На совещании под председательством Президента России обсудили вопросы повышения эффективности лекарственного обеспечения

На совещании под председательством Президента России обсудили вопросы повышения эффективности лекарственного обеспечения

В Санкт-Петербурге Президент России Владимир Путин провел выездное совещание о мерах по повышению эффективности системы лекарственного обеспечения россиян. С докладом выступил губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский, возглавивший рабочую группу по подготовке к рассмотрению этого вопроса. 

«Повышение качества и продолжительности жизни граждан – это одна из ключевых целей развития страны. Именно вокруг этих задач, вокруг человека всё должно крутиться, всё строиться, в том числе и наши национальные проекты и программы», - отметил Президент России. В качестве основных проблем в сфере лекарственного обеспечения Владимир Путин обозначил отсутствие полной и достоверной информации о количестве граждан, имеющих право на льготы; неравенство в финансировании льгот в разных регионах России, неэффективность сложившейся системы закупок лекарственных препаратов. «Получается, что существующая система льготного обеспечения лекарствами малопродуктивна, к сожалению, и не учитывает потребности конкретного человека», - отметил Владимир Путин.

Станислав Воскресенский на совещании представил доклад «О повышении эффективности системы лекарственного обеспечения в Российской Федерации». Предложен ряд мер, в их числе – упорядочение системы предоставления лекарственных препаратов гражданам при амбулаторном лечении путем формирования единого регистра таких получателей, установление единого перечня лекарственных препаратов, которыми  обеспечиваются льготные категории граждан при амбулаторном лечении в рамках перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Владимир Путин поблагодарил Станислава Воскресенского и участников рабочей группы за проведенную работу.

Отметим, участники совещания также обсудили проблемы доступности медикаментов для населения, механизмы контроля за качеством лекарственной продукции, практику закупок препаратов в разных субъектах Федерации. По итогам совещания будет сформирован перечень поручений, охватывающий весь спектр озвученных вопросов.

Полный текст выступления Станислава Воскресенского

Уважаемый Владимир Владимирович! Коллеги!

Вашим майским Указом поставлена амбициозная задача в области демографии и здравоохранения. Важным звеном выполнения поставленных задач является система организации лекарственного обеспечения.

Для жителей нашего региона, я думаю, как и для жителей всей страны, очень важно решение проблем в сфере здравоохранения и с лекарствами. В Ивановской области, кстати говоря, мы намерены не только повысить качество и доступность услуг, мы вообще рассматриваем здравоохранение как перспективную индустрию экономики региона. Потенциал у нас есть – это и наличие в регионе сильного медицинского вуза, и квалифицированные кадры.

В своем выступлении затрону три блока вопросов, которые волнуют сейчас регионы.

Первое, и Вы об этом говорили в своем выступлении, – это обеспечение льготных категорий граждан.

Законодательством России предусмотрено, что финансовое обеспечение прав граждан на льготное лекарственное обеспечение может проводиться за счет средств федерального и регионального бюджетов. При этом перечень лекарственных препаратов, утвержденный для обеспечения федеральных льготников, включает 357 наименований лекарств, в то время как у региональных льготников право на обеспечение распространяется как минимум на весь перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (сейчас это 699 наименований).

За последние семь лет норматив финансовых затрат на обеспечение граждан лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета вырос почти на 40 процентов. В то же время у федеральных льготников есть право отказаться от получения лекарства в пользу денежной компенсации и далее обратиться за бесплатным лекарственным обеспечением за счет региональных бюджетов. 80 процентов федеральных льготников так и поступают. Мы понимаем, что граждане используют это право не от хорошей жизни и воспринимают денежную компенсацию как прибавку к доходам, однако это существенно увеличивает нагрузку на региональные бюджеты.

Расчеты показывают, что до 50 процентов расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на льготные лекарства, приходится на таких федеральных льготников. С учетом того, что бюджетные возможности у регионов разные, Вы об этом сказали, подушевые расходы действительно от региона к региону различаются более чем в семь раз. Получается, что реализация прав граждан на обеспечение лекарствами ставится в зависимость от финансовых возможностей региональных бюджетов.

Мы понимаем, что проблема системная и решать ее надо поэтапно. И в перспективе, по-хорошему, как и намечалось когда-то в стратегии по лекарственному обеспечению до 2025 года, необходимо переходить на современные механизмы финансирования системы обеспечения лекарствами. Но ряд решений, которые позволят навести порядок, можно принять уже сейчас, причем эти решения не требуют денег – это решения, о чем Вы говорили в своем выступлении, требующие повышения эффективности работы.

Во-первых, сделать единый регистр федеральных и региональных льготников в субъектах Российской Федерации. Во-вторых, предусмотреть в законодательстве обеспечение федеральных льготников по всему перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Эти решения позволят оптимизировать финансовое планирование на уровне региона и за счет этого повысить эффективность обеспечения граждан лекарствами.

Важным решением последнего десятилетия стало формирование федеральной программы обеспечения дорогостоящими лекарствами, так называемой программы семи высокозатратных нозологий. Более 180 тысяч пациентов с такими тяжелыми заболеваниями, как злокачественное заболевание крови, гемофилия, получили реальную возможность лечиться инновационными дорогостоящими препаратами.

С момента создания программы появились новые инновационные лекарства, которые предназначены для борьбы с этими болезнями. Зачастую специалисты федеральных центров назначают пациентам именно эти препараты, а в перечень программы не всегда эти препараты включены. Поэтому мы считаем правильным расширять и обновлять по мере возможности перечень лекарственных препаратов для обеспечения пациентов в рамках программы «Семь высокозатратных нозологий».

Все регионы, конечно же, Владимир Владимирович, с благодарностью восприняли решение по орфанникам. С 1 января 2019 года погружаются пять заболеваний, и, конечно, это разгрузит частично региональные бюджеты, а значит, мы эти деньги направим на приобретение других лекарств. Однако, например, в Ивановской области из 114 граждан с орфанным заболеванием только три человека перемещаются в эту программу с 1 января. В отношении остальных лиц из числа орфанников обязанность обеспечения остается на субъектах Российской Федерации. Поэтому просим продолжить постепенную передачу лекарственного обеспечения лиц, страдающих орфанными заболеваниями, на федеральный уровень.

Теперь второй блок вопросов – это доступность лекарств по рецептам.

К Вам на «Прямой линии», Владимир Владимирович, граждане постоянно с этим обращаются – что их элементарно не обеспечивают лекарствами по рецептам, и часто, как выяснилось, проблемой являются недостатки в управлении логистикой лекарственных препаратов.

Проблема: информационные системы регионов в большинстве случаев – хотя многие коллеги, мы сейчас обсуждали, уже настроили свои информационные системы (но далеко не все) – сегодня не сопоставляют объем выписанных рецептов и объем выданных льготных лекарств.

Эту проблему предлагаем решать за счет полной автоматизации процедур сопровождения рецепта от момента его выписки до получения лекарства пациентом. Для этого необходимо обеспечить развитие регионального сегмента Единой государственной информационной системы здравоохранения. Такая система должна замыкаться на регистр пациентов, единую базу нормативно-справочной информации, в том числе с последующим полномасштабным переходом на систему электронных рецептов.

И третье – закупки. Сегодня зачастую процедура закупок длительная, и на практике, чтобы закупить один препарат, порой уходит до шести месяцев. Некоторые регионы действительно создают, чтобы сократить эти сроки, специальные уполномоченные компании. С точки зрения ФАС такие подходы вызывают вопросы.

Мы просим ФАС внимательно проанализировать эту практику с учетом реальной практики длительности процедур и первостепенной задачи по своевременному обеспечению граждан лекарствами.

Кроме того, мы поддерживаем в соответствии с ранее данным Вашим поручением поэтапный переход к использованию референтных цен при закупках взаимозаменяемых лекарств. Надеемся, что это обеспечит определенную экономию средств и сократит сроки обеспечения граждан лекарствами. Спасибо за внимание.