Мобильная версия

Версия для слабовидящих

27 июня 2017, вторник16:23

27 сентября 2016

 Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 27 сентября 2016 года

Зобнин С.В.: Коллеги, приступим к работе. 26 сентября 2016 года состоялось заседание избирательной комиссии Ивановской области, на котором были рассмотрены вопросы о регистрации депутатов Государственной Думы Федерального Собрания по одномандатным округам № 91 и № 92 Алексея Алексеевича Хохлова и Юрия Валентиновича Смирнова. Учитывая, что сегодня на заседании Правительства присутствуют руководители территориальных и федеральных органов государственной власти, руководители исполнительных органов государственной власти, главы муниципальных образований, городских округов и представители СМИ, я думаю, что нужно заслушать результаты этого заседания избирательной комиссии. Предоставляю слово Анжелике Алексеевне Соловьевой по этому вопросу.

Доброе утро, уважаемые участники сегодняшнего заседания!

Вчера на заседании областной избирательной комиссии на основании протокола №1 одномандатного избирательного округа № 91 и в соответствии с федеральным законом «О выборах депутатов в Государственную Думу Российской Федерации» принято решение зарегистрировать избранным депутатом Государственной Думы по № 91 одномандатному избирательному округу Хохлова Алексея Алексеевича. Алексей Алексеевич, от лица избирательной комиссии Ивановской области поздравляем Вас с избранием депутатом Государственной Думы седьмого созыва. Разрешите Вам пожелать исполнения всех наказов наших избирателей, чтобы оправдать их доверие, и пожелать Вам успеха в вашей законотворческой деятельности на благо нашего региона, нашей Ивановской области.

Хохлов А.А.: Дорогие друзья, коллеги, я хочу от всей души поблагодарить всех за ту работу, которую я имел честь с Вами выполнять в течение полутора лет. Этот депутатский мандат – это большая обязанность, это кредит доверия, который необходимо выполнить. Я очень прошу, чтобы Вы в дальнейшей моей работе оказывали всяческую помощь и поддержку мне и моим избирателям. Еще раз огромное спасибо.

Зобнин С.В.: (Плохая запись). Коллеги, сегодня на заседание Правительства Ивановской области вынесен серьезный вопрос - о доступности онкологической помощи в Ивановской области. Данная тема вынесена на заседание не случайно, потому что онкология – одна из самых важных и сложных областей медицины. К сожалению, вакцина от рака еще не придумана, но действенные меры по борьбе с этим заболеванием есть и активно применяются. Наш регион по смертности от злокачественных заболеваний занимает 29 место по стране и 6 по заболеваемости. Цифры говорят сами за себя. Несмотря на положительную динамику за последние 8 лет (смертность снизилась на 11%), нам еще очень много предстоит в этой сфере сделать. Предлагаю рассмотреть в ходе заседания вопрос, сконцентрировать свое внимание на достигнутых результатах, выявить проблемные места и определить основные задачи решения этих проблемных вопросов на ближайшую перспективу. Слово предоставляется Светлане Викторовне Романчук – заместителю Председателя Правительства Ивановской области, директору Департамента здравоохранения Ивановской области.

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые члены Правительства, приглашенные!

Конечно, доступность онкологической помощи казалось бы такой узкий вопрос, но мы сегодня рассматриваем его на заседании Правительства. Это связано с тем, что для Правительства Ивановской области жизнь каждого человека, каждого жителя Ивановской области, безусловно, приоритет. Поэтому вопрос о снижении смертности от злокачественных новообразований, занимающих второе место в структуре смертности, повышение доступности медицинской помощи все жителям нашей области, вопрос достаточно важный. Есть вопросы, которые Департамент здравоохранения ведомственно решить не сможет. Вот их мы и хотим сегодня обсудить.

В Ивановской области показатель общей смертности за 2015 год составил 16 на 1000 населения (по Российской Федерации – 13, а по ЦФО - 13,5). В общей структуре смертности онкологические заболевания в Ивановской области занимают 2 место. К сожалению, показатель смертности от новообразований увеличился, в 2015 году чуть-чуть увеличился по сравнению с предыдущим годом и составил 217,9 на 100 тыс. населения. В Российской Федерации по уровню смертности от злокачественных новообразований Ивановская область занимает 29 место, в ЦФО - 12 место.

Конечно, во многом это обусловлено возрастным составом населения Ивановской области. Повышение смертности связано с уменьшением общей численности населения Ивановской области и преобладанием лиц старших возрастных групп - старением популяции. Если в России доля населения старшего трудоспособного возраста составляет 24%, то в Ивановской области 28%. Показатель смертности от злокачественных новообразований у лиц старше 60 лет почти в 7 раз превышает данный показатель лиц трудоспособного возраста. Это естественно, потому что онкология - это… Человек должен, в принципе, от чего-то умирать, мы не бессмертны. К счастью или к несчастью, это другой вопрос. Наиболее частые причины смерти в пожилом возрасте – это болезни сердечно-сосудистой системы и онкология. Тем не менее, есть механизмы, позволяющие снизить смертность от этой группы заболеваний. Обсудить их, найти выход из сложившейся ситуации и является нашей основной задачей на сегодня. Первое место в структуре заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований женского населения занимает рак молочной железы. У мужчин наиболее часто встречается рак трахеи, бронхов, легкого, предстательной железы. Как раз на это и должны быть направлены основные усилия.

Вопросы организации оказания онкологической помощи обсуждались в 2015 году на коллегии Департамента здравоохранения. Издан соответствующий приказ в декабре «Об организации оказания онкологической помощи и раннего выявления злокачественных новообразований в Ивановской области», утвержден порядок оказания онкологической медицинской помощи населению Ивановской области. За это время Департаментом совместно со специалистами онкологического диспансера проведена колоссальная работа по исправлению сложившейся ситуации, но этих мер явно недостаточно. Сейчас необходима совместная слаженная работа Департамента здравоохранения и органов исполнительной власти всех уровней для обеспечения ранней выявляемости онкологической патологии и, соответственно, увеличения положительных результатов лечения. Если опухоль выявлена на первой-второй стадиях, результат излечения бывает 100%, позже – гораздо сложнее.

В нашей области сформирована трёхуровневая система оказания онкологической помощи:

1 уровень - первичная доврачебная медицинская помощь (это смотровые кабинеты и ФАПы). В поликлиниках г. Иваново и области функционируют 40 смотровых кабинетов, задача которых провести профилактический осмотр населения с целью ранней диагностики визуальных форм рака. В области функционирует 244 ФАПа. Работа на ФАПах приравнена к работе смотровых кабинетов поликлиник. Все работники смотровых кабинетов и ФАПов регулярно проходят в онкодиспансере обучение по методике профилактического осмотра населения.

2 уровень - первичная специализированная помощь (это первичные онкологические кабинеты в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь). К сожалению, сегодня из-за недостатка специалистов из 34 медицинских организаций первичной медико-санитарной помощи только 13 имеют первичные онкологические кабинеты, в которых приём ведёт врач-онколог. Это то, над чем предстоит работать Департаменту здравоохранения.

3 уровень - специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, оказываемая в Ивановском областном онкологическом диспансере, Ивановской областной клинической больнице (профили - детская онкология, гематология, нейрохирургия), Ивановском областном госпитале для ветеранов войн (профиль - травматология-ортопедия) и в федеральных учреждениях здравоохранения за пределами области. С этим проблем нет, то есть, когда мы не можем справиться сами, мы по квоте направляем пациента в федеральные учреждения, где помощь оказывается на самом высоком уровне.

Наш онкодиспенсер один из лучших среди соседних регионов. К нам обращаются за помощью из соседних регионов. В структуре Ивановского областного онкологического диспансера круглосуточный стационар на 453 койки, дневной стационар на 195 койко-мест, консультативная поликлиника на 80000 посещений в год. В круглосуточном стационаре выделены отделения хирургические (по разным направлениям патологии), радиологические, химиотерапевтическое, отделение экстренной хирургии, отделение паллиативной помощи.

Есть две основные составляющие, обеспечивающие раннее выявление онкопатологии - регулярные медицинские профосмотры всего населения и доступность основных дополнительных методов исследования (флюорография легких - опухоли легких, средостения, а также туберкулез, маммография - опухоли молочной железы, УЗИ внутренних органов).

С 2010 года в Ивановской области работает система телемедицины по передаче и обработке маммографических изображений в Ивановский онкодиспансер. Посредством телемедицины к онкодиспансеру подключены всего 6 медицинских организаций первичной медико-санитарной помощи (ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ», ОБУЗ «Фурмановская ЦРБ», Савинский филиал ОБУЗ «Шуйская ЦРБ», ОБУЗ «Тейковская ЦРБ», ОБУЗ «Лежневская ЦРБ» и ОБУЗ «ГКБ № 3 г. Иваново»). Не потому, что мы не хотим это сделать, потому что передавать изображение в системе on-line по телемедицинским каналам могут только современные цифровые маммографы, то есть нужна соответствующая аппаратура. Наша область оснащена 18 маммографами, из них только 10 - цифровые. Все новые приобретены в рамках программы по модернизации здравоохранения в 2011 году, то есть самым молодым маммографам 5 лет. Многие из них вообще выработали свой ресурс, то есть часть маммографов еще до 2010 года выпуска, а рекомендуемый срок службы максимум 10 лет. У нас есть маммографы 1991, 1994 и 1997 годов выпуска.

Существует еще одна проблема. После прихода на рынок технического обслуживания медтехники частных компаний регулярное техобслуживание и ремонты тяжелой медтехники стали проводиться зачастую некачаственно и нерегулярно, что привело к выходу из строя части маммографов и флюорографов. Сейчас Департаментом здравоохранения проводится работа по обеспечению контроля за качеством технического обслуживания медицинской техники. У нас есть АО «Медтехника», 100% акций которой принадлежат Правительству области.

В 2015 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «Онкология» направлены в федеральные учреждения здравоохранения 169 пациентов, в том числе 56 детей, за 8 месяцев 2016 года уже 135 пациентов, в том числе 38 детей. В этом году у нас большое количество людей получат необходимую помощь в федеральных учреждениях, естественно, бесплатно. С 2015 года в Ивановском областном онкологическом диспансере оказывается высокотехнологичная помощь по проведению хирургических операций высокой сложности. В 2015 году было сделано 171 высокотехнологичная операция, за 8 месяцев 2016 года - 199 .

Необходимо отметить, что при росте заболеваемости злокачественными новообразованиями на 17% за 5 лет, смертность за аналогичный период снизилась на 5,7%. Безусловно, это неплохое достижение.

Зачастую диагностика рака, особенно визуальных его форм, не требует больших финансовых затрат, людских ресурсов. И вот то, что мы сделали, надо просто внимательно к этому подходить, то, что мы сделали совместно со специалистами онкодиспансера, обучив ФАПы, обучив первичные смотровые кабинеты, проработав на местах определение визуальных форм рака у мужчин и женщин, скажем так, обеспечив онкологической настороженностью каждого врача, привело к тому, что в Ивановской области (это данные Министерства здравоохранения, озвученные Татьяной Владимировной Яковлевой на последней коллегии) в ходе диспансеризации повышается раннее выявление онкологических заболеваний, но, тем не менее, работать над этим еще предстоит, потому что только в 4 поликлиниках из 41 проводится полноценный профилактический осмотр. Что я имею ввиду?! Должны быть смотровые кабинеты не только для женщин, но и для мужчин. Потому что легко выявить наружные формы рака у мужчин, в частности, рак предстательной железы. Сейчас мы совместно с онкодиспансером работаем над разворачиванием не только женских смотровых, но и мужских смотровых кабинетов.

Для повышения доступности оказания онкологической помощи на первом уровне планируем обучение медицинского персонала и, конечно, активную работу среди населения. Вот здесь оказывается бесценная помощь муниципальными образованиями. Во-первых, в информировании населения, надо это обязательно делать, широко информировать население. Во-вторых, иногда в подвозе населения, потому что передвижного маммографа у нас в области нет, флюорографы есть, но они выработали свой ресурс. Единственный вариант – привезти население к маммографу и провести массовое обследование. В ряде муниципальных образований оказывается помощь в организации прохождения населением профилактических осмотров. Выделяют транспорт администрации Шуйского, Савинского, Ивановского районов. Главы поселений Тейковского муниципального района выделяют транспорт и обеспечивают подключение оборудования к электросетям, главы сельских поселений Фурмановского района выделяют транспорт, в 2015 году муниципалитет Пучежского района помогал в организации подвоза населения на обследование. К сожалению, со стороны других муниципалитетов помощь не оказывалась.

Есть еще одна сторона доступности онкологической помощи, на которой я хочу остановиться. Это оказание помощи пациентам с поздними стадиями онкопатологии, при которых мы уже бессильны спасти человека. Облегчение их жизни – это тоже важная составляющая доступности медицинской помощи этим пациентам. Для улучшения качества жизни пациентов с поздней стадией онкологической патологии и повышения доступности медицинской помощи этой категории пациентов созданы отделения паллиативной помощи. На базе государственно-частного партнерства существуют два паллиативных центра, кроме того на базе онкологического диспансера функционирует отделение на 20 коек, открыты кабинеты противоболевой терапии в ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» и ОБУЗ «Шуйская ЦРБ». В других медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, организовано оказание противоболевой терапии в кабинетах неотложной помощи, круглосуточно на станциях или отделениях скорой медицинской помощи. Обращений граждан по вопросам оказания противоболевой помощи населению Ивановской области в 2016 году не зарегистрировано.

Нами определены приоритетные задачи развития здравоохранения Ивановской области на 2016 год:

- реализация мероприятий, направленных на раннее выявление онкологических заболеваний, в том числе обеспечение доступности инструментальных методов исследования;

- повышение доступности и качества оказания медицинской помощи сельским жителям с дальнейшим развитием выездных форм работы, в том числе и онкологической медицинской помощи;

- повышение доступности специализированной медицинской помощи для жителей отдалённых муниципальных районов на базе Ивановского областного онкологического диспансера.

Благодарю за внимание.

Зобнин С.В.: Спасибо, Светлана Викторовна. Есть ряд вопросов. Вы отметили в своем докладе, что структура женской смертности – рак молочной железы стоит на первом месте. Для полноценной диагностики данного заболевания необходимо соответствующее оборудование, то есть нужно оснащение лечебных учреждений маммографами. Мы все понимаем, что сейчас экономическая ситуация непростая, и приобрести сразу необходимое количество оборудования достаточно сложно, но все-таки, может быть, нам обратиться и рассмотреть возможность приобретения передвижного маммографа?

Романчук С.В.: Это было бы замечательно. Мы обсуждали этот вопрос, как можно это сделать, с Министерством здравоохранения. Если не получится за счет бюджета, то будем рассматривать варианты аренды медицинского оборудования по ОМС. Во всяком случае, аренда ультразвуковых сканеров позволила нам сейчас провести скрининговое обследование очень большого количества населения на отосклероз. Если у больниц появятся расходные средства, то будут докуплены дополнительные датчики для УЗИ внутренних органов. То же самое надо делать с маммографами. Конечно, это достаточно сложно. При необходимости будем рассматривать вопрос о государственно-частном партнерстве.

Зобнин С.В.: Сколько нам надо, если охватить всю область?

Романчук С.В.: Как минимум крупным объединениям, то есть Кинешемской, Шуйской, Тейковской и Вичугской ЦРБ, хотя бы 4 передвижных маммографа, они решили бы проблему. В Иваново проблем нет, здесь есть доступность стационарных. Передвижных хотя бы 3-4. Даже один был бы хорош, мы по очереди передавали бы в разные больницы.

Зобнин С.В.: Давайте рассмотрим этот вопрос.

Романчук С.В.: Сейчас есть советского производства.

Зобнин С.В.: Сколько они стоят?

Романчук С.В.: Хороший стационарный цифровой маммограф стоит порядка 10 млн. рублей, передвижной – порядка 20 млн. рублей. Санкт-Петербургский «Электрон» сейчас стал выпускать передвижной совмещенный на базе КамАЗа флюорограф и маммограф, который стоит 21 млн. рублей. Достаточно дорого. Медицинское оборудование, конечно, очень дорогостоящая вещь.

Зобнин С.В.: Светлана Викторовна, именно квалифицированные медицинские кадры являются у нас главным ресурсом регионального здравоохранения. Одна из самых важных проблем в лечении онкологических заболеваний – это нехватка специалистов. Какая ситуация на сегодняшний день в регионе?

Романчук С.В.: Здесь будет сложно без помощи глав муниципальных образований. Сегодня на совещании мы разработали единую методику по принятию муниципальных программ по привлечению кадров – это фельдшера для ФАПов и врачи. Сегодня эту методику по системе электронного документооборота во все муниципалитеты отправили.

Зобнин С.В.: Спасибо, Светлана Викторовна. Присаживайтесь. Слово для содоклада предоставляется Кизееву Михаилу Владимировичу – заместителю председателя Комитета по социальной политике Ивановской областной Думы.

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые члены Правительства, приглашенные!

Во всем мире наблюдается устойчивая динамика роста онкологической заболеваемости, к сожалению, Ивановская область - не исключение. По уровню онкозаболеваемости мы находимся на 11 месте в Российской Федерации. Среди близлежащих регионов (Владимирской, Костромской областей) у нас и Ярославской области самая высокая заболеваемость, выше общероссийской, которая имеет тенденцию к росту в течение 5 лет. Причем значительный рост отмечается в 2015 году на 5,8%.

Первое место в структуре заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований женского населения занимает рак молочной железы, причем данный показатель выше, чем у соседей в Ярославской, Костромской и Владимирской областях. Несмотря на то, что нам удалось снизить смертность от данного заболевания до 29,8% и приблизиться к общероссийским показателям, но в 2015 году вновь зафиксирован рост до 30,8% на 100 тыс. населения.

Не утешительная картина и по динамике показателя заболеваемости раком шейки матки, которая за 5 лет возросла на 38%. Показатель смертности также превысил общероссийский.

В 2015 году у 818 женщин выявлены злокачественные онкологические проблемы, причем 30% женщин трудоспособного возраста, и порядка 15% - это женщины репродуктивного возраста.

Тем не менее, при высоких темпах роста заболеваемости удалось достичь положительной динамики по снижению смертности от онкологических заболеваний и их раннему выявлению благодаря ряду мероприятий, связанных с переоснащением онкологического диспансера и повышением эффективности работы первичной сети, разработке маршрутизации - этапной системы оказания онкологической помощи населению области, создания центра маммографии, объединению телемедицинской связью мамографических установок Кинешмы, Шуи, Фурманова, Тейкова, Савино с онкоцентром. Данные мероприятия были начаты еще в рамках национального приоритетного проекта «Здоровье». С 2010 года наша область в числе первых регионов приступила к реализации онкологической программы. В 2016 эффективно реализован партийный проект Единой России «Онкодозор».

Несмотря на все эти мероприятия, мы должны сказать честно себе, что этого не достаточно для стабилизации ситуации с онкозаболеваемостью в регионе, что нужно пробовать новые формы и модели работы для того, чтобы изменить данные показатели и сохранить жизни наших жителей.

С этой целью Губернатором Ивановской области было предложено Департаменту здравоохранения Ивановской рассмотреть реализацию частно-государственного партнерства - проект «Белая роза», который разработан Фондом социально-культурных инициатив в 2010 году по инициативе и под личным руководством президента Фонда Светланы Владимировны Медведевой. Проект направлен на открытие медицинских центров ранней диагностики онкологических заболеваний репродуктивной сферы и молочных желез - «Белая роза». Целью проекта является привлечение внимания общественности, и прежде всего женщин, к собственному репродуктивному здоровью, как к залогу благополучного, счастливого материнства и успешного будущего. Отличительной особенностью центров «Белая роза» является создание максимально благоприятной атмосферы для пациенток в целях изменения негативного отношения женщин к профилактическим осмотрам. Для первоначального прохождения обследования нужен минимальный набор документов - паспорт и полис ОМС. В центрах предусмотрено оказание психологической помощи женщинам с подозрением на онкологическую патологию, а также патронаж, информационная и психологическая поддержка пациенток, которым необходимо дальнейшее обследование или лечение.

Кроме того, в рамках проекта разрабатывается программа информирования населения о необходимости профилактики онкологических заболеваний, которая позволяет своевременно выявить заболевание, начать лечение и сохранить жизнь пациента.

На конец 2015 года работали 10 центров в 8 городах (Кемерово, Северодвинск, Архангельск, Оренбург, Московская область, Благовещенск, Санкт-Петербург, Владивосток), принято 72298 пациенток, сделано 47614 маммографии, выявлено 1456 злокачественных онкологических заболеваний органов малого таза, шейки матки и молочной железы. В конце 2015 года открылись центры в Уфе и Южно-Сахалинске, в сентябре 2016 года открылись еще три центра - в Якутске, Мурманске и второй центр в Оренбурге. За 6 месяцев 2016 года принято 62938 пациенток, сделано 31681 маммография, выявлено 475 злокачественных онкологических заболеваний органов малого таза, шейки матки и молочной железы.

Планируется, что центр «Белая роза» откроется в Иваново в начале 2017 года, и за год пройдут обследование более 11000 женщин. Центр будет оснащен современным высокоточным ультразвуковым, маммографическим, кольпоскопическим оборудованием. Для женщин будут предусмотрены консультации гинеколога, маммолога, эндокринолога, онколога, психолога и все необходимые лабораторные обследования для выявления онкозаболеваний, и что самое главное, все обследования для женщин будут бесплатными.

Спасибо за внимание.

Зобнин С.В.: Спасибо за доклад. Реализация проекта «Белая роза» и открытие центра в Иваново – это, безусловно, очень важное событие в жизни региона. Будем надеяться, что данный центр поможет нам в борьбе с онкологическими заболеваниями у женщин. Спасибо. Слово предоставляется Козлову Владимиру Александровичу – главному врачу ОБУЗ «Ивановский онкологический диспансер».

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые члены Правительства!

В условиях общемирового роста заболеваемости злокачественными новообразованиями вопрос о повышении доступности онкологической помощи звучит особенно актуально. На протяжении последних лет этот вопрос является приоритетным направлением развития здравоохранения области.

В рамках реализации национальной онкологической программы и программы модернизации здравоохранения в 2010 и 2011 годах в онкодиспансер было приобретено и введено в эксплуатацию современное лечебно-диагностическое оборудование, которое повысило качество диагностики и лечения злокачественных новообразований. Для работы на новом оборудовании было дополнительно выделено 28 ставок медицинского персонала. С 2015 года в диспансере оказывается высокотехнологичная медицинская помощь. Благодаря современному оборудованию стало возможным выполнение лапароскопических операций при опухолях различных локализаций, что в значительной степени снизило послеоперационную травму, послеоперационную боль и сократило сроки реабилитации пациентов. Необходимо отметить, что Ивановский онкодиспансер стал своеобразной учебной площадкой и для соседних регионов в части внедрения в практику лапароскопических хирургических вмешательств. Так, на базе Ивановского онкодиспансера регулярно проходят мастер-классы с участием известных профессоров из крупных онкологических клиник и НИИ Москвы и Санкт-Петербурга.

В 2015 году в нашем диспансере, пожалуй, единственном диспансере в Российской Федерации, было открыто отделение для экстренных больных, предназначенное для оказания экстренной и неотложной хирургической помощи больным со злокачественными новообразованиями. Данная мера упростила маршрутизацию онкобольных при возникновении у них экстренной хирургической патологии.

Учитывая высокую оперативную активность, более 5 тысяч операций в год или до 30 в день, была организована работа операционного блока в 2 смены, развернута дополнительная операционная, введены дополнительно 50 ставок медицинского персонала в реанимационное отделение и оперблок. В настоящее время в диспансере ежедневно в 2, а порой и в 3 смены, работает 9 операционных. Таким образом, были созданы условия для повышения доступности оперативного лечения, что привело к значительному сокращению очереди на хирургическое лечение. Вместе с тем, учитывая устойчивую тенденцию к росту онкологических заболеваний, необходимо отметить, что в ближайшие 10 лет потребуются дополнительные мощности в виде операционных с необходимым оборудованием и, безусловно, медицинский персонал.

Понимая то, что в структуре женской заболеваемости и смертности от рака – рак молочной железы находится на первом месте, то данной проблеме было уделено особое внимание. В числе нового оборудования в 2010 году в онкодиспансер был закуплен цифровой маммограф с функцией биопсии, который посредством телемедицины был соединен с цифровыми маммографами в 6 крупных медицинских учреждениях Иваново и области. Таким образом, развита и активно функционирует система телемедицинских маммографических консультаций. Ежегодно в онкодиспансере удаленно консультируется более 16000 исследований. Безусловно, это улучшает качество оказания медицинской помощи, а удаленный доступ позволяет решить многие вопросы на местах, не направляя пациентку в онкодиспансер. Данные мероприятия привели к снижению смертности от рака молочной железы на 17% за 5 лет. Хочется отметить, что оснащенность маммографическим оборудованием Ивановской области низкая, и в идеале надо стремиться к тому, чтобы между числом флюорографов и маммографов был поставлен знак равенства, или было бы приобретено несколько передвижных мамографов.

Еще одна актуальная проблема - это рак шейки матки. Данная патология в онкологической структуре заболеваемости женского населения находится на 5 месте. В 2011-2012 годах в онкодиспансер было закуплено современное оборудование, которое позволило эффективно лечить данную патологию. Была оптимизирована работа цитологической лаборатории, введено 18 дополнительных ставок, что позволило значительно сократить сроки получения результата цитологического мазка из цервикального канала и шейки матки. Центральная цитологическая лаборатория берет на себя большую часть цитологических исследований нашего региона. Кроме того, она стала «школой» по обучению и методической работе. Наши сотрудники регулярно проводят мастер-классы для акушерок и фельдшеров смотровых кабинетов и ФАПов. Данные мероприятия привели к снижению смертности от рака шейки матки на 11% за 5 лет. Однако, и дальше проводятся мероприятия, направленные на повышение охвата женщин медосмотрами и повышение квалификации сотрудников смотровых кабинетов.

Очередным шагом к улучшению доступности онкологической помощи был выход в свет в декабре 2015 года приказа Департамента здравоохранения «Об организации онкологической помощи в Ивановской области», где был сделан акцент на большую доступность онкологической помощи пациентам из небольших районов. Учреждения, не имеющие возможности на своей базе выполнить весь перечень необходимых исследований, получили возможность направлять больных с подозрением на онкопатологию напрямую в онкодиспансер. С одной стороны, безусловно, это повысило доступность онкологической помощи для пациентов из отдаленных районов, но с другой стороны, возросла нагрузка на диспансер. Увеличилось не только количество посещений поликлиники, но самое главное и существенное -количество проводимых УЗИ, КТ и эндоскопических исследований, количество которых возросло в 3-4 раза. Необходимо отметить, что это произошло в условиях уже имеющихся перегрузок диагностического оборудования. Если посчитать объем выполняемых исследований в день, то его смело хватит на полноценную рабочую неделю. Считаю необходимым отметить, что не все так называемые «малые» ЦРБ активно этим пользуются, а продолжают необоснованно долго, а самое главное неинформативно обследовать пациента у себя.

В новых условиях для уменьшения очередей и снятия напряженности в поликлинике был предпринят ряд мероприятий:

- дополнительно выделены 24 ставки персонала (результат -поликлиника работает в 2 смены, работа параклинических служб организована в соответствии с часами работы поликлиники);

- на ряде приемов разделены потоки пациентов - сельские жители принимаются в утренние часы, жители Иваново - во вторую смену;
- увеличилось количество самых востребованных приемов - маммологического и урологического;
- оптимизирована работа регистратуры – увеличилось количество окон, работа сдвинута на час раньше - с 7 утра, а в «пиковые сезоны» - с 6:30;
- запись на прием проводится всеми доступными способами.

С целью мониторинга очередности и напряженности в поликлинике размещены 9 камер видеонаблюдения. On-line трансляция выводится на компьютеры и смартфоны заинтересованных лиц. С целью мониторинга ситуации в поликлинике внедрен новый способ опроса пациентов. В регистратуре пациенту выдается два смайлика - улыбающийся и грустный. После приема у врача он дает оценку качества полученной им медицинской помощи посредством того или иного смайлика. Проводимые мероприятия позволяют оперативно реагировать на возникающие проблемы.

Хотелось бы отметить, что в плане доступности онкологической помощи наш диспансер выгодно выделяется среди соседних регионов, в некоторых из которых запись на прием к онкологу достигает месяца.

Не могу не коснуться организационно-методической работы, которая постоянно проводится онкодиспансером и которая способствует росту раннего выявления. Так, за последние 8 лет этот показатель вырос на 12%. В основе этого лежат:

- регулярные кураторские выезды;
- повышение онконастороженности и неукоснительное выполнение медицинским персоналом стандарта обследования;
- организация работы молодежного проекта «Онкодозор»;
- регулярные выступления на радио и телевидении;
- мастер-классы для врачей и среднего персонала;
- заседания комиссии по разбору запущенных случаев;
- размещение во всех учреждениях первичного звена баннеров, изготовленных онкодиспансером и содержащих информацию о режиме работы диспансера, порядке направления на консультацию и другие наиболее актуальные вопросы;
- размещение в 7 крупных муниципальных образованиях уличных баннеров на тему профилактики рака.

Как уже говорилось ранее, на протяжении последних десятилетий в нашем регионе и во всем мире отмечается устойчивый рост заболеваемости. Если в 1986 году, а это год введения в эксплуатацию здания онкодиспансера, раком заболело 3000 человек, то в 2015 году зарегистрировано более 5000 новых случаев.

Прогнозные показатели заболеваемости раком неутешительны, поэтому на перспективу хотелось бы поднять вопрос о расширении площадей онкодиспансера, а именно - увеличение этажности поликлиники с 2 этажей до 4. При вводе в эксплуатацию здания поликлиники в 1986 году проектная мощность была рассчитана на 160 посещений, а в текущем моменте ежедневно поликлинику посещает около 400 пациентов, и эта цифра неуклонно будет расти.

Доклад окончен. Спасибо за внимание.

Зобнин С.В.: Спасибо, Владимир Александрович. Слушая Ваш доклад, создается впечатление, что у Вас все хорошо и нет никаких проблем. На самом деле столько жалоб поступает постоянно, особенно связанных с трудностями записи на прием и длительными очередями к врачам. Какие у Вас планы для решения этих проблем? Мы об этом постоянно говорим, но решительных действий нет.

Козлов В.А.: В рамках программы модернизации здравоохранения мы хотим организовать удаленную запись пациента на прием к врачу, то есть посредством электронной системы. Мы считаем, что было бы наиболее оптимально, чтобы не сам пациент записывался на прием в диспансер, а врач, выявляя подозрение на заболевание, вместе с оформлением медицинской документации автоматически записывал бы пациента на прием. Технические возможности у этой информационной системы имеются. Этот вопрос обсуждается. Я думаю, что он рано или поздно будет воплощен. В текущем моменте пока это не реализовано, к сожалению, мы видим такую тенденцию, что из удаленных районов пациенты приезжают (извините за термин) скопом и очень рано. Мне каждое утро на конференции докладывают об очереди на 7:00 утра. Порой очередь на 7:00 утра достигает 40-50 человек. Связано это во многом с тем маршрутом транспорта, который приходит из удаленных районов. Именно поэтому регистратура работает у нас в такие «пиковые сезоны» не с 7:00 утра, а с 6:30, и более того, если рабочий день врача начинается обычно в 8:00 утра, то в «пиковые сезоны» прием начинается на 30 минут раньше, то есть с 7:30.

Зобнин С.В.: В этой связи есть совет, потому что в Правительство тоже поступают жалобы от граждан, что они не могут в течение дня пройти обследование, особенно те, кто приезжает из других населенных пунктов, нельзя ли на базе медучреждения организовать пансионат или гостиницу, чтобы люди могли провести обследование, которое неоднократно идет? Люди задерживаются на несколько дней, а ездить туда-сюда – это физически и финансово тяжело. Есть такая возможность?

Козлов В.А.: Уважаемый Сергей Витальевич, Ваши слова очень актуальны. Коллеги, я коснусь, извините, несколько медицинской составляющей, но для выполнения тех или иных медицинских обследований порой необходимо подготовить кишечник, провести определенные мероприятия, потому что человека с пылу, с жару взять на любой метод обследования просто невозможно, поэтому некоторые обследования назначаются на тогда, когда он будет готов. Для этой цели, конечно, было бы хорошо, если была бы какая-то гостиница, пансионат или любого другого типа помещение, где человек мог бы переночевать. Я знаю, что достаточно широко это практикуется в Казани. Безусловно, для нас это было бы очень актуально. Я коснусь еще немного другого вопроса. У нас есть, например, такие методы лечения, как дистанционная лучевая терапия, близкофокусная лучевая терапия, при получении сеанса терапии пациент находится под аппаратом всего лишь 90 секунд, все остальное время он не получает никакого лечения. Рядом с нами находится двухэтажное здание, в котором на втором этаже находится отделение паллиативной онкологии, на первом этаже размещается цитологическая лаборатория, и часть этажа занимает лаборатория ВИЧ, СПИД-центра. На перспективу, когда для них будут построены новые здания, если эти помещения освободятся, то размещение там мест для проживания, я думаю, что для нас было бы очень актуально.

Зобнин С.В.: Светлана Викторовна, я прошу Вас с Владимиром Александровичем включиться в этот вопрос и проработать возможность открытия пансионата.

Романчук С.В.: Сергей Витальевич, мы этим занимаемся. У нас есть еще вариант, но проблема в финансировании.

Зобнин С.В.: Давайте рассматривать, а потом принимать решение. Еще вопрос. У нас в регионе с этого года по поручению Губернатора Ивановской области Павла Алексеевича Конькова действует ситуация, что зарплата главных врачей зависит от степени удовлетворенности населения медицинской помощью. В своем докладе Вы отметили, что проводите опросы пациентов после приема у врача. Учитываются ли данные результаты этого анкетирования при начислении заработной платы врачам?

Козлов В.А.: Безусловно. Здесь оно учитывается с двух сторон. В первую очередь, Департамент оценивает мою работу на основании жалоб, если они объективны. Я в свою очередь, непосредственно, отражаю на своих заместителях в определенном процентном соотношении корректировку заработной платы. В другом же случае, если жалобы поступают ко мне, я в этом случае тоже, разумеется, смотрю. (Плохая запись).

Зобнин С.В.: Надо учитывать, это Ваша зона ответственности, поэтому с любым персоналом – средним, старшим или младшим Вам надо работать. Есть вопросы к Владимиру Александровичу?

Жбанов А.Ю.: (Плохая запись).

Козлов В.А.: Спасибо за вопрос. Безусловно, у нас есть такие показатели. У нас есть одногодичная выживаемость, пятилетняя летальность. Эти достаточно специфические показатели мы в своей работе учитываем. Хочу сказать, что эти показатели напрямую связаны с той стадией заболевания, на которой выявляется пациент. Если пациент выявляется на первой или второй стадиях, то зачастую лечение завершается только хирургическим лечением. Здесь я хочу отметить экономический эффект, потому что, если мы говорим только о хирургическом этапе лечения, то стоимость лечения составляет порядка 30 тыс. рублей. Если мы говорим о больном с третьей стадией заболевания, то сначала мы такого пациента подвергаем лучевой терапии, потом хирургическому этапу лечения, а потом химиотерапевтическому этапу лечения, так вот стоимость такого лечения превышает 300 тыс. рублей, то есть в 10 раз больше. Безусловно, мы эту статистику оцениваем. С учетом того, что раннее выявление у нас выросло, и выросло существенно, мы в прошлом году чуть-чуть не догнали общероссийский показатель. В России средний показатель раннего выявления составляет 52%, а у нас в прошлом году было 51,8%. Конечно, из-за того, что увеличилось раннее выявление, показатели одногодичной выживаемости и пятилетней летальности, безусловно, улучшились.

Зобнин С.В.: Наталья Львовна, пожалуйста.

Ковалева Н.Л.: Владимир Александрович, у меня два вопроса. В адрес Уполномоченного по правам человека с марта стали поступать обращения от онкологических больных о невозможности прохождения бесплатного обследования на МРТ, причем стоимость его достаточно большая (5600 рублей, а с контрастным веществом – 9300). Объясняют тем, что нет средств. Какие меры применяются для решения этого вопроса?

Козлов В.А.: Я здесь должен пояснить следующее, что с этого года несколько частных медицинских организаций включились в рамках программы ОМС в оказание этого метода исследования, поэтому для ряда лечебных учреждений были розданы определенные квоты. Получилось, что к середине года эти квоты были выбраны, потом они были снова продолжены. Конечно, когда у лечебного учреждения заканчиваются квоты, то мы подхватываем этих больных. Коллеги, я в докладе говорил, и еще раз подчеркиваю, что объем исследований, которые мы выполняем на компьютерном томографе, иногда составляет по 60-100 исследований в смену. Это достаточно колоссальная критическая цифра, это очень большой объем. Я с огромной тревогой опасаюсь за то, что наше оборудование на фоне колоссальной нагрузки может выйти из строя.

Ковалева Н.Л.: Еще один вопрос. Онкологические больные ставят вопрос о серьезных ежегодных сбоях в получении жизненно необходимой медицинской терапии в ноябре-декабре. Какова перспектива на этот год?

Козлов В.А.: Я должен сказать, что это категория дополнительного лекарственного обеспечения за счет федеральных средств. За счет федеральных средств Департамент здравоохранения закупает лекарство, но скажем так, что ежегодно этих средств хватало на медикаменты для амбулаторной категории пациентов до ноября, порой и до начала декабря, а когда заканчивались эти средства, то этих больных уже подхватывали мы, то в этом году на фоне роста стоимости медикаментов фактически медикаменты в ДЛО закончились в первых числах сентября. Конечно, это привело к определенной неудовлетворенности со стороны пациентов, но надо понимать, что мы живем в общем поле и решаем общие проблемы. Мы вынуждены были брать этих пациентов на себя. Конечно, очень хочется надеяться, что нагрузка на онкодиспансер существенно возросла, что в план-задание нам будет добавлено количество случаев на дневной стационар, и мы сможем финансово вытянуть и обеспечить их препаратами.

Романчук С.В.: Сергей Витальевич, можно я добавлю?

Зобнин С.В.: Пожалуйста.

Романчук С.В.: Владимир Александрович, просто не в курсе. Мы получили сейчас дополнительный транш, вернее он будет в ближайшее время, 8 млн. рублей на дополнительное обеспечение. Департамент начал сейчас конкурсные процедуры, препараты будут закуплены. Конечно, проблема связана с другим, финансовое обеспечение из федерального бюджета на каждого инвалида идет в размере 766 рублей в месяц, а стоимость ежемесячного лечения, особенно онкологических больных, в разы выше, поэтому бывают сложности. Сейчас мы будем находить выход, чтобы каждый пациент получал препарат. Еще проблема в том, что наши пациенты хотят только оригинальные и самые дорогие препараты, а мы можем только на конкурсной основе купить только самый дешевый аналог из того, что предлагается на рынке.

Спасибо.

Зобнин С.В.: Спасибо. Есть вопросы к Владимиру Александровичу? Слово предоставляется Рощину Сергею Юрьевичу – главе городского округа Шуя.

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые члены Правительства! Уважаемые участники заседания!

Проблема организации оказания онкологической помощи является одной из самых актуальных. Онкологические заболевания в значительной степени определяют показатели инвалидности и смертности населения. Для г.о. Шуя вопросы организации онкологической помощи являются крайне важными, поскольку показатель смертности от данных заболеваний выше среднего по области и составил в 2015 году 224 случая на 100 тыс. населения.

Конечно, доступность онкологической помощи не только определяет динамику наших показателей, но и во многом определяет удовлетворенность населения области медицинской помощью в целом.

ОБУЗ «Шуйская ЦРБ», являясь учреждением второго уровня, осуществляет этапы первичного выявления онкологических заболеваний и полное обследование пациентов для направления на оказание специализированной помощи в Ивановский онкологический диспансер. Что сделано для решения данных задач:

- в поликлинике № 2 функционирует первичный онкологический кабинет, прием в котором ведет сертифицированный врач-онколог. Специалист координирует всю работу по организации раннего выявления онкозаболеваний, осуществляет диспансерное наблюдение онкобольных, в том числе на дому, и взаимосвязь с областным онкологическим диспансером. В настоящее время проходит подготовку по онкологии еще один врач, таким образом первичный онкологический кабинет будет работать и в поликлинике №1;

- большое внимание уделено профилактическим осмотрам. В поликлиниках города открыты смотровые кабинеты для женского и мужского населения. За 8 месяцев 2016 года в смотровых кабинетах осмотрено более 7000 человек, выявлено 570 случаев фоновых и предраковых заболеваний и 12 случаев рака;

- внедрено лабораторное тестирование населения групп риска с использованием онкомаркеров (благодаря тесту в 2014-2015 годах онкогинекологические заболевания выявлены у 37 женщин, рак предстательной железы - у 22 мужчин);

- стали полностью доступными ультразвуковая и рентгеновская диагностики, эндоскопические методы исследования;

- в рамках национального проекта «Здоровье» Шуйской ЦРБ в 2007 году получен цифровой флюорограф. Аппарат позволил повысить не только выявляемость часто встречаемых среди жителей нашего города локализаций злокачественного процесса – рака легких, трахеи и бронхов, но и способствовал снижению показателя поздней (в четвертой стадии) диагностики с 62% до 31%;

- большое внимание традиционно уделяется женскому здоровью. В настоящее время в больнице с полной нагрузкой работает цифровой маммограф, выполняя ежедневно до 25 исследований. В результате только в динамике 2014-2015 годов показатель поздней (на третей-четвертой стадиях) диагностики рака молочной железы снижен с 21,3% до 13,9%;

- большой ресурс для выявления онкологических заболеваний дает диспансеризация, благодаря которой удается улучшить показатели выявления больных с ранними стадиями онкозаболеваний. Так, за 8 месяцев 2016 года осмотрено 8940 человек, на 2 этап диспансеризации с фоновыми и предраковыми заболеваниями направлен 201 человек;

- администрация города совместно с Шуйской ЦРБ проводит активную работу с работодателями в целях организации массового осмотра населения на предприятиях;

- доставка пациентов в Иваново осуществляется медицинским транспортом, в целях повешения ее доступности, на средства, выделенные по решению администрации г.о. Шуя совместно с депутатами Шуйской городской думы, приобретен автомобиль.

Принятые меры нашли отражение в динамике показателей. За счет применения современных методов исследований повысилась эффективность выявления онкологических заболеваний (в 2015 году выявлено 444 случая на 100 тыс. населения). Рост заболеваемости обусловлен более частым выявлением этого заболевания на ранних стадиях, показатель доли запущенных случаев по Шуйской ЦРБ в 2014 году составил 26,5%, в 2015 году – 18,6%. Это позволило значительно повысить эффективность лечения от рака и снизить показатель смертности.

Муниципалитет совместно с ОБУЗ «Шуйская ЦРБ» видит большой ресурс в профилактической работе. В настоящее время активизирована работа по профилактике рака легких. В День города проведена акция по пропаганде здорового образа жизни, в том числе среди молодежи по отказу от курения. Во время акции жителям города выполнялась экспресс-оценка состояния дыхательной системы методом спирометрии, определялся уровень углекислого газа в выдыхаемом ими воздухе, а также проводилось анкетирование по определению степени зависимости от табакокурения. Пациенты групп риска направлялись в кабинет по отказу от курения.

В амбулаторном звене используются скрининговые программы для определения опухолей на ранних стадиях - это онкологическое анкетирование, когда при обращении пациента к врачу по месту жительства вместе с амбулаторной картой предоставляется анкета, которую заполняет пациент.

Однако, сегодня нельзя не сказать о проблемах:

- имеющийся цифровой флюорограф работает за пределами срока эксплуатации (аппарат 2007 года выпуска);
- исчерпан ресурс маммографа, так как год его выпуска 2010.

При выходе из строя данной дорогостоящей аппаратуры Шуйская ЦРБ вряд ли сможет восполнить данный ресурс самостоятельно, поэтому поддерживаю то, что было ранее сказано о том, что необходимо покупать новое оборудование.

Изучив мнения пациентов, нельзя не сказать о проблеме, которую они испытывают при обращении в Ивановский онкологический диспансер – это трудность предварительной записи на прием к врачам поликлиники по телефону. Здесь полностью поддерживаю Владимира Александровича в том, что необходимо вести запись врачам.

Уважаемые коллеги, проблемы онкологической помощи достаточно сложные и только совместными усилиями Департамента здравоохранения, ТФОМС, муниципалитетов и Правительства Ивановской области возможно найти пути их решения. Основная профилактика онкологических заболеваний – это здоровый образ жизни.

Спасибо.

Зобнин С.В.: Спасибо, Сергей Юрьевич. Слово предоставляется Исаеву Михаилу Александровичу – главному врачу ОБУЗ «Фурмановская ЦРБ».

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые члены Правительства!

В настоящее время показатели выявления злокачественных новообразований в Ивановской области и в целом по России не соответствуют современным возможностям медицины и говорят о настоятельной необходимости совершенствования дальнейшей работы в этом направлении.

В последние годы по данным статистики заболеваемость злокачественными новообразованиями в Ивановской области, и Фурмановский район не стал исключением, имеет тенденцию к росту, что и послужило причиной разработки плана мероприятий по улучшению доступности оказания онкологической помощи населению Фурмановского района.

Доступность медицинской помощи в районе начинается с организации работы ФАПа. В настоящее время они выполняют роль смотровых кабинетов для жителей сельской местности, медицинские работники ФАПа прошли обучение на рабочем месте в онкодиспансере, в текущем году специалистами онкологами онкодиспансера проведены учебные занятия с выездом во все ФАПы района.

Большая роль отводилась совершенствованию работы смотровых кабинетов поликлинического звена. Наряду с действующими смотровыми кабинетами был организован мужской смотровой кабинет, прием в котором проводит фельдшер-мужчина. В настоящее время проводится работа по привлечению второго фельдшера для работы в мужском смотровом кабинете для возможности взаимозаменяемости и непрерывности приема в течение всего рабочего дня.

Одним из главных показателей, характеризующих доступность онкологической помощи, является наличие первичных онкологических кабинетов, прием в которых ведет сертифицированный врач-онколог. Благодаря непосредственной помощи главы Фурмановского района в рамках социальной поддержки, реальной работе муниципальной программы «Квалифицированные кадры Фурмановского муниципального района» (в виде предоставления служебного жилья и выплаты единовременного денежного пособия), удалось привлечь на работу молодого специалиста-онколога. Таким образом, прием жителей района с подозрением на онкологическую патологию и диспансерное наблюдение онкобольных аккумулировано на одном специалисте. Организован активный выход специалиста-онколога на дом, особенно важно, что данный вид работы применяется для наблюдения пожилых и ослабленных пациентов. В первичном онкологическом кабинете разработана онкологическая картотека, и в настоящее время практически полностью переведена в усовершенствованную электронную форму для своевременного контроля за направлением на осмотр, лабораторную диагностику, коррекцию лечения и непрерывного динамического наблюдения онкобольных.

Отмечу тот факт, что Фурмановская ЦРБ входит в число 13 из 24 учреждений первичной медико-санитарной помощи, которые оснащены цифровыми маммографами для диагностики рака молочных желез. На нашей базе проводится обследование жительниц г. Фурманов, Фурмановского и Приволжского районов, а это более 3500 обследований в год. Транспортировка женщин из Фурмановского и Приволжского районов осуществляется транспортом больниц. Работа маммографического кабинета организована в две смены. Обеспечено сопровождение работы в системе «Телемедицина» с целью возможности профессионального консультирования результатов обследования специалистами онкодиспансера со стопроцентной обратной связью.

На базе отделения скорой медицинской помощи открыт кабинет противоболевой терапии, который осуществляет прием пациентов с болевым синдромом, оказывая противоболевую терапию круглосуточно.

Активно при участии и поддержке администрации муниципалитета проводится агитация посредством СМИ, также трансляции в подразделениях ЦРБ социальных роликов о необходимости профилактического осмотра у специалистов, изготовление и размещение флайеров по профилактике и о группах риска по онкопатологии.

Несомненно, что проделанная работа по улучшению доступности онкологической помощи в Фурмановском районе сказывается на показателях района по раннему выявлению онкопатологии, который составляет в 2016 году 49,4% против 45,2% за 2015 год.

В целях дальнейшего улучшения доступности онкологической помощи в Ивановской области считаю необходимым:

- развивать сеть первичных онкологических кабинетов;
- активизировать работу по агитации населения, особенно сельского, с целью привлечения на профилактические осмотры в ФАПах, смотровых кабинетах, у врачей терапевтов и узких специалистов,;
- широко практиковать выездную форму работы врачей;
- повышать доступность эффективной инструментальной диагностики, для чего больнице необходимо оснащение недостающим эндоскопическим оборудованием. Необходимы передвижные флюорограф и маммограф, что позволит проводить обследование жителей отдаленных населенных пунктов Фурмановского района, а также жителей г. Приволжска и Приволжского района.

Доклад окончен. Спасибо за внимание.

Зобнин С.В.: Спасибо, Михаил Александрович. Слово предоставляется Медведеву Анатолию Степановичу – председателю Общественного совета при Департаменте здравоохранения Ивановской области. Я прошу всех потише, а то там такая дискуссия идет, как будто не интересно никому. Кому не интересно, пожалуйста, можете уйти.

Уважаемый Сергей Витальевич! Уважаемые члены Правительства, приглашенные! Дорогие моему сердцу коллеги-медики!

Я возглавляю Общественный совет меньше года, и хотел бы остановиться именно на проведении независимой оценки качества онкологической помощи в Ивановской области.

Как известно, что в последние годы государственная политика направлена на усиление общественного контроля сфер деятельности органов исполнительной власти по предоставлению социальных услуг. В этой связи одним из основных направлений деятельности Общественного совета при Департаменте здравоохранения Ивановской области является участие в проведении независимой системы оценки качества оказания медицинских услуг в Ивановской области.

Данная работа начата в 2014 году в соответствии с нормативными актами Правительства и Минздрава Российской Федерации. Независимая оценка качества медицинских услуг осуществляется пациентами учреждений здравоохранения путем участия в электронном анкетировании, то есть при заполнении анкет по анализу удовлетворенности качеством полученных медицинских услуг в амбулаторных и стационарных условиях через официальные сайты Минздрава Российской Федерации, Департамента здравоохранения, медицинских учреждений. При этом анкеты накапливаются в базе Минздрава России. Итоговая оценка результатов электронного анкетирования и определение рейтингов учреждений проводится в конце календарного года после открытия Минздравом России доступа к этой базе.

ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» был включен в перечень учреждений для независимой оценки качества медицинских услуг в числе первых, своевременно разместил на своем сайте необходимые анкеты и информировал пациентов о праве независимо выразить свое мнение о работе диспансера. В 2014 году участие населения в анкетировании не было достаточно активным, заполненных анкет по стационарной медицинской помощи было недостаточно, чтобы подвести итоговый рейтинг. В отличие от стационарной в оценке амбулаторной помощи пациенты приняли более активное участие, что, по-видимому, было связано с наличием проблем в работе этого подразделения. В итоговом рейтинге поликлиника Ивановского областного онкологического диспансера заняла 11 место среди 16 участвующих в независимой оценке учреждений. С учетом данного рейтинга, а также в связи с наличием жалоб на работу онкологической службы Департаментом здравоохранения было поручено руководству диспансера принять меры по изучению причин недостаточной удовлетворенности онкологической помощью и их устранению. Как было уже сказано, что вопрос был обсужден, на мой взгляд, очень детально в ноябре прошлого года на заседании коллегии Департамента здравоохранения, где был подписан детальный приказ с предложениями по регламентации работы общей лечебной сети и онкологического диспансера.

В 2016 году Ивановский областной онкологический диспансер повторно включен в перечень учреждений для независимой оценки качества оказания медицинских услуг. Благодаря проведенной работе по информированию населения активность пациентов возросла. На сегодняшний день в электронном анкетировании участвовало 643 пациента поликлиники и 230 пациентов стационара диспансера. Доступ к анализу электронных анкет и подведению итогов независимой оценки работы диспансера будет получен после 1 ноября.

С целью повышения доступности независимой оценки Общественным советом в этом году организовано анкетирование пациентов на бумажном носителе. Нам удалось оперативно подвести итоги данного анкетирования. Результаты пока предварительные. Можно отметить, что в работе поликлиники в целом удовлетворены полученной медицинской помощью 83% опрошенных. Я повторяю, что данные предварительные, они недостаточно объективны. Основные причины неудовлетворительных отзывов - длительное ожидание высокотехнологичных методов исследования, не все удовлетворены условиями пребывания в поликлинике. Пациенты положительно оценивают сокращение сроков ожидания приема врача при предварительной записи, сокращение сроков выполнения лабораторных и инструментальных методов диагностики, все пациенты удовлетворены полнотой информации, размещенной на информационных стендах поликлиники.

По работе стационара в целом удовлетворены полученной медицинской помощью 67% пациентов. Основными проблемами являются сроки ожидания госпитализации (33% опрошенных ожидали госпитализации от 15 до 25 дней), работу медицинского персонала оценивают удовлетворительно 83%. Все пациенты в целом удовлетворены условиями пребывания в стационаре. Большинство пациентов получают качественную медицинскую помощь, что и определяет те положительные тенденции, о которых говорилось в основных показателях работы онкологического диспансера. Однако, нельзя не сказать о содержании письменных обращений пациентов с жалобами на работу учреждения. Их мы запросили в Департаменте. Результаты проведенного анализа отражают наличие проблем, касающихся доступности своевременной онкологической помощи:

- затянуты сроки амбулаторного обследования больных в случаях, когда пациенты проживают в отдаленных районах;
- несогласованность действий медицинских работников стационара и поликлиники;
- нарушения деонтологического характера со стороны медицинского персонала.

Уважаемый Сергей Витальевич, я хотел бы высказать мнение по обсуждаемой проблеме. Наиглавнейшая проблема сегодня в общей лечебной сети и онкологического диспансера – это организация поиска больных на ранних стадиях заболевания (о чем уже говорилось). Мне думается, что здесь многое делается, но в то же время еще недостаточна работа с населением. Мне думается, что необоснованно забыты старые методики проведения «месячников» с более активным привлечением средств массовой информации и административных властных структур в городах и районах области. Мне хотелось бы сказать, что какое трудное финансовое положение не складывалось бы, но надо возвратиться к денежному поощрению медицинских работников общей лечебной сети за каждого вновь выявленного больного, что уже начинали делать в нашей Ивановской области. Отмечалось повышение активности общей лечебной сети.

Конечно, я хотел поблагодарить Вас, уважаемый Сергей Витальевич, за поставленный вопрос о пансионате онкологического диспансера. На мой взгляд с высоты прожитых лет, это вполне реально. Здание, о котором говорил Владимир Александрович, когда-то предназначалось для пансионата онкологического диспансера, но тогда у нас была тяжелая ситуация с гнойно-септической заболеваемостью в родильных домах, и там было открыто отделение патологии беременных. Я поддерживаю сказанное Владимиром Александровичем, что там реально сегодня осуществить освобождение помещений, занятых ВИЧ-лабораторией, потому что эти работы предусмотрены при проведении капитальных работ на объекте на ул. Станко. Больных не станут выгонять, приехавших из районов, и методики, о которых говорил Владимир Александрович, конечно, более эффективно применялись бы в диспансере. Как бы ни говорили сегодня, на мой взгляд, все-таки загруженность дорогостоящего медицинского оборудования и интенсивность эксплуатации недостаточны, использование нужно организовать в 2-3 смены везде, что позволит повысить доступность помощи. Часто дорогостоящее медицинское оборудование морально устаревает, а физически еще недоизношено.

Спасибо за внимание.

Зобнин С.В.: Спасибо, Анатолий Степанович. Есть у кого-то еще вопросы? Кто-то еще желает выступить? Давайте подводить итоги. Коллеги, все вопросы, связанные с системой здравоохранения, очень непростые, требуют комплексного подхода, особенно это касается онкологической помощи. Проблемы здесь у нас есть, их необходимо решать. Что может быть страшней, чем онкологическое заболевание?! Неправильное лечение, несвоевременная диагностика, отсутствие необходимого оборудования и дорогостоящие (не всегда действующие) препараты – все это существенно снижает процент оздоровления онкологических больных. Как сегодня уже звучало, в Ивановской области 28% населения старше трудоспособного возраста, по России – 24%, а показатель смертности у такой категории граждан в 7 раз выше, чем превышает данный показатель у лиц трудоспособного возраста, отсюда и наше место сегодня по смертности по стране. Департаменту здравоохранения необходимо разработать комплексную программу по просвещению населения и раннему выявлению онкозаболеваний. Современные методы лечения и передовые технологии сегодня позволяют полностью излечиться от этого страшного заболевания. Чем раньше заболевание будет выявляться, тем больше шансов у пациента на полное выздоровление. Понятно, что только учреждения здравоохранения с этой задачей не справятся, поэтому я прошу Департаменты социальной защиты, образования, культуры и глав муниципальных образований включиться в эту проблему. Нам необходимо внедрить дополнительные меры по мотивированию людей к сохранению своего здоровья, а работодателей – к сохранению здоровья работающих. Это сфера межведомственного взаимодействия, взаимодействия с общественными профсоюзными организациями, ассоциациями производителей и, конечно, заинтересованными гражданами.

Спасибо всем. Давайте работать дальше.

С помощью данной формы можно отправить информацию о выявленных неточностях или ошибках, обнаруженных на сайте.

Все предложения, касающиеся работы портала, необходимо отправлять через форму обратной связи.
Для того чтобы обратиться непосредственно в орган исполнительной власти для получения консультации его специалистов, нужно перейти на страницу подразделения, в интернет-приемную и воспользоваться формой отправки сообщения.

Текст, содержащий ошибку:

Правильный текст или комментарий: