Мобильная версия

Версия для слабовидящих

1 июля 2016, пятница9:08

Доклад за 2014 год

Доклад Губернатора Ивановской области П.А. Конькова
об итогах деятельности регионального правительства в 2014 году
на расширенном заседании Ивановской областной Думы, 24 февраля 2015 года

 [скачать в формате PDF] (202 Кбайт)

Уважаемые депутаты, участники собрания! Уважаемые коллеги!

Сегодня в рамках внеочередного заседания Ивановской областной Думы мы подведем итоги 2014 года и наметим планы на год текущий. Минувший год был непростым и в социально-экономическом, и в политическом плане. Это был год возвращения прямых всеобщих выборов губернатора области. Прежде всего, хочу поблагодарить всех вас за поддержку, за совместную работу, которую мы проводили в течение года по разным направлениям.
***
Начну, пожалуй, с главного - с финансового блока. Бюджет - наш основной ресурс для выполнения социальных обязательств и обеспечения социально-экономической стабильности в регионе. Важнейшей в сегодняшних условиях считаю задачу формирования сбалансированного областного бюджета. К сожалению, показатели роста доходов областного бюджета в 2014 финансовом году не достигли плановых значений, и тому есть ряд объективных причин. Тем не менее, в сравнении с 2013 годом, они выросли на 600 миллионов рублей. 

Особо отмечу актуальность вопроса финансирования государственного долга Ивановской области. Идет работа по сокращению расходов на его обслуживание, в том числе по замещению кредитов банков бюджетными кредитами. Получен существенный положительный эффект: экономия расходов на обслуживание госдолга составила порядка 40% от того уровня, который был первоначально запланирован. Но на достигнутом рано останавливаться.
В связи со сложившейся ситуацией в стране и в регионе мы обязаны подходить особенно внимательно к бюджетным расходам - не распыляться, исключить неэффективные расходы, определить приоритеты. Оптимизация бюджета будет: отдельные категории расходов мы вынуждены пересмотреть. Регион проходил этот этап в 2008-2009 годах: тогда мы так же на некоторых направлениях увеличивали финансирование, а что-то переносили на более отдаленную перспективу. Однако предостерегу коллег от популизма при принятии подобных решений. Нужен взвешенный, системный подход. 

На ближайшие три года стоит задача ежегодного снижения издержек и неэффективных трат бюджета не менее чем на пять процентов от общих расходов в реальном выражении.

Подчеркну, что социальные статьи расходов останутся для бюджета безусловным приоритетом. Новые вызовы не отменяют наших обязательств перед жителями области!

Ставлю перед департаментом финансов задачу проработать все возможные резервы для пополнения доходной части областного бюджета. В том числе, предстоит принять два важных решения. Первое – проанализировать результаты перехода к исчислению налоговой базы по налогу на имущество для деловых и торговых центров, исходя из кадастровой стоимости, определить окончательно перечень объектов и установить ставку налога на 2016 год. Второе – реализовать право региона на налоговое стимулирование сферы малого бизнеса и выработать решение о снижении ставок по специальным налоговым режимам.
***
Перейду к экономическому развитию. Стратегические цели остаются прежними. Необходимо обеспечить рост экономики, ее эффективность и повышение производительности труда. Эти задачи ставит перед регионами и глава государства Владимир Владимирович Путин.

Впереди напряжённая работа. Сегодня в экономике сохраняются все факторы нестабильности, которые сформировались в прошлом году. Экономика области вслед за российской замедлила темпы роста. Динамика промышленного производства в регионе в минувшем году находилась в отрицательной плоскости. Произошло это большей частью за счет снижения производства в обрабатывающих отраслях. Но это не повод опускать руки. Сегодня как никогда актуальна задача поиска резервов и точной настройки мер поддержки, их использования с максимальным эффектом.

В области разработан план по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности на три года. Здесь и меры по активизации экономического роста, по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта, по снижению издержек бизнеса, по поддержке малого и среднего предпринимательства. Отдельный блок - мероприятия по обеспечению социальной стабильности, в том числе в сфере занятости населения, в здравоохранении и социальной защите. 

Сейчас важно перейти от планирования к практической работе. Да, решение социальных вопросов мы ставим во главу угла. Но надо отдавать себе отчет в том, что без экономической базы не решить социальных задач.

Обращаюсь к депутатскому корпусу, к профессиональным общественным объединениям. Правительство области рассчитывает на ваше активное участие в реализации регионального плана, в экспертной оценке антикризисных инициатив правительства, в согласовании подходов с запросами общества. Центральным принципом в реализации антикризисного плана должна быть открытость и нацеленность на результат. Важно донести до наших жителей не только приоритеты и ориентиры, но и дать четкий ответ, как будут достигаться целевые показатели.

Важнейшими точками приложения сил считаю социальное благополучие жителей области и устойчивость промышленных предприятий. В перечне системообразующих и градообразующих предприятий Ивановской области сегодня 14 предприятий, а «Автокран» войдет в соответствующий федеральный перечень.

Наиболее перспективными субъектами экономики в кризисные периоды справедливо считают именно малые и средние предприятия. Этот сектор, оперативно реагируя на изменения экономической ситуации, может обеспечить стабильность показателей производства, рабочие места, налоговые поступления в бюджет. Не случайно увеличение доли продукции малого и среднего предпринимательства в ВРП и занятости в этой сфере является одной из стратегических инициатив Президента Российской Федерации. Считаю, что Комплексу экономического развития посильна задача по увеличению доли малого бизнеса в ВРП до 20% в соответствии с планом.

Тренд по снижению количества индивидуальных предпринимателей в Ивановской области, продолжавшийся в течение двух лет в связи с повышением размера страховых взносов в Пенсионный фонд России, в 2014 году переломлен. За прошлый год количество малых предприятий выросло на 450 единиц.

В рамках программы развития малого и среднего бизнеса Ивановской области в 2014 году сумма господдержки превысила 190 млн. рублей. И несмотря на сложную ситуацию с региональным бюджетом, мы сохраним наиболее востребованные меры государственной поддержки бизнеса в 2015 году. Как я уже говорил выше, регион также воспользуется переданными полномочиями по применению льготных налоговых режимов для предпринимателей.

Что касается стратегического планирования, внесены изменения в Стратегию социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года. Началась корректировка документов в муниципальных образованиях. Однако Комплекс экономического развития обошел вниманием документ об основных направлениях деятельности Правительства Ивановской области, который также требует внесения изменений. В апреле этот документ с поправками должен быть внесен на утверждение.

В отношении инвестиционного климата, отмечу, что в 2014 году регион завершил большую работу по внедрению инвестиционного стандарта Агентства стратегических инициатив. Утверждена Инвестиционная стратегия Ивановской области.

Но несмотря на то, что проблеме привлечения инвестиций сегодня уделяется такое внимание, по итогам года регион вышел на показатель 29,8 млрд. рублей или 83% к 2013 году. Это значит, что пока Комплекс экономического развития использует далеко не все резервы.

Из важных принятых решений назову введение льгот по налогу на прибыль предприятиям, инвестирующим в производство. Прежде всего, для предприятий ведущих отраслей экономики. В регионе будет снижена ставка по налогу на прибыль до 13,5% для текстильных и швейных предприятий, машиностроителей. До 15,5% снизится ставка налога на прибыль для инвесторов. И, конечно же, доступность кредитных средств - основное препятствие в развитии производств. Необходимо реализовать установку по наращиванию объемов кредитования промышленности. С руководством банков, работающих на территории региона, достигнута договоренность об увеличении кредитного портфеля в производственном секторе на 1% ежемесячно. Также прошу обратить внимание на комплекс мер по обеспечению доступа предприятий к кредитным ресурсам. В том числе, включить в работу залоговый фонд Ивановской области в апреле текущего года. Перечень имущества и положение о залоговом фонде мною уже утверждены. 

В сфере поддержки инвестиционной активности ключевым считаю принципиальное сокращение сроков выдачи разрешительной документации и подключения к инфраструктуре. Пока ситуация неудовлетворительная. Отчетные данные по показателю за 2014 год, например, по подключению к электросетям, - 221 день при плане в 167 дней. Ставлю задачу профильным департаментам добиться сокращения сроков до 90 дней в 2015 году. Считаю необходимым также ввести ответственность должностных лиц органов госвласти и местного самоуправления, ресурсоснабжающих организаций за нарушение требований законодательства о подключении объектов капитального строительства.

Мы не имеем права сворачивать курс на модернизацию экономики области, повышение ее конкурентоспособности. Особую роль здесь играет инновационная составляющая. 

Отмечу, поддержку обязательно получат проекты, которые, несмотря на трудности, продолжают развиваться. Новые проекты тоже будут, но здесь необходимо учитывать складывающуюся ситуацию и чётко представлять источники финансирования.

Говоря о проектах-драйверах, в первую очередь, я имею в виду реализацию проекта строительства комбината синтетического волокна, а также создания нового индустриального парка в Вичуге. Сегодня проект соответствует требованиям программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории России на основе проектного финансирования. Правительство РФ объявило и о запуске программы компенсации расходов регионов на создание индустриальных парков. Ставлю задачу департаменту экономического развития отработать все возможности по привлечению федеральных средств.

Тем более что положительный опыт участия региона в программах имеется. К примеру, в рамках развития текстильно-промышленного кластера проект политехнического университета по созданию инжиниринговой компании по направлению «Текстильная и легкая промышленность» стал победителем общероссийского конкурса и получил грант в размере 120 млн. рублей.
Что касается бюджетных инвестиций в проекты по различным направлениям, то одним из нововведений 2014 года стал переход на программный бюджет. В 2014 году мы начали работать над 18-ю госпрограммами. В текущем году открыли дополнительно еще одну программу - Управление имуществом Ивановской области и земельными ресурсами. Доля расходов областного бюджета в рамках государственных программ составила более 99,3% или 35,5 млрд рублей. Но считаю, что нужно перенести акцент при формировании госпрограмм. Это должны быть не бухгалтерские документы, а документы стратегического планирования. Ключевыми требованиями в бюджетных инвестициях должны стать бережливость и максимальная отдача! Ещё раз подчеркну и обращаю внимание службы финансового контроля и правоохранительных органов: необходимо разработать систему жёсткого контроля за использованием бюджетных средств.
***
Наша область, в первую очередь, - индустриальный регион. Но агропромышленный комплекс оцениваю сегодня как самостоятельный сектор экономики. Достаточно сказать, что общая стоимость инвестиционных проектов в АПК и пищевой промышленности региона сегодня составляет 1 миллиард 600 миллионов рублей, в том числе в животноводстве – 1 миллиард 400 миллионов рублей.

Этот положительный тренд необходимо закрепить и уделить развитию сферы мясного животноводства особое внимание. Сегодня местные товаропроизводители полностью обеспечивают потребности региона по ряду важнейших продовольственных товаров (например, по яйцу, картофелю, овощам). При необходимости мы полностью обеспечим область своим хлебом. Неплохой показатель самообеспеченности по молоку и молочной продукции – около 80%. А вот по мясу этот показатель пока чуть превышает 20%.

Отмечу, что в 2014 году Ивановская область собрала хороший урожай зерна – свыше 130 тыс. тонн, в полтора раза выше уровня 2013 года. В том числе продовольственной пшеницы более 27 тыс. тонн. Неплохо земледельцы области поработали на закладку урожая 2015 года. Важно довести бюджетные субсидии на проведение весеннего сева до конца февраля.

Общая финансовая поддержка аграрного сектора из федерального и областного бюджетов в 2014 году составила 615 млн. рублей. Приносит результаты программа поддержки начинающих фермеров Ивановской области. Вообще это направление считаю перспективным. В Ивановской области сегодня фермерами и личными подсобными хозяйствами производится до 60% валового объема сельхозпродукции.

Вместе с тем, в области есть сегменты сельскохозяйственного производства, которые в силу серьезных инфраструктурных изменений требуют повышенного внимания органов власти. Прежде всего, имею в виду ситуацию на «Ивановском бройлере», в «Совхозе «Тепличный» и на фабрике «Красная Заря». Сегодня областное правительство занимается этими предприятиями в «ручном режиме», ведет поиск инвесторов. Надо признать, не все проходит гладко. Но в целом ситуация находится под контролем.

Также в текущем году продолжим внимательно заниматься инвестиционными проектами в области освоения лесов. Запланирован запуск деревообрабатывающих производств в Палехском, Кинешемском, Юрьевецком районах. Подчеркну, контроль за исполнением инвесторами своих обязательств будет жестким. Такую задачу ставлю перед комитетом по лесному хозяйству. Так, с одним из инвесторов в прошлом году договор аренды был расторгнут. 

В целом 2015 год для сельского хозяйства будет непростым. И в этих условиях нужно определить направления и формы господдержки. При необходимости внести соответствующие изменения в действующую госпрограмму. Жду от департамента сельского хозяйства конкретных предложений.
***
Не ошибусь, если скажу, что из всех отраслей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на уровень и качество жизни наших граждан, ЖКХ, дорожно-транспортное хозяйство и строительство занимают особе место. 

В условиях экономической нестабильности, которой ознаменовался прошедший год, мы приложили максимальные усилия для поддержания заданного темпа развития этих отраслей. Надо ли говорить, что многие проекты и программы приобретают особую социальную значимость.

Так, в 2014 году на территории региона были продолжены мероприятия по строительству, капитальному ремонту и реконструкции детских садов в городах Иваново, Кохма, Шуя, Фурманов, благодаря чему создано около 1700 мест для детей дошкольного возраста. В текущем году планируем завершить строительство восемь детских садов, из них трех в Иванове, а также в Шуе, Гаврилов-Посаде, Кинешме, Кохме, в Ивановском районе. Это позволит создать дополнительно 1260 мест для дошколят. Разумеется, все дети, в том числе младше трех лет, должны получить возможность посещать детский сад. И этот вопрос не обсуждается! Проблему детских садов надо полностью снять в 2016 году. 

Важной составной частью семейной политики является помощь ивановским семьям в решении, пожалуй, самого острого вопроса – жилищного. В 2014 году на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, поддержке ипотечного кредитования, обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет бюджетов всех уровней было направлено более 300 млн. рублей. В результате 311 семей региона получили возможность улучшить свои жилищные условия. 17 семей получили выплаты на строительство жилья в сельской местности.

В целом по итогам 2014 года мы достигли показателя ввода жилья свыше 250 тыс. кв.м. Очевидно, что львиная доля жилья строится в областном центре. В 2014 году темпы ввода жилья в Иванове достигли рекордных показателей - более 150 тысяч кв.м. жилья. Однако по этому показателю область занимает последнее место в ЦФО. Ситуацию надо исправлять! И, прежде всего, обращаю внимание коллег на стимулирование развития жилищного строительства во всех муниципалитетах региона!

Также в регионе пока не реализуется инициатива по развитию некоммерческого найма жилья. Необходимо продумать алгоритм решения задачи, в том числе за счет привлечения частных инвестиций.

Отдельно обозначу задачи по программе расселения аварийного жилья. Руководство страны ставит цель к концу 2017 года ликвидировать аварийный жилфонд, признанный таковым до 2012 года. Принято к исполнению безусловно: нам еще предстоит расселить 4,5 тысячи человек из 283 многоквартирных домов.

Но не во всех муниципалитетах все гладко. Далеко не везде программа выполняется в срок: где-то завершаются основные строительно-монтажные работы, где-то еще приобретают жилые помещения. Укажу, что срыв сроков допущен, в первую очередь, из-за недостаточного контроля со стороны муниципальных органов власти за работой подрядчиков. Все долги должны быть закрыты до 1 апреля 2015 года! И спрос будет строгий, вплоть до кадровых выводов! Департаменту строительства поручаю взять завершение работ буквально под ежедневный контроль. Кроме того, коллеги, необходимо повысить требования к качеству жилых помещений, куда мы переселяем граждан. Абсолютно недопустимо, когда недоделки и недостатки делают новый дом некомфортным для проживания. 

Вопросы развития жилищно-коммунального комплекса, что называется, постоянно на повестке дня. Проблемы в этой отрасли касаются каждого гражданина и всегда имеют широкий общественный резонанс. Поэтому обращаю внимание на принцип открытости: нужно обеспечить обязательное публичное обсуждение решений, принимаемых в сфере ЖКХ, активнее привлекать к этому депутатский корпус, общественные объединения.

Индекс роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги в 2014 году в среднем по области составил 104,2%. Это один из самых низких показателей за последние два десятилетия. К сожалению, по ряду объективных причин в 2015 году мы не сможем сохранить эту тенденцию. На 2015 год ФСТ утвердила индекс роста платы 108,8%. 

При этом в регионе продолжает работать механизм утверждения льготных тарифов для населения. В условиях нестабильности важно исключить социальную напряженность, связанную с оплатой коммунальных услуг по экономически обоснованным тарифам. Поэтому мы продолжим субсидирование предприятий коммунального комплекса в рамках тарифного регулирования. В 2014 году субсидии областного бюджета на покрытие разницы между экономически обоснованным и тарифом для населения составили почти миллиард рублей (950 млн. рублей).
Важно понимать, что уровень тарифов коммунального комплекса напрямую связан с техническим состоянием материальной базы отрасли и усилиями по перевооружению. Приток инвестиций, в том числе, частных в коммунальную сферу для нас необходим, так как решить в одночасье накопившиеся проблемы только за счет бюджетных средств невозможно. Например, отмечу опыт строительства новой блочно-модульной котельной в Фурмановском районе. В проект привлечены более 100 млн. рублей средств внебюджетных источников. А также техническое перевооружение шести источников теплоснабжения в Кинешемском, Лежневском, Лухском, Пестяковском, Родниковском, Савинском районах.

Ключевым моментом 2014 года в сфере ЖКХ стал запуск новой региональной системы капитального ремонта жилфонда. Принята программа, рассчитанная на 2015-2044 годы. Создан региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов. В текущем году будет отремонтировано более 600 домов.

Работа шла непросто, профильный департамент выслушал много заслуженной критики в свой адрес. Программа вызывает споры, непонимание и где-то даже недовольство наших граждан. Людей в первую очередь заботит, чтобы накопленные в фондах капремонта средства были потрачены по назначению. Поддержу депутатский корпус в том, что программа требует доработки. Прошу приступить к работе по ее корректировке, а именно - провести тщательный анализ очередности домов и внести коррективы с учетом изменений состояния жилфонда и накопленных на ремонт средств. Еще раз напомню про принцип гласности, открытости при принятии этих решений. 
***
Из инфраструктурных вопросов одним из важнейших считаю газификацию. Уровень газификации Ивановской области в целом сегодня составляет 75,73%. За год мы приросли на 160 км газопроводов, газифицировано свыше 4000 домовладений и квартир.
Да, общий уровень газификации Ивановской области на 10% выше, чем в среднем по России. Но уровень газификации сельских населенных пунктов почти в два раза ниже общероссийского. И в этом вижу серьезный вызов. Наша задача на 2015 и последующие годы – наращивать уровень газификации сельской местности, постепенно доводя его до среднероссийского.

Мы совместно с «Газпромом» продолжаем программу газификации. В этом году голубое топливо придет в 30 населенных пунктов. Газ получат жители порядка восьми тысяч домовладений и квартир. Завершается разработка ПСД на строительство 12 межпоселковых газопроводов общей протяженностью около 190 км в Гаврилово-Посадском, Заволжском, Комсомольском, Палехском, Родниковском, Фурмановском, Южском районах. Это перспектива газификации 52 населенных пунктов. 
***
А теперь о дорогах. В 2014 году расходы дорожного фонда составили более 2 млрд. рублей. Сегодня перед нами стоит стратегическая задача Президента Российской Федерации по удвоению объемов дорожного строительства до 2022 года по сравнению с предыдущим десятилетием. Таким образом, в регионе предстоит построить и реконструировать более 100 км автомобильных дорог.

За последние два года в Ивановской области построено и реконструировано почти 18 км автомобильных дорог. В 2014 году введен мост через реку Ячменка в Пучежском районе, реконструирована автомобильная дорога Иваново – Кохма. Начаты работы по строительству серьезнейших объектов: моста через реку Уводь в Авдотьино и 11 км дороги Жажлево – Ильинское в Заволжском и Кинешемском районах. Продолжим работы по строительству автодороги Шевригино – Хрипелево в Родниковском районе и дороги по ул.Кочетовой в Кохме. Ставлю задачу профильному департаменту совместно с муниципалитетом уделить особое внимание развитию дорожной сети города Иваново.

Приступили и к решению проблемы, которая, что называется, набила оскомину - строительство объездной автодороги в Иванове. В текущем году начнем работы на Западном обходе, который должен соединить федеральную трассу М7 (Москва – Нижний Новгород), ярославскую трассу и трассу А113 (Иваново – Кострома). Срок – третий квартал 2015 года. Следующий этап – строительство дороги Авдотьино – Минеево, соединяющей ул. Минскую и ул. Революционную. Здесь необходимо привлечь из федерального бюджета дополнительные средства в пределах 300 млн. рублей. 

По Восточному обходу заручились поддержкой Росавтодора. Этот проект войдет в перечень финансируемых из федерального бюджета. Ориентировочно названы сроки по корректировке проектной документации – 2018 год. Наша цель – эти сроки максимально приблизить. 

Еще одна перспективная задача – это ускорение железнодорожного сообщения по маршруту «Иваново-Москва». Нужно использовать все возможности. Первая: сокращение времени в пути действующего поезда за счет оптимизации графиков движения поездов и электричек во Владимирской, Московской областях и городе Москве. Убедить коллег скорректировать графики движения поездов пока очень сложно, но работу нужно продолжать. Вторая возможность: по предварительным данным высокоскоростная магистраль Москва-Казань пройдет через Суздальский район. Соответственно, департаменту дорожного хозяйства и транспорта задача проработать вопрос регулярного транспортного сообщения до мест остановки поезда.

Что касается развития водного транспорта на территории региона, то, несмотря на непростую финансовую ситуацию, планируется в этом году запустить речное сообщение по маршруту Плес – Кинешма с последующим продлением до Костромы. Нужно подумать и над другими возможными маршрутами с точки зрения туристической привлекательности и развития проекта «Волжская Ривьера».
Есть подвижки и в развитии воздушного транспорта. В 2014 году выполнялись регулярные авиарейсы по маршрутам на Москву, Санкт-Петербург, Анапу. Открывались новые маршруты в Симферополь и Казань. В общей сложности пассажиропоток на авиарейсах за последние два года увеличился более чем в два раза. Цель для Комплекса развития инфраструктуры – не снижать планку. Количество рейсов до Санкт-Петербурга увеличиваем до четырех в неделю с апреля. С июня – на Симферополь по три рейса. Во втором полугодии запустить авиасообщение с Анапой и Казанью.

Параллельно стоит задача по дальнейшему развитию аэропорта «Иваново». Здесь конкретное поручение департаменту - форсировать подготовку и направить в Росавиацию на рассмотрение пакет документов по открытию воздушного пункта пропуска через государственную границу для организации международных авиарейсов из аэропорта.
***
Теперь перейду к наиболее волнующей наших граждан сфере – социальной.
Начну со здравоохранения. В 2014 году на оказание медицинских услуг населению, укрепление базы лечебных учреждений, лекарственное обеспечение направлено свыше 10 миллиардов рублей из областного и федерального бюджетов. 
Хочу подчеркнуть, что расходы на здравоохранение, на заработные платы врачей и медперсонала в бюджете региона сегодня - абсолютно защищенная статья. Практически все запланированные показатели повышения заработной платы работников учреждений соцсферы выполнены. Но наблюдается дисбаланс между отдельными категориями работников. Мною дано конкретное поручение - провести мониторинг заработных плат работников учреждений соцсферы на территории Ивановской области и принять меры по ликвидации этого дисбаланса. 

По существу. Есть показатели, которые на протяжении последнего времени улучшаются. Неплохая динамика по снижению смертности от болезней кровообращения и по ряду других заболеваний. Младенческая смертность снизилась на 15%. Всё это связано и с серьезным переоборудованием клиник, и с увеличением профилей высокотехнологичных операций. Кстати, объемы высокотехнологичной помощи в прошлом году увеличены вдвое в сравнении с 2013 годом. И эту динамику нужно сохранять. Дополнительно 2015 год объявлен на федеральном уровне Годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Это накладывает на департамент здравоохранения дополнительную ответственность.

В 2014 году в здравоохранении области внедрена трехуровневая система работы. Проведено 1700 консультативных выездов в ФАПы и отделения врачей, в ходе которых осмотрено 46,5 тыс. пациентов. Для тех же целей обеспечения доступности медпомощи для сельских учреждений приобретены 37 автомобилей, продолжил работу передвижной медицинский комплекс.
В прошлом году единовременные выплаты в размере 1 млн. рублей получили 10 молодых специалистов, направленных на работу в сельские лечебные учреждения. Отмечу положительный опыт по закреплению молодых специалистов в Тейковском, Приволжском, Родниковском, Вичугском районах, а также в городах Шуя и Тейково. Ставлю задачу распространить этот опыт в других муниципалитетах.

Главными задачами для департамента остаются профилактика и раннее выявление заболеваний, особенно в онкологической службе! Для этого необходимо продолжить системную работу по диспансеризации. Отдельное внимание уделить и поликлинической службе. Сигналов о грубом, а иногда просто халатном отношении, к счастью, стало меньше. Но результаты социсследований говорят пока о незначительном повышении уровня удовлетворенности населения доступностью и качеством медицинской помощи. Причем по отдельным поликлиникам отзывы разнятся от 100% до 50% уровня удовлетворенности. Много вопросов остается к работе регистратур, в первую очередь электронной, а также длительности ожидания приема у врача. 

Вопрос ценовой и ассортиментной доступности лекарств должен находиться в фокусе внимания Комплекса соцсферы постоянно. Ключевая задача - это контроль за лекарствами из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Говоря об итогах года в социальной сфере, нельзя не остановиться на мерах по стимулированию рождаемости. Сегодня в регионе количество многодетных семей достигло 5200, а за прошедший год в 800 ивановских семьях родился третий или последующий ребенок. В качестве меры поддержки всего за четыре года в собственность предоставлено более 2000 участков. При этом в 2014 году предоставлено участков больше, чем за три предыдущих года. Мы совсем недавно разбирали причины, по которым в регионе не удалось полностью закрыть очередь в трех муниципалитетах. Коллеги, повторяться не буду, решения будут предельно конкретные. До конца года вопрос по городу Иваново, Кинешме и Кохме закрыть! То же самое по инфраструктуре: работу продолжаем. Проекты планировки готовы только в Шуе и Шуйском районе, Ивановском и Родниковском районах. В текущем году на эти цели в бюджете предусмотрены 200 млн. рублей.
***
Объем бюджетного финансирования образования в 2014 году - более 12 млрд. рублей. Наиболее заметные изменения произошли в сфере дошкольного образования. Новые 1700 мест и отсутствие очереди в детсады для детей от 3 до 7 лет – это хороший результат. В сфере общего образования сегодня 93% школьников обучается в современных условиях. Всё это, безусловно, отнесу к достижениям. 

Однако есть ряд вопросов, над которыми в течение года предстоит поработать особенно тщательно. Во-первых, увеличивать число школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного обучения. 
Во-вторых, полностью развернуть проект «Электронной школы», чтобы все учащиеся и их родители могли использовать весь функционал, а не только «электронную проходную», как в ряде случаев. Это совместная задача департамента образования и департамента развития информационного общества. Также как и обеспечение бесперебойной работы сервисов по записи детей в детсады и в школы через портал госуслуг.

В третьих, доработать многоуровневую систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. У нас есть четкая задача, которую сформулировал в своем Послании Президент: к 2020 году как минимум в половине колледжей подготовка по 50 наиболее востребованным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими стандартами.

Одно из главных условий развития экономики – это, конечно, хорошо подготовленный и квалифицированный рабочий класс, инженерные кадры. Считаю, что регион просто обязан формировать «заказ» на подготовку специалистов определенного профиля, исходя из потребностей экономики. Профильные департаменты обладают сегодня всеми возможностями, нужно только приступить к системной работе и не останавливаться. В отношении подготовки специалистов в вузах – активнее отстаивать свою позицию в Минобразования. Чтоб не получалось так, что область накануне реализации крупного проекта в текстильной промышленности вдруг оказалась под угрозой остаться без подготовленных специалистов.

Что касается рынка труда, то в 2014 году в регионе сохранялись положительные тенденции. В течение года уровень регистрируемой безработицы не превышал 1%. Это был своего рода резерв. Сегодня в сложных экономических условиях следует ожидать роста напряженности. Меры по регулированию рынка труда – одни из самых важных и конкретных, подкрепленных финансированием, федеральными программами в антикризисном плане. Наша задача - в опережающем режиме ориентировать на перспективные отрасли тех, кто будет испытывать трудности с работой.

Средняя заработная плата в регионе с учетом малого бизнеса по итогам года превысила размер прожиточного минимума в 2,5 раза и составила более 20,5 тысяч рублей (выше на 8,3% уровня 2013 года). Повторю, заработная плата, гарантии трудовых прав жителей для нас в приоритете. Реальным действенным механизмом согласования позиций между правительством, работодателями и работниками становится комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Хочу поблагодарить участников процесса за активную работу в минувшем году, итогом которой стало подписание соответствующего соглашения.
***
Перехожу к итогам работы и задачам по комплексу внутренней политики.
2014 год, объявленный в России Годом культуры, стал для Ивановской области по-настоящему особенным. Он прошел под знаком 90-летия Палехского искусства и 80-летия Холуйской миниатюры, 100-летия музея им. Бурылина, кинофестиваля им. Тарковского и многих-многих других ярких событий. 

Из серьезных решений в этой сфере - шаги в реализации «майских» Указов Президента по увеличению средней заработной платы работников культуры. В муниципальных учреждениях заработная плата увеличилась на треть. В абсолютных цифрах, конечно, уровень зарплат пока не очень высок, но над этим мы будем работать. В прошлом году был сделан акцент на укрепление базы именно муниципальных учреждений культуры: 16 местных домов культуры получили средства на ремонт. По гранту Минкульта муниципалитеты получили 6 единиц спецтранспорта.

2015 год пройдет под знаком Года Литературы. Заявлен ряд библиотечных конкурсов и фестивалей, творческих встреч, ярмарок. В последние годы мы уделяем внимание поддержке библиотечной сферы, профильных общественных объединений, литературных музеев. Работа, безусловно, должна быть продолжена на новом уровне, и Год Литературы для этого – прекрасный повод.
***
Всех нас в этом году ждет знаменательное событие – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. К сожалению, сегодня возникают внешние идеологические вызовы для России, связанные с ревизией роли страны во Второй мировой войне. И наш общий долг в том, чтобы юбилейный год прошел во всех смыслах достойно! Поэтому обращаюсь ко всем присутствующим, коллегам: прошу вас подойти к организации всех мероприятий ко Дню Победы предельно серьезно, но в то же время с душой. 

Из первоочередных задач – работа с ветеранами. Конечно, создать достойные условия жизни для каждого из них, – это наш долг. Задача Комплекса социальной сферы совместно с муниципалитетами продолжить работу по улучшению жилищных условий ветеранов. Завершайте работу по обследованию и принимайте меры по оказанию помощи и мер соцподдержки. Коллеги: важно дойти до каждого ветерана индивидуально! Самого активного участия в подготовке к юбилейным мероприятиям жду от молодежных и волонтерских объединений.
***
Что касается молодежной политики, обозначу два важных проекта. Первый: создание Дворца молодежи на базе кинотеатра «Современник» в Иванове. Важно, что инициатива исходит от самих ребят. Идею мы обсуждали областном форуме талантливой молодежи «Олимп» летом прошлого года. Решение принято. Поручение департаменту молодежной политики и спорта разработать концепцию и начать претворять ее в жизнь уже в этом году.

Вторая задача - реализация амбициозного проекта, поддержанного на уровне Правительства России –Международного молодежного фестиваля в 2021 году. Возглавить оргкомитет фестиваля дал согласие министр образования и науки Дмитрий Викторович Ливанов. Предварительно достигнута договоренность провести первое заседание оргкомитета в июне текущего года в Иванове.

Вообще, считаю идею перехода к грантовой системе в сфере молодежной политики актуальной. На опыте работы с социально-ориентированными НКО такая система приносит свой результат. Финансовую поддержку в 2014 году получили 37 некоммерческих организаций, общий объем поддержки превысил 10,5 млн. рублей. Финансирование увеличено в 4 раза в сравнении с 2013 годом. В результате мы наблюдаем тенденцию роста активности НКО в реализации социально значимых проектов. Если в 2013 году на получение грантов претендовали около 50 организаций, то в 2014 - уже около 100. Обращаю внимание департамента внутренней политики и департамента социальной защиты населения на задачу по развитию НКО в социальной сфере. Также ставлю задачу департаменту внутренней политики проработать вопрос привлечения федеральных субсидий, которые распределяет Минэкономразвития на финансирование некоммерческих проектов в регионах.
***
В текущем году мы продолжим финансировать строительство ряда спортивных объектов в регионе. Смысл развития спортивной инфраструктуры не только в том, чтобы развивать базовые виды спорта, готовить спортсменов в состав сборной, но и создавать условия для занятий спортом как можно большего числа жителей региона. 

В 2014 году продолжена работа по строительству спортивных объектов в муниципальных образованиях. Регион принял участие в новом федеральном проекте «Детский спорт». В результате в 29 сельских школах проведен капитальный ремонт спортивных залов, еще для 20 школ закуплен спортинвентарь, построено три спортплощадки. Закончилось строительство зала для футбола на стадионе «Локомотив» в Иванове, где с января этого года проводятся занятия. Продолжается строительство ФОКа с бассейном в Родниках и спортивного центра в Приволжске. Несмотря на все трудности, стройки будут продолжены, регион заручился поддержкой Минспорта. А при сооружении малобюджетных спортивных сооружений на территории региона нужно развивать формы государственно-частного партнерства. В связи с реализацией плана мероприятий Всероссийского комплекса ГТО считаю необходимым придать новый импульс программе строительства универсальных спортивных площадок в муниципалитетах. 
Хочу подчеркнуть, что при строительстве любых спортивных объектов в обязательном порядке проект должен предусматривать доступность для людей с ограниченными возможностями здоровья.
***
Уделю внимание доступности государственных и муниципальных услуг. Нельзя не отметить, что работа по приближению услуг к потребностям заявителей в регионе набирает хороший темп. Ивановская область отмечена профильным министерством в числе лидеров по этому направлению. В восьми муниципальных образованиях региона открыты 10 многофункциональных центров. К концу 2015 года в откроются еще семь МФЦ. А в сельских поселениях в структурных подразделениях МФЦ заработают 365 окон по предоставлению услуг. Таким образом, регион выполнит положения «майских» указов Президента по охвату населения сетью многофункциональных центров до 90%.

Серьезнейшая задача – перевод госуслуг в электронный вид. Как показала практика, электронные услуги пользуются популярностью. Например, 80% всех заявлений о зачислении детей в школу поданы через региональный портал.
Но как показал опыт первых лет внедрения ряда проектов, существуют серьезные проблемы, которые нам необходимо решить в самой ближайшей перспективе. Во-первых, считаю, что время пилотных проектов и точечной информатизации учреждений прошло. Сегодня наша цель - это обеспечение широкого распространения наиболее востребованных у населения сервисов. Плюс интеграция регионального портала госуслуг с платежным шлюзом, чтобы каждый житель региона мог и оплатить и получить услугу, не выходя из дома.

Во-вторых, все электронные сервисы должны надежно функционировать. Перебои в их работе недопустимы. Мы могли часто видеть, как профильный департамент отчитывается о запуске нового проекта, а при его использовании оказывается, что функционирует он не стабильно и возможности его существенно ограничены. Так было и с картой мониторинга уборки города, и с электронной картой общественного транспорта. Необходимо устранить все недочеты.
***
Перейду к вопросам развития местного самоуправления. В прошедшем году были внесены существенные изменения в федеральное законодательство. Регионы должны были определиться с моделью организации муниципальной власти и вопросами перераспределения полномочий.

В регионе на сегодняшний день приняты два закона. Один закрепил действующую систему организации местного самоуправления. Представительный орган формируется путем делегирования глав и депутатов поселений района, а главы администраций назначаются на должность по контракту. Второй закон устанавливает «переходный период», объективно необходимый для решения финансовых и имущественных вопросов в работе органов местного самоуправления сельских поселений. 
В этой связи одно из перспективных направлений работы в 2015 году – дальнейшее преобразование структуры органов местного самоуправления Ивановской области.

Во-первых, переход к «единой» администрации на уровне муниципального района и поселения, которое является административным центром района. На сегодняшний день в уставы 17 муниципальных районов внесены соответствующие нормы. Эти изменения вступят в силу по окончании срока полномочий действующих органов местного самоуправления (т.е. после проведения в регионе муниципальных выборов в 2015 году). Здесь два сильных аргумента, с которыми трудно спорить: повышение эффективности работы и сокращение расходов на содержание управленческого аппарата.
Во-вторых, продолжится укрупнение муниципальных образований путем объединения поселений с численностью до 1000 жителей, что позволит сконцентрировать в поселениях средства бюджетов и направлять их на решение вопросов местного значения.
***
В завершающей части затрону тему противодействия экстремизму, предупреждения религиозной и национальной нетерпимости. Проявлений террористической активности, этнических и межнациональных конфликтов на территории региона в 2014 году не зафиксировано. Межнациональные и межконфессиональные отношения в области с уверенностью можно характеризовать как стабильные. В феврале Ивановская область в сфере гармонизации межконфессиональных отношений отмечена на федеральном уровне. Представители трех традиционных конфессий награждены федеральной общественной наградой «За вклад в укрепление межконфессиональных отношений».

Большую роль в этом отвожу слаженной работе правоохранительных органов, общественных организаций, региональных органов власти и органов местного самоуправления. Отмечу успешную работу Ивановского дома национальностей. Здесь регулярно проходят разноплановые мероприятия. Считаю, что этот положительный опыт нужно шире распространять в муниципалитетах, оказывать консультативную и организационную поддержку на местах.
***
Завершая свое выступление, хочу призвать всех присутствующих, представителей законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, общественности к консолидации усилий. Сегодня необходимо усиливать и блок работы с фракциями, образованными в Ивановской областной Думе. В связи с этим поручение Комплексу внутренней политики организовать в ближайшее время мою встречу с фракциями, а в дальнейшем перейти к работе в режиме регулярных рабочих встреч с представителями политических сил, представленных в региональном парламенте.

Сейчас, когда перед регионом, перед каждым жителем области встают всё новые вызовы, нам всем нужно включиться в практическую работу. 

Просто в текущем году не будет ни в экономике, ни в финансовом секторе, ни в социальной сфере. И поэтому необходимо работать на упреждение, а не констатировать кризис. Самостоятельно искать выход из непростых ситуаций, а не пережидать их. Сегодня от каждого из вас, от всех членов команды жду инициативы, активной работы, личной заинтересованности и ответственности за свой участок работы и за наше общее дело – развитие Ивановской области. Настало время каждому из нас делом доказать свою заботу о людях, о регионе и стране.

Спасибо за внимание!

Отчет о результатах деятельности Правительства Ивановской области за 2014 год (202,62 Kb)   Презентация о результатах деятельности Правительства Ивановской области за 2014 год (779,94 Kb)  

С помощью данной формы можно отправить информацию о выявленных неточностях или ошибках, обнаруженных на сайте.

Все предложения, касающиеся работы портала, необходимо отправлять через форму обратной связи.
Для того чтобы обратиться непосредственно в орган исполнительной власти для получения консультации его специалистов, нужно перейти на страницу подразделения, в интернет-приемную и воспользоваться формой отправки сообщения.

Текст, содержащий ошибку:

Правильный текст или комментарий: