Мобильная версия

Версия для слабовидящих

26 апреля 2017, среда11:11

07 сентября 2016

Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 07 сентября 2016 года

Коньков П.А.: Добрый день, уважаемые коллеги. Давайте начнем сегодняшнее заседание с вручения государственных наград.

Церемония награждения.

Коньков П.А.: Приступим к нашей непосредственной работе. У нас сегодня с вами заседание Правительства посвящено развитию сферы культуры в муниципальных образованиях Ивановской области. Я отмечу, что культура оказывает большое влияние на все сферы нашей жизни, от нее во многом зависят отдых, настроение и социальное самочувствие людей. Неслучайно в последние годы этой отрасли уделяется большое внимание со стороны государства. Все мы помним насыщенные культурными событиями 2014 и 2015 годы. 2015 год был объявлен Годом литературы, текущий год – Годом кино. В феврале Правительство Российской Федерации утвердило стратегию государственной культурной политики до 2030 года. Все эти меры должны стать стимулом для серьезных и качественных изменений в отрасли. Сегодня я предлагаю рассмотреть, как обстоят дела в сфере культуры в муниципалитетах, что уже сделано, какие имеются проблемы, какие задачи необходимо решить в ближайшее время. Давайте приступим к работе, и слово для доклада Трофимовой Наталье Владимировне – директору Департамента культуры и туризма. Пожалуйста, Наталья Владимировна.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства, участники заседания!

За последние годы на федеральном уровне принят ряд важнейших документов, которые призваны обеспечить права граждан на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и участие в культурной жизни.

Несомненным стимулом для дальнейшего развития сферы культуры стали решения Президента России о проведении Года культуры, Года литературы и Года российского кино.

Сегодня вопрос развития культуры в муниципальных образованиях является наиболее актуальным, поскольку из общего количества учреждений культуры - 98% учреждены органами местного самоуправления, а из них 80% расположены в сельской местности.

Отмечу, что за последние 5 лет не произошло значительного сокращения сети учреждений культуры. В целом уровень обеспеченности населения муниципальными учреждениями соответствует утвержденным социальным нормативам, хотя обеспеченность клубными учреждениями в городских округах, кроме Вичуги, ниже, чем в районах. Это связано с исторически сложившейся инфраструктурой и в ряде случаев – закрытием в 90-е годы сети ведомственных клубов, находившихся в структуре промышленных предприятий и профсоюзов. При подготовке данного вопроса Департаментом проведен мониторинг основных направлений деятельности муниципальных учреждений культуры, и сегодня одним из основных является развитие самодеятельного народного творчества.

Для удовлетворения потребности населения в занятии любительским творчеством сегодня в клубных учреждениях работают 1833 формирования, в которых занимаются более 22 тыс. человек, их деятельность – это основа для организации систематической культурно-массовой работы, а в целом в нашей области в массовых мероприятиях отмечено более 2,5 млн. участников.

Отдельно остановлюсь на работе коллективов самодеятельного народного творчества, имеющих звание «Народный» или «Образцовый». В муниципальных образованиях их 148 и 4,5 тыс. участников. Присвоение этих званий – своеобразный высокий уровень народного творчества, к которому должны стремиться все наши любительские коллективы.

Сегодня коллективы ведут активную творческую жизнь, участвуют и завоевывают призовые места не только в областных, но и во всероссийских и международных конкурсах и фестивалях, демонстрируя высокий уровень исполнительского мастерства, оригинальность постановок и высокую сценическую культуру.

На сохранение народной культуры Ивановской области направлена работа 12 Домов ремесел, в которых по различным ремеслам обучается 1,5 тыс. человек, из них 1 тысяча – это дети и подростки. Реестр мастеров-умельцев насчитывает 166 человек, из них многие имеют звание «Народный мастер» и «Мастер – золотые руки». Важно отметить, что сегодня народные умельцы осуществляют социально значимую и полезную деятельность, воспитывая достойную смену и помогая всем желающим овладеть художественными ремеслами, а для многих ремесла становятся основным занятием и профессией.

Важно, что сегодня публичные библиотеки являются не только книгохранилищами, но центрами работы с информацией, центрами общения и досуга.

Услугами городских, районных и сельских библиотек пользуются 35% жителей региона и за последние годы этот показатель остается стабильным.

Ключевыми позициями в работе муниципальных библиотек являются вопросы комплектования их книжных фондов и информатизации.

Ежегодная статистика показывает положительную динамику в выделении денежных средств на приобретение литературы и подписку, однако низкие показатели по финансированию отмечены в Верхнеландеховском, Савинском, Тейковском, Юрьевецком районах и во всех городских округах, кроме Иваново, хотя от обновления библиотечного фонда, тематического разнообразия периодической печати напрямую зависит востребованность библиотеки.

Важным показателем качества деятельности библиотек является доступ в Интернет. С 2012 года Ивановская область получает целевые средства из федерального бюджета, благодаря которым 40 библиотек вышли во всемирную информационную сеть, а в целом совместными усилиями региона и муниципалитетов уже 43% библиотек подключены к Интернету. В текущем году на федеральные средства еще 13 библиотек будут подключены к Интернету. Но наша совместная задача – продолжить эту работу, тем более, что обеспеченность Интернетом сельских библиотек составляет лишь 34%.

Сегодня сложившаяся инфраструктура диктует необходимость развития внестационарных форм культурного обслуживания жителей, в первую очередь удаленных сельских населенных пунктов.

В регионе работает 9 передвижных центров досуга. В четырех районах спецтранспорт обеспечивает библиотечное обслуживание. И только 12 районных творческих коллективов имеют свой автотранспорт для выездов, этого явно недостаточно, поскольку сегодня норматив обеспеченности передвижными культурными центрами – одна транспортная единица на один районный центр. Главам администраций уже сейчас необходимо серьезно задуматься о планировании бюджетных средств на эти цели.

Важным направлением является и создание условий для сохранения музейных ценностей. Сегодня 12 муниципальных музеев – это деятельные, но иногда единственные в местном сообществе субъекты туристической сферы. Мы видим свою задачу в поддержке муниципальных музеев и в содействии совершенствования их деятельности. Одной из таких мер стало проведение независимой оценки качества их работы. По результатам каждому музею направлен план конкретных мероприятий по устранению недостатков. Весной мы провели двухдневный семинар для руководителей муниципальных музеев. Мы ставим сегодня задачу перед муниципалитетами по созданию краеведческого музея в каждом муниципальном образовании, если не музея, то музейной экспозиции, которая может быть как в структуре библиотеки, так и культурно-досугового центра. Уважаемые коллеги, это крайне важно для проведения целенаправленной научно-просветительной и воспитательной работы с населением.

2016 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом Российского кино. Учреждения культуры проводят разнообразные просветительские акции, но с главным направлением – кинопоказом - ситуация очень непростая. Еще на рубеже 90-х годов большая часть служб кинофикации была практически законсервирована, а оборудование технически устарело.

Интерес к широкоформатному кинопоказу сейчас растет. В 2016 году города Вичуга и Тейково, Родниковский район стали обладателями федеральных средств в сумме 5 миллионов рублей. Фонд кино планирует провести третий этап конкурса. Поэтому рекомендуем главам администраций муниципальных образований и подведомственным им учреждениям заранее обеспечить подготовку качественной заявки.

Важную роль в обеспечении доступа сельских жителей к профессиональному искусству играют государственные учреждения.

В прошлом году перед областными театрально-зрелищными учреждениями поставлена задача активизировать гастрольную деятельность в целях приобщения сельских жителей к театральному и музыкальному искусству. Считаю, что данное поручение стимулировало театры и филармонию, и только за 1 полугодие 2016 года театры совершили 40 выездов в муниципальные образования со своими спектаклями, а филармония организовала 98 концертов для различных социальных и возрастных категорий.

Сегодня одна из самых острых проблем, требующих решения за счет бюджетов всех уровней, - укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений.

По данным 2015 года 38 зданий требуют капитального ремонта, а каждому третьему клубу требуется обновление сцены и замена кресел. Наиболее результативным по решению данного вопроса являлся 2014 год, это Год культуры, когда на укрепление материально-технической базы были выделены целевые средства федерального и регионального бюджетов. Это послужило стимулом для руководителей органов местного самоуправления для дальнейших вложений в отрасль. За последние два года из местных бюджетов на проведение ремонтных работ в домах культуры и библиотеках направлено 95 млн. рублей. Ежегодно этому вопросу серьезное внимание уделяется в городах Иваново и Шуя, Ивановском, Кинешемском, Лежневском, Гаврилово-Посадском и Шуйском районах, а вместе с тем вопрос не является приоритетным в Пестяковском, Юрьевецком, Верхнеландеховском районах, в городах Тейково и Кохма.

Считаем, что вопросы укрепления и обновления материально-технической базы должны постоянно находиться в зоне пристального внимания глав муниципалитетов.

К сожалению, несколько лет не решаются вопросы по ремонту домов культуры в Гавриловом Посаде, п. Каминский, Юже, музея в Холуе. Эти объекты требуют значительных вложений. Считаю, что их решение в комплексном подходе и включении ремонтных работ в государственные программы Ивановской области, что позволит участвовать в заявочных кампаниях профильных министерств.

2 сентября на встрече с работниками сельскохозяйственной отрасли в Астраханской области Дмитрий Анатольевич Медведев озвучил решение Правительства о реализации программы по восстановлению сельских домов культуры с использованием федеральных средств.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам своевременно начать подготовку и определить объекты для включения в эту программу.

Сегодня требуется обеспечить доступность помещений и оказываемых услуг для инвалидов и маломобильных групп населения. И здесь, к сожалению, муниципальная культура находится еще в начале пути. Только в 16 культурно-досуговых учреждениях из 329 созданы условия для приема инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Поэтому очень важно поставить данный вопрос в число главнейших приоритетов, так, как это сделало руководство Ивановского района при выполнении ремонта здания в деревне Богданиха.

Отдельно остановлюсь на вопросах кадрового обеспечения отрасли.

Сегодня в муниципальных учреждениях работают 1623 специалиста, из них специальное образование в сфере культуры искусства имеют только 63%. В этой связи встает вопрос о профессиональной переподготовке и повышении квалификации. Вызывает беспокойство, что 43% специалистов в последние 5 лет не проходили курсы повышения квалификации.

Сегодня Ивановским колледжем культуры сформирована тематика курсов отделения повышения квалификации с учетом потребности самих муниципалитетов. Программы предусматривают обучение от 16 до 72 часов на выбор, оплата за прохождение курсов сведена до минимума (не более 1,5 – 2 тыс. рублей за человека). Мы убедительно просим глав муниципальных образований решить вопрос о направлении специалистов на курсы.

Кроме того, сегодня имеется острая потребность в узких специалистах – это аккомпаниаторы и руководители клубных формирований, художественные руководители, методисты. Всего 50 вакансий.

Одним из стимулов для привлечения молодых специалистов являются меры социальной поддержки, которые сегодня для работников культуры предусмотрены только в 10 муниципальных образованиях.

Значимую роль в сохранении кадров играет исполнение «майских» Указов Президента России в части поэтапного повышения средней заработной платы работников культуры. В 2016 году наша общая задача – сохранить уровень заработной платы, достигнуты в 2015 году, хотя по итогам первого полугодия в ряде муниципалитетов наблюдается отставание от целевого показателя. Понимаем, что сегодня заработная плата работников культуры значительно ниже средней по региону, однако поэтапное повышение – это наш главный приоритет.

Более подробно остановлюсь на вопросе управления сферой культуры.

В соответствии с законодательством Ивановской области организация библиотечного обслуживания населения и создание условий для организации досуга жителей поселения отнесены к вопросам местного значения сельских поселений. Вместе с тем, централизация управления сферой на федеральном уровне признана более актуальной. Сегодня централизовано осуществляется деятельность учреждений культуры в Ивановском, Пучежском, Родниковском районах. В Южском районе централизовано библиотечное дело, где обеспечивается движение и доступность книжного фонда для населения, и работают внестационарные библиотечные пункты.

Уважаемый Павел Алексеевич, во исполнение Вашего поручения вопрос централизации управления в сфере культуры обсужден на заседании президиума ассоциации «Совет муниципальных образований Ивановской области». По итогам Департаментом разработаны рекомендации по поэтапному переходу на централизованную систему. Здесь первоочередным мероприятием должна стать централизация методической деятельности учреждений культуры, что предполагает создание районных или межпоселенческих Домов культуры, которые на сегодняшний день у нас работают только в 7 районах.

Второй этап – создание централизованной библиотечной системы. В 2014 году в законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении внесены изменения, предусматривающие передачу полномочий по организации библиотечного обслуживания от поселений районам. Это позволит решить проблему жизнедеятельности сельских библиотек, уязвимых в условиях низкой бюджетной обеспеченности поселений.

Мы понимаем, что передачу полномочий от поселений необходимо осуществлять поступательно с учетом территориальных, исторических и финансовых особенностей, предусматривая эффективные модели библиотечного обслуживания. Важно провести тщательный анализ ситуации, подготовить предложения и предварительно обсудить их с участием представителей органов власти, специалистов сферы культуры и общественности.

Вместе с исполнением «майских» Указов Президента, стратегией государственной культурной политики переход на централизованную модель организации сферы муниципальной культуры будут являться нашими общими стратегическими задачами в последующие годы.

Кроме этого совместно с администрациями муниципальных образований мы ставим перед собой задачу совершенствования имеющейся сети учреждений, развития внестационарных форм клубного и библиотечного обслуживания населения, сохранения кадрового потенциала отрасли, а также создания единого регионального реестра нематериального культурного наследия.

Доклад окончен.

Коньков П.А.: Спасибо, Наталья Владимировна. У меня есть несколько вопросов. Вы затронули в своем докладе вопрос кадрового обеспечения. В наших учреждениях культуры сколько выпускников остается в области?

Трофимова Н.В.: Павел Алексеевич, мы ежегодно проводим мониторинг трудоустройства наших выпускников, и что важно отметить, что за последние годы ни один выпускник не обратился в службу занятости. Если проанализировать в целом, то у нас 50% выпускников трудоустроены в учреждения культуры и образования, 36% - поступают в высшие учебные заведения, 8% - это служба в армии. Что важно отметить, что в этом году из 40 выпускников, которые трудоустроены у нас в учреждения культуры и образования, многие уехали работать в другие муниципальные образования, не только в Иваново, Ивановский район и Кохма, но и такие районы, как Родники, Южа, Палех. Они работают в сельских Домах культуры, библиотеках, в детских садах - это музыкальные работники. На что еще хотела бы обратить внимание, мы понимаем, что у нас в кадрах нуждаются наши профессиональные образовательные организации. Мы поставили задачу перед своими колледжами…У нас за последние три года 8 специалистов, которые окончили колледж культуры и поступили в высшие учебные заведения, вернулись работать в учреждения, 5 молодых специалистов вернулись работать в музыкальный колледж. Сегодня художественное училище, понимая потребность в кадрах, осуществляет целевую подготовку одного специалиста.

Коньков П.А.: Я просто хотел, уважаемые главы муниципальных образований, обратить Ваше внимание, что при наличии достаточно мощной сферы образования в области культуры нам, наверное, на кадры жаловаться нет оснований. На вполне льготных условиях можно заключать договоры с учреждениями образования и кадрами наполняться. Надо и на возрастной состав работников культуры обратить внимание. Мы должны с вами понимать, что молодежь – это аудитория нашей целевой работы, и, наверное, более комфортно она будет идти на контакты с нами, если там будут работники достаточно молодого возраста. Я попросил бы всех вас эти вопросы посмотреть. По нашим данным 16 из 27 муниципалитетов нуждаются в кадрах, а договоры заключили единицы.

Вопрос следующий. Мы с Вами недавно были на Дне лука в Лухском районе. Действительно хороший праздник, который приносит удовлетворение, хорошее настроение людям. Очень много гостей из других городов я там видел. Насколько активны у нас города и районы в проведении подобных мероприятий?

Трофимова Н.В.: Павел Алексеевич, я хотела бы отметить, что в последние годы фестивальные движения активно развиваются в нашем регионе. Если проследить динамику, то в 2014 году на региональном уровне было проведено 36 фестивалей, в прошлом году мы впервые провели ярмарку интересных мест и событий и сформировали событийный календарь, в который были включены 50 мероприятий, проходящих на территориях городов и районов, в этом году их уже 60. Важно отметить, что у нас повышается не только количество мероприятий, но и качество, а также расширяется география участников, это жители региона и наши гости. Важно, что в последние годы туроператоры активно включились в эту деятельность. У нас приезжают туристы из других муниципалитетов. Здесь хотела бы отметить, что появляются новые фестивали, которые уже получают признание у наших жителей. Активно развиваются гастрономические фестивали, такие как Подозерская клубника, фестиваль чая. В эти выходные у нас состоится несколько ярмарок-фестивалей Парская ярмарка, День картошки, Волжский бульвар, в Кохме – Свекловица, в Ивановском районе – Ивановский капустник. Я хотела бы обратить внимание, что сегодня наиболее активно в этом направлении у нас двигаются Ивановский, Родниковский и Южский районы. Я думаю, что здесь вопрос связан, в том числе, с тем, что у них есть центральные и районные Дома культуры, которые объединяют творческие ресурсы. Для примера хотела бы привести два района – Пестяковский и Ильинский, в которых на сегодняшний день нет ни одного мероприятия районного уровня, которое было бы включено в событийный календарь. Это говорит о том, что нет объединяющего звена на муниципальном уровне.

Коньков П.А.: Я бы хотел обратить всех особое внимание на проведение подобных праздников. Живем в непростое время, людям нашим непросто. Такие праздники – это не просто какая-то формальность. Настроение людей – это наша с вами задача. Организация таких праздников важна. Я думаю, что их должно становиться больше, - и больших, и малых праздников. Наверное, нам надо с вами думать о проведении каких-то праздников в поселениях для меньших групп людей. Это и затрат больших не представляет, а эффект дает хороший. Я посмотрел справочные материалы, у нас с вами в национальном календаре событий половина – это областные мероприятия, а из муниципальных – только три (День Лука, День чая и День картошки). Не цель, конечно, войти в календарь, тут скорее обратная ситуация. В календарь входят праздники, которые замечаются не только в масштабах области, но и в масштабах страны. Возвращусь к лухскому празднику. Автомобилей-то столько было, что стояли в очереди за луком на въезде в Лух чуть ли не за километр, номера различные, география различная.

Следующий вопрос. Мы с вами не так давно рассматривали вопрос, связанный с обеспеченностью муниципальных музеев сайтами, и признали тогда эту работу неудовлетворительной, потому что из 12 музеев только у двух были сайты. Какая сейчас ситуация?

Трофимова Н.В.: Да, Павел Алексеевич, наличие сайта являлось самым главным основанием в рейтинге муниципальных музеев. На сегодняшний день у нас из 12 уже 10 муниципальных музеев имеют свои сайты, отсутствуют только в Гаврилово-Посадском музее и Вичугском музее. До конца года эти муниципальные образования взяли на себя обязательства по созданию сайтов. Самое главное, что мы ежемесячно проводим мониторинг этих сайтов, смотрим за его наполняемостью и обновляемостью. Я хотела бы привести в пример сегодня сайт Заволжского музея, который отвечает всем требованиям. Когда мы весной проводили семинар для руководителей музеев, в том числе мы более подробно останавливались именно на создании сайтов, какие на сегодня предъявляются требования.

Коньков П.А.: Понятно. Последний к Вам вопрос. Мы стали достаточно часто проводить мероприятия, такие как «Библионочь», «Ночь литературы», «Ночь искусств», «Ночь кино». Их цель, конечно, понятна – повысить интерес к культуре, прежде всего, молодежи. Насколько активны в этом плане у нас муниципалитеты?

Трофимова Н.В.: Да, действительно, в последние годы, несмотря на то, что акции проходят в вечернее время, они пользуются популярностью не только у молодежи, но и у людей старшего поколения и семейной аудитории. Что касается муниципальных учреждений, то в этом году впервые все 12 муниципальных музеев приняли участие в этой акции. В акции «Библионочь» приняли участие не только городские и районные библиотечные системы, но эти мероприятия проходили даже в поселениях. На сегодняшний день около 50 учреждений предоставили самый различный спектр мероприятий. Мы также обратили внимание на проведение новой акции, которая в этом году прошла впервые, это «Ночь кино». Если предварительно нам заявки на участие в этой акции направили лишь три муниципалитета, то за два дня до ее проведения их уже было 15. Несмотря на то, что, как я говорила, в большинстве муниципалитетов отсутствуют кинозалы, наши работники учреждений культуры активно используют мультимедийное оборудование для кинопоказов.

Коньков П.А.: Да, хорошо получилось. Я был на «Ночи кино» в цирке. Обстановку создали, играл оркестр как в старые добрые времена. Люди старшего поколения танцевали прямо на площадке перед цирком. С самого начала создавалось приятное настроение. Я думаю, что те, кто принял участие в просмотре хороших фильмов, тоже получили удовольствие.

Пожалуйста, коллеги, какие есть еще вопросы? Наталья Львовна.

Ковалева Н.Л.: Наталья Владимировна, у нас на заседании совета при Уполномоченном по правам человека рассматривался вопрос о соблюдении прав инвалидов, смотрели доступность учреждений культуры для этой категории. Вы этого коснулись немного. Были рекомендации создать навигатор доступности учреждений культуры. По информации, которая от Вас пришла, 1 сентября она должна была быть на сайте. Мы вчера выходили на сайт еще раз, но так и не нашли этой информации. Когда она будет? Общественные организации нам звонят…

Трофимова Н.Л.: Наталья Львовна, я хотела бы сказать, что сегодня все государственные музеи учли Ваши рекомендации. На сегодняшний день, при подготовке к заседанию Правительства мы проанализировали возможности муниципальных районов, у нас на окончательной стадии подготовка этого навигатора, то есть, где инвалиды могут воспользоваться своим правом. Я хотела бы еще отметить, что сегодня отремонтирован Дом культуры в Богданихе, мы планируем к Дню инвалидов провести там межмуниципальные мероприятия, чтобы показать, как сегодня обеспечена доступность для инвалидов в сельских учреждениях культуры.

Ковалева Н.Л.: Когда на сайте информация появится?

Трофимова Н.В.: На следующей неделе, Наталья Львовна.

Коньков П.А.: Пожалуйста, коллеги, еще вопросы? Спасибо, Наталья Владимировна, присаживайтесь. Слово предоставляется Ирине Александровне Виноградовой – депутату Ивановской областной Думы. Ирина Александровна, пожалуйста.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства, участники заседания!

С принятием в декабре 2014 года Основ государственной политики Российской Федерации и утверждением распоряжения Правительства РФ в феврале 2016 года о Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года мы вступили в новый период, когда культура возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

Стратегию предполагается реализовать в два этапа. На первом этапе (2016-2020 годы) должны быть утверждены план реализации Стратегии, приведены в соответствие документы стратегического планирования и планы по их реализации. На втором этапе (2021-2030 годы) должны быть приняты законодательные и нормативно-правовые акты, обеспечивающие существенное повышение ресурсной обеспеченности культуры преимущественно за счет государственно-частного партнерства и создания институтов развития, а также меры организационного и финансового характера. При этом закон, по которому сегодня определяется культурная деятельность страны, относится к 1992 году. Новый законопроект был разработан в профильном комитете Госдумы в 2011 году. Законопроект неоднократно проходил обсуждения и вызывал многочисленные разногласия. Так разногласия Минкультуры и Госдумы в марте 2015 года были изложены на 36 листах.

Одна из главных идей, заложенных в проекте, заключается в том, что государство, также как региональные и муниципальные власти, должно отказаться от остаточного принципа финансирования культуры. По мнению некоторых депутатов Госдумы необходимо оговорить финансовый минимум, который каждый год будет выделяться на культуру, то есть нужен норматив доли бюджетных средств на каждого гражданина. В то же время, если раньше деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры позиционировалась как реализация государственной культурной политики в части приобщения населения к культурным ценностям, просвещению, воспитанию и сохранению преемственности развития отечественной культуры, то в настоящее время наши учреждения оказывают услуги населению. Все это приводит к умалению роли культуры в общественном развитии, что не соответствует как подходам, зафиксированным в Основах государственной культурной политики, так и стратегическим интересам нашего государства. Подобные разногласия привели к тому, что закон о культуре в Российской Федерации не принят до сегодняшнего дня. Хочется верить, что депутаты Госдумы уже нового созыва все-таки преодолеют все эти разногласия и примут закон о культуре. При подготовке к заседанию Правительства мы с Натальей Владимировной обсуждали, что, в общем-то, работники культуры ждут этого закона. Будем надеяться.

В Ивановской области, как мы смогли убедиться, заслушав доклад Натальи Владимировны и ее ответы на Ваши вопросы, Павел Алексеевич, работники культуры могут выполнять любые поставленные задачи благодаря своему таланту, любви и преданности своему делу, даже несмотря на трудности с финансированием отрасли, сложностями с материально-техническим обеспечением, зачастую на «голом» энтузиазме. В последнее время все чаще звучат призывы к сфере культуры, особенно, когда происходит сокращение финансирования, учиться зарабатывать деньги, но при этом работники культуры иногда жалуются, что многие обращаются к работникам культуры в своем стремлении проводить экскурсии, мероприятия, используя залы, реквизит и труд самих работников культуры на безвозмездной основе.

Постановлением Правительства Ивановской области от 13 ноября 2013 года утверждена государственная программа «Культура Ивановской области». Определены сроки реализации программы с 2014 по 2018 годы, утверждены цели, объемы ресурсного обеспечения программы, которые включают в себя 6 подпрограмм. Так, на 2014 год общий объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий программы составил 619 млн. 199 тыс. 937 рублей, в 2015 году – 486 млн. 716 тыс. рублей, в 2016 году сумма составляет всего 399 млн. 800 тыс. рублей. Таким образом, прослеживается тенденция резкого снижения финансирования отрасли.

Депутаты Ивановской областной Думы, понимая сложность экономической ситуации как в стране, так и в регионе, поддерживают сферу культуры в том числе и в рамках Закона Ивановской области «О наказах избирателей депутатам Ивановской областной Думы». На укрепление материально-технической базы и проведение ремонтных работ учреждений культуры указанным законом в 2015 году было предусмотрено 12 млн. 802 тыс. рублей, из них освоено 12 млн. 705 тыс. рублей. Хочется отметить, что в основном эти средства направлялись на ремонт учреждений культуры сельских поселений. Так, 400 тыс. рублей были направлены на ремонт Дома культуры Иваньковского сельского поселения, 700 тыс. рублей – на ремонт культурно-досугового комплекса Лухского городского поселения, 600 тыс. рублей – на ремонт культурно-досугового центра Колобовского городского поселения, 950 тыс. рублей – на ремонт культурно-досугового центра Введенского сельского поселения, по 300 тыс. рублей – на ремонт культурно-досуговых центров Остаповского сельского поселения и Семейкинского сельского поселения, 2,5 млн. рублей - на ремонт городского Дома культуры города Приволжска.

На поддержание библиотечной системы муниципальных образований было направлено 730 тыс. рублей. В 2016 году в рамках реализации закона о наказах избирателей на те же цели предусмотрено 8 млн. 270 тыс. рублей. Не буду подробно останавливаться на перечне запланированных работ, а лишь отмечу, что сокращение объемов финансирования коснулось и наказов избирателей и составляет на сегодняшний день 6 млн. 760 тыс. рублей. Надеюсь, что все мероприятия, которые были запланированы в текущем году, будут реализованы в следующем, так как все мероприятия направлены на проведение ремонтных работ, разработку проектно-сметной документации и укрепление материально-технической базы учреждений культуры сельских поселений.

Конечно, в условиях недостатка финансирования со стороны бюджетов всех уровней сферы культуры, я думаю, что нам необходимо совместными усилиями Правительства Ивановской области, Ивановской областной Думы, органов местного самоуправления рассмотреть возможность реализации механизма государственно-частного и муниципально-частного партнерства в сфере культуры.

Спасибо за внимание. Я закончила.

Коньков П.А.: Спасибо. Сергей Валерьевич Низов – глава Ивановского муниципального района. Пожалуйста, Сергей Валерьевич.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства, участники заседания!

В рамках реализации федерального законодательства в Ивановском муниципальном районе исполнение полномочий в сфере культуры, молодежной политики, физкультуры и спорта в 2006 году были переданы на уровень сельских поселений. Дома культуры, клубы и библиотеки в поселениях были объединены в культурно-досуговые центры, а Чернореченский сельский дом культуры стал районным домом культуры.

Анализ деятельности учреждений культуры, в период с 2006 по 2009 годы показал, что смена полномочий не повысила качество их работы:

- материально - техническая база Домов культуры и библиотек оставалась слабой;
- необходимая нормативно-правовая база отсутствовала;
- методическая поддержка работникам учреждений на районном уровне не оказывалась;
- уровень организации и проведения культурно-массовых мероприятий для жителей сельских поселений оставался низким;
- координация деятельности культурно-досуговых центров не осуществлялась.

Таким образом, в районе назрела необходимость централизации отраслевой структуры учреждений культуры.

В 2010 году сельские поселения района делегировали исполнение полномочий в сфере культуры на уровень муниципального района, в структуре администрации района создано управление социальной сферы и учреждены три муниципальных подведомственных учреждения.

Основные функции управления социальной сферы представлены на слайде.

Сегодня мы уже можем говорить о положительной динамике развития наших учреждений культуры в условиях централизации.

За последние три года объем денежных средств, выделяемых на деятельность учреждений культуры, увеличился с 27 до 32 млн. рублей. Успешно реализуется программа «Развитие культуры в Ивановском муниципальном районе», направленная на создание условий для развития культурного потенциала района, совершенствование форм организации досуга, развитие фестивального движения и проведение социально-значимых мероприятий.

В рамках ее реализации всего за 2 года были проведены работы по капитальному и текущему ремонтам на общую сумму более 5 млн. рублей Коляновского культурно-досугового центра, Ивановского районного дома культуры, после ремонта открылись Богданихский культурно-досуговый центр и сельская библиотека.

В период 2014-2015 годов из бюджета района и сельских поселений выделено около 3,5 млн. рублей на обновление материально-технической базы учреждений культуры - заменены кресла в районном доме культуры и Богородском сельском клубе, приобретено современное звукоусиливающее и светопроекционное оборудование для районного Дома культуры и Богданихского культурно-досугового центра. На грант Министерства культуры приобретен микроавтобус на 16 мест. Все это позволило улучшить качество и увеличить объем предоставления услуг в сфере культуры.

Ощутимо возросло количество и качество социально-значимых мероприятий, проводимых для жителей района. Наиболее успешные - областной фестиваль бардовской песни «Высоковская струна», военно-исторический фестиваль «Кречет», фестиваль «Ивановский капустник».

В муниципальном учреждении «Районное социально-культурное объединение» ведут свою деятельность творческие объединения различной направленности. Всего в 143 объединениях занято более 2 тыс. человек, из них 72 клубных формирования для детей до 14 лет, в которых занимаются более 1 тыс. подростков, и 7 любительских объединений для ветеранов.

Централизация благоприятно повлияла на качество библиотечного обслуживания. В структуре Районной централизованной библиотечной системы работают 17 читательских клубов по интересам, из них 13 детских. В 2015 году впервые район выделил финансирование на комплектование книжного фонда в сумме 900 тыс. рублей, что позволило приобрести около 6 тыс. экземпляров книг и журналов.

Положительным моментом стала эффективная система взаимодействия с главами сельских поселений. Ежегодно увеличивается объем межбюджетного трансферта на содержание учреждений, проведение мероприятий и оплату труда специалистов отрасли культуры.

Понимая важность требования времени по внедрению информационных технологий, сегодня мы работаем над уровнем обеспеченности учреждений культуры компьютерной техникой.

Подводя итоги, отмечу, что централизация управления сферой культуры позволила нам значительно повысить качество оказания услуг населению Ивановского района, сохранить сеть учреждений культуры и кадры.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Коллеги, я еще раз хотел бы обратить Ваше внимание. Понятно, что Ивановский район у нас не самый бедный, но на самом деле ведь ситуация обратная, чем меньше финансовая возможность, тем важнее концентрация централизации учреждений культуры. Объективных обстоятельств не проводить ее нет, потому что, уж если у нас районные муниципалитеты не справляются с финансированием целого ряда мероприятий, то, что уж говорить о поселенческих. Опыт Ивановского района еще раз показывает, что централизация нужна. Сергей Валерьевич, вопрос. По моим данным район с нашими учреждениями образования в области культуры не сотрудничает. Как вы решаете вопрос со специалистами?

Низов С.В.: Павел Алексеевич, у нас принята программа социальной поддержки молодых специалистов. Работники культуры со средним специальным образованием получают выплату в 15 тыс. рублей, а если с высшим образованием, то единовременная выплата 20 тыс. рублей. Мы компенсируем либо проезд до места работы и обратно, либо аренду жилья. В этом году у нас три молодых специалиста получили эти выплаты.

Коньков П.А.: Понятно. Спасибо, присаживайтесь. Михаил Евгеньевич Куприянов – глава Вичуги.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства и участники заседания!

Сеть учреждений культуры городского округа Вичуга сформировалась в 1980-е годы, без потерь прошла 90-е и фактически без изменений сохранилась до сегодняшнего дня. В настоящий момент состоит из 4 учреждений клубного типа - Дома культуры, централизованной библиотечной системы, городского художественного музея и детской школы искусств.

Уровень фактической обеспеченности в городе учреждениями клубного типа140%, библиотеками - 200%, парками культуры и отдыха - 100%, музеями – 100 %.

Всего в сфере культуры города работают 191 человек, из них 107 специалистов.

Финансирование учреждений культуры осуществляется в рамках муниципальной программы «Развитие культуры городского округа Вичуга на 2015-2017 годы».

В 2016 году бюджет сферы культуры составляет более 42 млн. рублей.

Кроме бюджетных поступлений учреждения культуры получают средства от внебюджетной деятельности. По состоянию на 1 сентября 2016 года поступления от оказания услуг составили 4 млн. 200 тыс. рублей.

В Год Кино Дом культуры «Машиностроитель» стал обладателем гранта федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии в сумме 5 млн. рублей. Средства предназначены на переоборудование кинозала на 350 мест и приобретение современной кинопроекционной аппаратуры, что позволит обеспечить кинопоказ для населения города. С Департаментом культуры достигнута договоренность об оказании содействия в обучении специалистов, которые будут работать на этом дорогостоящем оборудовании.

Хотелось бы отметить, что в І полугодии 2016 года учреждениями культуры города проведено более 300 различных мероприятий, которые посетило около 80 тыс. зрителей.

В учреждениях культурно-досугового типа работают 56 любительских объединений и клубов по интересам и 50 клубных формирований с охватом более 2,5 тысяч человек.

Детская школа искусств - одна из ведущих школ Ивановской области, на 4 отделениях (музыкальном, эстетическом, художественном и хореографическом) обучается 480 детей. Школа является зональным методическим центром по русским народным инструментам, где мастер-классы и открытые уроки проводят профессора Российской академии музыки им. Гнесиных и преподаватели лучших учебных заведений Москвы, Новосибирска, Омска. Учащимися и педагогами школы в 2016 году было подготовлено и проведено более 25 фестивалей, конкурсов, концертов и выставок. Более 300 воспитанников школы принимают активное участие в международных, всероссийских, межрегиональных и областных конкурсах, становясь лауреатами и дипломантами.

В первой половине года в библиотеках Централизованной библиотечной системы проведено 214 мероприятий. Реализуются 7 авторских программ просветительской направленности. Число посещений превысило 55 тыс. человек. В центральной библиотеке действует зона wi-fi, в детской библиотеке и филиалах имеется доступ к сети Интернет. Библиотечная система имеет свой собственный сайт, каждый филиал имеет страничку в социальных сетях. Ведется работа по созданию электронного каталога для всей библиотечной системы, на сегодняшний день в базу введено 45% имеющегося книжного фонда. К услугам пользователей действует правовая информационная система «Гарант».

Статистика показывает, что неуклонно растет не только количество проведенных мероприятий, но и их посещаемость.

В городе созданы современные условия для развития музейной деятельности, имеется богатая краеведческая и художественная экспозиция. На базе музея проводятся мероприятия, выполняющие задачу по патриотическому и эстетическому воспитанию жителей города. Особое место они занимают в воспитательной работе среди школьников и воспитанников детских садов.

Однако, должны признать, что система работы музея устарела. Музей не представлен в сети Интернет, снизилась посещаемость, слабо поставлена внебюджетная деятельность.

По итогам проведения независимой оценки наш музей занял 8 место среди 12 муниципальных музеев области, поэтому мы ставим перед собой задачу привести работу музея в соответствие с современными требованиями.

Острой проблемой в сфере культуры города остается кадровое обеспечение, более 50% работников являются людьми пенсионного и предпенсионного возраста.

В числе приоритетных задач на 2016 -2017 годы в сфере культуры - сохранение средней заработной платы работников культуры на уровне 2015 года, активизация деятельности учреждений по увеличению объема доходов от платных услуг, особое внимание патриотическому воспитанию молодого поколения вичужан, развитие событийного туризма, совершенствование профессиональных кадров.

Несмотря на имеющиеся проблемы и непростую финансовую ситуацию, полагаем, что сеть учреждений культуры городского округа Вичуга работает эффективно и результативно.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Спасибо, Михаил Евгеньевич. Я отдельно хотел бы отметить, что благодаря федеральному гранту в будущем году в городе Вичуга появится современный кинотеатр, а вот музеем, Михаил Евгеньевич, надо, конечно, заниматься. Спасибо, присаживайтесь. Галина Рэмовна Остапьева – методист муниципального учреждения культуры «Культурно-досуговый центр Васильевского сельского поселения» Шуйского муниципального района. Пожалуйста, Галина Рэмовна.

Добрый день, уважаемый Павел Алексеевич! Мое почтение всем присутствующим!

Прожив в сельской местности не один десяток лет и столько же проработав в сельских учреждениях культуры, отмечу, что развитие и сохранение культуры и культурных учреждений на селе сегодня является важной и актуальной задачей.

Культурно-досуговый центр Васильевского сельского поселения это, как сейчас модно говорить, многофункциональный культурный центр, в котором для каждого жителя села мы стараемся организовать культурный досуг и отдых после трудового дня, приобщаем сельскую молодежь к традиционной культуре.

Наш коллектив небольшой, он состоит из 7 человек плюс технический персонал. Мы оказываем услуги жителям села, численность которого более 1200 человек. Сельское поселение насчитывает без малого 3 тыс. человек. Ежегодно участниками культурно-досуговых мероприятий в нашем сельском поселении становятся по отчету 2015 года более 8 тыс. человек, из них 1800 – это посетители Васильевского Дома ремёсел.

Васильевский Дом ремёсел создан в 1993 году в целях сохранения народных промыслов традиционной культуры. Он размещается в деревянном здании бывшей сельской школы, построенной земством в 1903 году. Это было, надо сказать, культурно-просветительное мероприятие земства «Грамотная мать – здоровые дети». Уже тогда пришло понимание, что общую культуру надо не за деньги предлагать, а насаждать, иногда насильно. Времена повторяются. Здесь же в нашем здании находится сельская библиотека, которой уже более 150 лет, и народный краеведческий музей, два года назад отметивший свое 40-летие.

В мастерских Дома ремесел ведётся работа по направлениям декоративно-прикладного творчества в зависимости от интересов и запросов детей и взрослых. На слайде представлены основные направления нашего творчества. Кроме этого, дети и взрослые получают навыки по традиционным видам декоративно-прикладного творчества, по привычным занятиям россиян (вязанию, бисероплетению, изготовлению изделий для дома и игрушек из ткани, шерсти, бумаги и дерева).

Занятия, материалы и инструменты для детей бесплатны, взрослые сами приобретают материалы для интересующего их вида творчества. Бесплатны также и проводимые в Доме ремёсел, библиотеке, музее традиционные праздники для детей и взрослых. В шести студиях Дома ремёсел по отчету прошлого года занимается 99 детей, это не предел. Эта цифра зависит от количества детей в сельском поселении, от количества учеников в школе. К сожалению, за последние 25 лет число детей в школе сократилось в четверо. Для жителей села проведены 11 выставок, 10 праздников (календарных, традиционных, государственных).

При поддержке администрации Шуйского района, за что мы особенно благодарны, дети старшего возраста уже дважды представляли свои кружевные работы в редкой технике плетения на коклюшках на международном фестивале в г. Радужный Владимирской области, привозя оттуда дипломы. Наши ученики и мастера имеют награды областных и республиканских фестивалей, конкурсов и выставок.

Понимая сложившуюся непростую финансовую ситуацию, недостаточность бюджетных средств, мы работаем над развитием альтернативных форм оказания услуг населению. Для организованных туристических групп, индивидуальных «внешних» посетителей и гостей села услуги предоставляются на платной основе. Это проведение музейных экскурсий (обзорных и тематических), мастер-классов по различным направлениям (славянской бытовой магии, росписи по дереву и коже, организации народных игр, чаепитий у самовара). Ежегодно мы принимаем более 60 групп туристов, не все они платные. Есть группы социально не защищенные, как мы говорим. Для детей из детских домов и домов-интернатов, инвалидов эти посещения бесплатные. 30% от объема заработанных средств расходуются на восстановление наших расходных материалов, приобретение материалов и инструментов для занятий с детьми, содержание здания, 70% идет на организацию и проведение массовых праздников для всех жителей поселения. Особенно массовыми у нас бывает День Победы и День села. Должна сказать, что сумму мы зарабатываем не очень большую, в год это около 120 тыс. рублей, хотя предоставление услуг для жителей никогда не было направлено на получение прибыли. Если все подчинять деньгам, то деньгами все и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.

Для того, чтобы распространять информацию о предлагаемых услугах, о наших возможностях, исторических ценностях, о наших уникальных ландшафтах, поддерживать интерес посетителей и развиваться мы проводим работу по обеспечению открытости учреждения. Для этого мы привлекаем к данной работе местных краеведов и корреспондентов, которые готовят информационные материалы в районные, областные и общероссийские СМИ, существуют любительские сайты на бесплатных платформах и рассказываем о туристическом потенциале села Васильевское на всевозможных информационных ресурсах по туризму.

Хочу обратить внимание на проблемы, требующие решения на областном и муниципальном уровне, – это газификация учреждения, так как в селе газифицирован только жилой сектор, проведение капитальных ремонтных работ за счет бюджетов всех уровней, меры социальной поддержки молодых специалистов, чтобы они оставались работать на селе.

Решение этих проблем стало бы стимулом для всей нашей деятельности, а результат нашей общей работы – сохранение культурных традиций в народе вообще, а не только на селе. Необходимость этого мы видим каждый день своими глазами. Должна сказать, что в мутной воде бескультурья не отразится храм небесной красоты.

Благодарю вас за внимание и приглашаю к нам в гости.

Коньков П.А.: Спасибо, Галина Рэмовна. Действительно, очень красивое село, я бывал в нем неоднократно. Что касается Вашего выступления, то целиком поддерживаю. Сегодня время монументальных сооружений на селе, безусловно, прошло, поэтому наши культурно-досуговые центры должны быть универсальными, многофункциональными и в своей работе, конечно, разнообразными. Спасибо Вам за выступление. Елена Валерьевна Артемьева – режиссер Южского народного театра учреждения культуры «Южская клубная система».

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые присутствующие!

Свое звание «Народный коллектив самодеятельного народного творчества» Южский народный театр получил в 1967 году. Это звание было учреждено в целях развития самодеятельности и повышения ее художественного уровня в провинциальных учреждениях культуры. В газете «Правда» появилась статья «Южа театральная», и о провинциальном театре Ивановской области узнал весь Советский Союз.

Основанный в 1894 году служащими конторы «Товарищества Мануфактур А.Балина» театр не прекращал свою деятельность ни на один день, и сегодня его история насчитывает 122 года. В 1910 году для театра по проекту архитектора Герлиха в центре Южи был построен каменный Народный дом со сценой.

Сегодня высокое исполнительское мастерство наших самодеятельных актеров известно далеко за пределами Южского района, любимые спектакли помнят годами. Всего зрителям представлено почти тысяча постановок. Таким образом, Южский театр всегда был и остается центром культурной жизни города и района.

Сегодня Южский народный театр финансируется из средств районного бюджета. В настоящее время бюджет на содержание театрального коллектива составляет 50 тысяч рублей в год без учета заработной платы.

Южский театр всегда шёл в ногу со временем, откликаясь своими постановками на происходившие в стране события – революции, войны, трудовые свершения народа. Этой традиции мы не изменяем и сейчас. После событий в Беслане был поставлен спектакль «Ромео и Джульетта» по трагедии Шекспира, где за распри взрослых жизнью расплачиваются дети.

В 2012 году к 400-летию преодоления Смутного времени и восстановления российской государственности театр обратился к пьесе А.Н.Островского «Козьма Минин, Захарьич, Сухорук» и поставил спектакль «Заря взойдёт!».

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне представлена постановка «Мы все остались молодыми» по пьесе Галины Неволиной.

Одно из главных условий сохранения творческого и жизненного долголетия народного коллектива – это создание на его базе коллектива-спутника, «питающего» основной состав новыми силами, увлеченной и творчески одаренной молодежью.

С этой целью при Южском народном театре в 1999 году была организована детская театральная студия «Театрина», которая имеет свое собственное творческое лицо. В период 2015-2016 годов в ней занимались 60 детей и подростков на бесплатной основе. С 2005 года «Театрина» - Образцовый самодеятельный коллектив народного творчества. Работа детской студии не сводится только к репетициям и спектаклям, она обеспечивает социальную адаптацию, мотивацию и морально-волевое состояние детей и подростков, помогает решать их собственные проблемы. Все спектакли «Театрины», а их общее количество насчитывает 19, учат добру, любви к малой родине, человеку.

На наш взгляд, миссия любого народного коллектива состоит в организации досуга населения отдаленных сел и деревень, особенно там, где нет стационарных учреждений культуры. Формируя небольшие мобильные театрально-концертные программы, мы в течение года совершаем до 20 выездов в район. Насущной проблемой является наличие собственного автотранспорта для выездов на село и участия в фестивалях и конкурсах, чтобы поддерживать на высоком уровне свой художественный уровень.

Мы проводим свой районный театральный фестиваль «Шаг в небо». Его цель - возрождение театральных традиций в районе. Важное значение в этом имеет проведение ежегодного Всероссийского фестиваля любительских театров «Театральные встречи в провинции». Мы рады, что он состоится и в этом году. Для нас это возможность профессионального общения с коллегами из других регионов России, обмен опытом.

Еще одним важнейшим направлением работы коллектива является активная исследовательская деятельность, итогом которой стало создание музейной экспозиции по истории Южского театра. Знакомясь с экспозицией, убеждаешься в том, что народный самодеятельный коллектив должен создаваться для народа и его участия в нем, должен быть им любим. Южский театр - именно такой народный коллектив. Статистика показывает, что за всю историю существования народного театра в его труппе играл каждый третий житель города Южи. Это значит, что он соответствует высокому званию народного коллектива самодеятельного творчества и имеет право на достойные условия для своей работы и широкое признание.

Благодарю за внимание!

Коньков П.А.: Спасибо Вам за позитивное и яркое выступление. Действительно, этот театр знаю, он интересен. Елена Валерьевна, у меня пара вопросов к Вам. Скажите, пожалуйста, как часто сегодня театр дает представления?

Артемьева Е.В.: Мы открыли сезон уже двумя спектаклями. Самая младшая детская театральная студия открылась.

Коньков П.А.: А за год сколько постановок?

Артемьева Е.В.: Постановок или показов?

Коньков П.А.: Показов.

Артемьева Е.В.: Около 20 показов.

Коньков П.А.: А как люди приходят? Много ли?

Артемьева Е.В.: Каждый раз практически аншлаг.

Коньков П.А.: Спасибо Вам большое, присаживайтесь.

Артемьева Е.В.: Спасибо.

Коньков П.А.: Коллеги, есть еще желающие выступить? Давайте тогда подводить итоги и заканчивать.

Прежде всего, я хотел бы еще раз подчеркнуть, наверное, не буду акцентировать на важности культуры, а все-таки на инновационных способах и методах, коллеги. Я прошу все муниципалитеты завершить работу по централизации работы в области культуры на уровне районов региона. Нет перспектив у поселенческой культуры сегодня. Они не найдут финансирования для этого дела, и с кадрами вопрос им не решить. Пожалуйста, централизуйте эту работу. Я не говорю, что при этом вся работа должна в центре района сконцентрироваться. Сейчас нам режиссер рассказывала, что выезжают в деревни и прочее. Мы сами знаем с вами историю. Раньше в каждом селе проводился престольный праздник, люди приезжали и приходили друг к другу, праздновали. Далеко не только самогоном это дело ограничивалось, это было настоящее веселье. Пожалуйста, не ищите сами для себя причин, их нет сегодня.

Вопрос второй – это вопрос доступности во всем ее многообразии. Еще раз подчеркну, что будущее в этом плане за универсальными и многофункциональными центрами. Не самая дорогостоящая, на мой взгляд, вещь. Понятно, что в одночасье не появятся, но давайте работать вместе в этом направлении. В этой связи, говоря о доступности, целиком поддержу вопрос, который Наталья Львовна Ковалева задавала. Вопрос доступности всех наших учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Коллеги, я еще раз вам напомню, что, когда мы говорим о лицах с ограниченными возможностями здоровья, то мы говорим о 90 тыс. населения нашего региона. Это не какая-то небольшая группа, ради которой надо сделать все, хотя и ради небольшой группы надо очень многое делать, но в данном случае это серьезная социальная проблема.

Важно, и об этом мы тоже говорили, чтобы наши учреждения были востребованы и пользовались популярностью у населения. Для этого, конечно, надо обязательно решать вопрос информатизации, прежде всего, чтобы привлечь в наши центры людей более молодого поколения. Понятно, что, когда по Москве идешь, то из них половина с какими-то гаджетами, телефонами, все время что-то слушают, считывают какую-то информацию. Я не об этом говорю. Хотя, наверное, это придет и к нам. Никуда от этого не денешься, но все равно все наши учреждения должны быть, с точки зрения информатизации, полностью обеспечены.

Последнее, на что я хотел бы обратить внимание. Уважаемые главы администраций, поверьте, есть здесь на самом деле большие возможности. Сегодня в Российской Федерации море всяких программ, грантов и прочее. Можно и нужно находить там деньги на те или иные мероприятия. Для этого нужно, чтобы ваши люди, ответственные за культуру, немного порыскали в информационном плане. Обязательно что-то получится.

Я считаю, что в целом двигаемся мы правильной дорогой. Давайте эту работу продолжать.

Совещание с главами в 11:30 в Малом зале.

С помощью данной формы можно отправить информацию о выявленных неточностях или ошибках, обнаруженных на сайте.

Все предложения, касающиеся работы портала, необходимо отправлять через форму обратной связи.
Для того чтобы обратиться непосредственно в орган исполнительной власти для получения консультации его специалистов, нужно перейти на страницу подразделения, в интернет-приемную и воспользоваться формой отправки сообщения.

Текст, содержащий ошибку:

Правильный текст или комментарий: