Мобильная версия

Версия для слабовидящих

23 августа 2017, среда23:34

30 августа 2016 года

Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 30 августа 2016 года

Коньков П.А.: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня свой день рождения отмечает Ольга Валентиновна Бузулуцкая. Примите наши поздравления. Коллеги, перейдем к нашей работе. Сегодня мы рассматриваем традиционный, но в то же время очень серьезный вопрос. Вопрос связан с нашим молодым поколением, как нам это поколение обустроить, обучить, потому что именно им принадлежит будущее нашей страны. Давайте мы обсудим вопрос и задачи, связанные с этим. Слово для доклада предоставляется Ольге Генриховне Антоновой. Пожалуйста, Ольга Генриховна.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства! Уважаемые участники заседания!

Через два дня начнется новый учебный год. Более 160 тыс. обучающихся нашего региона придут в обновленные детские сады, школы и колледжи, это на 3000 человек больше, чем в прошлом году, среди них 10700 первоклассников.

К новому учебному году межведомственными комиссиями принято 803 образовательные организации в сфере образования, культуры, спорта и здравоохранения. Это 100% предъявленных к приемке учреждений. Благодарим за активное межведомственное взаимодействие все службы, включенные в приёмку образовательных объектов. На подготовку учреждений израсходовано свыше 410 млн. рублей, значительная часть которых (более 90%) в текущем году это средства муниципальных бюджетов, 18,8 млн. рублей привлечено из федерального бюджета на совершенствование спортивной инфраструктуры в сельских школах в рамках проекта «Детский спорт».

Сегодня 94% школьников Ивановской области обучаются в современных условиях. Стало нормой использование во всех учреждениях общего образования мультимедийных проекторов, интерактивных досок, современного компьютерного оборудования.

В 277 общеобразовательных организациях области оборудовано 349 компьютерных классов, используется 44 мобильных компьютерных класса, 218 школ имеют локальную компьютерную сеть. Доля обучающихся, которым обеспечена возможность выхода в Интернет на скорости не менее 2 Мб/с, составляет 71,5% .

Инфраструктура образовательных учреждений региона стала электронной - «Электронный журнал» и «Электронный дневник», в 58 школах области функционирует система «Электронная проходная», в 8 школах - «Электронная столовая» с использованием универсальной карты школьника. В новом учебном году 20 школ региона подключатся к пилотному проекту «Ладошки», инициированному региональным отделением Сбербанка России. Проект предусматривает безналичную оплату питания в школьных столовых, основанную на использовании бесконтактной биометрической технологии.

Одно из направлений в работе по созданию современной инфраструктуры - обеспечение пожарной безопасности. Подчеркну, что на сегодня все образовательные организации Ивановской области оборудованы системами автоматизированной пожарной сигнализации и системами оповещения о пожаре. Во всех общеобразовательных школах установлены комплексные системы мониторинга и оповещения о чрезвычайных ситуациях с возможностью передачи сигнала на пульт МЧС. В новом учебном году завершается срок эксплуатации АПС в 60 детских садах и 59 школах в 14 муниципальных районах и городах области. Это относится к городским округам Иваново, Кинешма, Тейково, а также к муниципальным районам - Верхне-Ландеховскому, Ивановскому, Лежневскому, Палехскому, Пестяковскому, Приволжскому, Пучежскому, Родниковскому, Фурмановскому, Южскому и Юрьевецкому. Главам данных муниципальных образований в новом учебном году необходимо проработать вопрос о поддержке функционального состояния или замены системы мониторинга и оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Еще одним не менее значимым направлением деятельности по созданию безопасных условий обучения является обеспечение антитеррористической безопасности образовательных организаций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года утверждены требования к антитеррористической защищенности и формы паспортов безопасности. В рамках исполнения данного постановления практически во всех муниципальных образованиях области созданы межведомственные комиссии по обследованию мест и объектов массового пребывания людей. По информации УМВД России по Ивановской области к новому учебному году оформили паспорта безопасности 79% от общего числа образовательных организаций. Данный показатель месяц назад составлял 49%. Работа проводится поэтапно, 161 паспорт безопасности находится на согласовании. Обращаем внимание на необходимость скорейшего завершения работы по паспортизации образовательных организаций до конца текущего года.

Новым требованием к антитеррористической защищенности образовательных организаций является обязательное наличие системы видеонаблюдения. К началу нового учебного года количество образовательных организаций, оборудованных камерами видеонаблюдения, увеличилось в учреждениях дополнительного образования – с 24 до 33, в общеобразовательных организациях – с 142 до 155, в дошкольных организациях – с 59 до 177. Хочу поблагодарить глав муниципальных образований городских округов Иваново, Вичуга, Фурмановского, Пучежского муниципальных районов за серьезный прорыв в данном направлении (по дошкольным учреждениям рост почти в 3 раза). Надеюсь на продолжение этой работы в следующем году.

В числе приоритетных направлений обеспечения безопасности школьников – безопасный подвоз к месту учебы школьными автобусами. В новом учебном году более 4000 сельских школьников будут подвозить 169 школьных автобусов. К началу нового учебного года приобретены новые автобусы в Ивановском, Заволжском, Фурмановском, Тейковском и Ильинском районах. На всех автобусах установлена навигационно-информационная система ГЛОНАСС, 92% автобусов оборудованы тахографами, 4 новых автобуса поступят в регион в сентябре 2016 года по федеральной программе «Школьный автобус».

Особое внимание при создании современных условий обучения уделяется обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся и персонала. Проблем в этом направлении достаточно. Это и проекты зданий образовательных учреждений, построенных в прошлом веке и не соответствующих современным нормам, и износ материально-технической базы значительной части учреждений. Одной из приоритетных задач является ликвидация сменности в общеобразовательных организациях. На начало нового учебного года в 15 муниципальных образованиях 61 школа будет работать в двухсменном режиме – это 22% от общего количества школ, 8,7 тыс. обучающихся будут учиться во вторую смену (показатель составляет 8,9%, что значительно ниже среднероссийского показателя).

С учетом демографического роста детского населения имеется потребность в строительстве и реконструкции школ в густонаселённых жилых микрорайонах городских округов Вичуга, Иваново, Кинешма, Кохма, Тейково, Шуя и в Ивановском, Комсомольском, Лежневском, Родниковском, Фурмановского районов. Есть несколько путей решения данной проблемы. Менее затратный путь - эффективное использование имеющихся помещений. В текущем году в городе Иваново в связи с демографической ситуацией учредитель оперативно среагировал на запрос родителей и изыскал возможность оптимизировать учебные помещения и дополнительно открыть первые классы в пяти школах, а также в лицее № 22, гимназиях № 23, 32, 36 и № 44.

Второй путь - использование механизма сетевого взаимодействия с целью повышения эффективности использования помещений образовательных организаций разных типов. На августовской конференции педагогических работников прозвучало предложение Совета ректоров вузов Ивановской области о готовности организовать на базе вузов обучение школьников по общеобразовательным программам. Это предложение актуально для городских округов Иваново и Шуя, на территории которых расположены высшие учебные заведения. Просим глав данных муниципальных образований совместно с Ивановским государственным университетом и его Шуйским филиалом проработать вопрос о перспективе открытия старших профильных классов на базе вузов, что позволит использовать потенциал вузов для поддержки и развития одаренных детей, а также снизить нагрузку на муниципальные школы.

Для школ с высокой степенью износа строительство - это единственный путь решения проблемы.

Ликвидация двухсменного режима обучения в школах и перевод детей из школ с высокой степенью износа в новые современные условия – это две главные задачи федеральной программы по созданию новых мест в общеобразовательных организациях, рассчитанной на период до 2025 года.

В текущем году Ивановская область не смогла воспользоваться федеральной субсидией на строительство школы в посёлке Савино не только из-за недостаточного объема финансирования объекта из областного бюджета, но и в связи с жесткими условиями получения федеральной субсидии – это обязательное использование типовой проектной документации из реестра Минстроя России, наличие документации на земельный участок, полное освоение средств федерального бюджета и ввод объекта в год получения субсидии. Выполнение этих условий ставит перед регионом и муниципалитетами серьезные задачи уже на этапе подготовки - чтобы получить федеральные средства на строительство школы в 2017 году, уже в 2016 необходима работа по подбору проекта из реестра Минстроя и «привязке» его к местности, поиску инвестора и финансовых средств, выполнение комплекса работ нулевого цикла строительства. Уважаемые коллеги, все, кто заявил при подготовке региональной программы потребность в строительстве новых школ на ближайшую перспективу, должны учесть федеральные требования.

Несколько слов о содержании образования. В новом учебном году в образовательных учреждениях продолжится реализация новых государственных образовательных стандартов. По новым стандартам будут обучаться все воспитанники дошкольных и профессиональных образовательных организаций, все учащиеся школ с 1 по 6 класс, учащиеся 185 пилотных 7-8 классов, что в общей сложности составит 69% от общей численности школьников. Кроме того, с 1 сентября начнется реализация федеральных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от видов и степени заболеваний.

В педагогических коллективах школ продолжится работа по обновлению содержания и технологий преподавания учебных предметов. Вслед за математикой, историей России, русским языком и литературой в новом учебном году будут утверждены и начнут реализовываться новые концепции преподавания обществознания, географии, физкультуры, предметных областей «Искусство» и «Технология».

Государственная итоговая аттестация в текущем году продемонстрировала в целом хороший качественный результат и системность работы органов управления образованием и общеобразовательных организаций по повышению качества подготовки выпускников. Средние тестовые баллы выпускников текущего года в 2016 году по сравнению с результатами 2015 года увеличились по 8 из 14 учебных предметов. Выросло число сто балльных результатов (с 14 в 2015 году до 25 в 2016).

В новом учебном году будет совершенствоваться процедура проведения государственных экзаменов. Перед регионами поставлены новые серьезные задачи - апробировать в текущем году в 11 пунктах проведения экзаменов (32%) технологию печати контрольных измерительных материалов в аудиториях и сканирование бланков ответов участников в пунктах проведения экзаменов. В следующем году мы должны охватить этой технологией 80% пунктов проведения экзамена, а к 2018 году уже все 100%. В 2017 году будет введена устная часть экзамена по русскому языку для девятиклассников, сначала в режиме апробации, а с 2018 года в штатном режиме, с 2019 года для выпускников средних школ. Это также потребует технического оснащения пунктов проведения экзамена. На решение поставленных задач потребуются дополнительные средства (по предварительным расчетам это порядка 30 млн. рублей). В 2017 году Минобрнауки России планирует оказать федеральную поддержку на эти цели, и мы будем обязательно участвовать в конкурсном отборе на получение федеральной субсидии.

Возвращаясь к содержательным аспектам образования, обозначу еще несколько государственных приоритетов. Один из них определен Правительством Российской Федерации 27 июня 2016 года в утвержденном Комплексе мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016–2020 годы. Данным Комплексом мер предусмотрены мероприятия по совершенствованию механизмов системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся. В этой связи отмечу, что в Ивановской области разработана региональная Концепция профориентационной работы. В ряде городских округов и районов реализуются муниципальные программы профориентационной работы с обучающимися, созданы координационные советы и межведомственные комиссии по совершенствованию данной работы. Для проведения системной профориентационной работы со школьниками, организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций с учреждениями дополнительного профессионального образования, а также с предприятиями и организациями в Лежневском и Фурмановском районах функционируют центры профориентации. В 2015 году в Иваново был открыт центр профориентации «Перспектива».

Мы планируем расширить формы профориентационной работы с учащимися, создать многофункциональные центры прикладных квалификаций, активнее включать школьников в работу добровольческих организаций, в реализацию волонтёрских и социокультурных проектов, продолжить конкурсное движение профессионального мастерства среди учащихся профессиональных образовательных организаций, в том числе проведение чемпионатов в рамках международного движения WorldSkills International.

Большую роль в профессиональном самоопределении учащихся имеют учреждения дополнительного образования, которые создают условия не только для физического и художественно-эстетического развития, но и дают детям основы научно-исследовательской и проектной работы, инженерных знаний, робототехники.

Обращаю также внимание на то, что в 2015 году на федеральном уровне был принят ряд важнейших документов - «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», указ Президента о создании детско-юношеской организации «Российской движение школьников». Эти стратегические документы рассматривают воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет и нацелены на обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и отечественных традиций. Региональные аналогичные документы также разрабатываются или уже приняты в регионе.

Для решения поставленных задач необходима консолидация усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Благодарю за внимание.

Коньков П.А.: Спасибо, Ольга Генриховна. Несколько вопросов. Первый вопрос достаточно острый для этого года – это Савинская школа. Динамика здания за текущий год была неблагоприятной. Какие решения приняты? Как будет обеспечен процесс обучения детей?

Антонова О.Г.: Уважаемый Павел Алексеевич, действительно, здание Савинской школы вызывает большую озабоченность у органов власти всех уровней, на личном контроле у главы администрации. Николай Николаевич Пашков держит ситуацию на контроле, мы на постоянной связи. На сегодня, Павел Алексеевич, решение такое принято. Во-первых. Проводятся экспертные работы для того, чтобы сделать профессиональное заключение о состоянии здания и возможности дальнейшей безопасной эксплуатации. До того, как это заключение будет получено, в сентябре 409 детей все-таки придут в здание школы. Если заключение будет отрицательным, то муниципалитетом проработан вариант обеспечения условий обучения всех школьников на базе других школ Савинского муниципального района. Часть школьников будут обучаться в здании начальной школы, в том числе небольшое количество ребят во вторую смену, часть ребят будут обучаться в здании основной школы во вторую смену, а для старшеклассников планируют организовать обучение на базе учреждения дополнительного образования детей. В любом случае школьники будут получать образовательную услугу до решения вопроса со зданием.

Коньков П.А.: И после решения они тоже будут получать услугу.

Антонова О.Г.: Надеемся, что в более комфортных условиях.

Коньков П.А.: Важный вопрос. Как укомплектованы школы педагогическими кадрами?

Антонова О.Г.: Павел Алексеевич, тема для нашего региона особенно актуальна. Речь об этом шла на ГОСТовском совещании педагогических работников. У нас педагогическая профессия стареющая. В прошлом году 26% учителей пенсионного возраста, сейчас динамика нас привела к 28,8%. К счастью, молодые кадры приходят в школу, каждый год 100-120, в прошлом году 140 человек пришли в образовательные учреждения, но пока не восполняется кадровый ресурс. Павел Алексеевич, есть на сегодняшний день вакансии в школах, их порядка 160. Если учесть, что у нас 277 общеобразовательных школ, то это по вакансии на школу. Конечно, с 1 сентября вакансии будут закрыты в первую очередь за счет тех учителей, которые работают, за счет увеличения их нагрузки или заключения срочных трудовых договоров. Для того чтобы решить проблему, Павел Алексеевич, мы разрабатываем региональную программу подготовки педагогических кадров за счет областного и муниципальных бюджетов. Мы пока придерживали её принятие, понимая непростую экономическую ситуацию, но вопрос назрел. И еще один ресурс, мы с педагогами этот девиз вывели сами - помоги себе сам, три педагогических класса будут работать в этом году. Мы надеемся, что мотивированные на педагогическую профессию школьники активнее будут поступать на педагогические специальности. Пока проблемы остаются.

Коньков П.А.: Образование у нас, безусловно, приоритет, поэтому вопреки и, несмотря на все экономические трудности, мы должны этот процесс обеспечить. Как решен вопрос с бесплатными учебниками?

Антонова О.Г.: Павел Алексеевич, неделю назад процент обеспеченности составлял 96%. Муниципалитеты, которые испытывали дополнительную потребность в средствах для приобретения бесплатных учебников, воспользовались предложением издательств – приобретение учебников в рассрочку, чтобы оплату можно было произвести в новом календарном году за счет бюджетных средств, а учебники получить к 1 сентября. Именно в эти дни проблема находится в процессе решения в ряде муниципалитетов. Все школьники должны быть обеспечены в соответствии с законом «Об образовании» бесплатными учебниками.

Коньков П.А.: Сегодня волнует школьную общественность и родителей, вчера и на встрече с родителями задавали этот вопрос - школьная форма. По этому поводу в стране есть разные решения, порой очень жесткие. Как у нас в области этот вопрос решается?

Антонова О.Г.: Павел Алексеевич, как только Министерство образования и науки эту тему обозначило как приоритетную в 2013 году, в нашем регионе было принято решение, что основные требования к одежде обучающихся к школьной форме будут определяться на уровне конкретного образовательного учреждения, уставом учреждения или другими локальными актами, то есть единая школьная форма на сегодня у нас введена практически только в лицеях и гимназиях, опять же по согласованию с управляющими советами школ, все остальные учреждения разработали локальные акты, где определили четкие требования к форме. Каких-то жестких установок нет, но общие требования определены.

Коньков П.А.: Смотрите, чтобы не было перегибов.

Антонова О.Г.: Хорошо. Этот вопрос на контроле.

Коньков П.А.: Как мы готовы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья?

Антонова О.Г.: Тема очень актуальная. Спасибо, Павел Алексеевич, что этот вопрос задали. Сегодня все образовательные организации Российской Федерации будут жить по принципу – необучаемых детей нет, а это означает, что все дети-инвалиды с ограниченными возможностями здоровья должны получать образование по адаптированным образовательным программам. Мы сохраняем в регионе сеть коррекционных школ, их 20, одна санаторная школа для детей, находящихся на длительном лечении. Эта сеть не оптимизируется в последние годы, потому что число деток с учетом демографической ситуации, которые требуют особого внимания и имеют особые потребности, растет. Павел Алексеевич, мы будем эту сеть сохранять, развивать. Наши коррекционные школы участвовали в федеральных проектах и программах, что позволило приобрести новейшее современное оборудование. Кроме этого, участвуя в программе «Доступная среда», мы смогли создать условия для универсальной безбарьерной среды в 56 образовательных учреждениях региона для организации инклюзивного обучения. Задача этого года с учетом внедрения стандарта – повышение квалификации и обучение педагогов, потому что в коррекционных школах есть кадровый ресурс, а в общеобразовательных проблема, конечно, существует. Вчера на родительском собрании родители ставили проблему – введение ставок тьюторов в массовые школы, где есть дети, требующие особого внимания, это тема учебного года, пока у нас таких штатных единиц очень мало.

Коньков П.А.: Давайте будем работать. Кстати говоря, Светлана Викторовна, как Вы пережили наплыв похода за справками детсадовцев и первоклашек?

Романчук С.В.: Наплыв у нас еще ожидается 30-31-го, а в субботу совершенно спокойно, ажиотажа нет.

Коньков П.А.: Какие-то меры предприняли по этому поводу?

Романчук С.В.: Все детские поликлиники понимают эту ситуацию и работают в усиленном режиме.

Коньков П.А.: Вы за этим делом проследите, потому что это очень важно сегодня. Москва на усиленный режим медицинские учреждения перевела. Мы обязаны посмотреть наших детишек.

Романчук С.В.: У нас распоряжение Департамента есть, детские поликлиники все в курсе.

Коньков П.А.: Ольга Генриховна, еще очень важный вопрос по безопасности при переходе улиц и предотвращению дорожно-транспортных происшествий. Кстати, было мое поручение – обеспечить фликерами и не только ребятишек сельских школ, но и города. Как в целом уличная система безопасности?

Антонова О.Г.: Этой теме по вашему поручению в конце учебного года особое внимание уделили, провели серию родительских собраний, в том числе в видео-режиме, чтобы охватить большое количество родителей. Тематические мероприятия проводятся самими школьниками. Наш мониторинг на конец года показал, что фликерами были обеспечены порядка 49% дошкольников и 53% школьников, то есть, пока мы на половину смогли с этой задачей справиться. Кстати, 1 сентября мы объявили массовую акцию «Засветись» и традиционные подарки первоклассникам попросили сделать в виде фликера на ранец, потому что фликеров мало не бывает, на всех видах школьной одежды они полезны. Эта тема будет темой сентября 2016 года.

Коньков П.А.: Вопрос очень важный. Прошу управление внутренних дел на особом контроле держать, потому что надо не допустить никаких эксцессов, связанных с безопасностью детей на дорогах. Кстати, Андрей Анатольевич Шушкин, как у нас подготовлены дороги, где двигаются школьные маршруты?

Шушкин А.А.: (Плохая запись).

Коньков П.А.: Договорились. Кстати, а Кохма у нас здесь? Был у нас сюжет по детскому саду «Одуванчик».

???: Работаем. Устраним.

Коньков П.А.: Хорошо. Пожалуйста, коллеги, вопросы к Ольге Генриховне. Пожалуйста, Владимир Николаевич.

Шарыпов В.Н.: Ольга Генриховна, Вы рассказали о пилотном проекте «Ладошки», который в 20 школах региона будет внедряться. Использование биометрических данных часто вызывает споры и неоднозначные отклики. Согласовывалось ли введение данного пилотного проекта с родительской общественностью? Будет ли у родителей детей, обучающихся в данных школах, возможность выбора?

Антонова О.Г.: Владимир Николаевич, безусловно, введение любого проекта в общеобразовательных школах согласовывается с родителями. Без получения согласия на обработку персональных данных на участие в проекте (официального согласия) ребенок не будет включен в проект, и те школы города Иваново и Кинешмы, которые выразили желание на сегодня включиться в проект, они сохранят систему наличной оплаты за питание, то есть у родителей и детей будет возможность выбора.

Коньков П.А.: Пожалуйста, еще вопросы, коллеги? Да, Татьяна Петровна, пожалуйста.

Океанская Т.П.: У меня два вопроса, если позволите. Ольга Генриховна, у нас летом обострилась ситуация, я имею ввиду жалобы от родителей по поводу комплектования десятых классов и профильных классов. Родители утверждают, что сама процедура составления, в том числе рейтинга, не очень прозрачна, следовательно, не очень понятна для родителей, поэтому вопрос следующий – можно ли как-то повлиять на эту ситуацию в будущем году, сделать это для родителей и прозрачным, и понятным? Второй вопрос связан, конечно, с питанием школьников. Мы все знаем, что навык здорового питания формируется, в том числе, и в школе, а не только в семье, в частности в начальной школе. Будет ли в этом году сохранено льготное питание для детей 1-4 классов? Спасибо.

Антонова О.Г.: Если позволите, Татьяна Петровна, то я со второго вопроса начну. Коллеги, в нашем региональном законе об образовании приостановлена мера оказания областной поддержки на организацию традиционного в последние годы питания школьников, но муниципальные органы исполнительной власти поддержали, в общем-то, этот ранее начавший реализовываться проект, и в новом учебном году только восемь муниципалитетов по нашему мониторингу переходят на организацию адресного питания, остальные муниципалитеты изыскали в полном объеме необходимые средства для того, чтобы все учащиеся 1-4 классов имели возможность получать льготное или бесплатное питание в школе, потому что на 20 рублей, конечно, сложно обеспечить полноценный завтрак. Над этим муниципалитеты работают. Адресный принцип подхода сегодня не отвергается, а приветствуется в условиях бюджетных ограничений, но питание детей из малообеспеченных и многодетных семей, незащищенных категорий, будет организовано. Мы глав администраций благодарим за понимание в этом вопросе.

По поводу организации профильных классов и конкурсного отбора, то, коллеги, это явление новое с момента закона «Об образовании», который мы уже новым не называем с 2013 года. Я бы сказала так, здесь все в наших руках, потому что мы принимаем свое региональное постановление о порядке отбора обучающихся в профильные десятые классы и порядке перевода из одной организации в другую. Мы уже дважды по предложению педагогической общественности вносили изменения в этот документ, совершенствовали процедуру. Вопросы возникают, были обращения и в наш адрес, но здесь подходы таковы, что мы все предложения вынуждены не просто принять, но и обсудить с общественностью, и только по результатам обсуждения вносить изменения. У нас есть целый учебный год для этого, мы обязательно все предложения рассмотрим. Если у Вас есть таковые, то можете нам направить.

Коньков П.А.: Алексей Юрьевич.

Жбанов А.Ю.: У меня два вопроса. Первый вопрос заключается в том, что мы в прошлом году с удовлетворением отмечали, что 50% выпускников девятых классов продолжили обучение в образовательных школах, а 50% - стали учащимися в системе среднего профессионального образования, что для подготовки рабочих кадров очень важно. Поэтому, пожалуйста, какая ситуация в текущем году? Второй вопрос – (плохая запись). Хотелось бы знать, каково наше место среди субъектов РФ, хотя бы на уровне ЦФО, понимая, что численность учащихся разная (плохая запись).

Антонова О.Г.: Спасибо за вопросы, Алексей Юрьевич. По первому вопросу для коллег хочу доложить, что у нас порядка 9 тысяч девятиклассников. На сегодня в профессиональные учреждения, подведомственные всем органам власти, уже 50% девятиклассников зачислены на бюджетные места, но по действующей нормативной базе продлевается срок зачисления в профессиональные образовательные организации до конца ноября в случае наличия вакантных мест. У нас на сегодня, к сожалению, не все бюджетные места заполнены выпускниками, свыше 500 мест пока остаются свободными, в основном это в дальних муниципальных районах и на такие специальности, как слесарь-станочник, в том числе, бюджетные места и контрольные цифры приема по специальности «швея» мы выполнили только на 50%. Это говорит о том, что сейчас по результатам приемной комиссии в высшие учебные заведения и дополнительных сроков проведения единого госэкзамена может выявиться еще категория ребят, которые поступят в профессиональные образовательные организации. Мы полагаем, что этот процент может вырасти до 52%, как в прошлые годы. Мы эту планку внимания и интереса к системе профессионального образования удерживаем.

Что касается единого государственного экзамена, то, коллеги, я хотела бы всех проинформировать о том, что в последние два года Министерство образования и науки Российской Федерации, Рособрнадзор изменили свои подходы к оценке качественных результатов ЕГЭ. Два года вообще не публикуются общероссийские показатели ни по среднему баллу, ни по доле учащихся, сдавших или не сдавших экзамены, преодолевших или не преодолевших пороги. Это принципиальная позиция федеральных органов в сфере образования, которые считают, что результат ЕГЭ, это, во-первых, личностный результат обучающегося, а во-вторых, это результат, который надо сравнивать со своими собственными результатами, поэтому, Алексей Юрьевич, я не могу ответить на ваш вопрос, хотя между строк читая в материалах Рособрнадзора результаты государственных экзаменов по ряду учебных предметов, мы понимаем, что наши результаты по половине предметов точно чуть выше среднего по регионам, но это не системно-аналитическая работа, а только те результаты, которые мы можем видеть, обнаружив информацию в СМИ. Далее мы будем оценивать свои собственные результаты, также как и школьники, и школы свои достижения со своими собственными.

Коньков П.А.: Это, наверное, логично. Не везде соревнование – хорошо. В стремлении за показателями может уйти их качество.

Антонова О.Г.: Совершенно верно, Павел Алексеевич. Именно такой мотив и принцип у федеральных органов власти.

Коньков П.А.: Спасибо, Ольга Генриховна. Присаживайтесь.

Антонова О.Г.: Спасибо.

Коньков П.А.: Светушков Игорь Валерьевич – депутат Ивановской областной Думы, председатель комиссии по образованию. Пожалуйста, Игорь Валерьевич.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые коллеги!

Система образования Ивановской области планово реализует все мероприятия «дорожной карты», нацеленной на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования. Данный документ детально проработан на этапе его принятия и содержит исчерпывающий перечень мероприятий по развитию региональной системы образования на всех её уровнях – от дошкольного до профессионального.

Достижение всех государственных задач в сфере образования возможно лишь при взаимодействии органов исполнительной и законодательной власти в части определения приоритетов и объемов финансирования запланированных мероприятий.

В центре внимания депутатов Ивановской областной Думы всегда находятся самые актуальные вопросы функционирования образовательной сферы, которые обсуждаются и на Комитете по социальной политике, и на Комиссии Ивановской областной Думы по образованию, и находят свое отражение при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

Один из приоритетов региональной политики - ликвидация очереди в детские сады. Не раз отмечалось, что регион решил задачу создания мест для всех дошкольников в возрасте от трех до семи лет, но успокаиваться мы не можем. Во-первых, мы знаем, что проблема нехватки мест в дошкольные учреждения остается острой в городских округах, и много обращений от мам детей от двух до трех лет. Во-вторых, завершился проект модернизации дошкольного образования, а значит и поступления в регион федеральных средств на строительство и реконструкцию детских садов прекратились. Регион сможет рассчитывать в последующие годы лишь на средства местных и областного бюджета. В-третьих, наряду с проблемой сокращения очерёдности в детские сады, нам предстоит приступить к решению задачи строительства новых школ и войти в новую федеральную программу, а значит, придется изыскивать средства консолидированного бюджета для реализации этих мероприятий.

Наша общая задача - сделать так, чтобы современное образование было доступным и качественным для каждого ребенка, независимо от его места жительства, здоровья, социального статуса семьи.

Депутаты Ивановской областной Думы вносят свой существенный вклад в развитие материально-технической базы школ и детских садов. Одним из механизмов в этой работе являются средства депутатов, выделяемые на выполнение наказов избирателей. Так, в 2015 году 190 мероприятий было направлено на решение задачи укрепления материальной базы образовательных учреждений и приведение их в соответствие с современными требованиями, в том числе надзорных органов. В текущем году в рамках первого этапа исполнения наказов избирателей уже направлено порядка 11 млн. рублей на данные мероприятия. Надеюсь, Павел Алексеевич, что финансирование второй очереди продолжится. (Плохая запись). Данный механизм был активно использован при решении актуальной задачи - обеспечения школьников бесплатными учебниками. Считаю, что эту проблему нам необходимо обсудить с Департаментом образования, педагогами и надзорными органами, выяснить необходимость частого изменения школьных программ и учебников, учитывая, что средства тратятся на это немалые.

Средства, выделенные на исполнение наказов избирателей, позволяют региону в течение трех лет участвовать в федеральном проекте «Детский спорт», направленном на создание в сельских школах условий для занятий физической культурой и спортом. Я напомню, что с 2014 года наши юные участники участвуют в федеральном проекте «Детский спорт», инициированном политической партией «Единая Россия». Школа на селе – была и остается центром культурной жизни. Население в сельской местности у нас не может похвастаться развитой инфраструктурой, исключение как раз составляют школы. Двери школьных спортивных и тренажерных залов открыты для населения, что способствует вовлечению в спортивную деятельность взрослых и детей. Это особенно актуально в условиях внедрения в нашей стране комплекса ГТО.

В текущем году регион не принял участия в федеральной программе «Доступная среда». Эта программа долгосрочная, рассчитанная до 2020 года. Полагаем, что надо предпринять все усилия для включения Ивановской области в новом учебном году в программу, чтобы создавать безбарьерную универсальную среду не только в школах, но и в детских садах, учреждениях профессионального и дополнительного образования. Отметим, что безбарьерная среда нужна не только для детей, но и для взрослого населения. На территории многих образовательных организаций в период избирательных кампаний функционируют избирательные участки, посещаемые в том числе гражданами с ограничениями здоровья.

Остается острым вопрос об обеспеченности школьными автобусами. Уже звучало, что в этом году заработала федеральная программа, и по ней Ивановская область получит 4 автобуса. Много или мало?! Наверное, совсем мало, учитывая, что вся программа рассчитана на более 1700 автобусов. Ивановской области досталось мало. Это меньше, чем естественное выбытие. Тем более, правительство области и муниципалитеты направляют средства на строительство и ремонт дорог для этой категории транспорта. Встает вопрос, а что по ним будет ездить?! Если у Департамента образования есть вопросы по порядку выделения количества автобусов для Ивановской области, то его надо задать Минпромторгу. Депутаты готовы подключиться к этой работе.

Непростым для муниципалитетов в новом учебном году станет вопрос об обеспечении финансирования мероприятий по организации горячего питания обучающихся первых-четвертых классов муниципальных школ. Эта мера не является обязательной для исполнительной власти региона, однако она оптимально решает проблему обеспечения питанием младших школьников, 40% которых это дети из малообеспеченных семей. Депутаты Ивановской областной Думы убеждены, что все дети младших классов должны иметь возможность получать горячее питание. Это вопрос их здоровья и социального благополучия, особенно в условиях обучения по новым образовательным стандартам и пребывания в школе полного дня. Спасибо руководителям муниципальных образований за решение этой проблемы. Знаем, что сегодня практически во всех бюджетах предусмотрены средства на организацию питания. Однако, считаем, что надо внимательней подходить к закупке продуктов питания. Депутаты неоднократно обращали внимание на то, что в сельских школах закупается мясо импортное и замороженное, осенью дают детям компот из сухофруктов. Просьба к главам муниципалитетов обратить на это внимание.

Система образования не должна быть подвержена революционным изменениям, но это не закостенелый организм, основные показатели должны осуществляться при активном диалоге исполнительной власти с депутатами, педагогическим сообществом, родителями, общественными организациями и средствами массовой информации. Мы готовы к сотрудничеству.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Спасибо, Игорь Валерьевич. Присаживайтесь. Степанов Денис Игоревич – начальник Департамента развития информационного общества Ивановской области.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства и участники заседания!

В целях развития информационных технологий в образовательной среде Департаментом развития информационного общества Ивановской области совместно с Департаментом образования Ивановской области решается сегодня ряд основных перспективных задач.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2014 г. № 2125-р и распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 236-р Департаментом развития информационного общества совместно с Департаментом образования разработан план мероприятий («дорожная карта») по созданию регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам.

На основании проведенного комплекса мероприятий по защите информации, предусматривающего формирование и утверждение модели угроз в отношении регионального сегмента, а также действий нарушителя регионального сегмента, Департаментом получен аттестат соответствия требованиям по безопасности информации для информационных систем класса защищенности «К2».

Все методические материалы и технические требования по подключению к региональному сегменту «Контингент» направлены в органы местного самоуправления и органы исполнительной государственной власти Ивановской области, которые ответственны за внесение сведений в данную систему.

Региональный сегмент «Контингент» запущен в промышленную эксплуатацию 14 июля текущего года. На данный момент около трехсот образовательных организаций в Ивановской области установили программное обеспечение и проводят работы по аттестации рабочих мест в «Контингенте» - это школы, детские сады, организации дополнительного и профессионального образования, а также коррекционные школы.

«Контингент» по своей сути является статистической системой и ее использование позволит решать следующие задачи:

- получение информации о количестве обучающихся, проживающих на различных территориях;
- получение оперативной информации об очередях на зачисление в школы и о степени их наполнения;
- прогнозирование необходимого количества мест в школах;
- получение информации о влиянии образовательного процесса на состояние здоровья обучающихся;
- повышение доступности информации о школах, и оказываемых ими образовательных услугах через государственные информационные порталы;
- сокращение количества документов для получения государственных или муниципальных услуг в сфере образования.

В ходе работы по информатизации школы сегодня решается еще одна задача - это перевод услуг образовательной сферы в электронный вид. На региональном портале государственных и муниципальных услуг Ивановской области с 2014 года реализована запись на предоставление муниципальной услуги «Зачисление в общеобразовательное учреждение» в электронном виде. В текущем году электронная запись в школы прошла в штатном режиме без каких-либо технических сбоев системы. Сегодня мы можем говорить о положительной динамике востребованности получения данной услуги в электронном виде, поскольку доля ее получения через региональный портал увеличилась в 2016 году по сравнению с предыдущим годом на 23%.

В настоящее время родители дошкольников при подаче заявления в 1 класс могут, находясь дома, заполнить электронную форму заявления в среднем в течение трех-четырех минут, и уже в соответствии с регламентом предоставления муниципальной услуги в течение 4 рабочих дней донести оригиналы документов непосредственно в школу.

Следующей совместной нашей задачей является обеспечение оказания услуг образовательной сферы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. С этой целью Департаментом развития информационного общества предоставлен доступ Департаменту образования к информационной системе «Система исполнения услуг Ивановской области», которая позволяет передавать сведения в единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Так, Департамент образования, реализуя функцию лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности организаций, а также функцию государственного контроля (надзора) в сфере образования передал по защищенным каналам СМЭВ в 2016 году сведения более чем о 200 лицензиях в Федеральную налоговую службу.

Последнее, на чем сегодня хотелось бы остановить внимание - это защита наших детей от потока информации, получаемой в сети Интернет. Сегодня практически у любого ребенка есть возможность выйти в данную сеть. Меры по защите детей от малополезной, а во многих случаях просто вредной информации сегодня не систематизированы. В соответствии с поручением Губернатора Ивановской области по итогам встречи с Уполномоченным по правам ребенка в Ивановской области на заседание Комиссии по информационной безопасности Ивановской области был вынесен вопрос об информационной безопасности детей. На основании решения Комиссии Департаментом развития информационного общества были разработаны методические рекомендации для родителей по организации безопасного домашнего интернета для детей. В данных методических рекомендациях в простой и доступной для понимания форме представлены наиболее эффективные способы, которые помогут родителям оградить ребенка от вредной информации в сети Интернет.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: За этим надо будет особенно посмотреть, потому что многие родители еще достаточно спокойно к этому относятся, а проблема на самом деле существует. Присаживайтесь, Денис Игоревич. Владимир Борисович Пигута - заместитель главы города Иваново. Пожалуйста, Владимир Борисович.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства!

Поддержка и развитие системы образования является приоритетным направлением в деятельности администрации города Иваново. Доля расходов городского бюджета на отрасль образования за последние 5 лет выросла с 41% до 51%. В 2016 году, несмотря на непростую экономическую ситуацию, из бюджетов всех уровней на подготовку к новому учебному году выделено 193 млн. рублей, из них на ремонтные работы – более 100 млн. рублей.

В 2015 году продолжала решаться одна из острейших проблем – обеспечение местами в детских садах детей раннего возраста. На данные цели израсходовано 156,5 млн. рублей. Всего за счет строительства новых ДОУ, создания новых групп, развития вариативных форм дошкольного образования было введено 571 новое место. До конца 2016 года планируется ввести еще 271 дополнительное место, в том числе за счет открытия 3 новых детских садов. Эти меры позволяют сдерживать рост очередности детей до трех лет.

Еще одной острой проблемой общего образования является наличие достаточно большого числа обучающихся во вторую смену. В 2015-2016 учебном году за счет переоборудования и более эффективного использования помещений в школах было дополнительно подготовлено 8 кабинетов для начальной школы, что позволило, несмотря на рост контингента учащихся, сохранить процент обучающихся во вторую смену на уровне 9,8%. Однако, в целом решить проблему только за счет внутренних ресурсов не удастся. В связи с этим, все более актуальным становится вхождение области в программу строительства новых школ.

Общее образование должно быть доступно для всех категорий учащихся, поэтому большое внимание уделялось и уделяется созданию условий для обучения детей с ОВЗ в учреждениях города. В настоящее время «доступная среда» создана в 36% школ. До конца года соответствующие условия будут обеспечены еще в 4 образовательных учреждениях. Следует отметить, что если в школах города процент учреждений, где создана «доступная среда», высок, то в детских садах в этом направлении предстоит проделать еще огромную работу. Надеемся, что в этом нам поможет участие региона в соответствующих федеральных программах и привлечение дополнительного финансирования.

В целом, обучение детей с серьезными проблемами здоровья в массовой школе сегодня представляет большую сложность. На повестку остро встает вопрос об увеличении норматива финансирования на обучение детей по адаптированным образовательным программам, привлечение в школы логопедов, психологов, дефектологов, методическая помощь учителям, внедряющим стандарты обучения детей с особыми образовательными потребностями.

В 2015-2016 учебном году продолжалось плановое внедрение в дошкольном образовании и в среднем звене общеобразовательных школ новых федеральных образовательных стандартов. Важным условием повышения качества образования стало развитие образовательной инфраструктуры. В 26 детских садах появились площадки по профилактике безопасного поведения на дорогах, в ДОУ № 182 специализированная прогулочная площадка для слабовидящих детей, в школах особый упор сделан на создание современных условий для занятий спортом и оснащение школьных мастерских.

Реализация муниципального плана по преодолению дифференциации школ по качеству образования привели к укреплению материальной базы так называемых «малых школ», повышению качества знаний по результатам итоговой аттестации. О повышении статуса этих школ свидетельствует значительный рост контингента учащихся за последние годы.

Ярким примером инноваций в образовательном процессе является внедрение в школах робототехники. В 5 базовых школах приобретено оборудование, обучены педагоги. Эти школы являются опорными площадками центра технического творчества «Новация», в котором кроме робототехники успешно развиваются 2D- и 3D-моделирование, программирование и графический дизайн. В мае 2016 года на базе «Новации» состоялось открытие центра молодежного инновационного творчества «Агентство инноваций», которое может служить успешным примером муниципально-частного партнерства.

В 2016 году вплотную началась работа по созданию в Иваново детского технопарка. Поскольку технопарк станет площадкой для развития технического творчества для всей области и является весьма затратным проектом, его реализация, однозначно, нуждается в дополнительной инвестиционной и грантовой поддержке регионального и федерального уровня, поэтому предлагаем рассмотреть возможность включения расходов на развитие технического творчества в программу «Развитие образования Ивановской области»

Курс на углубление интеграции общего и дополнительного образования, создание новой модели учреждений дополнительного образования как ресурсных центров инновационной и экспериментальной деятельности – все это важные ресурсы повышения качества образования на современном этапе. Наряду с центром технического творчества «Новация» флагманами актуальных направлений дополнительного образования детей являются центр развития детской одаренности и центр профориентации и развития «Перспектива».

Результатами работы стало увеличение числа участников и призеров Всероссийской олимпиады школьников. В 2016 году 8 школьников представляли муниципальную систему образования на всероссийском этапе олимпиады, 4 – стали победителями и призерами, 3 учащихся по итогам заключительного тура Всероссийской олимпиады стали обладателями премии Президента для талантливых детей.

Центром профориентации и развития «Перспектива», несмотря на краткий период своей деятельности, много сделано для выстраивания системной профориентационной работы с детьми разного возраста, взят ориентир на развитие сетевого взаимодействия с предприятиями, профессиональными образовательными организациями, представителями среднего и малого бизнеса. Большой популярностью пользуются общегородские проекты центра - «МастерГрад», «Разведка», впервые были проведены конкурсы профессионального мастерства школьников по системе BasikSkills. В новом учебном году предполагается открытие центра рабочих профессий, в котором дети, начиная с раннего возраста, будут приобретать начальные базовые навыки востребованных рабочих специальностей.

Одним из важнейших вопросов функционирования образовательной системы является кадровый вопрос. Муниципальная программа поддержки молодых специалистов дает положительные результаты. Количество педагогических работников в возрасте до 30 лет пусть и не так быстро, как бы нам хотелось, но увеличивается. На данный момент в общеобразовательных учреждениях доля учителей до 35 лет составляет 21%. Возросло и число молодых педагогов, оставшихся в школе после окончания участия в программе. Чтобы сохранить эти положительные тенденции планируется действие муниципальной программы продолжать. Острым остается вопрос о жилье для молодых учителей. К сожалению, предоставлять им новые квартиры город пока не в состоянии. Однако, муниципалитет планирует продолжить предоставление жилья на условиях коммерческого найма. За последние полтора года жилье получили 25 педагогических работников.

Тем не менее, кадровый вопрос остается острым. Особенно большая нехватка ощущается среди учителей начальных классов, иностранного языка, информатики. Необходимо расширять практику целевого набора на педагогические специальности. Это может стать дополнительным стимулом для выпускников, особенно профильных (педагогических) классов.

С 1 сентября такой класс впервые за много лет открывается на базе школы № 7.

Уважаемые коллеги, в заключение хочется поздравить всех присутствующих с наступающим новым годом.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Спасибо. Я надеюсь, с учебным?! Владимир Борисович, у нас все равно по Иваново есть факты, когда в школах арендуют помещения частные фирмы. В моем представлении, в условиях тех проблем, о которых Вы рассказали, вещь совершенно недопустимая.

Пигута В.Б: Павел Алексеевич, действительно, в настоящее время администрацией г. Иваново проводится жесткий контроль по использованию муниципальных помещений в образовательных учреждениях. Несколько лет назад по заданию генеральной прокуратуры все арендаторы, которые не имели в своем содержании образовательной деятельности были выдворены из образовательных учреждений. Сегодня на муниципальной комиссии по предоставлению аренды внимательно рассматривается каждое образовательное учреждение, если оно выходит с предложением о предоставлении своих помещений. В настоящий момент эти помещения предоставляются только для образовательной деятельности.

Коньков П.А.: По моим данным, школа № 36 - частный стоматологический кабинет, школа № 44 – фитнес-центр.

Пигута В.Б: Что касается школы № 44, то, действительно, это социум для данного микрорайона. Других больших спортивных площадок на территории данного микрорайона нет, поэтому мы поддержали сохранение арендных отношений с фитнес-центром, потому что все жители и учащиеся этой школы могут посещать этот центр.

Коньков П.А.: Ирина Геннадьевна, дайте команду Департаменту спорта – пусть посчитают по головам, сколько жителей этот центр посещают. Присаживайтесь. Лебедева Ольга Ананьевна – заместитель главы Кинешемского муниципального района по социальным вопросам. Пожалуйста.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства!

Сеть образовательных учреждений позволяет в полном объёме удовлетворить потребности населения в образовательных услугах и является эффективной и оптимальной, о чём свидетельствуют показатели, представленные на слайде.

В условиях модернизации образования значительно изменилась школьная инфраструктура. Наши усилия дают наглядный результат, он представлен на экране.

Участие в федеральном проекте «Детский спорт» и региональном «Создание условий для сдачи норм ГТО» позволило построить современное открытое плоскостное сооружение.

Во многих муниципалитетах предполагаемыми участниками федерального проекта остались малочисленные малокомплектные школы, поэтому мы поддерживаем предложение Департамента образования к Министерству о включении в проект поселковых школ и школ моногородов.

Результат образования - это не только баллы ЕГЭ, но и формирование у учащихся базовых навыков для жизни в сельском социуме.

В Батмановской средней школе реализуется проект «Агро-школа». Школа сохранила традицию профессиональной подготовки старшеклассников. Социальным партнером является сельхозпредприятие, которое предоставляет базу для организации производственной практики. Учащиеся, успешно завершившие курс обучения, получают свидетельство по профессии «Тракторист категории «С». Подчеркну, что по программе профессиональной подготовки у школы оформлена лицензия в соответствии с действующим законодательством,

На протяжении многих лет девушки старших классов обучаются по программе «Профессия-швея». В настоящее время в школе разрабатывается новый проект «Бизнес-огород в школе». На пришкольном участке установлена теплица, которая будет отапливаться в зимнее время для организации бизнес-проектной деятельности.

В Шилекшинской школе реализуется долгосрочный проект «Наш сад-огород». В образовательном учреждении разработана вся необходимая нормативно-правовая база, регламентирующая трудовую практику детей. Персонал школьной столовой делает заготовки на зиму и использует выращенный урожай для питания детей. Старшеклассники, работая над проектом, установили, что если бы овощи закупались в магазине, то стоимость питания составила бы 120 рублей, а в настоящее время стоимость двухразового полноценного питания в школе составляет 40 рублей.

С целью интеграции науки и педагогической практики возникла острая потребность методического и научного сопровождения, координации и объединения сельских агропрофильных школ в переподготовке педагогических кадров к профильному обучению учащихся сельских школ со стороны Департамента образования.

На базе Луговской школы с 1 сентября текущего года будет открыт инженерный класс. В инженерном классе кроме углублённого изучения физики, математики, информатики будут изучаться специальные инженерные дисциплины по электротехническому профилю.

В Решемской школе реализуется проект «Сельская школа туризма», который предполагает внедрение в школьную практику бизнес-проектов туристической тематики. Развитию этого проекта способствует сеть гостевых сельских домов в селе Решма. Школьный музей, «кедроград», фруктовый сад школы включены в экскурсионный тур «Один день в деревне», уже проведено более 30 экскурсий для туристов,

Педагог - ключевая фигура образования. Серьезной проблемой является продолжающийся процесс «старения» педагогических кадров. Одно из решений кадровой проблемы - открытие профильных педагогических классов и ранняя профориентация школьников на педагогические специальности.

С 1 сентября прошлого учебного года открыт педагогический класс в средней школе №1 г. Наволоки. В период летних каникул для ребят организована практика на базе лагерей дневного пребывания.

В заключение хочу поблагодарить Правительство Ивановской области, депутатский корпус, Департамент образования за конструктивное взаимодействие в решении вопросов по развитию муниципальной системы образования.

Спасибо за внимание.

Коньков П.А.: Спасибо. Присаживайтесь. Ефимова Ольга Сергеевна – член общественного совета при Департаменте образования Ивановской области, директор МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 179». Пожалуйста.

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые члены Правительства!

С 2013 года при Департаменте образования работает Общественный совет, членом которого я являюсь, представляя интересы системы дошкольного образования региона, а это 382 детских дошкольных учреждения. Для меня, как руководителя образовательной организации, оказалось очень полезным быть в курсе важнейших событий, происходящих в региональном образовании, и, более того, принимать участие в обсуждении актуальных вопросов. Мы всегда знаем, как исполняются указы Президента в образовании. Перед нами ежеквартально отчитывается Департамент образования, и Общественный совет видит, что в регионе под контролем Правительства области остается решение вопроса, волнующего всех педагогов – это уровень заработной платы. Могу по своему учреждению сказать, что в текущем году заработная плата воспитателей чуть выше уровня 2015 года. По итогам полугодия заработная плата педагогических работников составила 20024 рубля 54 копейки. Общее настроение на работу в новом учебном году в дошкольном образовании позитивное. Детей у нас много, работать с ними интересно, а в условиях нового образовательного стандарта у нас появляются новые задачи и по развитию детского коллектива, и по развитию образовательной среды, и по выстраиванию партнерских отношений с родителями. Именно родители являются главными в оценке нашей работы.

Проблема независимой оценки и независимого рейтинга образовательных учреждений стала предметом бурного и неформального обсуждения на заседаниях Общественного совета.

Прежде чем приступить к проведению оценки качества образования, нами были обсуждены ключевые вопросы составления будущих рейтингов - кто, как и для чего их может и будет использовать, как изменится система образования в результате независимого оценивания, что произойдет с конкретными школами и детскими садами. Так, для руководителей образовательных организаций рейтинги могут стать мощным стимулом к развитию, задавая ориентиры, к которым можно и нужно стремиться. Для учредителей образовательных организаций и органов управления образованием сопоставительная оценка — это один из эффективных механизмов анализа ситуации в собственной образовательной системе.

На основе полученных результатов нами был составлен рейтинг деятельности коррекционных школ, в новом учебном году мы сформируем рейтинг средних специальных учебных заведений, подведомственных Департаменту образования.

Мы определяем рейтинг как своеобразный навигатор качества образования в регионе. При этом важно отметить, что рейтинг не определяет позицию образовательной организации раз и навсегда, данные рейтинга обновятся через три года – за это время нужно провести работу над ошибками.

В прошлом учебном году членам Общественного совета было предложено выступить в роли экспертов по оценке антитеррористической защищенности образовательных учреждений и принять участие в акции «Антитеррор». И этот вопрос я как руководитель сразу «примерила» на свое учреждение. Как обеспечить безопасность входа в детский сад при наличии 12 входов в здание? От всех руководителей дошкольных учреждений хочу поблагодарить администрацию города Иванова за помощь в решении данной проблемы – в детских садах появились камеры видеонаблюдения.

Последнее. В прошлом учебном году заседание Общественного совета мы провели на базе частного детского сада, где познакомились с интересным опытом коллег, в том числе по развитию робототехники для дошколят, обсудили проблемы ликвидации очерёдности в дошкольные учреждения и развития негосударственного сектора в дошкольном образовании. Кстати, на сегодня не решен ни на федеральном, ни на региональном уровне вопрос о механизмах привлечения к процедуре независимой оценки качества образовательных услуг частных образовательных организаций. Полагаем, что аналогичная ситуация и в других отраслях социальной сферы, а значит вопрос требует особого рассмотрения.

Я рада, что мне представилась возможность работы в Общественном совете при Департаменте образования. Это масштабно, интересно и очень ответственно. От нашего мнения иногда зависит решение важных задач в сфере образования.

Благодарю за внимание.

Коньков П.А.: Спасибо, Ольга Сергеевна. Пожалуйста, коллеги, кто еще желает высказаться? Да, пожалуйста, Ирина Геннадьевна, и давайте завершать.

Эрмиш И.Г.: Уважаемый Павел Алексеевич, уважаемые коллеги. Понятно, что тема образования неисчерпаема, но хочу сказать, что мелочей в этих вопросах, конечно же, нет. В последнее время, в преддверии нового учебного года на различных площадках различные вопросы обсуждались, Павел Алексеевич, вчера родительская общественность перед Вами ряд сложных вопросов поднимала. Я хочу поговорить о системе дополнительного образования. У нас на территории области 111 учреждений, которые в различных отраслях предоставляют услуги дополнительного образования. Этот вид образования необязателен, но крайне важен для жизни будущего взрослого человека. Коллеги, я обращаюсь в первую очередь к руководителям органов местного самоуправления, мы с вашими подчиненными разговаривали по этому вопросу и на педагогической конференции. Я назову вам несколько цифр. У нас охват дополнительным образованием среди детей в возрасте от 5 до 18 лет составляет 81%, это хороший процент, но только подумайте, что у нас 4 % ребят, занимающихся по программам дополнительного образования, сегодня занимаются техническими направлениями творчества. У нас все поют и пляшут. Конечно, это очень важно, и бисером плести, и рисовать, и выжигать по дереву.

Коллеги, ваша, к сожалению, мотивация того, что не развиваются технические направления творчества по причине отсутствия педагогических кадров, она несостоятельна. На педагогической конференции обращались к ректорам высших учебных заведений, к руководителям профессиональных образовательных организаций с вопросом: «Были ли обращения со стороны муниципалитетов о привлечении в систему дополнительного образования педагогов из профессионального образования?». Кроме города Иваново это направление не развивает никто. Павел Алексеевич, я бы просила протокольным поручением этот вид дополнительного образования обозначить как стратегический, и планку по охвату детей этим видом образования повысить. Спасибо.

Коньков П.А.: Коллеги, идея-то верная. Мы все время и представители промышленности говорят о том, что нам не хватает сегодня тех, кто заполняет рабочие профессии, поэтому давайте на это обратим внимание. Все основные темы сегодня, на мой взгляд, затронуты в ходе обсуждения, поэтому я повторю их достаточно кратко.

Первое – вступаем в программу строительства новых школ. Я прошу все заинтересованные департаменты и муниципалитеты приступить к этой работе. Всю организационную и прочую работу надо начинать в этом году, чтобы в будущем году уже начинать сдавать объекты. Я просил бы, прежде всего, руководителей городских округов, где идет комплексная застройка микрорайонов, в первую очередь это город Иваново, давайте все-таки мы застройщиков возьмемся обременять строительством социальных объектов, прежде всего, школ. Такая форма сегодня возможна, надо постараться ее применить.

Второй момент, на который я хотел бы обратить внимание, это безопасность, причем комплексная безопасность, связанная и с подходом к школе учеников с соответствующим оборудованием всех необходимых переходов знаками, неровностями и прочим, так, безусловно, и безопасность в самой школе. Все школьные объекты к 1 сентября все равно будут приняты, поэтому уровень безопасности надо поддерживать и совершенствовать.

Третий аспект – это обучение учеников с ограниченными возможностями здоровья. Работа в этом направлении начата, но поверьте, коллеги, то, что предстоит сделать, это гораздо больше. Наша основная цель, чтобы ограничение здоровья не стало бы серьезным ограничением для того, чтобы дети находили себя в нашей жизни.

Четвертый вопрос – это кадры, о них мы сегодня говорили. Ирина Геннадьевна, к целевому набору по-тихоньку переходим. Давайте начинать, выхода другого нет, мы не обеспечим школы кадрами.

Последнее. Я просил бы не забывать об исполнении Указов Президента, связанных с заработными платами работников образования всех необходимых сфер.

Спасибо всем за участие.

С помощью данной формы можно отправить информацию о выявленных неточностях или ошибках, обнаруженных на сайте.

Все предложения, касающиеся работы портала, необходимо отправлять через форму обратной связи.
Для того чтобы обратиться непосредственно в орган исполнительной власти для получения консультации его специалистов, нужно перейти на страницу подразделения, в интернет-приемную и воспользоваться формой отправки сообщения.

Текст, содержащий ошибку:

Правильный текст или комментарий: