помещений. Однако на сегодняшний день подобные расходные обязательства приняли на себя лишь Санкт-Петербург, Волгоградская и Тамбовская области.

На протяжении последних десятилетий в Российской Федерации идет процесс совершенствования законодательства в области градостроительной деятельности, земельного законодательства, законодательства в области охраны объектов культурного наследия, что затрудняет работу с зонами охраны объектов культурного наследия, разработанными в соответствии с нормативными актами РСФСР и СССР. Отсутствие в зонах охраны установленных режимов использования земельных участков и градостроительных регламентов создает условия для злоупотребления правом при осуществлении хозяйственной деятельности. Так, по итогам совещания у Губернатора Ивановской области «О рекламных конструкциях в исторической среде», состоявшегося в декабре 2015 года, администрации города Иваново необходимо было откорректировать и утвердить схему размещения рекламных конструкций в городском округе, обеспечивающую соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, а также продолжить работу по установлению требований к осуществлению деятельности в границах достопримечательных мест местного (муниципального) значения, в том числе введя запрет или ограничение на размещение рекламы. В настоящее время указанные требования установлены лишь в отношении одного достопримечательного места - Рождественская улица, а процесс приведения в соответствие схемы размещения рекламных конструкций затянулся.

Обозначу еще один вопрос. Органами местного самоуправления при принятии решений не учитываются требования 73-го Федерального закона «О необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы земельных участков, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ». Отсутствие предварительного археологического исследования земельного участка образует состав административного правонарушения и влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 200 тыс. до 5 млн. рублей. Несмотря на поручение Губернатора Ивановской области по итогам совещания с главами администраций городских округов и муниципальных районов в июле 2016 года, работа должным образом до настоящего времени не организована. В этой связи в ноябре 2016 года Комитет совместно с Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области проведет совещание с профильными структурными подразделениями администраций муниципальных образований.

На территории региона расположено три исторических поселения федерального значения - Кинешма, Плес и Шуя. Приказами Министерства культуры Российской Федерации утверждены предмет охраны и границы территории Плеса и Кинешмы как исторических поселений. До настоящего времени отсутствует научно-проектная документация, соответствующая действующему законодательству, в отношении Шуи, что делает невозможным с 1 января 2017 года новое строительство на территории городского округа. Администрацией городского округа в 2015 году принимались на себя обязательства по корректировке документации за счет средств местного бюджета, однако в настоящее время их исполнение не представляется возможным.

В целях оказания содействия органу местного самоуправления Комитетом в 2016 году сформирована заявка в федеральную целевую программу «Культура России» с целью получения финансирования на указанные цели. Результаты рассмотрения заявки станут известны в первом квартале 2017 года.

Во исполнение поручения Министерства культуры Российской Федерации с 2015 года организована работа по отнесению объектов культурного наследия к памятникам истории и культуры, находящимся в неудовлетворительном состоянии. Критерии аварийности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации. Безусловным требованием действующего законодательства является то, что бремя содержания объекта культурного наследия несет собственник. Именно на него возлагается обязанность поддержания памятника в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В ходе инвентаризации объекты, находящиеся в неудовлетворительном состоянии были выявлены как из числа федерального имущества, так и из областной и муниципальной собственности.

Одним из основных источников финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, является федеральная целевая программа «Культура России». В период с 2011 года по 2016 год посредством программы на реставрацию объектов культурного наследия, расположенных на территории Ивановской области, было выделено более 290 млн. рублей. Следует отметить, что основная часть средств направляется на реставрацию объектов культового назначения, а объекты культурного наследия гражданской архитектуры в этих затратах составляют лишь 7%.

На 2016 год Ивановской областью подано в программу 38 заявок. Региону подтверждено федеральное финансирование на разработку научно-проектной документации по проведению работ по сохранению в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Соборы Воскресения: Старый» (Шуя) и памятника истории и культуры регионального значения «Усадьба Севрюгова» (Кинешма). Вместе с тем, необходимо осознавать, что только за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов решить проблему сохранения объектов культурного наследия не представляется возможным. Полагаем целесообразным вернуться к рассмотрению вопроса о предоставлении памятников архитектуры, находящихся в неудовлетворительном или руинированном состоянии, в аренду по льготной цене с заключением договора на длительный период и обременением инвесторов обязательствами по проведению полного комплекса ремонтно-реставрационных работ. Подобная практика зарекомендовала себя в Москве, Санкт-Петербурге, Новгородской области, с 2016 года реализуется в Чувашии.

Одним из основных направлений деятельности Комитета является осуществление государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.

За период 2014-2016 годов по итогам мероприятий по государственному надзору составлено 122 протокола по фактам нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия, невыполнения в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор. Общая сумма взысканных штрафов за указанный период составила более 1 млн. рублей.

В заключение хотелось бы отметить, что ни наличие, ни размер бюджетного финансирования, ни штатная численность уполномоченного органа не решают более глубокой проблемы - формирования чувства ответственности перед будущими поколениями за сохранение своей исторической памяти. Только путем объединения усилий органов власти, предпринимательского сообщества, общественных организаций возможно сохранение наших историко-культурных ценностей.

Благодарю за внимание.

Коньков П.А.: Спасибо, Анна Сергеевна. Давайте попытаемся прояснить некоторые вопросы. Как бы нам ни было горько, но время вносит свой вклад, и у нас часть памятников культурного наследия находятся в неудовлетворительном состоянии или физически утрачены, а в соответствии с действующим законодательством мы с Вами не можем их исключить из реестра без заключения действующего эксперта из Министерства культуры. Насколько я информирован, Вы в Минкультуры обращались, и поддержки не получили. Но отсутствие поддержки нам не дает решения вопроса, поэтому я Вас попрошу – готовьте вместе с профильным Департаментом мою встречу с Мединским и давайте этот вопрос попробуем еще раз проработать, потому что отсутствие эксперта ответственности с нас с Вами не снимает. Может Минкультуры подскажет нам выход из этой ситуации.

Вы также подняли вопрос об острой проблеме с выявленными объектами культурного наследия. Мы еще в 2013 году давали главам соответствующее поручение. Как муниципалитеты с ним справились?

Рожкова А.С.: Да, действительно, Павел Алексеевич, с 2013 года мы ведем постоянный мониторинг исполнения поручения. У нас есть муниципальные образования, которые не только на 100% выполнили, а даже перевыполнили поставленную задачу, среди них Шуя, Кинешма, Родниковский, Лежневский, Гаврилово-Посадский муниципальные районы. Есть часть муниципальных образований, которые справились с этим поручением на 80-90%. К сожалению, есть муниципальные образования, вернее одно единственное, которое не исполнило поручение в полном объеме, - это Юрьевецкий муниципальный район. В целом работа с муниципалитетами продолжается. Как я уже отмечала, до сих пор акты государственной историко-культурной экспертизы к нам в Комитет на рассмотрение поступают. Мы очень надеемся, что по итогам года мы добьемся исполнения поручения в полном объеме.

Коньков П.А.: Юрий Иванович Тимошенко, я не буду сегодня Вас поднимать, не могу же я Вас на каждом заседании Правительства поднимать, примите меры. Конечно, от города Иваново и Комсомольского района я просто не ожидал такого невыполнения поручения. Коллеги, я понимаю, что это серьезная дополнительная забота муниципалитетов, но мы в ответственности перед будущим поколением. Я прошу глав муниципалитетов эту работу завершить.

У объектов культурного наследия появились защитные зоны, которые в целях сохранения объектов автоматически наложили ограничения на любое капитальное строительство. В городе Иваново составили перечень объектов, у которых отсутствуют проекты зоны охраны. Как у нас в других муниципалитетах это дело?

Рожкова А.С.: Действительно, Павел Алексеевич, с 3 октября 2016 года вступили в силу поправки в Федеральный закон № 73-ФЗ, в соответствии с которыми у объектов культурного наследия, не обеспеченных зоной охраны, автоматически появляются зоны в радиусе от 100 до 250 метров в зависимости от вида объекта культурного наследия. Действительно, лучше всех в этом направлении отработала администрация города Иваново, которая еще в июле позаботилась о том, чтобы разместить в своей информационной системе информацию о таких объектах и предупредить потенциальных застройщиков и инвесторов о тех ограничениях, которые будут. К сожалению, пока кроме администрации города Иваново к этой работе никто не приступил. Недавно к нам пришли два запроса от Кинешмы и Кохмы с просьбой предоставить соответствующую информацию о тех объектах, которые зонами охраны не обеспечены.

Коньков П.А.: Коллеги, я призываю Вас, давайте пожалеем наших инвесторов и застройщиков, потому что если они там сегодня начнут строительство, то потом мы будем вынуждены заставить их сносить, в том числе и по суду, поэтому эти схемы должны быть разработаны и обнародованы. Город Иваново пошел здесь по правильному пути.

Анна Сергеевна, держите на контроле эту ситуацию и регулярно по этому поводу докладывайте. Сергей Юрьевич Рощин у нас здесь? Как Вы в отстающие попали?

Рощин С.Ю.: (Плохая запись).

Коньков П.А.: Мы, в том числе и общественность, много усилий приложили, чтобы добиться и войти в перечень поселений, поэтому давайте совместно работать. Вам помощь необходимую постараемся тоже оказать, в Минкультуры попробуем эту субсидию пробить, но ответственность это не снимает с Вас. Пожалуйста, коллеги, есть еще вопросы к Анне Сергеевне. Присаживайтесь. Ирина Александровна Виноградова – заместитель председателя Комитета по государственному строительству и законности Ивановской областной Думы.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства Ивановской области, участники заседания!

Культурное наследие – один из аспектов идентификации нации, который во многом формирует облик страны. Законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры в последнее время особенно активно формируется, отражая мировые тенденции в сфере охраны культурного наследия.

Сохранение памятников истории и культуры должно стать делом не только государства, но и всего общества, каждого гражданина, как это сформулировано в ст. 44 Конституции Российской Федерации - «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Эта архиважная задача требует формирования механизма реализации конституционной нормы.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим сферу сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, является Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», предусматривающий 3 уровня нормотворчества - федеральный, региональный и муниципальный. Если на региональном уровне еще в 2007 году принят соответствующий областной закон, то государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения осуществляется ненадлежащим образом. Еще с января 2015 года к полномочиям муниципальных районов отнесено сохранение, использование и популяризация памятников истории и культуры, находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района. Однако большинство муниципальных образований приступили к разработке необходимых административных регламентов лишь летом 2016 года по итогам комплексной проверки соблюдения законодательства надзорными органами. Указанные обстоятельства не только создают угрозу для негативных правовых последствий, но и способствуют нарушению прав граждан.

Сохранению объектов культурного наследия в последнее время уделяется все больше внимания. Об этом свидетельствуют поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по культуре и искусству, состоявшегося 25 декабря 2015 года. Часть из них направлена на совершенствование законодательства Российской Федерации в части:

- единства системы государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- контроля за состоянием объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и нанесение вреда таким объектам.

Полагаю, что решение данных вопросов невозможно без наделения органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению муниципального контроля в отношении соответствующей категории объектов культурного наследия. На территории города Иваново расположено лишь около 200 памятников истории и культуры, что составляет 12,5% от общей численности объектов культурного наследия региона.

Удаленность ряда муниципальных образований Ивановской области от областного центра не позволяет принимать быстрые и эффективные меры по предупреждению и пресечению нарушений законодательства об объектах культурного наследия лишь региональным органом охраны.

Приходится констатировать, что в настоящее время многие из памятников архитектуры, частично разрушенные вследствие стихийных бедствий, умышленных действий, нарушения правил пожарной безопасности, собственниками не восстанавливаются, меры по их консервации не предпринимаются.

Вместе с тем, любой объект культурного наследия представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации. К сожалению, такие памятники есть и в нашем регионе - это Народный дом текстильщиков (Таганка) в Иваново, Дом жилой 1893 года в Плесе.

Экспертами неоднократно высказывалась позиция о том, что повысить защищенность памятников культуры в регионах от уничтожения можно путем законодательного запрета ведения на их месте новых строительных работ. Для этого нужно принять на региональном уровне законодательные нормы, запрещающие новое строительство на месте уничтоженных памятников. Таким образом, если дом, имеющий признаки объекта культурного наследия, был продан в частную собственность вместе с земельным участком и сгорел или был снесен, то на этом участке можно проводить только регенерационные работы и заниматься благоустройством территории. Подобная мера уже подтвердила свою действенность, когда в 2011 году такое положение было принято в Томской области – поджоги исторических зданий прекратились.

Анна Сергеевна в своём докладе обозначила вопрос проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами, хотелось бы остановиться на этом вопросе чуть подробнее.

При проведении работ по сохранению объектов культурного наследия необходимо руководствоваться Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 72-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации». По каждому объекту культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения необходимо получить в комитете Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия (далее я буду просто называть Комитет) охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия и акт технического состояния объекта культурного наследия. Для выявленных объектов культурного наследия - получить требования к сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия и акт технического состояния объекта культурного наследия.

Далее в отношении выявленных объектов культурного наследия и объектов культурного наследия регионального значения, вошедших в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, утверждённую постановлением Правительства Ивановской области от 30.04.2014 г. № 164-п, необходимо:

- обратиться в Комитет за выдачей задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
- разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия;
- провести государственную историко-культурную экспертизу научно-проектной документации и получить её положительное заключение;
- согласовать с Комитетом научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия;
- получить в Комитете разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
- выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия;
-осуществить приёмку работ после предоставления отчётной документации в орган, выдавший разрешение на проведение работ.

Специфика реставрации объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами, часто связана с невозможностью их научной реставрации, то есть приведения их к первоначальному архитектурному облику. В таком случае, ключевое значение приобретают научно-исследовательские, изыскательские работы, обосновывающие проектные решения по приспособлению памятника истории и культуры к современному использованию. Таким образом, процедура достаточно сложная и во временном, и в финансовом исполнении.

При этом, достичь цели - сохранить объект культурного наследия в рамках действующей программы - невозможно. Приведу конкретный пример - Кинешма. На фото представлены дома, расположенные на Волжском бульваре (напомню, что являющимся жемчужиной Ивановской области). На первой подборке фотографий - Волжский бульвар, д.1, который включён в программу капремонта на 2018 год, предусматривается капитальный ремонт только фасада. На второй подборке - Волжский бульвар, д.3, который включён в программу капремонта на 2021 год, предусматривается капремонт крыши. На третьей подборке - Волжский бульвар, д.2, который в программу капремонта не включён. Говорить о том, что объекты возможно сохранить в рамках действующей программы, невозможно, поэтому я предлагаю рассмотреть возможность создания отдельной программы по сохранению объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами.

В заключение хочется отметить, что коррекция нормативно-правовых актов в сфере сохранения памятников истории и культуры является необходимым элементом функционирования отрасли. Эта работа должна вестись государственными органами, экспертным сообществом и общественностью в тесном взаимодействии.

Спасибо. Я закончила доклад.

Коньков П.А.: Спасибо, Ирина Александровна. Понимаете, я думаю, здесь в докладе прозвучало, что мы сумеем решить этот вопрос только при одном условии – если мы сумеем привлечь энтузиастов, спонсоров и меценатов. Я просто грубо считаю, у нас Вами тысяча объектов культурного наследия…

Виноградова И.А.: 1600.

Коньков П.А.: Даже если, а это, наверное, минимум, по 5 млн. рублей на каждый объект, то это 8 млрд. рублей. Понятно, что бюджетными путями мы эти проблемы не решим никогда. Конечно, мы можем создать и принять какую-то программу, с учетом нынешнего экономического состояния понятен её объем, но это 2-5 культурных объектов. Я попросил бы Вас и областную Думу вместе с нами подумать и найти принципиальное стратегическое решение, тем более, что опыт успешной работы меценатов и спонсоров на объектах культурного наследия в регионе есть. Спасибо.

Виноградова И.А.: Спасибо, Павел Алексеевич.

Коньков П.А.: Пахолков Александр Владимирович – исполняющий обязанности главы городского округа Кинешма.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства Ивановской области, участники заседания!

С 2010 года Кинешма – в числе городов России, имеющих статус исторического поселения федерального значения, что уже накладывает на нас серьезные обязательства по сохранению историко-культурной среды.

В 2015 году утверждена научно-проектная документация, определяющая предмет охраны и границы территории исторического поселения, на разработку которой выделено 6 млн. рублей из муниципального бюджета. Наш город стал седьмым из 43-х на тот момент исторических поселений, чья документация была утверждена Министерством культуры Российской Федерации. Предметом охраны Кинешмы определены 112 исторически ценных градоформирующих объектов, планировочная и объемно-пространственная структура, композиционно-видовые связи.

Городской администрацией в марте 2016 года утвержден план мероприятий по сохранению исторической застройки и развитию территории исторического поселения до 2020 года, который реализуется в настоящее время. В соответствии с этапами плана разработано техническое задание по корректировке генерального плана, правил землепользования и застройки муниципального образования, которое направлено для согласования в комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия и департамент строительства и архитектуры Ивановской области.

Следующим этапом до 2018 года станет разработка проекта корректировки генерального плана. На эти цели в проекте местного бюджета на 2017 год мы предусматриваем ориентировочно затраты в размере 6 млн. руб. В первом полугодии 2019 года проект корректировки должен быть согласован с комитетом Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия, департаментом строительства и архитектуры Ивановской области и Министерством культуры Российской Федерации.

Во втором полугодии 2019 года запланировано проведение публичных слушаний по проекту генплана, и в 2020 году - утверждение проекта городской Думой, и разработка проекта планировки территории исторического поселения.

Кроме того, план включает ежегодное проведение государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия для включения их в Единый государственный реестр в качестве объектов культурного наследия местного значения.

Последовательно ведется деятельность и в направлении размещения вывесок и рекламы в городе. В текущем году приняты новые правила размещения вывесок, вносятся изменения в порядок размещения наружной рекламы в городе. С августа по настоящее время со зданий в историческом центре города демонтировано более 30 вывесок, не соответствующих установленному нормативу, 10 из них в принудительном порядке.

Деятельность по направлению государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия предполагает достаточно большой объем работы, поэтому считаем важным, что в администрации ее осуществляет выделенный специалист в комитете по культуре и туризму, который работает в тесном взаимодействии со специалистами по архитектуре, туризму и муниципальному контролю.

Сохранение наследия не должно являться проблемой только органов местного самоуправления, оно возможно лишь при объединении усилий заинтересованных сторон в данном направлении. Так, например, благодаря частным инвестициям, проведены работы по консервации бывшей усадьбы фабрикантов Севрюговых – памятника истории и культуры регионального значения. После согласования проектной документации будет продолжена работа по передаче усадьбы из федеральной в муниципальную собственность и по открытию инвестором образовательного центра на базе объекта.

Мы благодарим Правительство Ивановской области за участие в сохранении объекта культурного наследия местного значения – бывшего дома купца Шемякина на Волжском бульваре, в котором размещается кинешемский отдел комитета ЗАГС Ивановской области. До конца ноября на объекте будут завершены первоочередные работы – реставрация балкона на фасадной части, фундамента и отмостков здания. Надеемся на поддержку Правительства Ивановской области в выделении средств областного бюджета в 2017 году для завершения реставрационных работ. Хотим поблагодарить департамент культуры и туризма Ивановской области за решение актуальнейшего для города вопроса - функционирование краеведческого отдела Кинешемского художественно-исторического музея. Рассчитываем, что до конца года музей сможет возобновить свою выставочную деятельность после шестилетнего перерыва, а мы окажем необходимую помощь в решении организационных вопросов, связанных с переездом и размещением в новом здании.

Одной из ключевых точек роста в развитии экономики города и повышения его туристкой привлекательности способен стать инвестиционный проект «Кинешма купеческая» в случае полноценной его реализации. Несмотря на отсутствие бюджетного софинансирования в 2016 году, частные инвесторы продолжают исполнение обязательств по проекту, направив на эти цели в 2016 году порядка 7 млн. рублей. Мы просим Правительство Ивановской области предусмотреть в 2017 году софинансирование проекта из областного бюджета для обеспечения возможности дальнейшей его реализации.

Помимо сохранения историко-культурного наследия для развития города необходима его активная рекламная поддержка. С этой целью в муниципальную программу «Культура городского округа Кинешма» включены подпрограммы «Наследие» и «Развитие туризма», в рамках которых осуществляется проведение государственных экспертиз, изготовление мемориальных досок, разработка новых туристских маршрутов, проведение рекламных кампаний.

Особое внимание с точки зрения сохранения историко-культурного наследия и его продвижения на туристском рынке мы уделяем Волжскому бульвару. Это особо охраняемая природная территория протяженностью 800 метров, где сосредоточены объекты культурного наследия местного, регионального и федерального значения. Мы планируем в 2017 году комплекс мероприятий по его благоустройству, созданию новых объектов инфраструктуры, установке знаков туристической навигации, активизации взаимодействия с собственниками объектов по ремонту фасадов. Наша задача – найти оптимальный баланс между сохранением исторической самобытности бульвара и современным его развитием как туристского объекта.

Богатое историко-культурное наследие нашего города - это не обременение, а ресурс, способный при грамотном использовании оживить экономику и стимулировать позитивное развитие нашего города, привлечь в Кинешму туристов и инвестиции.

Благодарю за внимание.

Коньков П.А.: В целом Вы по срокам программу по работе с генпланом представили, а как сегодня администрация соотносит эту программу с тем, что прокуратура обратила наше внимание на несоответствие генплана и правил землепользования и застройки по новому федеральному закону? Решением суда до конца февраля 2018 года нам нужно обеспечить приведение в соответствие.

Пахолков А.В.: Павел Алексеевич, наш план был принят раньше, прокуратура, тем не менее, проследила. Я думаю, что мы будем просить отсрочку по исполнению, либо укладываться в те сроки, которые у нас назначены. Надо понимать, что это огромные затраты.

Коньков П.А.: Тогда я прошу не доводить ситуацию до того, что мы в феврале 2017 года столкнемся с тем, что у нас и решения об отсрочке нет, и никаких ориентировок по документации.

Пахолков А.В.: Мы эту проблему понимаем и занимаемся ей.

Коньков П.А.: Хорошо. Спасибо. Присаживайтесь. Иван Викторович Корнилов – временно исполняющий обязанности генерального директора акционерного общества «Ивановореставрация».

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства Ивановской области!

АО «Ивановореставрация» - старейшая организация в сфере реставрации памятников истории и культуры Ивановской области, созданная в 1959 году, автор проектов реставрации и производственного цикла многих исторических зданий региона. Компания располагает необходимыми производственными мощностями (автотранспортный, столярный, кузнечный цеха), которые позволяют обеспечить комплексный подход к реставрационным работам.

Вопросы государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия регулирует Федеральный закон № 73-ФЗ и ряд подзаконных правовых актов, действует отдельная система лицензирования организаций, занятых в области сохранения объектов культурного наследия, осуществляемая Министерством культуры Российской Федерации. Существует четко выстроенная, регламентируемая нормативными документами, система проведения работ по сохранению объектов культурного наследия - от выдачи задания на изучение памятника до приемки объекта после завершения реставрационных работ.

При Министерстве культуры Российской Федерации действует технический совет по разработке государственных стандартов. За последнее время выпущен и утвержден Минюстом ряд государственных стандартов (ГОСТов), которые устанавливают состав и содержание научно-проектной документации, правила организации и проведения различных видов работ на объектах культурного наследия, правила проведения авторского надзора, восстановлена система аттестации специалистов-реставраторов по всем направлениям - от архитектора до штукатура. При всем, казалось бы, полном, с точки зрения правового поля, регулировании деятельности, существует ряд проблем, на которые хотелось бы обратить Ваше внимание.

Уступка в стоимости работ, которая долгие годы была и остается определяющим условием победы на конкурсе, отрицательно влияет на последующее выполнение работ. При условии, когда проектно-сметная документация прошла все необходимые экспертизы, то есть, не содержит ошибок и является отражением реальных затрат на производство работ, скидка от этой стоимости, очевидно, наносит вред объектам культурного наследия. К тому же при реставрации, особенно древних строений, распространены случаи, когда в ходе проведения работ реставраторы открывают не выявленные в процессе проектных работ декоративные или конструктивные элементы, представляющие историческую ценность и требующие дополнительного изучения и принятия проектных решений, а также выявляются дефекты, влияющие на конструктивную безопасность здания, но финансирование и сроки ограничены условиями госконтракта. Примеры подобного рода ситуаций есть и в нашей практике. Так, во время выполнения работ по реставрации здания Главпочтамта в 2015 году, при замене ступеней на парадной лестнице, ведущей в центральный зал, была выявлена аварийность несущих конструкций лестницы. Металлические косоуры сгнили и могли обрушиться в любой момент при определенном скоплении людей. Только своевременное обнаружение этой проблемы, понимание и ответственность пользователя объекта (Почта России), который изыскал дополнительные средства, продлил сроки производства работ, позволило избежать возможных жертв. Такой же пример можно привести и по особняку Маракушева, в котором сегодня располагается Ивановская областная Дума, где при расчистке лепного декора во время проведения реставрационных работ в 2013 году выявилось его аварийное состояние - лепнина фактически расслаивалась и рассыпалась в руках, несмотря на бережное проведение работ, а все работы проводились вручную без применения электроинструмента. Объем требуемого восстановления вырос в несколько раз и требовал гораздо большего времени и средств, чем те, которые были предусмотрены контрактом. В итоге, работая без выходных и получив дополнительную поддержку заказчика, удалось закончить все работы в срок, но эти случаи скорее исключение, чем правило в нашей сфере.

При проведении госзакупок и формировании задания заказчиками работ не учитываются действующие в современном правовом поле нормативные документы, время, необходимое подрядчику для получения разрешения на проведение работ в госоргане, проведение экспертизы и согласование проектной документации, подготовку научного отчета и сдачи объекта после проведения реставрационных работ, а все эти процедуры являются государственными услугами госоргана и оказываются в соответствии с административными регламентами, которыми установлены как порядок, так и сроки их предоставления. Если мы говорим о сроках,

то каждая госуслуга – это не менее 30 рабочих дней. Таким образом, не учитывая особенности, связанные с проведением работ на памятниках, исполнитель не укладывается в сроки, а заказчик срывает график освоения средств, и это только формальные моменты. Самое главное, что в подобных условиях качественное выполнение как проектных, так и производственных работ просто невозможно, и самым главным заложником ситуации оказывается впоследствии объект культурного наследия.

Памятники истории и культуры – это особые объекты, нуждающиеся в индивидуальном подходе и специальных условиях при проведении любого вида работ, а именно:

- главным условием определения поставщика услуги на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия должна быть квалификация и опыт проведения аналогичных работ, а не возможность и размер уступки стоимости;
- взвешенность к составлению задания при проведении госзакупок на выполнение работ по сохранению памятников истории и культуры с учетом действующих нормативных документов и регламентов;
- ввиду сложности реставрационных работ при планировании сроков производства работ, они не должны ограничиваться текущим годом, а могли бы быть переходящими. Такая практика широко используется Минкультуры России.

Мы понимаем все сложности бюджетного финансирования Ивановской области, поэтому считаем, что оптимальным решением всех указанных выше вопросов на региональном уровне на сегодняшний день могло бы стать профильное обучение специалистов всех государственных структур, занимающихся вопросами сохранения объектов культурного наследия. В этой связи компания «Ивановореставрация», являясь членом научно-методического совета при Минкультуры России по созданию государственных стандартов, а также активным участником мероприятий - конкурсов, семинаров, форумов, выставок, проводимых Минкультуры России, всегда готово оказать содействие в организации и проведении обучения, в том числе посредством выездов в города и районы.

Вместе с тем считаем важным представлять регион в сфере сохранения памятников истории и культуры на международном уровне. Такая практика в Ивановской области уже существует в сфере строительства, сельского хозяйства, культуры. Площадкой могла бы стать международная выставка «Denkmal» - выставка №1 в Европе, посвященная вопросам охраны и реставрации культурного наследия, проходящая под патронажем ЮНЕСКО. «Denkmal» - это уникальный выбор экспонатов, профессиональные конференции и конгрессы, а также высококвалифицированная международная аудитория, которую составляют реставраторы, архитекторы, а также историки культуры, мастера ремесленных искусств, политики, производители строительных материалов, инвесторы и владельцы объектов недвижимости, одиннадцать тысяч посетителей из 38 стран.

В 2017 году выставка «Denkmal» пройдет в Москве. Основной темой выставки станет реставрация промышленных зон и их превращение в современные комплексы, что, безусловно, является актуальным именно для нашего региона. Прошу Вас, уважаемый Павел Алексеевич, Правительство Ивановской области, рассмотреть возможность включения данного мероприятия в план выставочной деятельности Ивановской области на 2017 год. Это достойная площадка для представления достижений региона в области сохранения памятников истории и культуры, а также хороший способ привлечь внимание потенциальных инвесторов к объектам культурного наследия Ивановской области.

Только при достижении взаимопонимания и объединив усилия, мы сможем выйти на новый качественный уровень и решить нашу главную задачу – сохранить историко-культурное наследие Ивановской области.

Благодарю за внимание.

Коньков П.А.: Наверное, действительно, Ваше предложение нужно рассмотреть и реализовать, потому что восстановление объектов промышленности – это проблема для нашей области. Поэтому запишите в протокольное поручение и давайте рассмотрим включение в выставочно-ярмарочную деятельность этой выставки. Я Вам прямо скажу, что очень сомневаюсь в перспективе изменения каких-то правил, связанных со строительством, про то, о чем Вы говорите – про соревнование на конкурсе цен, а не профессионализма. Объективно, реставрационные объекты в этом плане ничем не отличаются от любого объекта строительства, потому что мы все объекты строительства разыгрываем по утвержденной документации, прошедшей экспертизу. Наверное, в меньшей степени, но и в ходе строительства выявляются те или иные новации, которые надо сделать, но пока никто ФЗ по этому поводу не меняет. Мы с Вами прекрасно понимаем, что есть обратная сторона этого вопроса. К сожалению, организаций вашего типа мало, и реальных соревнований по профессиональной принадлежности не происходит на конкурсах, что объективно тоже удорожает работу, потому что как бы определенная монополия существует в этом деле.

В отношении того, что Вы говорите о длительности процесса, мы постараемся посмотреть эти вещи. Действительно, бюджетное законодательство достаточно жесткое, и нам, как правило, необходимо в пределах бюджетного года завершить весь объем работ. Ситуация усложнилась тем, что мы работали в этом году по бюджету одного года, то есть бюджетов следующих годов не было. Сейчас мы перейдем на трехлетний бюджет, и то, о чем Вы говорите, наверное, реализовывать будет проще. Спасибо Вам за выступление. Мы постараемся все эти вопросы учесть в своей работе.

Корнилов И.В.: Спасибо.

Коньков П.А.: Широков Александр Александрович – Президент Международного фонда «Русская провинция», член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства Ивановской области, участники заседания!

На территории Ивановской области есть свои неповторимые памятники истории и архитектуры, необыкновенной красоты окружающая природа, удивительные люди.

Русская усадьба – это уникальный феномен исторической и культурной жизни России. Сегодня много расположенных на территории Ивановской области исторических усадеб находятся в критическом состоянии. Возрождение старинных усадеб и создание на их базе культурных центров – это пульсатор, способный дать мощный толчок социально-экономическому развитию не только отдельного муниципального района, но и региона в целом. Например, возвращение к жизни усадьбы «Студеные ключи», расположенной в Заволжском районе Ивановской области. В 2012 году она ничем не отличалась от других заброшенных усадеб - полное отсутствие жизни. Решение вернуть этот исторический памятник культурного наследия в культурную жизнь региона стало основной задачей нашей команды. Воссоздание усадьбы «Студеные ключи» мы начали со знакомства с жизнью основателя этой усадьбы - Николая Павловича Рузского – потомственного дворянина, государственного и общественного деятеля, музыканта и коллекционера, крупного промышленника и мецената, заботившегося о развитии губернии.

Познакомиться с жизнью Николая Павловича Рузского и его семьи можно, прочитав замечательную книгу Александра Михайловича Тихомирова «10 великих меценатов Ивановской земли».

Хочу отметить, что заложенная 100 лет назад семьей Рузских в это уникальное место атмосфера патриотизма, семейных традиций, любви, трудолюбия, творчества помогли нам определить будущее назначение этого места как высококультурного духовного центра. В настоящее время возрождается культурная жизнь усадьбы, проводятся фестивали, концерты, пленэры, конференции, творческие встречи, которые дают мощный эмоциональный заряд участникам и гостям этого процесса, рождаются настоящие произведения искусства. Так, XV Всероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры, который прошел в Иваново в сентябре этого года, был открыт романсом «У Студеных ключей ключевая судьба» (авторы - ивановский композитор Наталья Щербинина и ивановский поэт Юлия Малинина). Романс родился в стенах усадьбы во время проведения вечера «Творческие школы «Мастерские искусств».

Процесс возрождения усадьбы инициировал волонтерское движение, патриотическое движение «Юнармия». Сделано многое, вместе с тем до декабря этого года мы планируем закончить подготовительную стадию нашего проекта - благоустроить парковую зону площадью один гектар и создать в усадьбе возможность проведения официальных мероприятий на более высоком уровне. По состоянию на 1 октября 2016 года в проект восстановления усадьбы инвестировано более 100 млн. рублей.

Необходимо отметить, что уникальность месторасположения усадьбы «Студеные ключи» заключается не только в близости к великой русской реке Волга, но и в том, что усадьба стоит обособленно от других населенных пунктов Заволжского района. Это дает возможность после реализации проекта целостно воспринимать усадебный комплекс в его первозданном историческом виде.

Следующий наш шаг - это воссоздание образа усадебного ансамбля путем строительства ранее существовавших на ее территории построек и зданий, разбивка парка регулярной планировки, пейзажного парка, освоение береговой линии.

В результате освоения прилегающей территории мы надеемся, что созданный культурный центр парк-усадьба «Студеные ключи» с развитой, современной, туристской инфраструктурой создаст дополнительную привлекательность региону.

С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве», регулирующий реализацию проектов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства на территории Российской Федерации. Используя возможности этого закона, мы очень надеемся на сотрудничество с органами государственной власти и рассчитываем получить право пользования земельным участком, прилегающим к усадьбе, а также мы рассчитываем на помощь в создании обеспечивающей инфраструктуры (газификации проекта).

В настоящее время развивается некоммерческое партнерство, обсуждается возможность восстановления усадеб «Ащерки» и «Борщевка», расположенных в Вичугском районе Ивановской области.

Вопросы внедрения инструментов государственно-частного партнерства в сферу сохранения объектов культурного наследия России, несомненно, являются актуальными и требуют особого внимания со стороны органов государственной власти.

Разработанный прозрачный механизм сотрудничества, правила и подходы к реализации проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства позволят инвесторам ускорить принятие решений о реализации инвестиционных проектов в нашем регионе.

В связи с вышесказанным, предлагаю рассмотреть возможность создания рабочей группы, задачей которой станет разработка социально-экономической программы по созданию благоприятного инвестиционного климата не только в сфере сохранения объектов культурного наследия, но и для дальнейшего эффективного развития государственно-частного партнерства в регионе. При Вашем одобрении и положительном решении о создании рабочей группы по развитию ГЧП в регионе мы готовы к активной работе в этой группе.

Благодарю за внимание.

Коньков П.А.: Александр Александрович, спасибо. Я хотел бы выразить Вам искреннюю благодарность за энергию и инициативу, которую Вы вкладываете в восстановление этой усадьбы, действительно, она преображается, видны её перспективы. Вы еще раз подчеркнули мысль, которую я высказал в ходе заседания, что единственная нормальная перспектива – это привлечение частного капитала в вопрос восстановления культурного наследия. Ваше предложение о создании рабочей группы поддерживаю. Я попрошу Ирину Геннадьевну и департамент экономического развития этот вопрос оформить соответствующим образом. Давайте стараться в этом плане двигаться, потому что другого пути решения я не вижу. Спасибо.

Широков А.А.: Спасибо.

Коньков П.А.: Коллеги, кто еще желает выступить? Ирина Геннадьевна, пожалуйста.

Эрмиш И.Г.:

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые коллеги!

Конвенция о защите культурно-исторического наследия ЮНЕСКО была принята в 1972 году, Россия в 1988 году эту конвенцию ратифицировала. Закон, который регламентирует действия населения, органов государственной власти в сфере охраны объектов культурного наследия, от 2002 года. Наиболее динамично законодательство в этой сфере стало меняться только в последние 5-6 лет. К сожалению, масштабы нарушений, которые сегодня выявляются в сфере охраны объектов культурного наследия, свидетельствуют о серьезных масштабах неграмотности среди населения, а порой и среди представителей власти. Павел Алексеевич, к чему я об этом говорю?! Мы сегодня от населения, общественности, предпринимательского сообщества можем требовать соблюдение законодательства и знание законодательства, только демонстрируя свою компетентность в этом вопросе. Сегодня даже некоторые муниципальные образования не определились, какое структурное подразделение должно отвечать за эту сферу деятельности. Не нужно создавать отдельных отделов. Понятно, что сегодня - это непосильное дело, но человек, который контролировал бы эту сферу деятельности, координировал действия, в каждом муниципалитет должен быть.

Спасибо.

Коньков П.А.: Давайте это поручение мы запишем в протокол. Коллеги, если нет больше желающих, то давайте завершать. Еще раз обращаю внимание глав муниципалитетов и наши региональные органы на то, что работу по включению в реестр выявленных объектов культурного наследия, безусловно, надо продолжать. Мы без этого не сможем ничего делать.

Вопрос по многоквартирным домам. У нас в плане вопрос пока по ремонту, поэтому я прошу в ходе рассмотрения этого вопроса (Ирина Геннадьевна, прошу и Вас подключиться), этот вопрос более тщательно осветить и соответствующие меры по этому поводу наметить.

Коллеги, мы сегодня практически не коснулись вопроса, но нам это тоже важно, - закон сегодня запрещает размещать рекламные конструкции на зданиях, которые являются объектами культурного наследия. В этом плане у нас практически во всех муниципалитетах есть над чем поработать. Получше ситуация в Кинешме, они эту работу провели. Я просил бы Вас не замыленным взглядом в своих муниципалитетах на эти вещи посмотреть, соответствующие меры принять.

Мы сегодня вскользь коснулись вопроса, связанного с № 73-ФЗ, который регламентирует правила по объектам культурного наследия,
в частности, о необходимости археологических исследований. Я обращаю Ваше внимание, что пренебрежение этим законом может за собой серьезные последствия повлечь, и, прежде всего, для тех, кто эти самые хозяйственные освоения делает. Еще раз Вас прошу, что давайте мы пожалеем наших инвесторов, так по-родительски, то есть дать своевременно взбучку, пока они еще не вложили средства, и не приведет это к тому, что потом штрафы многократно превысят все их прибыли от нового хозяйственного освоения.

Думаю, что интересное предложение прозвучало в докладе, связанное с передачей объектов культурного наследия в льготную аренду при условии определенных обременений с точки зрения восстановления. Я прошу глав муниципалитетов этот вопрос серьезно посмотреть.

Спасибо всем за участие. Совещание с главами в 11:30.

С помощью данной формы можно отправить информацию о выявленных неточностях или ошибках, обнаруженных на сайте.

Все предложения, касающиеся работы портала, необходимо отправлять через форму обратной связи.
Для того чтобы обратиться непосредственно в орган исполнительной власти для получения консультации его специалистов, нужно перейти на страницу подразделения, в интернет-приемную и воспользоваться формой отправки сообщения.

Текст, содержащий ошибку:

Правильный текст или комментарий: